29.03.2024

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

О важности повторения и самостоятельного чтения

 

Шейх Мухаммад Аввама, да сохранит его Аллах, пишет, что обязательно как для ученика, так и для учителя читать каждый день перед уроком определенный объем текста: для учителя это тот объем, который он собирается преподавать студентам на следующем уроке, а для ученика — повторение пройденного на предыдущем уроке.

Шейх рассказал по этому поводу историю, которая произошла на его глазах: его учитель по ханафитскому фикху понял однажды, что некоторые студенты не повторяют пройденное. И он мягко сделал классу наставление, передавая слова своего учителя шейха Ибрахима ат-Турманини, да помилует его Аллах: «Дети мои! Я изучал в университете аль-Азхар множество наук. По двадцати шести предметам меня за все годы учебы не спросили ни разу. При этом я ни разу не пришел на урок, не повторив материал».

Имам аз-Зарнуджи пишет в «Та’лим аль-мута’аллим», что толибу важно установить для себя определенное количество раз для повторения урока и не успокаиваться, пока не повторит его установленное количество раз. То есть он берет на себя обязательство прочитанный накануне урок повторять, скажем, пять раз. Разумеется, это зависит от уровня студента, его способностей и того времени, которое он может выделить на учебу. Студент мадрасы может обязать себя читать пройденное, к примеру, 10 раз (или даже больше), а тот, кто совмещает учебу с работой или светской учебой, сможет повторять урок, допустим, раза три. Нужно трезво оценивать свои возможности: не расслабляться, но и не брать на себя непосильную ношу.

 

Великие имамы Ислама стали таковыми, и их имена сохранились в памяти потомков, во многом благодаря тому, что они не давали своим страстям овладеть ими и добивались совершенства во всем, в том числе в учебе. Они повторяли уроки и прочитывали книги сотни раз, заучивали их целиком.

 

Имам Абу Исхак аш-Ширази, да помилует его Аллах, говорил: «Я повторял каждый урок тысячу раз. Когда заканчивал повторение, то брал новый урок, и его повторял тысячу раз. Когда на какой-то вопрос примером был стихотворный бейт, я заучивал наизусть всю касыду»[1]. В других книгах, правда, передается, что имам повторял каждый урок сто раз, и это более вероятно.

 

Имам Ибн аль-Джаузи пишет[2], что ханафитскому имаму Бакра аз-Заранджари (ум. в. 512 г. по хиджре), ученику имама ас-Сарахси, да помилует их всех Аллах, задали какой-то вопрос и он сказал: «Я повторял эту тему однажды ночью на башне крепости Бухары четыреста раз».

 

Имам ибн аль-Джаузи отмечает, что поэтому его приводили в пример как выдающегося знатока ханафитского мазхаба. И когда у него просили урок, он мог дать его с ходу, по памяти, по любой теме, без предварительного повторения и подготовки.

 

Кади ‘Ияд пишет в «Тартиб аль-мадарик»[3] про имама маликитов своего времени Абу Бакра аль-Абхари (ум. в. 375 г. по хиджре), что он читал «Мухтасар» Ибн Адбуль-Хакама пятьсот раз, «аль-Асадийю» семьдесят пять раз, а «Муватту» имама Малика сорок пять раз. Подобные же истории рассказываются и про других ученых: кто-то читал, например, «Сахих аль-Бухари» семьсот раз, кто-то тысячу. Имам ан-Навави признавался, что читал «аль-Васит» имама аль-Газали четыреста раз[4].

 

Но будем реалистами: едва ли кто-то из нас сейчас способен на такое. Такие истории служат скорее мотиваторами для нас, нежели руководством к действию. Нам скорее принесет пользу практический совет имама аз-Зарнуджи, да помилует его Аллах. Его методика такова: вчерашний урок повторить пять раз, позавчерашний — четыре раза, тот, что был до него — три, предыдущий — два, и предыдущий — один. Таким образом ты не просто повторишь пройденное, но и свяжешь его в своем сознании с теми уроками, что были до него. Этот метод подходит и для повторения выученного наизусть. Также имам советует повторять, когда есть силы и энергия, а не тогда, когда устал или хочется спать. И читать вслух, но не слишком громко.

 

О том же пишет и имам аль-‘Аскари, да помилует его Аллах, в «аль-Хас ‘аля толяб аль-‘ильм»[5]: «Следует читать урок так, чтобы слышал сам себя, ведь то, что слышет ухо, отпечатывается в памяти». Шейх Аввама, да сохранит его Аллах, также присоединятся к этому наставлению: всегда читать вслух, будь то Коран или другие книги.

 

Тем же, кто хочет овладеть красноречием и научиться красиво и грамотно говорить по-арабски, шейх советует читать, помимо Корана и хадисов, «Хаят ас-сахаба» шейха Мухаммада Юсуфа аль-Кандехляви и две книги шейха Али ат-Тантави, да помилует их обоих Аллах: «Риджаль мин ат-тарих» и «Кысас мин ат-тарих». Мои учителя так же советовали эти книги.

 

Тем, кто хочет усовершенствовать свой арабский, расширить словарный запас и овладеть грамотной литературной речью, но пока не может свободно читать эти книги, можно посоветовать такую последовательность книг для самостоятельного чтения:

 

— «Кысас ан-набийин» шейха Абу аль-Хасана ан-Надви, да помилует его Аллах.
— Его же «Сира аль-хатам ан-набийин».
— «Суар мин хаят ас-сахаба» и «Суар мин хаят ат-таби’ин» шейха Абдуррахмана Раъфата аль-Баша, да помилует его Аллах.

 

В заключении темы приведем наставление, которое шейх Аввама, да сохранит его Аллах, делает студентам: читать тему, которая идет следующей, до урока по ней, причем из книги более высокого уровня сложности. Это поможет лучше понять тему, усвоить урок и расширит кругозор толиба.

 

Шейх проиллюстрировал это наставление следующей историей: однажды шейх Мухаммад ас-Салкыни, преподававший в мадрасе аль-Хусравийя в Алеппо, ненадолго уехал по какому-то делу и его заменял во время отсутствия шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует Аллах их обоих. Он поразил студентов своими знаниями. Когда шейх ас-Салкыни вернулся, студенты спросили его: «Устаз, а правда, что шейх Абдуль-Фаттах ваш ученик?». Устаз скромно ответил: «Да, однако сейчас я его ученик. Я преподавал ему книгу «аль-Аджуррумийя»[6] по науке нахв, а он читал к каждому уроку эту тему в «Мугни аль-лябиб»[7]. Именно это, заключает шейх Аввама, и сделало шейха Абуль-Фаттаха Абу Гудду непревзойденным специалистом («доводом») в науках об арабском языке, при том что он является «доводом» и в шариатских науках.

[1] Передается в «Табакат аш-шафи’ийя аль-кубра» имама ас-Субки (т. 4, с. 218, идание Исы аль-Баби аль-Халяби, Каир) и в «Сияр а’лям ан-нубаля» имама аз-Захаби (т. 8, с. 458, Муасаса ар-рисаля).

[2] В «аль-Мунтазам» (т. 14, с. 165, ДКИ).

[3] Т. 3, с. 220 (Дар ас-сакафа ад-динийя).

[4] Подробнее об этом в «Ма’алим» шейха Аввамы, с. 258 — 259.

[5] С. 72. (аль-Мактаб аль-ислями)

[6] Короткая книга начального уровня.

[7] Книга шейха Ибн Хишама аль-Ансари, да помилует его Аллах, высокого уровня сложности по науке нахв.

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ 35

 

Ценность коллективного повторения уроков

В прошлой статье мы говорили о важности повторения прочитанного, имея в виду самостоятельное чтение пройденного урока несколько раз. Сегодня речь пойдет о другой форме повторения — коллективной: совместном чтении, обсуждении и размышлении о прочитанном, преподавании и ответах на вопросы друг друга.

 
Учеба может происходить в одиночку, если это, скажем, чтение или конспектирование уроков, а может быть коллективной. Групповое повторение дает более глубокое понимание. Многие люди лучше соображают, если проговаривают информацию вслух. Иногда в коллективе у кого-то появляются вопросы, которые не приходили тебе в голову самому. На некоторые твои вопросы сможет ответить другой студент. Ты тоже, ответив на чей-то вопрос, окажешься полезен ближнему. Кто-то может сообщить тебе по теме больше, чем ты знаешь. Также полезно преподавание пройденного более слабому или отсутствовавшему на уроке толибу. Как говорили мои учителя, преподавание — лучший способ повторения.
 
От саляфов передается немало историй о том, как они собирались в домах друг друга и повторяли науки коллективно, чаще всего ночью, до утреннего намаза. И это повторение они считали важнее дополнительных намазов.
 
Аль-Хатыб аль-Багдади, да помилует его Аллах, передал историю[1] о том, как Абу Муса аль-Ашари пришел к Умару ибн аль-Хаттабу, да будет Аллах ими доволен, после ночного намаза. Умар сказал:
— Что привело тебя ко мне, Абу Муса?
— Давай повторим фикх.
И они повторяли всю ночь. Потом Абу Муса сказал:
— Намаз!
На что Умар возразил:
— Я в намазе.
И они продолжали повторять до наступления времени утреннего намаза.
 
Мы видим, что Умар, да будет Аллах им доволен, посчитал повторение фикха более важным, чем дополнительный намаз, когда Абу Муса аль-Ашари, да будет им доволен Аллах, напомнил ему о «кыям аль-лейль» — ночном нафль-намазе. Это подтверждается словами другого великого сподвижника — Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах: «Учеба — это намаз»[2].
 
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаются слова[3]: «Я разделил ночь на три части: треть для намаза, треть для сна и треть для повторения хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
 
О важности повторения давно пройденного.
 
Любой студент, изучивший уже несколько книг, знает, что спустя какое-то время пройденное забывается, если его не повторять. Это знают хафизы Корана, поэтому им приходится регулярно повторять заученное. Причем, шейхи советуют им читать не менее одного джуза каждый день.
 
Ценное наставление о важности повторения для того, кто уже обладает некоторыми знаниями, привел имам аль-Хатыб аль-Багдади, да помилует его Аллах (без указания автора)[4]:
 
«Знание, если его не использовать и не повторять, подобно миску (благовониям): если он долго находится в сосуде, пропадает его запах. Оно подобно чистой воде: если она долго стоит, то испаряется, или меняется ее вкус и запах. Оно подобно колодцу, в котором бьет источник: если он найдет для себя выход, то превратится в полноводную реку, приносящую пользу всему живому. А если воду удерживать в колодце, то она мало кому принесет пользу, или же пропадет совсем. Также и знания, если их не повторять и не добавлять к ним новых. А если ты будешь повторять и распространять их, то станешь подобен текущей полноводной реке, приносящей пользу: если высохнет один источник, реку наполнит другой, если один из них станет мутным, его очистит другой. И принесет благо земле, урожаю и животным».
 
В этом наставлении речь идет и о важности распространения знаний: как часто мы наблюдаем такую картину: толиб, отучившийся много лет, держит свои знания при себе, ни с кем не делится, не дает уроков, не переводит и не пишет статей и книг, не ведет призыв (даават). Мало того, что есть опасность исчезновения его знаний, если он будет занят мирскими делами и забросит повторение, но даже если он повторяет их, но не делится — он удерживает самое ценное, в чем нуждаются сегодня мусульмане. Он словно скупой богач, закрывший доступ к своим кладовым для умирающих в голодное время.
 
Именно молчание шейхов и серьезных толибов в наши дни и привело к тому, что такие, как автор этих строк, которых в эпоху процветания Ислама и не допустили бы до преподавания и даавата, вынуждены учить людей Исламу, смешивая истину с неизбежными для начинающего толиба ошибками. Остается только надеяться, что Аллах простит эти ошибки или спросит за них с тех, кто должен был говорить об Исламе вместо нас, но молчал.

[1] В «Адаб аль-фикх ва аль-мутафакких» (954).

[2] Передал Ибн Абдуль-Барр в «аль-Джами’» (94).

[3] В «аль-Джами’» (1869 и далее).

[4] В «Адаб аль-факих ва аль-мутафакких» (616).


Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh

________________________________

Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *