16.04.2024

ВАЖНОСТЬ КУРБАНА

Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаhу.

Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаhу за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (саллаллаhу алейhи ва саллям) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (алейhиссалям). Наш Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) сказал:

«Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (алейhиссалям)». (Абу Дауд)

Всевышний Аллаh возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного, заменившего на жертвеннике Исмаила (алейhиссалям):

وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ

 «И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (сура «Ас-Саффат», аят 107)

Ваджиб Курбан означает благодарение Всевышнего Аллаhа за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным, для которых это является важной поддержкой.

Как известно, для удовлетворения потребностей человечества в мясных продуктах ежедневно забиваются сотни тысяч животных. Но приобрести их могут только те, у кого есть такая возможность, а мясо жертвенного животного предназначено, прежде всего, для распределения бедным, малообеспеченным людям. Поэтому жертвоприношение в Исламе является реальным выражением человечности и щедрости.

 Курбан Исмаила

Курбан Исмаила – это жертвоприношение, совершаемое во время праздника Курбан и являющееся обязательным для людей, владеющих имуществом в размере нисаба (т.е. для людей, для которых выплата закята — фард). А теперь давайте обратимся к историческим корням этого прекрасного поклонения.

Как-то, находясь в Мекке, пророк Ибрахим (алейhиссалям) во сне услышал голос: «О, Ибрахим! Аллаh повелел тебе принести в жертву сына твоего, Исмаила!». Ибрахим (алейhиссалям) в испуге проснулся и задумался над правдивостью услышанных слов. Сначала он не мог понять, от кого этот сон: от Аллаhа или от шайтана? Его мучили сомнения. Этот сон он увидел за два дня до праздника Курбан. На следующий день сон повторился. И это убедило Ибрахима (алейhиссалям) в том, что его сон – от Аллаhа. А когда в первый день праздника Курбан он в третий раз увидел тот же сон, его убеждение, что это – от Аллаhа, окончательно окрепло. «Это – испытание от Аллаhа», — подумал он.

И действительно, это было испытание на верность. Друг ради друга должен жертвовать тем, что  ему самому более всего дорого. Аллаh выбрал для себя Ибрахима (алейhиссалям) халилем (другом). И теперь Всемогущий Создатель желал проверить, достоин ли тот этой дружбы? Поэтому Аллаh повелел Ибрахиму (алейhиссалям) пожертвовать самым дорогим и ценным, что у него было – сыном.

Для любого человека, конечно, было бы немыслимо тяжелым испытанием принести в жертву своего любимого, бесценного ребенка. Аллаh, Обладатель Знания, не требовал сразу принести в жертву Исмаила, а сделал так, чтобы Ибрахим (алейhумассалям) постепенно привык к этой мысли через повторяющийся сон. С этого дня стало обычаем не сразу, а деликатно сообщать человеку известия, тяжелые для него.

Ибрахим (алейhиссалям) в то утро велел сыну взять веревку и нож, сказав, что они пойдут за дровами. Это было для них привычным делом. Исмаил (алейhиссалям) ни о чем не подозревал. Взяв с собой веревку, нож и топор, они отправились в путь. При подходе к Мина (место в окрестностях Мекки) Ибрахим  стал рассказывать Исмаилу (алейhумассалям) свой сон. Он дал сыну понять, что Аллаh послал им очень большое и серьезное испытание. Исмаил (алейhиссалям), не опечалившись и ни на секунду не усомнившись, подумал: «Разве не Он дает нам жизнь, и не Он ли ее отнимает? Владыка жизни, Всевышний Аллаh, сейчас требует жизнь, которую Он сам даровал. Неужели можно представить себе смерть достойнее, чем эта?» Исмаил (алейhиссалям), проявляя покорность и уповая только на Аллаhа, ответил своему отцу: «О отец мой! Сделай то, что тебе велено. Даст Бог, ты увидишь меня терпеливым». Ответ сына одновременно и обрадовал Ибрахима (алейhиссалям), и заставил сильно задуматься. На его глаза навернулись слезы. Он смотрел на своего сына, проявившего такую силу веры, не скрывая радости. Он гордился им.

Ибрахим (алейhиссалям), уложив сына на правый бок, приготовился выполнить приказ Всевышнего Аллаhа. Он завязал глаза сыну, чтобы тот, увидев нож, не испугался, и сердце его не дрогнуло. Все это происходило именно там, где и по сей день (во время хаджа) совершают жертвоприношение. Прежде чем коснуться ножом горла Исмаила, Ибрахим (алейhумассалям) сказал: «Бисмилляhи!» и воскликнул: «О, мой Господь, я исполняю Твою волю!». Отец провел ножом по горлу сына, но это не принесло ему вреда, поскольку не было воли Аллаhа на то, чтобы Исмаил (алейhиссалям) был принесен в жертву. После этого события верность и терпение семьи Ибрахима (алейhиссалям) станут примером для ангелов и всех людей.

Это было испытанием на верность и преданность. Ибрахим и его сын (алейhумассалям) подтвердили, что они готовы пожертвовать самым ценным: Ибрахим (алейhиссалям) ― своим сыном, а Исмаил (алейhиссалям) ― своей жизнью. Они, без тени сомнения, сохранили преданность Всевышнему Аллаhу, и вышли из этого тяжелейшего испытания наилучшим образом.

Когда Ибрахим (алейhиссалям) вновь приготовился приставить нож к горлу сына, он услышал голос с небес: «Ибрахим, ты доказал свою верность. Ты показал всем, что ты верен Аллаhу. Остановись! Теперь нет нужды приносить в жертву Исмаила». Ибрахим (алейhиссалям) остановился и огляделся. Он увидел ангела Джибриля (алейhиссалям), спускающегося с небес с рогатым бараном, у которого глаза были обведены сурьмой. Джибриль (алейhиссалям) поздравил Ибрахима (алейhиссалям) и объявил: «О, Ибрахим! Этот баран кормился в Раю сорок лет. А сейчас он ниспослан тебе, чтобы ты принес его в жертву вместо сына».

Ибрахим (алейhиссалям), возликовал, услышав добрую весть, он освободил сына, забрал барана у Джибриля (алейhиссалям) и принес его в жертву. В ответ на такую великую милость Аллаhа, Ибрахим (алейhиссалям) до конца жизни совершал намаз благодарности (шукур намаз). С тех пор все мусульмане, чтобы отметить спасение Исмаила (алейhиссалям) и отдать дань благодарности Всевышнему, ежегодно, в один день, совершают жертвоприношение. Этот обряд обязателен (ваджиб) для каждого обеспеченного мусульманина.

Доказательства необходимости Курбана.

 

Всевышний Аллаh повелевает:

 

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

 

«…совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать»  означает «Курбан» в праздничные дни.

И еще одно повеление Корана: «Жертвенных верблюдов мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаhа. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаhа, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны» (Сура «Аль-Хаджж, 36)

Посланник Аллаhа (саллаллаhу алейhи ва саллям) в одном хадисе говорит: «Сын Адама не смог приблизиться к Всевышнему так близко ни одним из угодных Ему деяний, как пролитием крови в дни Курбана. В Судный день курбан, кровь которого он пролил, предстанет парнокопытным рогатым животным, покрытым шерстью. До того, как пущенная кровь достигнет земли, сын Адама поднимается пред Аллаhом на более высокий уровень. Поэтому совершайте жертвоприношение со спокойной и довольной душой». (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад бин Ханбаль, Ибн Малик)

Анас (радыйаллаhу ‘анху) передал в одном хадисе: «Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) принес в жертву двух баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я увидел, что он прижал ноги животного, произнес «Бисмилляhи», такбир (восхваление) и собственноручно зарезал его». (Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Тирмизи, Абу Дауд, Дарими)

Мы не должны забывать, что Аллаh не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигнет только намерение, искренность и богобоязненность его раба. В Коране эти намерение и богобоязненность, которые составляют основу всех действий, оцениваются так:

لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلا دِمَاؤُهَا

 

وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ

 

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаhа. До него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Сура «Аль-Хаджж, 37)

 

Ценность Курбана

В Коране говорится: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2)

Несомненно, ценность поступков (действий) измеряется намерением. Если Курбан принесен ради Всевышнего, то можно рассчитывать на вознаграждение. Например, Пророк Ибрахим (алейhиссалям) молился так:

إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ

 

وَالأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

 

«Я искренне обратил свой лик к Тому, кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!» (Сура «Аль-Ан’ам», 79). В другом аяте говорится: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаhу, Господу миров. Нет у Него сотоварищей…» (Сура «Аль-Ан’ам, 162-163)

Намерение в Курбане, как и в других видах поклонения, имеет очень большое значение. Поскольку, в действительности, Всевышнего Аллаhа достигнут только доброе намерение, искренность и богобоязненность. Вот почему истинная ценность Курбана состоит в том, что он совершается ради Аллаhа.

Аллаh в Коране ясно сообщает: «Ни мясо, ни кровь их (Курбана) не доходят до Аллаhа. До него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Сура «Аль-Хаджж», 37). Наш Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) заявляет об обязательности жертвоприношения: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто, имея возможность, не принес жертву». (Джами’ус – Сагир)

Следовательно, каждый самостоятельный мусульманин должен очень серьезно относиться к Курбану. Только искренние верующие выполняют Курбан, суть которого — приблизиться к Всевышнему Aллаhу. Можно добавить, что доказательство имана состоит в выполнении религиозных обязанностей. В хадисах говорится: «Приносите свои жертвы из крупных животных, так как они будут вашим средством передвижения по мосту Сырат» (Файзуль – Кадир), «За каждую волосинку Курбана есть вознаграждение» (Абу Дауд). 

Мудрость курбана

1. Способствует приближению к Всевышнему и достижению его Довольства.

2. Аллаh не нуждается в Курбане, как и в других видах поклонения, но Всевышний велением жертвоприношения испытывает своих рабов, измеряет степень близости к себе.

3. А также курбан способствует напоминанию о том, что Исмаил (алейhиссалям) был спасен от приношения в жертву.

4. Ежегодное приношение в жертву тысячи животных – это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего.

5. Канон жертвоприношения в Исламе является также большим уделом и милостью для бедных и неимущих.

 

Польза от курбана

 

1. Истинно Курбан сделан обязательным, чтобы отдать дань благодарности за годовое мирское благо, и, тем самым, отдается обязательный долг Всевышнему.

2. Прегрешения отпускаются, и зарабатывается саваб.

3. Курбан станет для хозяина в Судный день транспортом, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.

4. Помощь бедным мусульманам мясом, шерстью и шкурой, способствует удовлетворению их скромных нужд.

 

Действия, которые мустахаб совершать в праздничную ночь и дни

1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду’а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются.

Как передал Табарани от Убада бин ас-Самита (радыйаллаhу ‘анху), Пророк (саллаллаhу алейхи ва саллям) сказал: «Не погибнет в тот (Судный) день душа того, кто проводит ночи праздников Рамадан и Курбан, рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».

2. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.

3. Надеть чистую или новую одежду.

4. Использовать хорошие благовония.

5. Если это возможно, идти на намаз пешком, так как Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) в эти праздничные дни шел пешком к месту намаза.

6. Улыбаться и быть радостным.

7. Раздавать больше садака бедным и нищим.

8. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.

9. Если человек собирается совершить Курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего Курбана.

10. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям).

11. Быть щедрым по отношению к своей семье.

Социальная польза праздника

Праздник в нашем обществе имеет важное значение. Праздничные дни – это дни единения мусульман, укрепления связей между ними и взаимопомощи. Праздники предоставляют возможность отдохнуть от забот и дают заряд сил и бодрости для дальнейших дел. В эти дни мы встречаемся с родственниками, соседями. В праздничное утро верующие заполняют мечети и вместе обращаются к Всевышнему, просят у Него милости и прощения. В эти дни мы должны навещать родителей и получать их благословение. В Исламе, после поклонения Аллаhу и повиновения Его Посланнику (саллаллаhу алейhи ва саллям), повелевается уважительное и доброе отношение к родителям, запрещено даже говорить им «уф». Надо приветствовать встречных, поздравлять с праздником знакомых и незнакомых. Навещая друзей, надо поинтересоваться их самочувствием и пожелать добра. Следует посетить больных и пожелать им выздоровления. Подарить внимание и ласку сиротам и обделенным детям. Протянуть руку помощи бедным и нуждающимся, дать и им возможность пережить радость праздника.

Надо порадовать души тех, кто ждет наших ду’а, посетив их могилы. Надо постараться помирить знакомых, которые в ссоре, раздать подарки детям.

Как всегда, мы должны в праздничные дни обращаться наилучшим образом с окружающими нас людьми, как повелевает нам Ислам, и воздерживаться от вредных и недостойных поступков.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *