29.03.2024
РАЗНОГЛАСИЯ В ТАКФИРЕ НЕЯВНО ПРИПИСЫВАЮЩИХ АЛЛАhУ НЕДОСТАТКИ
(часть 3)
Таков был путь ученых первых поколений, тех, кто жил во времена сподвижников и после них во времена табиꞌинов. Они именно так относились к кадаритам, хариджитам и муꞌтазилитам: не отказывались хоронить их на мусульманском кладбище, не лишали их права на наследство. Однако они прекращали с ними общение, спорили с ними, били их и сражались с ними по мере сил в воспитательных целях. Ведь эти люди – фасики, еретики, заблудшие, совершающие большие грехи, по мнению суннитских мухаккыков, тех из них, кто не считал их кафирами, в отличие от тех, кто считал иначе». Конец цитаты.

Это окончание цитаты из книги «аш-Шифа» Кади ꞌИяда, да помилует его Всевышний Аллах.
В общем же, люди истины едины в том, что правильное в мнение в рациональных науках всегда одно. И те, кто придерживается иного мнения, грешники и еретики. Однако дальше (сунниты) высказали разные мнения относительно того, кафиры они или нет, как было рассмотрено выше.
Аль-ꞌАнбари заблуждался, считая, что каждый муджтахид в вопросах вероучения прав, пока его слова можно хоть как-то истолковать. В этом вопросе он противоречит иджма мусульман.

Шейх Убайдуллах ибн аль-Хасан аль-ꞌАнбари аль-Басри (ум. в 186-м г. по хиджре), судья Басры, был ученым и достойным доверия передатчиком, однако при этом придерживался ошибочных воззрений о допустимости таклида в акыде. Согласно ему, каждый муджтахид в акыде прав. Но не в смысле того, что слова каждого из них соответствуют действительности, поскольку не могут быть одинаково правы в этом отношении тот, кто исповедует идею вечности мира, и тот, кто убежден, что мир сотворен.

Тем не менее, по его мнению, каждый прав в том смысле, что любые его слова можно и нужно истолковать, и не имеет значения, имел это в виду сказавший или нет. Кади Абу Бакр аль-Бакыляни, да помилует его Аллах, передает, что аль-ꞌАнбари распространял свою позицию даже на иудеев, христиан и зороастрийцев. Другие же ученые передают, что он все-таки ограничивался идеей правоты муджтахидов исламских групп, допуская их искажающие истину толкования аятов и хадисов. Верна скорее всего вторая версия, как пишет шейх Низар Хаммади, хафизахуЛлах, поскольку немыслимо допустить правоту иджтихада иудеев и христиан. Кроме того, в этом случае аль-ꞌАнбари выносился бы такфир.

Затем Кади ꞌИяд пишет в «аш-Шифа»:

«Кади Абу Бакр аль-Бакыляни пишет, что взглядов, близких к взглядам аль-ꞌАнбари, придерживался и Дауд аль-Асбахани.

Дауд ибн Али аз-Захири аль-Багдади (ум. в 270-м г. по хиджре) – основатель захиритского мазхаба фикха.
Ученые передают, что они считали так про каждого, кто приложил усилия для поиска истины, будь то мусульманин, или нет.

Как мы сказали выше, это утверждение вряд ли соответствует действительности. При всех своих заблуждениях, эти люди были учеными, имамами. Маловероятно, чтобы они могли оправдывать убеждения иудеев или христиан.

Подобной же позиции придерживались аль-Джахиз и Сумама. Они считали, что Аллах не будет наказывать многих слепо следующих за христианами, иудеями и прочими: простолюдинов, женщин, людей глупых, поскольку они лишены природных способностей к размышлению».

Аль-Джахиз – это Абу Усман Умар аль-Кинани аль-Лейси аль-Басри (ум. в 255-м г. по хиджре), известный имам муꞌтазилитов.

Сумама ан-Намири также был имамом муꞌтазилитов.

Имам Шихабуддин аль-Хафаджи пишет: «Это мнение ошибочно. Эти люди (христиане, иудеи и пр.) однозначно являются мукалляфами, особенно те из них, кто живет среди мусульман. Но и в целом они все способны думать, размышлять, делать выводы из наблюдения за окружающим миром – на небесах и на земле. Также до них дошла весть о том, что Всевышний Аллах отправлял к людям посланников, об их чудесах (муꞌджизат). Какие же при всем этом у них могут быть оправдания?!»

Также Кади ꞌИяд пишет:
«К чему-то подобному склонялся и аль-Газали в книге «ат-Тафрика». Однако считающие так – кафиры, согласно иджма, поскольку тот, кто не выносит такфир кому-либо из христиан, иудеев и всех, кто не является мусульманином, а также воздерживается от их такфира или сомневается в нем – кафир.

Кади Абу Бакр (аль-Бакыляни), да будет Аллах им доволен, пишет, что недопустимо воздерживаться от их такфира или сомневаться в нем, потому что существует иджма об их куфре. И тот, кто воздерживается от их такфира или сомневается в нем, отвергает ясные шариатские тексты. Только кафир может воздерживаться от такфира, сомневаться в нем и отвергать (ясные тексты)». Конец цитаты.
Я скажу: я думаю, что аль-Газали, да помилует его Аллах, пишет в «ат-Тафрика» об оправдании для тех женщин, глупцов и им подобных, кто живет вдали от мусульман, до кого в принципе не дошел призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или дошел, но в искаженном виде. Однако имам аль-Газали согласен с мнением о куфре тех, кто живет поблизости от мусульман, до кого дошел призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в неискаженном виде, или тех, кто был способен узнать истину от мусульман. Для этих людей не будет оправдания в Судный день. Поэтому имам аль-Газали, да будет Всевышний им доволен, непричастен к убеждениям тех еретиков, которые противоречат иджма людей истины. И Всевышний Аллах знает лучше.

Имам аль-Газали в книге «Файсаль ат-тафрик байна аль-ислам ва аз-зандака» пишет на самом деле вот что:

«Милость коснется многих людей из предыдущих общин, хотя большинство из них попадет в ад. Но либо их наказание будет легким, либо недолгим. Я даже скажу: помилованы будут, если пожелает Аллах, большинство современных христиан из византийцев и турок. Я имею в виду тех, кто живет на окраинах византийских и турецких земель, и до кого не дошел призыв (Ислама). Они бывают трех видов:

1. 
Те, кто вообще не слышал имени Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они будут оправданы.

2. 
Те, кто слышал его имя, слышали о его достоинствах и явленных им чудесах (муꞌджизат), при этом они живут близко от исламских стран и общаются с мусульманами. Они кафиры и безбожники.

3. 
Третий вид, промежуточный между первым и вторым. Они слышали имя Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, при этом не слышали о его достоинствах и качествах. Им с детства внушали, что был такой лжец и обманщик по имени Мухаммад, который претендовал на пророчество. Ведь мы рассказываем нашим детям, что был некий лжец аль-Мукаффаꞌ, без оснований объявивший себя пророком. И таких людей, по моему мнению, ожидает участь людей первого вида (они будут прощены), поскольку первые не слышали даже имени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а последние слышали о нем неправду. И то, и другое не может побудить человека к изучению (Ислама) глубже».

 

[1] Комментарий имама ас-Сануси дан обычным шрифтом, а примечания переводчика – курсивом.
Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh

Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *