ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ…. А БЫЛО ЛИ ИГО?
Ключевым аргументом тех, кто не желает ничего слышать о 700‑летнем юбилее принятия ислама в Золотой Орде, — событии, произошедшем в 1312–1313 годах после воцарения хана Узбека, — является понятие «ордынского, или татаромонгольского, ига». «Иго» означает, что в течение более двух веков Русь находилась на положении бесправной колонии, над которой беспощадно измывались пришельцытатары. И именно эти два столетия якобы определили экономическую и технологическую отсталость Руси от стран Европы.
Эти концепции родились, получили обоснование и широкое распространение у историков Российской империи в конце XVIII века, причем термин «татарское иго» был заимствован у польских (М. Меховский, Р. Гейденштейн) и западноевропейских (Дж. Мильтон, Де Ту, Х. Крузе) историков. Показательно, что В. Н. Татищев такого термина не знает и не употребляет — как полагают, по той причине, что он преимущественно опирался на ранние русские летописные выражения, где такой термин отсутствует.
Разумеется, вольному воля: сегодня историки вправе как принимать понятие «ига», полностью или частично соглашаясь с польскими и немецкими концепциями российской истории, так и напрочь отвергать их. Для обоснования свой позиции представители любой школы могут найти множество источников, соответствующих тем или иным воззрениям. Хотя в источниках и не содержится термин «иго», но при желании его наличие можно доказать: трактовка источников в угоду господствующей идеологии — отнюдь не новость в исторической науке. С другой стороны, кроме русских летописей, по истории Золотой Орды имеется множество арабских и персидских источников. В них нет не только никакого «ига», но и, напротив, Золотая Орда предстает великим и многонациональным государством, где представители разных народов имели множество возможностей для карьерного и финансового роста.
Поэтому для объективности лучше всего обратиться не к трактовкам, и даже не к самим источникам. Оценить жизнь славян в составе Золотой Орды (а «иго» трактуется исключительно как «иго над славянами», потому что никто никогда не говорил о «татарском иге» над чувашами или марийцами) проще всего по археологическим памятникам.
В последние годы археологами введено понятие «русскоордынского пограничья». Оно стало необходимостью в свете новых открытий: золотоордынских памятников на территории собственно русских княжеств. Например, в Воронежской области памятники золотоордынского круга соседствуют с древнерусскими поселениями той же эпохи, а в рамках одного и того же памятника обнаруживается как ордынская, так и древнерусская керамика. В Липецкой области ситуация несколько иная: свидетельств о проживании тюркского населения здесь нет, но обильные находки восточных предметов ордынской эпохи говорят об активных связях разных этнических групп.
Наиболее многочисленные находки происходят из раскопок Лавского археологического комплекса (городище и два поселения), расположенного в черте современного Ельца Липецкой области. Этот уникальный по размерам памятник датируется XI–XIV веками. Раскопками обнаружены усадьбы торговцев, среди находок — весовые грузики, амфоры и бусы из Византии, кувшины из Северного Кавказа, чаша из Ирана. С XIV века широкое распространение здесь получают чугунные котлы и золотоордынские кувшины. Значительную часть найденных монет составляют изготовленные в Азаке (ныне Азов Ростовской области) — крупном золотоордынском торговом центре, осуществлявшем связи с Генуей и Венецией. Импортная посуда известна и в сельской округе Лавского комплекса. Это никак не вяжется с расхожими представлениями о запредельной нищете славянкрестьян, которых бесконечно угнетали «злые тотарове».
С Александровского городища Липецкой области происходят несколько фрагментов штампованной керамики с зеленой поливой, которая была произведена на востоке Крыма в начале 1330‑х — 1360‑х годах. Здесь же обнаружены части от трех чугунных котлов. Обратим внимание на то, что русские поселения не знали чугунного производства — оно пришло в регион от тюркских народов. Кстати, в Липецкой области известны и украшения, попавшие на древнерусские памятники в результате более далеких этнокультурных контактов. Например, с Семилукского городища, поселения Каменное, Лавского археологического комплекса, с селища Воргол‑5 происходят наременные накладки, этнически связанные с древними хакасами. Посредством кого же осуществлялись торговые связи между Русью и Хакасией в эпоху Золотой Орды? Думается, ответ очевиден — это были какиелибо тюркские кочевые группы, перемещавшиеся из одной части Евразии в другую, но не с саблями и луками, как принято думать, а с кошельками и товарами.
Самым представительным памятником ордынского времени на территории Курской области является Бесединский, или Ратский, археологический комплекс у деревни Городище (Курский район). По мнению В. В. Енукова, многочисленные находки красноглиняной и поливной керамики, джучидские монеты свидетельствуют о том, что наряду с основным русским на Ратском комплексе проживало представительное в количественном отношении ордынское население. Это мнение подтверждается анализом керамики этого комплекса, проделанным В. Ю. Ковалем. Он отмечал, что «вся ордынская керамика на Рати — парадная столовая и тарная», в целом же Ратское поселение «уникально необычайно большим количеством поливной золотоордынской керамики и особенно неполивной, которая на Руси встречается очень редко в виде единичных обломков. По керамике Ратский комплекс не похож ни на одно из собственно русских (славянских) поселений XIII–XV веков». Итак, первый вывод по этому комплексу — его многонациональный состав населения.
Второй вывод ученых еще более интересен. Исследовавший коллекцию нумизматических находок С. Н. Травкин сделал вывод о том, что «Бесединский археологический комплекс первоначально получал медную монету преимущественно из столичного района на Волге, а позднее из центров западной части Золотой Орды… Систематическое обращение медных джучидских монет на данном памятнике началось не ранее правления хана Узбека… Обширный количественный и географический состав медных номиналов Золотой Орды, собранных на одном археологическом памятнике… заставляет предположить наличие здесь достаточно развитого в экономическом отношении поселения (возможно, золотоордынского города XIV века)». Рассмотрение всех монет коллекции в целом подтверждает этот вывод. В пользу этого говорят также находки ордынской керамики, следы существования кирпичных построек и сами размеры поселения.
Таким образом, в Курской области в эпоху Золотой Орды существовал крупный и богатый городской комплекс — повидимому, административный центр, — где наряду с основным славянским проживало и многочисленное татарское население. Было ли здесь иго? Находки археологов говорят о противоположном: здесь сложился уникальный симбиоз разных народов, ведших взаимовыгодные торгово‑экономические отношения.
Долгое время было распространено мнение о том, что Курск не только был стерт с лица земли в ходе монгольского нашествия, но даже и возобновлен потом на совершенно новом месте. Сторонники этой точки зрения основывались на упоминании некоего Курского городища в грамоте от 1487 года. Однако при картографировании мест нахождения кладов золотоордынских монет оказалось, что наибольшее их скопление находится как раз в Курске и его ближайшей округе. По плотности и разнообразию находок, характерных для городской культуры Золотой Орды, округа Курска и восточная часть Курского района стоят на первом месте в этой области. Следовательно, господствовавшая десятилетиями концепция о «кровавом иге, уничтожившем Курск», оказывается всего лишь фантазией, базирующейся на идеологии!
Действительно, если десятилетиями или даже веками внушать обществу мысль о варварстве татар, уничтоживших русский город, то любое, самое непонятное сообщение автоматически воспринимается как довод в пользу «ига». И лишь комплексные археологические исследования помогли полностью опровергнуть этот миф.
Но повергнутыми оказались лишь несколько мифов, только в некоторых регионах России. А сколько археологических памятников этой эпохи до сих пор толком не изучены учеными! И сколько археологических открытий, опровергающих мифологию о татарскорусской вражде, до сих пор неизвестны общественности! И о скольких найденных памятниках, переворачивающих наши представления об эпохе Золотой Орды, ученые не говорят объективно!
Вопросов больше, чем ответов, и многие из них, увы, риторические. Но не будем отчаиваться. Уже сегодня знаний, накопленных археологами, достаточно, чтобы опровергнуть самый важный, ключевой миф российской историографии — о варварском характере культуры Золотой Орды и ее «кровавой» экономике. Об этом и многом другом — в наших последующих статьях.
По материалам статей д.и.н. Н. А. Тропина, к.и.н. А. В. Зорина, к.и.н. М. В. Цыбина, вошедших в энциклопедический словарь «Ислам в центральноевропейской части России» (М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2009).
Публикацию подготовил Дамир Хайретдинов,
кандидат исторических наук, этнолог
На фото: Монеты, найденные при раскопках захоронения за пределами мечети-мавзолея у поселка Красный воронежск
Из газеты «Медина аль-Ислам»