Он величайшая личность в истории Ислама.
Очень уникальна история Салмана Аль-Фариси, который еще в юношеском возрасте вышел в путь в поисках истинной религии. Это статья об истории этого превосходного сподвижника.
История сподвижника Салмана Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) рассказанная им самим.
Абдулла бин Аббас сказал: «Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) рассказал мне: «Я по происхождению перс родом из провинции Асбахан, родился в деревне, которая называлась Джайан. Мой отец был знатным человеком, старостой этой деревни. Когда я появился на свет, отец возлюбил меня больше, чем любое другое творение Аллаха. Его любовь становилась ко мне все сильнее, пока, в конце концов, он не закрыл меня в доме, подобно узнику.
Я был настолько усердным огнепоклонником, что стал хранителем священного огня, которому люди поклонялись. Мне было поручено следить за тем, чтобы этот огонь никогда не угасал, даже на короткое время, ни днем, ни ночью.
У отца было поместье, которым он сам лично управлял. Как-то раз он был занят домашним делом и сказал мне: «О, сын мой, я занят и не имею возможности заняться поместьем, отправляйся туда и займись делами». Я вышел в путь. Как-то, проезжая мимо христианской церкви, я услышал голоса молящихся там людей. Я не понимал, что за эти люди, поскольку отец долгое время держал меня взаперти. Я вошел в нее, чтобы посмотреть, что они там делают. Понаблюдав за их молитвами, я понял, что мне понравилось их поклонение Господу, и я хочу принять их веру. Я сказал: «Клянусь Богом! Это лучше нашей религии». Я остался в церкви, пока не зашло солнце, но так и не добрался до отцовского имения. Затем я спросил их, где находится корень этой религии? Они ответили: в Шаме (Сирия). Затем я вернулся домой, где встретил меня отец — он спросил меня, где я был? «Отец, я зашел к людям, которые поклонялись Господу в своей церкви и я удивился их религии, и мне она очень понравилась. Я не выходил оттуда, пока не зашло солнце». «О, сын, нет в этой религии добра, твоя религия и религия твоих предков лучше нее!». «Клянусь Богом, их религия лучше нашей!», — возразил я отцу. Отец испугался моих слов и того, что я приму их веру и надел на мои ноги кандалы и запер меня в доме.
Будучи взаперти я попросил знакомых передать христианам: «Если к вам придет караван, который отправляется в Шам, то дайте мне об этом знать!» В скором времени меня известили о том, что у христиан остановился караван, который прибыл из Шама для торговли. Я сказал: «Когда завершите свои дела и захотите вернуться в Шам, разрешите мне присоединиться к вашему каравану!». Итак, когда они решили вернуться, я убежал из заточения и отправился с ними Шам.
Прибыв туда, я стал расспрашивать: «Кто у вас самый главный в вашей религии?» Мне сказали, что это епископ, который находится в церкви. Придя к епископу, я заявил, что хочу быть с ними, помогать им в церкви, изучать религию и молиться вместе с ними. «Входи!», — сказал епископ. Однако тот епископ был плохим человеком. Он приказывал людям делать пожертвования, желая обогатиться, а бедные и нуждающиеся ничего не получали. Таким образом, ему удалось собрать семь кувшинов с золотом. Увидев все это, я возненавидел его.
В один день он умер, и христиане собрались хоронить его, я сказал им: «Ваш пастырь был плохим человеком. Он приказывал вам делать пожертвования, обещая за это награду. А когда вы приходили с деньгами, он присваивал их себе и ничего не давал нуждающимся». «А откуда тебе это известно?» — спросили люди. Я сказал им: «Могу показать его сокровища!» — «Да, покажи!», — сказали люди. После того, как я показал место, где епископ прятал деньги, они извлекли из тайника семь кувшинов, наполненных золотом и серебром. Увидев это, они сказали: «Клянемся, мы не будем хоронить его!». Затем они распяли тело его на кресте, и забросали его камнями.
После епископом назначили другого человека, и я продолжил служить ему. Во всем мире не было более аскетичного, набожного и целеустремленного человека, который днем и ночью поклонялся Богу, чем новый епископ. Я очень сильно полюбил его и был с ним какое-то время, но не долго. Он заболел, и когда он был при смерти, я обратился к нему: «Я был с Вами, и полюбил так, как не любил никого до Вас. Теперь Вы покидаете меня — с кем Вы посоветуете быть мне после Вас?» — «Сын мой — такой же человек, как и я, проживает в Мосуле, постарайся попасть к нему!»
После его смерти я вышел в путь к этому человеку, а придя к нему, рассказал ему свою историю: «Когда епископ, у которого я служил, был при смерти, я попросил его посоветовать мне: у кого мне дальше служить? И он сказал, что Вы такой же человек, который стремится к истине». Новый учитель сказал мне: «Оставайся со мной». После того, как стал служить у него, я через некоторое время убедился, что он — наилучший человек. В скором времени, и он заболел, и находился при смерти, и я ему сказал: «Мне было поручено добраться до Вас, а теперь и Вы уходите из жизни. Скажите мне: с кем мне дальше быть?» «О, сын мой, клянусь Богом, я знаю только одного человека, подобного нам — он находится в Насабине, иди к нему». Мой учитель скончался, а я пришел в Насабин и рассказал ему все, как было. Он сказал: «Оставайся у нас». Мой новый учитель оказался таким же добрым, порядочным человеком, как и другие, но через некоторое время и его настигла предсмертная болезнь. Мое обращение было к нему такое же, как и к предыдущим. «Сын мой, клянусь Богом, я не знаю человека, который следует нашему пути, кроме одного, что живет в Амурии. Отправляйся к нему». После его смерти я пришел к нему и убедился, что его поклонение Господу и усердие не отличались от предыдущих. Оставаясь с ним в служении, я стал подрабатывать, получил несколько коров и небольшую прибыль. Пришло и ему время предстать перед Богом, и я вновь попросил совета, к кому мне в этот раз пойти? «Не знаю, сын мой, кто на земле — истинный приверженец религии, как мы. Но наступило время, когда должен появиться последний Пророк на земле у арабов — проповедник религии Ибрахима (мир ему). У него есть такие отличительные знаки: он ест только то, что ему дарят, но не милостыню, и если сможешь — ступай к нему!» После его кончины я жил в Амурии, пока туда не пришли люди из племени «калб» для торговли. Я предложил им своих коров, как имущество взамен, чтобы они взяли меня с собой. Они согласились, взяли с собой, а я отдал обещанное. По пути эти люди захватили меня и продали одному иудею, как раба, и какое-то время я служил ему, пока однажды к нему не приехал племянник из Медины, он был из племени «бану Курайз» — он купил меня у хозяина и взял с собой в Медину. Я узнал этот город, ведь ранее мне описывал его мой учитель. Здесь я и обосновался с новым хозяином.
Настало время, о котором говорилось в священных Писаниях, Всевышний возложил миссию пророчества на Мухаммада (мир ему и благословение).
В то время Пророк (мир ему и благословение) проповедовал среди своего народа в Мекке, но я не слышал его, так как был занят тяжелым рабским трудом. После того, как Пророк (мир ему и благословение) переселился из Мекки в Медину, я как-то раз сидел на пальме, срывал финики, а под пальмой сидел мой хозяин. К нему пришел его племянник, и сказал: «Аллах объявил войну племени «бану Кайла». Люди сейчас собрались с человеком, который прибыл из Мекки и он говорит, что он Пророк Аллаха». Когда я услышал эти слова, меня охватила дрожь, я чуть не упал с дерева. Я слез с пальмы и обратился к племяннику хозяина: «Что ты сказал?» В этот момент разгневался мой хозяин и повелел мне приступить к работе. Когда наступил вечер, я взял с собой немного фиников, собранных днем, и отправился в дом, где остановился Пророк (мир ему и благословение).
Войдя к нему, я обратился к нему: «Мне сказали, что ты — праведный человек, и с тобой — хорошие друзья. Я принес с собой немного еды в качестве милостыни, и вижу Вас более достойными, чем кого-либо другой — отведайте их!» И он сказал своим друзьям: «Ешьте», однако, сам есть не стал. Когда я увидел, что Пророк (мир ему и благословение) не стал, есть принесенную мною милостыню, я про себя подумал: «одно стало ясно!».
После этого я вернулся к хозяину, собрал финики – и затем, когда Пророк (мир ему и благословение) поселился в Медине, я вновь пришел к нему с финиками и сказал: «В прошлый раз Вы не стали, есть финики, принесенные мною в качестве милостыни, а эти финики я дарю, как подарок из почтения к Вам». Пророк (мир ему и благословение) поел финики и повелел своим сподвижникам присоединиться – тогда они тоже вкусили их.
Я подумал про себя: «вот и второе стало ясно!».
Когда Пророк (мир ему и благословение) хоронил сподвижника на кладбище Бакия (кладбище в Медине), я пришел туда, где он сидел со сподвижниками.
Поздоровавшись с ним, я стал разглядывать его спину, чтобы увидеть печать. Заметив это, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сразу понял, для чего я это делаю, и скинул с себя плащ. Тогда я увидел «печать Пророчества», и со слезами на глазах склонился, чтобы поцеловать его.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Повернись!» Я повернулся и рассказал все, что со мной произошло. Этот мой рассказ оказал сильное впечатление на Пророка (мир ему и благословение), и его сподвижники тоже слушали меня.
После этого Салман Аль-Фариси вернулся к своему хозяину — он не смог участвовать в походах в Бадре и Ухуде. Затем Пророк (мир ему и благословение) сказал Салману: «Договорись с хозяином за определенную сумму, чтобы он освободил тебя от рабства». Салман Аль-Фариси заключил договор за определенную меру золота и посадку триста финиковых деревьев. Пророк (мир ему и благословение) обратился к сподвижникам: «Помогите своему брату по вере!» Каждый из сподвижников оказал помощь, чем мог.
Когда дело дошло до посадки деревьев, Пророк (мир ему и благословение) сам лично посадил все деревья, а после этого принес Салману золото — и он смог расплатиться со своим хозяином. Хозяин освободил Салмана от рабства!
В сражении Хандак Салман Аль-Фариси уже сам принял участие, и после этого не пропустил ни одного сражения (Имам Ахмад).
В сражении Хандак Салман аль-Фариси посоветовал Пророку (мир ему и благословение) вырыть окопы, сказав, что на его родине поступают так. Пророку (мир ему и благословение) понравилось это предложение, и, последовав совету Сальмана аль-Фариси, Пророк (мир ему и благословение) велел вырыть ров. Арабы до этого дня не использовали окопы для ведения войны.
Салман был умным и сильным человеком, сподвижники гордились им. Передают со слов Мухамада бину Сирин: «Салман Аль-Фариси зашел к Абудардау в пятничный день и некий человек сказал ему, что он спит. Салман спросил: «А что с ним?» — Тот ответил, что Абударда ночь на пятницу оживляет совершением богослужения, а в пятничный день постится. Салман повелел в пятничный день приготовить еду, затем пришел к нему, и сказал «Ешь!» — «Я соблюдаю пост». — ответил Абударда. Салман Аль-Фариси стал настаивать до тех пор, пока Абударда не поел. Затем пришел Пророк (мир ему и благословение) и сказал тоже самое, что и Салман, и что Салман больше знает, чем ты! Потом Пророк (мир ему и благословение), поставив руку на ногу Адударды, повторил три раза: «Салман знает больше, чем ты!». Обратившись к Абударде, Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Не выделяй пятничную ночь изо всех ночей для богослужения, и не выделяй пятничный день для соблюдения поста!».
Передают от Сабита: «Салман Аль-Фариси был предводителем над некоторыми местностями. Туда прибыл человек из Сирии – он с собой тащил мешок, а Салман был одет в порванный плащ. Увидев Салмана, человек из Сирии сказал: «Подойди, возьми мешок!» — а он не знал Салмана. Салман стал нести мешок, а люди увидели его и узнали — и сказали: «Это же наш предводитель!» — тот ответил, что не знал этого. Затем Салман сказал: «Я сделал намерение, что донесу это до твоего дома».
Смерть Салмана Аль-Фариси
Передают от Хабиба бину Хасана и Хамида бину Маврука Ажалию: «Когда Салмана настигла смертная болезнь, он заплакал — и его спросили: «Почему ты плачешь?» Салман ответил: «Пророк (мир ему и благословение), взял с нас обет с меня, чтобы у нас был достаток, подобный достатку который бывает у путника с собой».
Он боялся, что у него может оказаться больше достатка, чем говорил Пророк (мир ему и благословение). После того, как Салман Аль-Фариси ушел в мир иной, у него нашли вещи, всего лишь стоимостью двадцать дирхамов». Обратите внимание: имея такой малый достаток, Салман плакал, беспокоясь о заключенном договоре с Пророком (мир ему и благословение).
Передают от Шабия: «При взятии местности Жалваля, Салман Аль-Фариси отдал на хранение своей жене сосуд с миском (благовониями), а находясь при смерти, сказал жене, чтоб она принесла его. Он разбавил благовония в воде, затем сказал: «Разлейте эту воду вокруг меня, поистине, меня сейчас навестят не люди и не джинны». Выполнили его просьбу, не прошло и много времени, как Салман Аль-Фариси ушел в мир иной. Это произошло во время правления Усмана (да будет доволен ими Аллах).