07.10.2024

МУДРОСТЬ КУРБАНА

٨١. عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«مَا عَمِلَ ابْنُ آدَمَ يَوْمَ النَّحْرِ عَمَلًا أَحَبَّ إِلَى اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ هِرَاقَةِ دَمٍ وَإِنَّهُ لَيَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِقُرُونِهَا وَأَظْلَافِهَا وَأَشْعَارِهَا وَإِنَّ الدَّمَ لَيَقَعُ مِنَ اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ بِمَكَانٍ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ عَلَى

الْأَرْضِ فَطِيبُوا بِهَا نَفْسًا».

 1. Айша (радыйаллаху анха) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В первый день праздника Жертвоприношения нет перед Аллахом – Велик он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови (жертвенного животного). В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного, еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение (рида) Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!» (Ибн Маджа, Адахи, 3; Тирмизи, Адахи, 1/1493).

٨٢. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«مَنْ كَانَ لَهُ سَعَةٌ وَلَمْ يُضَحِّ فَلَا يَقْرَبَنَّ مُصَلَّانَا».

 2. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение, пусть не приближается к нашей мечети». (Ибн Маджа, Адахи, 2; Ахмад, II, 321).

Комментарии

Жертвоприношение носит название курбан, что означает «приближение». Т.е. курбан, таким образом, есть то, что призвано приблизить человека к Аллаху. Так как жертвоприношение означает искреннее самоотречение, оно является самым важным средством обретения близости к Аллаху.

В то же время Жертвоприношение – сунна досточтимого пророка Ибрахима. (Ибн Маджа, Адахи, 3).

Совершать жертвоприношение было приказано во 2-м году хиджры. По мнению Абу Ханифы, в дни праздника Жертвоприношения каждому человеку, владеющему 20 мискалями (96 г) золота или 200 дирхемами (640 г) серебра, следует (ваджиб) принести жертву. Нет условия, чтобы человек владел таким количеством золота или серебра в течении года.

Согласно мнению большинства ученых, жертвоприношение есть сунна муаккада, т.к. Посланник Аллаха обычно старался выполнять и пропускал очень редко.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что следующие аяты служат обоснованием для обряда жертвоприношения:

«Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения [и велели ее последователям] поминать имя Аллаха над дарованными им в удел домашними животными [при заклании]…» (аль-Хадж, 22/34, 67).

«Так совершай обрядовую молитву и закалывай [жертвенное животное]» (аль-Каусар, 108/2).

«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (ас-Саффат, 37/107).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), после того как снизошло повеление об этом, никогда не пропускал обряд жертвоприношения[1] и совершал его, даже находясь в пути[2]. Он сказал:

«О люди! Каждый год с каждого дома обязательно (ваджиб) принести в жертву (животное)». (Ибн Маджа, Адахи, 2; Тирмизи, Адахи, 18/1518).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о достоинствах дней Праздника Жертвоприношения:

«Перед Аллахом самый великий день – это день Праздника Жертвоприношения (Айд-уль-Адха). Следующим по достоинству за ним следует йауму’ль-карр (второй день Праздника Жертвоприношения)». (Абу Дауд, Манасик, 18/1765).

Также наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Дни, когда Аллаху больше всего нравится совершение благих дел, это первые десять дней месяца Зульхиджа!»

Один из собравшихся спросил:

— Даже более, чем джихад на пути Аллаха?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Даже более джихада[3]! За исключением человека, который встал на путь джихада, не жалея ни жизни, ни имущества, и который лишился всего этого (т.е. стал шахидом на этом пути, пожертвовав и жизнью, и имуществом)! (Бухари, Ийдайн, 11; Абу Дауд, Саум, 61/2438; Тирмизи, Саум, 52/757).

Поэтому в эти благословенные дни надо приложить усердие для того, чтобы приблизиться к Аллаху. В первом хадисе, приведенном нами, сообщается, что самое богоугодное дело в эти дни – жертвоприношение. Потому что за каждую часть тела жертвенного животного в Судный день человек, совершивший жертвоприношение, получит воздаяние.

Т.к. жертвоприношение требует щедрости и жертвенности как в материальном, так и в духовном плане, нафс очень не любит его. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), размышляя о достоинствах этого обряда и вознаграждении за него, советовал мусульманам совершать его с успокоенной, довольной душой.

Выражения «пролить кровь» и «раньше, чем кровь прольется на землю» в данном хадисе показывают нам, что цель жертвоприношения – «пролить кровь». А цель пролития крови – это проявление правоверным (му’мином) повиновения Аллаху, покорности и устремленности к своему Господу. Ведь Аллах не нуждается в мясе или крови. В священном аяте сказано:

«Ни мясо их, ни кровь их (то есть жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность…» (аль-Хадж, 22/37).

Когда совершенное не от чистого сердца жертвоприношение сына Адама Кабиля не было принято (Аллахом), он, позавидовав своему брату, сказал ему: «Клянусь, я убъю тебя». Насколько же глубокий смысл заключен в ответе, который дал ему Хабиль:

«Воистину, Аллах приемлет [жертву] только от благочестивых мужей» (аль-Маида, 5/27).

Значит, между жертвоприношением и богобоязненностью (таква) существует тесная связь. Резать жертвенное животное с умиротворенным сердцем могут только благочестивые люди. С другой стороны, принося в жертву животное, надо стараться проникнуться благочестивыми чувствами. Поэтому жертвоприношение, украшая совершившего его качествами благочестия, приближает его к Аллаху. А перед Аллахом самым благородным человеком является самый благочестивый (аль-Худжурат, 49/13).

Аллах принимает только ту жертву, которая принесена по Его повелению и только ради Его довольства (рида). Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Да проклянет Аллах того, кто режет жертву во имя кого-то другого, кроме Аллаха». (Муслим, Адахи, 43-45; Насаи, Дахайа, 34).

Во втором хадисе содержится строгое предупреждение для тех, кто, имея возможность, не совершают жертвоприношение. Здесь не имеется в виду, что у такого человека намаз будет не правильным. Но определяется наказание за этот поступок и сообщается, что такой человек будет отдален от благочестивых людей и, таким образом, нанесет себе непоправимый вред. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) таким образом призывает свою общину совершать жертвоприношение, желая, чтобы все мусульмане получили вознаграждение (саваб) и обрели спасение.

В священном аяте говориться:

«Мы сделали для вас этих тучных (животных, отобранных для жертвоприношения) знаком от Аллаха» (аль-Хадж, 22/36).

По этой причине к жертвоприношению и жертвенным животным ради Аллаха надо проявлять почтение. Как и во всех других поклонениях (ибада), основу жертвоприношения составляют чувства почтительности и благочестия. Поэтому необходимо, чтобы животное было здоровым и упитанным. В священном хадисе говорится:

«Есть четыре (животных), приносить в жертву которых не дозволено:

1. Одноглазое, слепота которого очевидна.

2. Больное, болезнь которого очевидна.

3. Хромое, хромота которого очевидна.

4. Сильно ослабленное». (Абу Дауд, Адахи, 5-6/2802; Тирмизи, Адахи, 5/1497).

Урва (радыйаллаху анху) однажды так сказал своим домочадцам:

«Дети мои! Ни в коем случае не предлагайте в жертву Аллаху то, что бы не предложили в подарок какому-нибудь обладателю власти! Ибо – Аллах величайший из величайших, и Он достоин более всех самого избранного и самого дорогого из всего». (Муватта’, Хадж, 147).

Когда режется животное, нужно совершать это действие с деликатностью, завязать ему глаза, не резать двух животных в одном месте и на виду друг у друга. Тащить животное к месту жертвоприношения, толкая и пиная, не допустимо. Если это животное относится к мелкому рогатому скоту, то самое лучшее – бережно принести его на руках. Крупный рогатый скот следует также вести к месту жертвоприношения наилучшим образом. Животное следует обратить к кибле. Человек, который будет резать его, должен произнести Бисмиллях и такбир. По возможности, человек должен сам зарезать свое жертвенное животное[4]. Если это невозможно, следует доверить это другому, но при этом нужно стараться находиться рядом с жертвенным животным.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О Фатыма! Стой рядом с жертвой, которую приносишь. Знай, что вместе с первой каплей крови, упавшей на землю, будут прощены твои (малые) грехи». (Хаким, IV, 247/7524; Хайсами, IV, 17; Байхаки, Шуаб, V, 483).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал заранее точить ножи и не держать их на глазах у животных. Он сказал:

«Когда вы режете животное, быстро совершайте свое дело!» (Ибн Маджа, Забаих, 3).

«Аллах приказал все делать самым лучшим образом. Если убиваете, то убивайте лучшим образом. Когда режете, то режьте лучшим образом! Пусть каждый наточит свой нож и не мучает животное!» (Муслим, Сайд, 57; Тирмизи, Дийат, 14/1409; Абу Дауд, Адахи, 11-12/2815).

Выражение «не мучает животное» означает, что наточенным ножом следует решительно, твердой рукой быстро перерезать животному горло, гладить его, стараться не причинять лишних страданий и т.д.

Посланиик Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел, как однажды один человек режет барана. Он, уложив на землю животное, которые собирался зарезать, начал точить нож. Увидев такое жесткосердечие, наш досточтимый Пророк сказал:

«Ты что, хочешь убить его несколько раз? Ты не мог наточить нож прежде, чем уложил его на землю?» (Хаким, IV, 257, 260/7570).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил оставлять умирать животное, подрезав ему шкуру и горло[5]. Нужно до конца разрезать главные артерии по обоим сторонам горла, а также пищевод и дыхательное горло. Зарезав животное, следует немного подождать, пока вытечет кровь. Как только животное умерщвлено, следует сразу освежевать его.

Обычаем праведных людей является не садиться, пока происходит принесение в жертву животного, а почтительно ожидать на ногах, пока полностью не вытечет кровь.

Джабир (радыйаллаху анху) рассказывает, как совершал жертвоприношение Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«В день праздника Жертвоприношения Послланик Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) зарезал двух пестрых круторогих баранов. (Уложив и) направив их к кибле, он прочитал следующие аяты:

«Истинно уверовав, обратился я лицом к Тому, кто сотворил небеса и землю. И не принадлежу я к многобожникам!» (аль-Ан’ам, 6/79).

«Скажи: «Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества. Такая [вера] велена мне, и я – первый из предавшихся Ему» (аль-Ан’ам, 6/162-163).

Потом он произнес:

«О мой Господь! (Эта жертва нам дана) Тобой и приносим мы ее ради Тебя. Я режу ее от имени Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его общины (умма). Бисмиллахи, ва Аллаху акбар!»

После этого он зарезал жертву. (Абу Дауд, Адахи, 3-4/2795; Ибн Маджа, Адахи, 1).

Также Джабир (радыйаллаху анху) говорит:

«Однажды в день Айд-уль-Адха я вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети (мусалла). Завершив хутбу, он спустился с минбара. Привели одного барана для жертвоприношения. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам зарезал его. При этом он произнес:

«Бисмиллахи, ва Аллаху акбар. Это от моего имени и от имени тех из моей общины, кто не может совершить жертвоприношение». (Тирмизи, Адахи, 20/1521).

Из этих хадисов мы также видим, насколько наш досточтимый Пророк заботился о своей общине (умма).

Более правильно, если паломники, находящиеся в ихраме, не выйдут из этого состояния до тех пор, пока не совершат жертвоприношение. А тем мусульманам, которые собираются принести жертву, находясь на своей родине, лучше не стричь волосы и ногти со времени появления нового месяца и наступления Зульхиджа до совершения жертвоприношения[6]. Это делается для того, чтобы в какой-то степени приблизиться к паломникам и привести свои действия в соответствие с единым Исламским вероучением и обрядами хаджа.

Другой скрытый смысл этого действия в том, что человек, приносящий жертву, спасается от огня Ада целиком, каждой частью своего тела. Потому что Всевышний Аллах каждой частью тела принесенной жертвы сохраняет от Огня соответствующую часть тела того Своего раба, который совершил жертвоприношение.

После того как жертва принесена в соответствии со всеми правилами и разделана, нужно есть жертвенное мясо и угощать им других. Всевышний Аллах говорит:

«Так ешьте их [жертвенных животных] мясо и кормите обездоленного бедняка» (аль-Хадж, 22/28, 36).

Поощряемо (мустахаб) разделить мясо на три части – одну оставить своей семье, одну раздать родственникам и знакомым, а одну раздать бедным. (Абу Дауд, Адахи, 9-10/2813).

Хотя шкуру жертвенного животного и другие его части, которым можно найти применение, разрешено использовать самому, продавать их и получать за них деньги не дозволено. Если такие части проданы, вырученные за них деньги следует пожертвовать. Также не является правильным использовать молоко, шерсть животного, которого собираются принести в жертву. Если ими пользовались, то стоимость этого следует раздать неимущим.

Во время принесения в жертву и разделки жертвенного животного следует уделять самое пристальное внимание чистоте и соблюдению санитарных условий. Не следует загрязнять улицы и окрестности, не допускать появления неприятного запаха и неприглядных зрелищ.

Говоря о пользе и скрытом смысле жертвоприношения, можно кратко перечислить следующее: жертвоприношение заставляет нас вспоминать о покорности и самой высокой степени служения своему Господу досточтимых Ибрахима и Исмаила. Фактически, Всевышний Аллах показывая, что Он дал даровал нам все блага, учит нас, каким образом Он повелевает пользоваться ими и жертвовать часть из них. Ибо, как неправильно отказываться пользоваться благами, которые Он даровал нам, также ошибочно бездумно расточать их. Поэтому, с одной стороны, Ислам приказывает совершать жертвоприношение, но, с другой стороны запрещает расточительство (исраф) и причинение мучений животным и даже определяет, с какого возраста их можно приносить в жертву.

Жертвоприношение спасает человека от скупости и любви к имуществу. Способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и помогать бедным. Жертвоприношение связывает людей узами любви и милосердия друг к другу. Оно позволяет всем рабам Аллаха получить долю из Его благ. А также, способствует тому, что люди, все вместе выполняя и индивидуальные (ферди), и коллективные (иджтимаи) поклонения (ибадат), обретают благоволение (рида) Аллаха и приближаются к Нему.

 


[1] Тирмизи, Адахи, 11/1507. Даже наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) просил, чтобы после его смерти совершали жертвоприношение от его имени. Ханаш (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел, что досточтимый Али (радыйаллаху анху) приносит в жертву двух баранов, и спросил, почему он так делает. Досточтимый Али (радыйаллаху анху) ответил: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) завещал мне, чтобы я после его смерти совершал жертвоприношение от его имени. Одного (из этих баранов) я порежу от его имени и не перестану делать так!» (Абу Дауд, Адахи, 1-2/2790; Тирмизи, Адахи, 3/1495; Ахмад, I, 107).

[2] Муслим, Хадж, 356-7; Абу Бавуд, Адахи, 10-11/2814; Тирмизи, Адахи, 8/1501. Лишь в связи с трудностями, которые возникают с резанием животных и раздачей мяса, путникам было разрешено не совершать жертвоприношение. Т.е. человек, находящийся в пути, может совершать или не совершать жертвоприношение по своему желанию.

[3] Здесь, вероятно, имеется в виду тот «джихад», который совершается именно перед днями Айд-уль-Адха и, потому препятствует исполнению обряда хаджа. Потому что в разных хадисах нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщается, что самое лучшее поклонение (ибадат) – это джихад на пути Аллаха.

[4] Муслим, Адахи, 17-18.

[5] Абу Дауд, Адахи, 16-17/2826.

[6] Муслим, Адахи, 39-42; Абу Дауд, Адахи, 2-3/2791.

Источник: fondihlas.ru

 

*

 

 

 

Добавить комментарий