«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЛЮБВИ»
(часть 3)
2.3 Свобода
«Любовь — дитя свободы?»
Слова из французской народной песни
Свобода — обязательный элемент настоящей любви.
Первое предложение кодекса взаимоотношений звучит следующим образом: «Я свободен». И через несколько — «Но и другие свободны».
Конечно, здравые отношения можно построить только при обоюдном «свободном» соглашении партнеров.
Как говорит известный философ Ошо, «любовь можно сохранить в открытой ладони, но нельзя сохранить в кулаке». Любовь — это чувство свободы, и истинная любовь может быть испытана только истинно свободными людьми.
Свобода — это возможность сохранять свою целостность, выражать себя в соответствии с собственным пониманием добра и зла, хорошего и плохого. Это способность действовать согласно собственной этике, собственному разуму, имея при этом осознание ответственности за поступки и слова.
Свободный человек может быть рабом только Творца, но никак не губительных желаний, привычек или чужого влияния.
Если человек слушается только своего разума, то он может стать пленником своих убеждений (не всегда верных), игнорируя голос интуиции и сердца.
Если он слушается только сердца, то (не всегда находящееся в идеальном состоянии, чтобы давать правильные руководства) оно может привести его к гибели.
Есть тонкая грань между этими сторонами человеческой личности — дух. Душа, сотворенная Богом и изначально предрасположенная к истинному пути, а значит, движимая к счастью.
Если человек подчиняется голосу души, духа, то он приведет его к Богу. Свободный человек, повторимся, может быть только Божьим рабом. Это единственное рабство, возвышающее человека. Потому что Создатель, близость к Которому обрел Его раб, единственный, Кто дает неисчислимые возможности для самореализации и движения к высшим ступеням бытия.
«Любовь» несвободного человека всегда будет пыткой как для него, так и для объекта его любви. Потому всегда имелось предположение, что прежде чем вступить в отношения с другим человеком, нужно разобраться в отношениях с самим собой, стать свободным и независимым.
Об одной из распространенных иллюзий любви писал Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы»:
«Очень часто — и не только в обыденном словоупотреблении — садомазохизм смешивают с любовью. Особенно часто за проявления любви принимаются мазохистские явления. Полное самоотречение ради другого человека, отказ в его пользу от собственных прав и запросов — все это преподносится как образец «великой любви»; считается, что для любви нет лучшего доказательства, чем жертва и готовность отказаться от себя ради любимого человека. На самом же деле «любовь» в этих случаях является мазохистской привязанностью и коренится в потребности симбиоза. Если мы понимаем под любовью страстное и активное утверждение главной сущности другого человека, союз с этим человеком на основе независимости и полноценности обеих личностей, тогда мазохизм и любовь противоположны друг другу. Любовь основана на равенстве и свободе. Если основой является подчиненность и потеря целостности личности одного из партнеров, то это мазохистская зависимость, как бы ни рационализировалась такая связь. Садизм тоже нередко выступает под маской любви. Управляя другим человеком, можно утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как проявление любви; но в основе такого поведения лежит стремление к господству».
Таким образом, любовь немыслима при стремлении обоих партнеров или одного из них к господству над другим. Любовь — это союз двух свободных людей, стремящихся к более полной реализации любимого, это искренняя забота и ответственность друг за друга.
2.4 Уважение
Всевышний Аллаh сказал (смысл):
«О сын Адама! Нет любви выше уважения».
Действительно, уважение — это то, с чего бы следовало начинать. Уважение есть фундамент, основа любви.
Уважение — это не только чувство, но и черта характера. Уважение, как и любовь, является личностной позицией человека по отношению к себе, миру, другим людям.
Уважение в буквальном смысле означает осознание важности личности другого человека. При этом нужно уважать не только личность в целом, но и испытывать уважение к его словам, поступкам, мыслям, даже если они не совпадают или противоречат собственным.
Казалось бы, уважать легко. Однако очень часто мы забываем об этом чувстве. Уважение, которое проявляется лишь в некоторые моменты, ненадежно, ненастояще.
Оно, как отношение, должно осознаваться как в критические моменты (человек совершил проступок, случилась ссора и т.д.), так и в обыденных ситуациях, даже когда этого «не требуется» (при разговоре, при мыслях об этом человеке и т.д.). То есть вблизи и вдали, в мыслях, словах и поступках — всегда! Более того, на бессознательном уровне партнер всегда чувствует отношение к нему. Даже если он не осознает этого чудодейственного влияния вашей души на него, в его сознании, в его душе все равно возникает подобное же отношение (подобное рождает подобное). Это способствует взаимному притяжению и упрочению чувств.
Поэтому перефразировав «знатока любви» Эриха Фромма, можно сказать: «Уважение — это искусство». И не менее значимое и тонкое, чем искусство любить, так как именно на уважении строится и любовь между людьми.
Заключение
До неких пор тематика любви игнорировалась психологами. Но вследствие того, что часто обращения за психологической помощью связаны именно с ней, психологам пришлось предпринять попытки изучить ее.
Среди психологических исследований и работ, посвященных любви выделяются труды Эриха Фромма и Абрахама Маслоу. Они впервые провели дифференциацию, позволяющую отличить любовь как полноценное отношение к другому человеку и любовь как попытку определиться с отношением к самому себе.
Любовь часто ошибочно воспринимается как сентиментальное чувство и имеет свой определенный сценарий развития. Реальность показывает, что не всякое чувство, называемое любовью, является на самом деле таковым.
Для того, чтобы любить настоящей любовью, человек должен пройти определенный путь, достигнуть психологической зрелости, внутренней независимости и целостности.
Чтобы вступить в отношения любви с другим человеком, он должен сначала разобраться в отношениях с самим собой и Богом. Так как любовь, где нет осознаваемого партнерами присутствия Бога, обречены на дьявольское попечительство и несчастный конец.
Любовь тесно взаимосвязана с верой. И не всегда это вера в Бога. Однако бывает и так, что через любовь к Своему творению Аллаh приводит и к божественной вере. Если же человек верующий, то от состояния его веры в Бога зависит его любовь к другим.
Так как любовь — это часть веры — она является естественной потребностью человека. Как еда нужна для поддержания сил организма, так и любовь и вера необходимы для здоровья души. Однако важно отметить, что состояние человека, его счастье также зависят от того, во что он верит и кого любит.
Любовь не может быть несчастной. Так как послана Создателем для блага человека, для его личностного роста и счастья в обоих мирах. Когда любовь настоящая, даже ее страдания вследствие разлуки (так как это единственный повод страданий для настоящей любви) благотворно влияют на душу человека. Они возвышают. Согласно пророческому преданию, в Сени Творца в Судный День окажутся семь категорий людей, среди которых — любившие друг друга ради Аллаhа (то есть связавшие чувства друг к другу с верой во Всевышнего Творца).
Любить — это искусство, которому должна обучаться, совершенствуясь, душа человека на протяжении всей жизни.
Основными критериями любви, на которых зиждется это искусство, выделены уважение, свобода, равенство и постоянство.
Воспитав в себе эти чувства, человек обретает способность испытывать настоящее чувство любви. Однако вершины этого искусства нет — ему можно учиться до конца своих дней. И чем большее пространство любви осваивается душе, тем шире становятся границы горизонта, открывающиеся перед взором сердца. И тут вспоминаются слова А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидеть, зорко лишь сердце»?
Автор: Гагиева Ася