Провокаторы
Когда Ибн-Хубайра заключил Абу-Ханифу в темницу, один недоброжелатель Имама пришел к нему и спросил:
— Абу-Ханифа! Допускается ли человеку убить другого, если великий правитель (султан) приказал его казнить?
— Этот человек заслужил казнь? — Да.
— Тогда пусть убьет его!
— А если он не заслужил казни?
— Великий правитель не станет приказывать казнить того, кто не заслужил смерти.
Один человек, назначенный халифом аль-Мансуром на ответственную должность в Куфе, хотел навредить Абу-Ханифе. «Клянусь Богом! Я непременно задам ему такой вопрос, который станет причиной его казни!» — решил он и привел Имама к [местной] знати.
— Повелитель правоверных, — сказал он, — повелевает мне рубить шеи, проливать кровь, прибирать имущество. Я должен быть послушен ему в этом или следует ослушаться его?
— Повелитель правоверных повелевает тебе этим богопослушание или богоослушание? — спросил в ответ Абу-Ханифа.
— Конечно, богопослушание!
— Тогда будь послушен повелителю правоверных, да смилуется над ним Бог, во всем, что является богопослушанием, и не ослушивайся его!
Выйдя со своими учениками за дверь, Абу-Ханифа сказал: «Этот человек хотел осложнить мне жизнь, но я сам осложнил ему! — И добавил: — Когда вам задают ставящий в тупик вопрос, то давайте на него такой же ответ».
Негодный судья
Халиф аль-Мансур признал Абу-Ханифу на судейство, он отказался и был посажен в тюрьму. Через некоторое время халиф снова позвал его.
— Ты не соглашаешься на то, что мы тебе предлагаем?
— Да исправит Бог повелителя правоверных: я не пригоден для судейства!
— Ты лжешь! — сказал тот, повторив свое предложение.
— Повелитель правоверных только что постановил, что я не пригоден для судейства, причислив меня к лжецам. Ведь если я лжец, то непригоден для судейства. А коли я говорю правду, то уже поведал повелителю правоверных о своей непригодности.
Не найдя что ответить, халиф был вынужден вновь отправить ученого в тюрьму.
О ДОБРЫХ ДЕЛАХ
Бедный жених
По соседству с Абу-Ханифой жил юноша, который часто ходил на его занятия и был весьма предан ему. И вот однажды он сказал учителю:
— Я хочу жениться на девушке из одной куфийской семьи. Я посватался к ним, но они запросили от меня махр, который превыше моих сил и возможностей. А я так хочу жениться!
— Молись Богу, и они получат то, чего от тебя требуют. Быть может, твоя невеста позволит тебе жениться на ней, согласившись оставить за тобой твой долг, — обнадежил его Имам.
В итоге юноша заключил брачный договор с семьей своей невесты. После чего пришел к Абу-Ханифе:
— Я просил их взять с меня только часть [махра], ибо не могу осилить его весь, но они отказались передать невесту мне иначе, как только после уплаты всего махра. Что Вы на это скажете?
— Возьми в долг, чтобы заполучить свою жену. Поистине, дело будет для тебя легким, несмотря на козни этих людей!
Юноша так и поступил, взяв в дол г у самого Абу-Ханифы. Заполучив свою невесту, молодожен снова отправился к Имаму за советом.
— Теперь объяви, что ты намереваешься покинуть этот город и отправиться куда-нибудь далеко вместе со своей женой, — подсказал ему ученый.
Молодожен арендовал двух верблюдов и вместе с ними отправился к семье супруги объявить о своем отъезде в Хорасан на поиски заработка. Для родителей невесты это было настоящим ударом, и они отправились к Абу-Ханифе за советом.
— Согласитесь вернуть ему то, что вы у него взяли, — предложил им Абу-Ханифа. Когда они согласились на это, Имам передал юноше: — Они проявили великодушие и сказали, что вернут взятый у тебя махр и простят его тебе.
На это юноша неожиданно ответил:
— Я хочу от них нечто большее этого.
— Что тебе больше понравится: согласиться на то, что они поступили щедро с тобой, или сознаться жене в своем долге и в том, что ты не можешь отправиться с ней в путь, пока не рассчитаешься с долгами?!
— Боже мой! Боже мой! Пусть они не слышат этого. Я ничего не Возьму у них [лишнего]!
На том и порешили.
Бедный аристократ
Одного богатого человека преследовала целая серия бед и несчастий. Он терпеливо переносил все напасти. Однако дела шли так плохо, что голодная смерть стала угрожать его жене и ребенку. В такой нужде человек отправился на занятия к Абу-Ханифе. Но даже тогда, когда стали расходиться все ученики, он не решился поведать Имаму о своем деле и вернулся домой ни с чем.
Абу-Ханифа же по выражению лица этого человека понял, что и действительности привело его на урок. И он последовал за ним, пока несчастный не скрылся у себя в доме. Когда наступила ночь, Абу-Ханифа взял пять тысяч дирхемов и постучал в дверь. «Эй, мужчина! — крикнул он. — Я у твоих дверей кое-что положил. Это твое!» После чего быстро удалился, дабы не смущать его. Хозяин дома вышел, взял сверток, но не желал его развязывать, боясь, что это может оказаться подаянием зимми. Однако жена настояла: «Развяжи узелок [на свертке] — может, Бог развяжет узел [наших проблем]!». Когда он развязал сверток, то прочел в нем слова Има-ша: «Это то, что принес тебе Абу-Ханифа как дозволенное для тебя, дабы ты обрел душевный покой!».
Буйный сосед
По соседству с Абу-Ханифой жил один сапожник, который часто работал по ночам. Бывало, что, выпив хмельного, он начинал, несмотря на поздний час, громко декламировать стихи:
Потеряли меня, не ведая, какого юношу потеряли —
Смелого воина на случай беды!
Будто я не был среди них знатным,
И будто я не был из рода Амра.
Каждый день меня водили среди людей,
Но все от Бога: и мое унижение, и мое терпение!
Молясь по ночам, Абу-Ханифа всегда слушал эти стихи, полные грусти и печали. Но вот однажды на ночь или две голос сапожника пропал. Когда Абу-Ханифа справился о нем, ему сказали, что его заточил в темницу правитель (султан). Ученый отправился к наместнику Куфы с ходатайством за сапожника.
— Это мой сосед, а потому он может рассчитывать на соседа. Его взял ночной патруль…
— А как его зовут?
— Не знаю. Мне известно только то, что он сапожник.
— Ради Абу-Ханифы опустите всех, кто был схвачен той ночью! Сапожника выпустили, и он пришел отблагодарить Абу-Ханифу.
— Юноша! Мы тебя не потеряли! — утешил его ученый.
Разоблачение предусмотрительных воров
Воры пробрались в дом одного человека и вынесли оттуда все ценное. Уходя, они взяли клятву со своей жертвы, что его жена будет трижды разведена, если он даст знать о них кому-либо. Наутро хозяин дома увидел воров, торгующих его вещами, но никому не мог сказать об этом, иначе потерял бы свою жену. Озадаченный таким положением дел, он стал искать совета у Абу-Ханифы, который взялся помочь ему.
Попросив привести квартального Имама, муэдзина и понятых, ученый обратился к ним:
— Хотели бы вы, чтобы Бог вернул этому человеку его ценности?
— Да, — ответили они.
— Тогда соберите всех нечестивых и порочных, заведите их в дом или мечеть, а затем выводите по одному, всякий раз спрашивая у него: «Он украл у тебя?». Если не украл, то пусть говорит «Нет», а если украл, то пусть молчит. Когда он будет молчать, того и наказывайте.
Так и было сделано. Человек смог, не нарушив свою клятву, вернуть все то, что у него украли.
Павлиний вор
У соседа Абу-Ханифы украли павлина, и он за помощью обратился к Имаму. Абу-Ханифа посоветовал никому об этом пока не говорить и отправился в мечеть. Когда там собралось много народу, ученый крикнул: «Эй, павлиний вор! Не стыдно тебе приходить в мечеть с перьями на голове?!». Среди присутствующих один человек стал поспешно ощупывать свои волосы. Этим он и выдал себя, а сосед Абу-Ханифы получил назад свою птицу.
Собака на процессе
В Куфу приехал чужестранец со своей красавицей женой. Некий куфиец влюбился в нее, объявил своей супругой и увел от мужа, который не мог доказать действительность их брака. Ибн-Абу-Л яйла, Абу-Ханифа и другие ученые отправились на место стоянки путника. Имам распорядился привести разных женщин. Собаки иноземца встречали их неизменным лаем. Тогда он велел привести ту самую женщину, о которой разгорелся спор. И собаки вокруг нее завиляли хвостами. «Истина установлена», — сказал Имам. И женщина во всем созналась.
Абу-Ханифа помогает вернуть аманат
Один куфиец, отправляясь в хадж, оставил своему земляку имущество на сохранение. По возвращении из паломничества он попросил вернуть свою собственность. Однако тот, божась, стал отрицать факт хранения у него чужого. Паломник пошел за советом к Абу-Ханифе. «Никому не говори о том, что он отказывается», — сказал ему ученый, к которому нечестный на руку доверенный частенько наведывался. И вот однажды, когда Абу-Ханифа и мошенник остались наедине, Имам сказал, немного слукавив: «Определенные люди попросили найти человека, пригодного на должность судьи. Ты хотел бы им стать?». Нечестивец, сильно желавший занять пост судьи, слегка запротивился. Тогда Абу-Ханифа стал его упрашивать, что лишь усиливало его страсть к вожделенному чину. В этот момент пришел доверитель и по совету Абу-Ханифы спросил своего обидчика: «Ужель ты позабыл о своем достоинстве?»
И напомнил, что он некогда оставлял ему свое имущество на сохранение. [Дабы не ударить лицом в грязь] тот вернул испрашиваемое имущество в целости и сохранности, после чего снова пришел к Абу-Ханифе в надежде получить судейскую должность. Но Имам снова схитрил. «Я слишком тебя ценю, — сказал он, — поэтому не буду предлагать тебя на такой пост, жду, когда появится более высокая должность».
Второй свидетель
Одному человеку другой задолжал тысячу дирхемов, но дол г свой не признавал. У пострадавшего был только один свидетель вместо положенных двух, и он был готов принести клятву, подтверждающую его правоту. Абу-Ханифа знал, что он прав, но для суда этого недостаточно: нужен был второй свидетель. Ученый предложил несчастному подарить данный долг в присутствии своего свидетеля третьему лицу, дабы тот истребовал его от должника. Таким образом, хозяин долга становился вторым свидетелем, что делало возможным обращение поданному вопросу в суд. Так и поступили. Судья вынес решение выплатить долг.
Вожделенная тысяча
Перед своей смертью один человек передал другому кошель с тысячью дирхемов и завещал: «Когда повзрослеет мой сын, отдай ему из этого то, что хочешь». Сын повзрослел, но ему был отдан лишь пустой кошелек. Наследник отправился к Абу-Ханифе и рассказал о случившемся. Имам, пригласив душеприказчика, заявил: «Отдай ему тысячу дирхемов. Ибо что ты хотел, то и оставил себе. Обычно люди удерж ивают то, что хотят сами, а отдают то, что им не нужно».
Не продешеви!
К Абу-Ханифе пришла женщина, попросив продать ее шелковое одеяние.
— За сколько, тебе сказали, ты сможешь его продать? — спросил ученый.
— За сто, — последовал ответ.
— Оно стоит больше, — сказал Абу-Ханифа, посоветовав повысить цену. Женщина прибавила еще сто дирхемов, но не получила согласия: Абу-Ханифа требовал назначить большую цену. Так каждый раз цена поднималась еще на сто дирхемов.
— За четыреста! — подытожила, наконец, хозяйка товара.
— Оно дороже! — продолжал настаивать Абу-Ханифа.
— Вы издеваетесь надо мной? — не выдержала женщина.
— Подождем.
И вот появился покупатель, который купил одеяние за целых пятьсот дирхемов.
В другом рассказе повествуется, как Абу-Ханифа просил повысить цену для себя за одеяние, которое он решил приобрести сам. Он купил его в итоге по баснословной цене — за восемь тысяч [дирхемов?].
Скидки старым модницам
Некая женщина пришла к Абу-Ханифе, ища шелковое одеяние. Абу-Ханифа показал ей то, что она хотела.
— Я женщина немощная. Продай мне это одеяние за цену, в которую оно обошлось тебе!
— Возьми его за четыре дирхема!
— Не издевайся надо мной, слабой старухой!
— Я купил два таких одеяния. Одно из них я продал в два раза дороже за вычетом четырех дирхемов. Поэтому оставшееся платье мне обошлось в четыре дирхема.
Подпольный богач
Один раз Абу-Ханифа увидел среди своих учеников человека, одетого в самое настоящее рванье. После занятий он попросил его остаться.
— Подними молитвенный коврик и возьми то, что под ним, — сказал он ему, когда они остались наедине. Ученик обнаружил там тысячу дирхемов.
— Возьми эти дирхемы и измени свой вид! — предложил Имам свою помощь.
— Но я богат, живу в достатке и не нуждаюсь в них! — неожиданно ответил тот.
— Ужель до тебя не дошел хадис: «Поистине, Бог любит видеть на рабах следы Своей милости»? Должно тебе изменить свой вид, дабы не печалился о тебе твой ближний.
Строптивый должник
Абу-Ханифа всегда стремился решать нужду, о которой его просили. И вот к нему пришел некий человек и сказал:
— Я должен одному человеку пятьсот дирхемов. Но сейчас я в затруднительном положении. Попроси его потерпеть и дать мне отсрочку.
Абу-Ханифа поговорил об этом с хозяином долга, который в ответ на его просьбу заявил:
— Они его! Я прощаю ему!
— Но я не нуждаюсь в прощении! — отреагировал должник [самолюбие которого было задето].
— Ты не нуждаешься, — вмешался Абу-Ханифа — зато я нуждаюсь: ведь ты же меня просишь хлопотать!
Продолжение следует, инша Аллаh.