Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
БОЛЬШОЙ ГРЕХ ( КАБИРА, ФИСК )
(продолжение)
3. Положение того, кто совершил большой грех
Совершившего большой грех (кабира, фиск) называют «муртакиби кабира» или «фасик». Согласно мнению мутазилия и других течений, считающих, что вера состоит из утверждения сердцем (тасдик), словесного заявления о своей вере (икрар) и деяний, большой грешник – фасик не является верующим, а находится на ступени между верой и неверием. Если такой человек умрет, не покаявшись, то он будет обречен на вечные муки Ада, если же покается, то умрет верующим. Хариджиты же считали больших грешников-фасиков полностью неверующими. Согласно мнению суннитов, человек, совершивший большой грех, но по каким-либо причинам не раскаявшийся в нем, все равно является верующим (Так как, по мнению богословов-суннитов, действие не является частью веры). Однако он будет наказан за совершенный им грех. У него также есть возможность покАяться в грехе. Всевышний Аллаh, если пожелает, может простить его в последующей вечной жизни (ахира) или дать разрешение на заступничество за него, а если захочет, то может и воздать ему по его грехам. Но поскольку в сердце у человека есть вера, то в итоге, Аллаh позволит ему войти в Рай. Существуют аяты, которые доказывают, что люди, совершившие большие грехи, за исключением грехов многобожия и неверия, являются людьми верующими. Например (смысл):
«О, вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых вами». (Сура «Аль-Бакара» 2/178).
В этом Аяте об убивавших говорится, как о людях верующих. В Суре «Аль-Худжурат» 49/9 говорится так (смысл):
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их».
Как видно из этого Аята мусульман, воюющих друг с другом, называют верующими.
«О, вы, которые уверовали, обращайтесь к Аллаhу с искренним раскаянием, может быть Ваш Господь простит вам ваши грехи».
(Сура «Ат-Тахрим» 66/8).
В этом Аяте Всевышний Аллаh обращается к уверовавшим людям, совершившим большие грехи «О, вы, которые уверовали», призывая их к покаянию. Есть еще упомянутый нами ранее Хадис, переданный от Абу Зарра аль-Гифари (радыйаллаху анху) (умер в 35 г. Хиджры/652 г.н.э.), который также является доказательством того, что верующий, совершивший большой грех, является грешным мусульманином, но не неверующим. Того, кто совершил большой грех, даже, если он не имеет никакого оправдания в религии, все равно принято считать мусульманином. По таким людям совершаются погребальные молитвы, а также испрашиваются у Аллаhа прощение их грехов. И так продолжается до наших дней, начиная со времен «века благоденствия».
II. СТОЛПЫ ВЕРЫ
А. БОЖЕСТВЕННОСТЬ
1. Вера в Аллаhа
а. Необходимость веры в Аллаhа
История человечества показывает нам, что во все времена у людей были мысли о Боге – Творце, обладающим Высшей Силой и Могуществом, и желание поклоняться Ему, а, значит, было и религиозное верование. Об этом красноречиво рассказывают, например, наскальные рисунки наших предков, живших в простейших условиях. Однако существует разница между истинной верой просвещенного человека и мифами ложных верований невежественного, и заключается она в определении Того, Кто обладает этой Высшей Силой, и какие Имена и Атрибуты Ему присущи.
Это качество, а именно чувство веры в Бога, без сомнения, дано человеку от рождения. Человек с начала пребывания, на Земле чувствовал в себе желание быть благодарным Всемогущему Создателю, вдохновляться Им, с Его помощью познавать созданный Им окружающий мир, себя и Его. В своей вере во Всемогущего человек находил силы для сопротивления всем жизненным тяготам и невзгодам, искал у Него защиты и непременно получал ее.
Насколько ощущение себя, осознание своего существа являются очевидными проявлениями чувства и мысли, настолько же и попытка осознать и понять, что существует Создатель этого мира, без сомнения, есть также проявление чувства и мысли. Поэтому вера в Одного Единого Бога – Аллаhа, равного которому нет и не может быть – это необходимый, обязательный итог этих чувств и раздумий. Она также является долгом каждого разумного человека, достигшего зрелого возраста.
Даже люди, не ведавшие о религии, живя в отдаленных местах, должны своим разумом постичь существование Аллаhа. Ибо человек, наделенный врожденным качеством – чувством веры, узрев во Вселенной совершенную гармонию, просто обязан поверить в существование Одного Единого Творца, подобного и равного которому нет и который обеспечивает весь порядок этого мироздания. В Священном Кур`ане сказано (смысл):
«Разве есть сомнение в существовании Аллаhа, Творца земли и небес?!» (Сура «Ибрахим» 14/10)
б. Доказательства существования Аллаhа
По мнению некоторых исламских ученых, нет необходимости искать внешние доказательства существования Аллаhа, приводя логические суждения и веские аргументы, поскольку вера в Аллаhа является врожденным качеством – внутренним чувством, обязательно присутствующим у каждого человека. Каждый здравомыслящий человек способен обнаружить и понять, что Аллаh существует и что Он – Один Единый.
Доказательства, предъявляемые на этом пути, имеют лишь цель пробудить в человеке существующие у него знания об Аллаhе, о Его единственности, а также развить и углубить их. Это можно сравнить с воздействием магнита: при приближении к нему железо притягивается. Это свойство является скрытой особенностью, и пока оно не исчезнет, будет выполняться заложенное в него действие.
Так и человек, созерцающий в своем внутреннем и внешнем мире знамения, свидетельствующие о существовании Аллаhа, создан Им со способностью усвоить это. Наряду с этим само создание человека, его природа, его рождение являются яркими доказательствами существования Аллаhа. Таковы убеждения имама Аль-Газзали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г.н.э.) и Аш-Шахристани (умер в 548 г. Хиджры/1153 г.н э).
Согласно мнению другой части исламских ученых, люди способны и в состоянии осознать существование Аллаhа, опираясь на целый ряд доказательств внутреннего и внешнего мира, свидетельствующих о существовании Аллаhа. Однако Всевышнего Аллаhа невозможно напрямую воспринимать при помощи органов чувств. И об этом сообщается в Аяте Суры «Аль-Ан’ам» 6/103 (смысл):
«Не постигают Его взоры, а Он все взоры постигает».
Органы чувств дают пищу нашему разуму, стремящемуся познать Аллаhа. Гармония, порядок во Вселенной, окружающий мир, – все они являются знамениями, доказывающими существование Аллаhа. Так разум человека, размышляя о подобных проявлениях, начинает поиски Творца. В Аяте Суры «Фуссылят» 41/53 так говорится по этому поводу (смысл):«Мы покажем им Наши знамения как в них самих (их внутреннем мире), так и во внешнем мире. Пока им не станет ясно, что это – истина (от Аллаhа)».
Не сосчитать путей познания Всевышнего Аллаhа и доказательств Его существования. Мы же попытаемся лишь коротко объяснить самые известные из этих доказательств.