НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ
Вероучение(акыда) (часть1)
Мы дошли в нашей классификации наук до самой важной шариатской науки — науки о вероучении, или акыде. Также по-арабски ее называют «усуль ад-дин» (основы религии), «‘ильм ат-таухид» (наука о единобожии) или «‘ильм аль-калям».
Что изучает эта наука? В книгах мы чаще всего находим такое определение акыды: «Наука, изучающая религиозные убеждения, полученные из доказательств, дающих уверенность».
«Доказательства, дающие уверенность» — это аяты Корана, хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеющие самую высокую степень достоверности, а также единогласное мнение исламских ученых (иджма’). То есть такие доказательства, в достоверности которых человек не имеет права сомневаться, которые обеспечивают стопроцентную уверенность в истинности их содержания. Также к источникам правильных положений вероучения ученые относят и здравый рассудок, поскольку многие вещи — такие, как существование Бога — берутся человеком именно из разума. И если разум здоров, он станет для человека фундаментом правильного вероубеждения.
Имам Акмалюддин аль-Бабирти в «Шарх аль-Акыда ат-Тахавийя» дал более подробное определение этой науки: «Это наука, в которой изучаются имена Аллаха, Его атрибуты, действия, состояния Его творений: ангелов, пророков, праведников, имамов, а также начало мира и его окончание — согласно учению Ислама, но не учению философов».
В этом определении перечисленные основные темы и разделы акыды. Мы еще вернемся к разговору о них, иншааЛлах.
Почему эта наука самая важная и ценная? Имам аль-Бабирти ответил на этот вопрос так: «Благородство науки определяется степенью благородства предмета ее изучения. А поскольку Всевышний Аллах — самое величественное из всего существующего, то и знание о Нем — самое благородное и самое важное, наиболее достойное восхваления и возвеличивания. И надежда на спасение дается лишь через его обретение, и духовный рост происходит лишь по мере его постижения.»
Иными словами, причины две:
1. Акыда изучает самое важное из всего существующего, поэтому и сама наука — самая важная.
2. Без изучения акыды невозможно спасение в вечной жизни и духовный рост в жизни земной.
Почему невозможно спасение? Мы знаем, что делает человека мусульманином: определенные убеждения, кратко сформулированные в двух частях исламского свидетельства веры: «Свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — Его Посланник». Простое произнесение этих слов мусульманином не делает, нужно именно быть глубоко убежденным в смысле этих слов — в своем уме и своей душе — то есть иметь определенные убеждения. Какие же это убеждения? Муфтий Мухаммад Таки Усмани, да сохранит его Аллах, сформулировал их так:
«Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий Ислам, следующие:
1. Бог Един. У Него нет ни сотоварища, ни сына или дочери. Он Един в истинном смысле слова, в котором нет места концепции о троице или любым другим убеждениям, которые прикрываются словом «монотеизм», а на самом деле — скрытое многобожие.
2. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является последним Посланником Аллаха, после которого не будет больше посланников или пророков Аллаха (в каком бы то ни было смысле).
3. Священный Коран — это последнее божественное писание, ниспосланное Святому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и всё, что содержится в нём, является истиной.
4. Жизнь после смерти — это вечная жизнь, которую будет проживать каждый после смерти и в которой он получит воздаяние за свои благие и дурные дела.
5. Все предписания Священного Корана и Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в абсолютной и ясной форме, правильны и являются истиной..»[1]
То есть принимающий Ислам правильно уже до произнесения свидетельства веры должен согласиться с некоторыми общими положениями исламского вероучения — проще говоря, на определенном уровне изучить акыду.
Если человек, произнося шахаду, исповедует, скажем, при этом, что догмат о Троице — не многобожие, а истина, или что после Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, могут быть другие пророки — его вера (иман) не действительна. Фактически, Ислам он не принял, даже если он сам считает себя мусульманином, читает намаз, постится и так далее. Если такой человек и впредь не начнет изучать акыду, он не узнает о ложности своих убеждений. В этом случае его итог в Судный день будет самым плачевным.
НАСТАВЛЕНИЕ 21
1. «аль-Акыда ат-Тахавийя» и толкование на нее имама Акмалюддина аль-Бабирти.
2. «Бадъ аль-амали» и толкование на нее имама Мулы Али аль-Кари.
3. «аль-Васыйя» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Акмалюддина аль-Бабирти.
4. «аль-Фикх аль-акбар» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Мулы Али аль-Кари.
5. «аль-Акыда ан-Насафия» и толкование на нее имама Са’дуддина ат-Тафтазани.
1. Шесть книг имама Мухаммада ас-Сануси: «аль-Хафида», «аль-Мукаддимат», «Сугра ас-сугра», «Сугра (Умм аль-барахин)», «Вуста» и «Кубра» и толкования автора на пять последних. По сути это уже готовая программа изучения акыды — от самой легкой книги («аль-Акыда аль-хафида») до самой сложной и подробной («Шарх аль-акыда аль-кубра»).
2. «аль-Харида аль-бахия» и толкование на нее, обе — имама Ахмада ад-Дардира.
3. «аль-Джаухара ат-таухид» имама Ибрахима аль-Лякани и толкования на нее имамов Абдуссаляма аль-Лякани и Ибрахима аль-Байджури.
Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh
________________________________
Azan.kz