-Удивительно! Я раньше никогда так не смотрел на телевидение, – сказал Мухаммед.
-Мы вообще-то с трудом позволяем тебе его смотреть, -рассмеялся мистер Саид, его отец.
-Я знаю, – сказал Мухаммед,- и все-таки это поразительно. Абдуллах показывает нам все хитрости, которые телевидение использует на зрителях. Он изучает СМИ и телепроизводство в колледже и говорит, что телевидение- это самое сильное, когда-либо придуманное орудие, по промывке мозгов и пропаганде. Поэтому мы почти не смотрим его. Кстати, я не думаю, что стоит ходить туда каждый вечер. У них ведь есть и кабельное телевидение, правда? По кабельному телевидению показывают только плохие вещи.
— Я знаю, – сказал мистер Саид, – Мы не смотрим кабельное ТВ или какие-нибудь плохие программы то ТВ – сказал Мухаммед, – хотя если подумаешь над тем, что ты смотришь, то понимаешь, что обычные вещи оказываются достаточно плохи. Абдулла объясняет нам эти вещи в виде урока и я даже делаю записи. Мухаммед показал отцу тетрадь, которую он купил.
— Ты серьезно увлекся этим, не так ли? – спросил мистер Саид.
— Конечно. – сказал Мухаммед, – я не хочу становиться рабом своих желаний, что бы какие-то компании обогащались за мой счет.
Мистер Саид кивнул:
— Абсолютно верно, – сказал он. Мухаммед разговаривал уже как ученик колледжа.
— Кстати, пап, эти передачи о природе и новости, которые ты разрешаешь нам смотреть, тоже могут быть довольны опасны. Если мы собираемся их смотреть, то нужно знать, как их правильно анализировать.
Мистер Саид улыбнулся:
— Не говоря уже об анализе рекламы, которую показывают во время этих программ.
— Правильно, – сказал Мухаммед.
— Ладно, – сказал мистер Саид, – можешь ходить туда, но когда закончишь этот курс, я хотел бы увидеть, чему ты научился. Можешь показать нам свои выводы.
— Прекрасно, – сказал Мухаммед, – они заберут нас из дома Дауда, – сказал он у двери.
— Встретимся у мечети на молитве аль-Ишаа, – сказал отец.
— Хорошо, – сказал Мухаммед, – ас-саляму алейкум.
— Уа алейкуму-с-салям.
Абдулла был старшим братом Латифа, друга Мухаммеда. Он объединил вместе короткие курсы по медиа-обзору и сделал программу для колледжа. Сейчас он проверял этот курс на одноклассниках брата.
— Итак, – сказал Абдулла, перемотав видеокассету к началу. – Сколько раз здесь встречается неправда, сомнительные утверждения и недоказуемые заявления?
— Я обнаружил ложь в трех местах, – сказал Мухаммед. Ложь в том месте, когда женщина говорит, что искусственный бекон на вкус как настоящий. Этот продукт сделан из индюка. Я никогда не ел бекон, но даже я знаю, что мясо индюка и бекон на вкус разные. Далее мужчина кривит, когда говорит, что его жена гениальна только потому, что она купила фальшивый бекон. И потом тоже он лжет, когда говорит, что это лучшее изобретение с тех пор, как был придуман завтрак.
— А у меня еще четвертое, -сказал Мустафа, – сам продукт тоже ложь. Эта индюшатина, которую они показывают, вкусом и запахом похожа на что-то другое. Его называют “превосходный бекон”, хотя это только переработанная индюшатина.
— А как насчет танца? – спросил Абдуллах.
— Ага, – сказал Дауд,- разве бекон танцует?! Даже фальшивый индюшачий бекон не может танцевать! – и все засмеялись.
— А я нашел еще кое-что, – сказал Латыф, – вся реклама полный обман. Мужчина и женщина не женаты, эти дети не их дети. Все они просто актеры, которым просто заплатили. Все это – не правда, все это только для того, что бы вы купили что-нибудь.
— Сомнительного и недоказуемого там было предостаточно, – сказал Мухаммед. – Как вы можете доказать, что вы «впереди вкуса на милю»? Это просто бессмыслица.
— А меня особенно рассмешило, когда она сказала: «Два кусочка также ценны для вас, как полный стакан молока». Что это значит? В каком смысле ценны: витаминами, протеинами, ценой, вкусом?
— Держу пари, что кое-что никто из вас не заметил, – сказал Абдулла.
Он включил видеокассету сначала и остановил на кадре, где крупным планом показан завтрак. Там были яйца, бекон и тосты на тарелке. Рядом лежало половинка грейпфрута в чашке. На маленькой тарелке лежали кусочки масла, еще стоял стакан апельсинового сока рядом с чашкой дымящегося кофе. В середине стола стояла ваза с цветами.
— Разве эти яйца не выглядят привлекательными и аппетитными? – спросил Абдулла. Он не ждал ответа. – Их сварили задолго до съемки и покрыли глицерином, чтобы они выглядели свежими. Если кто-нибудь съест их, то отравится. Фальшивый бекон и тосты, вероятно были покрашены. Масло сделано из пластика. Если кто-нибудь съест все это, то наверняка умрет. Кстати, те цветы, тоже не настоящие, их даже нельзя будет положить на могилу того бедняги.
Все ребята дружно засмеялись. Мухаммед не мог поверить этому.
— Ты хочешь сказать, что вся эта привлекательная рекламная еда, всего лишь подделка?
— Именно так. – сказал Абдулла. – Это полный обман.
— А как насчет журнальных объявлениями? – спросил Мустафа.
— Все это тоже фальшивое. Телевизионщики придумывают что-нибудь эдакое, так как настоящие вещи выглядят недостаточно хорошо, чтобы мы купили их. Помните фотографии, где какая-нибудь жидкость наливается в стакан?
— Конечно, сказал Дауад. – Обычно это что-нибудь алкогольное.
— Правильно. Ну, так вот, это не совсем жидкость. То, на что вы смотрите всего лишь жидкий цветной пластик. И кубики льда тоже. Есть специальные люди, которые занимаются тем, которые придумывают искусственную еду, которую мы видим в рекламах.
— У рекламы нет ничего общего с правдой, – сказал Абдулла. – Это искусство сделать вещей такой, при покупке которой изменится вся ваша жизнь. Это сделает тебя счастливым, беззаботным, принесет успех, тебе никогда не будет скучно.
Абдулла посмотрел на часы и сказал: – На сегодня это все. Уже почти время молитвы Ишаа. Завтра мы закончим рекламы и перейдем к детским играм и дневному телевидению.
Позже, направляясь из мечети вместе с отцом домой, Мухаммад потрясенно заметил:
— Это удивительно.
Мистер Саид посмотрел на сына и спросил:
— Как прошел урок?
— Невероятно! – сказал Мухаммед. – Ты знал, что если съешь еду, которую показывают в рекламе, то заболеешь? Они используют разные материалы, чтобы все выглядело красиво перед камерой Они тратят миллионы долларов, только на один ролик!
— Должно быть реклама очень эффективна, иначе они не тратили бы на это деньги. – сказал М-р Саид.
— Ты прав, это эффективно. Это так называемая промывка мозгов. Они изучают психологию, а потом используют на своих потенциальных клиентах. Они могут заставить людей хотеть то, что им не нужно и нуждаться в том, чего они не хотят!
Мистер Саид засмеялся: – Это цитата твоего учителя?
— Нет, это цитата из рекламы. – сказал Мухаммед
— Есть еще одна фраза, которую можно добавить к этому: Они могут заставить купить то, за что вы не в состоянии заплатить. И это на не только лично, но и на уровне целой сраны. Поэтому каждый так занят зарабатыванием денег, что с трудом находит время, чтобы подумать о чем-нибудь еще. Боьшинство людей полностью увязли в этом кругу. Это ловушка, в которой они теряют самих себя.
— Ты знаешь, что ТВ признано правительством жизненной необходимостью? – спросил Мухаммед. -Девиз «Даже если ты разоритесь, то не продавайте свой телевизор».
— Нет уж, спасибо. Если я когда-нибудь и разорюсь, то телевизор станет мне ни к чему.
Недельный курс быстро прошел. Абдулла объяснил все от детских мультфильмов до ночных ток-шоу. В конце недели Мухаммед почувствовал, что пелена сошла с его глаз. Раньше он думал, что ТВ это пустое развлечение. А теперь он понял, что это просчитанное воздействие.
— Это битва за сердца и умы людей, – сказал Аюдулла. – Вы должны осознавать, что на телевидении все поминутно рассчитано для достижения максимального эффекта. В рамках этого производства не существует ни диалога, ни фона, ни одной подставки, чтобы не было умышленно использовано для того, чтобы вызвать у вас ответную реакцию.
В последние дни были записаны кассеты, чтобы ребята могли показать своим родителям, чему они научились.
На следующий вечер Мухаммед находился дома в гостиной рядом с телевизором. Он поставил кассету, а его семья усаживалась для просмотра. Он тренировался все выходные в том, что собирался рассказать.
Когда все замолчали, он начал.
— Добро пожаловать в мир бесконечных желаний. Это мир, где вас научат хотеть и поклоняться деньгам, женщинам или мужчинам, и конечно новым, сверкающим товарам через обман и трюки.
Единственная цель в этом мире – изменить ваши мысли и поведение так, чтобы вы охотно купили то, что здесь продается. Миллионы и миллионы потрачены здесь на то, что манипулировать вашими душами.
Добро пожаловать в мир, где каждый находится в опасности, а особенно маленькие дети.
В Священном Кур`ане Аллаh предупреждает нас (толкование):
«Итак, видишь ли ты того, кто ставит на место Бога свои пустые желания? Аллаh знающий сбил его с пути и запечатал его сердце и его слух и поставил пелену на глаза. Кто же потом выведет его, кроме Аллаhа? Не послушаетесь ли вы тогда Его предупреждение?»
Это предупреждение напрямую направлено к зрителям ТВ.
Затем Мухаммед включил кассету. На протяжении ленты он останавливал, чтобы показать хитрости и приемы, которые там использовались. Он проанализировал очевидные и скрытые послания, направленные на зрителя. В один момент он спросил своего младшего брата Джамаля.
— Помнишь гоночную машину, которую ты видел в рекламе и так хотел купить?
— Не помню.
— Та, в которую накачивается воздух, а потом он стремительно выталкивается.
— Ах, да!- вспомнил Джамаль.
— Она оказалась не такой большой как ты думал, правда?
— Да. Она была крошечной и даже не доехала до середины комнаты.
— И она сломалась в первую же неделю, так?
Джамаль кивнул.
— Я покажу вам как это делается, чтобы игрушки выглядели красивыми. Они могут сделать машину большой, хотя она маленькая и быстрой, хотя она медленная. Они делают все, чтобы она выглядела прочной, хотя ради одной рекламы могут сломать до двадцати штук.
Потом он рассказал о подавляющем использовании «волшебства» как предмета в программах и рекламах. Затем он поменял тему и спросил отца:
— Ты бы пригласил убийцу в дом?
— Конечно, нет.
— А пригласил бы ты прелюбодеев, наркоманов, воров и психов на вечер?
— Конечно же, нет!
— Ну так вот этим мы и занимаемся, смотря телевизор. В дневное время показывают беседы с реальными людьми, которые делают все эти вещи, а ночью вы видите их игру. В любом случае вы наполняете свой дом людьми, которых вы избегаете, насколько это возможно в реальной жизни. А в результате получаем разврат. Люди думают, что все в порядке, ведь это только ТВ. Но это ТВ продает нам товары.
Мухаммед закончил свое выступление с обзором насилия.
— Сколько убийств ты видела в своей жизни? – спросил он свою сестру Фатиму.
— Ни сколько. – ответила она.
— Сколько грабежей ты видела, мам?
— Н одного. – сказала она.
— Сколько изнасилований и нападений ты видел, папа?
— Слава Богу только два нападения.
— Итак, если мы сложим все года, которые мы вместе прожили на планете, то получится 92. за эти 92 года жизни мы видели только 2 нападения. В один субботний день я смотрел телевизор и видел: 9 убийств, 6 нападений, 12 грабежей, изнасилование, да бунта. Это не включает нападений в мультфильмах, их просто не сосчитать. Также у нас одни телевизор и нужно переключать каналы, чтобы представить полную картину. Мы не смотрим кабельное ТВ и не считали те случаи насилия, о которых говорили, но не показывали. И мы выключили телевизор в 11 часов вечера. Вывод: насилие продвигается. Потому что насилие продается.
Мухаммед закончил свое выступление отрезвляющим фактом.
— Сегодня ТВ стало начальным образованием детей Америки. К тому времени, когда ребенок заканчивает школу, он или она провели более чем 20000 часов перед телевизором. Это 2,6 года непрерывного просмотра.
— Это ужасно, – сказала миссис Саид.
— Пугает то, что людей контролируют. А они даже не знают об этом, – сказал м-р Саид.
— Мне очень не понравилась часть о насилии, – сказала Фатима.
— Мне понравились «Большие Колеса», – сказал Джамаль. Держу пари, эта машина бы не сломалась как моя.
М-р Саид взглянул на Джамаля. Он понял, что его сын, даже зная, что увиденное по телевизору обман, захочет попросить эту игрушку.
— Думаю, лучше оставим телевидение от греха подальше, – сказал м-р Саид.