УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ
١٤٩. عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
«كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ وَكُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ وَمَنْ شَرِبَ الْخَمْرَ فِي الدُّنْيَا فَمَاتَ وَهُوَ يُدْمِنُهَا لَمْ يَتُبْ لَمْ يَشْرَبْهَا فِي الْآخِرَةِ».
1. Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Все, что опьяняет, есть алкоголь, все, что опьяняет, запретно (харам). Если кто при жизни будет пить вино, не прекратит это и умрет, не раскаявшись, то в ахирате ему не пить райского вина». (Муслим, Ашриба, 73, 77. Отдельно см. Бухари, Ашриба, 1; Абу Дауд, Ашриба, 5).
١٥٠. عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَا أَسْكَرَ كَثِيرُهُ فَقَلِيلُهُ حَرَامٌ».
2. Джабир бин Абдуллах (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Все, что опьяняет в большом количестве, запретно (харам) и в малом». (Абу Дауд, Ашриба, 5/3681; Тирмизи, Ашриба, 3/1865).
١٥١. عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: أَوْصَانِي خَلِيلِي صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا تَشْرَبِ الْخَمْرَ فَإِنَّهَا مِفْتَاحُ كُلِّ شَرٍّ»
3. Абу Дарда (радыйаллаху анху) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которого я очень любил, посоветовал мне:
«Не пей спиртного, ибо оно является ключом всего дурного». (Ибн Маджа, Ашриба, 1).
١٥٢. عَنِ ابْنِ عُمَرَرَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُول:ُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَعَنَ اللّٰهُ الْخَمْرَ وَشَارِبَهَا وَسَاقِيَهَا وَبَائِعَهَا وَمُبْتَاعَهَا وَعَاصِرَهَا وَمُعْتَصِرَهَا وَحَامِلَهَا وَالْمَحْمُولَةَ إِلَيْهِ».
4. Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах проклял алкоголь, того, кто пьет его, кто продает, кто покупает, кто изготовляет, кто переносит, и того, кому его приносят!» (Абу Дауд, Ашриба, 2/3674).
١٥٣. عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:
«…وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللّٰهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلَا يَجْلِسْ عَلَى مَائِدَةٍ يُدَارُ عَلَيْهَا بِالْخَمْرِ».
5. Джабир (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«… Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть (даже если сам не пьет) не садится за стол, за которым распивают спиртное!» (Тирмизи, Адаб, 43/2801).
١٥٤. عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَجُلًا قَدِمَ مِنْ جَيْشَانَ وَجَيْشَانُ مِنَ الْيَمَنِ فَسَأَلَ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ شَرَابٍ يَشْرَبُونَهُ بِأَرْضِهِمْ مِنَ الذُّرَةِ يُقَالُ لَهُ الْمِزْرُ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَوَ مُسْكِرٌ هُوَ؟» قَالَ:
«نَعَمْ» قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «كُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ إِنَّ عَلَى اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ عَهْدًا لِمَنْ يَشْرَبُ الْمُسْكِرَ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ» قَالُوا:
«يَا رَسُولَ اللّٰهِ وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ؟» قَالَ: «عَرَقُ أَهْلِ النَّارِ أَوْ عُصَارَةُ أَهْلِ النَّارِ».
6. Джабир (радыйаллаху анху) передает, что житель Джайшана (Джайшан – город в Йемене) спросил нашего досточтимого Пророка о напитке, который они пьют в своем городе. Этот напиток они изготовляют из злака зарра и называют его мизр.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
— А он опьяняет?
Человек ответил:
— Да.
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Все, что опьяняет, запретно. Аллах – велик Он и славен – обещал, что каждого, кто пьет опьяняющие напитки, Он напоит «Танатуль-Хабалем».
Присутствующие спросили:
— О Посланник Аллаха, что такое «Танатуль-Хабаль»?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Это кровь и гной обитателей Ада. (Муслим, Ашриба, 72; Абу Дауд, Ашриба, 5).
Комментарии к хадисам
Всевышний Аллах любит Своих рабов и хочет, чтобы они вошли в Рай. Поэтому, ревнуя Своих рабов к грехам, запретил им и явные, и скрытые грехи. Таким образом, Он сделал запретными (харам) и все виды опьяняющих напитков, как в большом, так и в малом количестве. Ведь они являются причиной и ключом всех грехов,
Спиртные напитки совершенно не подходят природе человека и приносят ему только вред. Когда Посланнику Аллаха в Ночь Перенесения (Исра) принесли два кубка – один с вином, другой с молоком, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), посмотрев на них, выбрал кубок с молоком. (Между тем, вино, которое было преподнесено ему, не было обычным вином. Это было райское вино. А запрета на вино тогда еще не было).
На это Джибрил (алейхиссалям) сказал:
— Хвала Аллаху, который направил тебя к тому, что соответствует природе человека. Если бы ты взял кубок с вином, твоя община впала бы в заблуждение»[1]. (Муслим, Иман, 272; Ашраба, 92. Отдельно см. Бухари, Тафсир, 17/3; Ашраба, 1, 12; Насаи, Ашраба, 41).
Из этого следует, что главное – находиться в трезвости и не терять чувства собственного достоинства. Не подобает позволять себе находиться в неконтролируемом состоянии, нельзя оставаться расслабленным, вкушая наслаждение. Потеря бдительности чревата впадением в грехи. В таком случае, те, кто, принимает спиртное как нечто привычное, не могут избежать грехов.
Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и до Ислама никогда не прикасался к спиртному. Однажды у него спросили:
— О Посланник Аллаха! Пил ли ты спиртное до прихода Ислама?
Он ответил:
— Нет! Даже когда я не знал, что такое Книга (Коран) и вера (иман), я знал, что то, что творят невежественные люди (джахили), есть неверие (куфр). (Дийарбакри, I, 254-255; Али аль-Муттаки, №35439).
Во времена невежества (джахилия) разумные люди, понимающие, что спиртное не соответствует природе человека, например, Абдулмутталиб, Абу Талиб, Абу Бакр, Усман, никогда не употребляли спиртное[2]. Были такие, кто запрещал пить вино членам своей семьи и детям.
Так как употребление спиртного в то время было широко распространено среди людей, Всевышний Аллах не запретил алкоголь сразу, Он сделал это постепенно. Если бы запрет был внезапным, большинство людей не восприняли бы его. Мать всех правоверных Айша (радыйаллаху анха) сказала:
«…Повеления о разрешенном (халял) и запрещенном (харам) начали ниспосылаться только после того, как люди полностью привыкли к Исламу. Если бы сначала был ниспослан приказ: «Не употребляйте спиртное!», то люди бы сказали:
«Мы ни в коем случае не оставим спиртное!»
Или, если бы сначала был ниспослан приказ: «Не совершайте прелюбодеяния!», люди бы также сказали:
«Мы не оставим прелюбодеяние!» (Бухари, Фадаилуль-Куран, 6).
И, принимая во внимание эту особенность природы человека, запрет алкоголя вводился постепенно. Это происходило следующим оборазом,
Сначала в Мекке был ниспослан аят:
«От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и добрый удел. Воистину, во всем этом – знамение для тех, кто способен размышлять»[3].
В этом аяте перечисляется отдельно, что из финиковых пальм и винограда люди получают не только прекрасную пищу, но и напитки, которые вызывают опьянение. Тем самым дается понять, что опьяняющие напитки не считаются «добрым уделом». Здесь содержится указание на то, что в будущем они будут запрещены.
После хиджры, в Медине, в ответ на вопросы, которые задавали люди, Всевышний Аллах ниспослал аят:
«Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»…» (аль-Бакара, 2/219).
После ниспослания этого аята большинство мусульман оставили спиртное.
Прошло еще немного времени. Однажды один из сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), совершая вечерний намаз в нетрезвом виде, прочитал аят из Корана, исказив его смысл. В связи с этим был ниспослан аят:
«О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите…»[4]
После этого среди мусульман значительно уменьшилось число тех, кто употреблял спиртные напитки. Когда наступало время совершения намаза, один человек по поручению нашего досточтимого Пророка объявлял:
«Пусть пьяные не приближаются к намазу!»
Отныне мусульмане, понимая, что в будущем спиртное будет запрещено, были готовы к этому.
Спустя какое-то время, большинство мусульман отказались от спиртного. Остальные, попадая из-за употребления спиртного в очень неприятные ситуации, оказались в стесненном положении.
Умар (радыйаллаху анху) просил в ду’а:
«О мой Господь! Пошли нам ясное и окончательное разъяснение о спиртных напитках!»
И, наконец, когда во время одного пьяного застолья вспыхнула ссора, вся мерзость алкоголя предстала в самом явном виде. Общество достигло такого состояния, что запрет на спиртное был бы встречен благоприятно. Тогда Всевышний Аллах ниспослал такие аяты:
«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам – скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Удержитесь ли вы [от них]?» (аль-Маида, 5/90-91)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), позвав досточтимого Умара (радыйаллаху анху), прочитал ему эти аяты. Когда он дошел до слов: «Удержитесь ли вы [от них]?», Умар сказал: «Удержимся! Удержимся, о Господь!» Вместе с досточтимым Умаром (радыйаллаху анху) все мусульмане сказали:
— Отныне мы удерживаемся и от спиртного, и от азартных игр, о Господь наш!
Когда эти аяты были ниспосланы, по приказу нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) глашатай провозгласил:
— Знайте, спиртное отныне запрещено!
Бурдюки с вином были распороты, кувшины разбиты, и вино ручьми текло по улицам Медины!.. (См. Ахмад, I, 53; II, 351; Насаи, Ашраба, 1-2; Хаким, II, 305/3101).
Анас (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Я был виночерпием в доме Абу Тальхи, когда спиртное было запрещено. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал одному своему сподвижнику, и тот известил об этом людей. Когда мы сидели в доме, послышался голос глашатая. Абу Тальха попросил меня:
— Выйди и посмотри, о чем там говорят.
Я вышел, вернулся и сказал:
— Глашатай извещает: «Слушайте, спиртное запрещено!»
Абу Тальха велел мне:
— Если так, иди и вылей его!
И тогда вино потекло по улицам Медины». (Бухари, Тафсир, 5/11).
После этого все мусульмане, до этого употреблявшие спиртное, уничтожили все имеющиеся у них запасы. И больше ни разу не притрагивались к нему. Отныне они стали считать пьянство проступком, несовместимым с верой. Например, Абу Муса (радыйаллаху анху) сказал:
«Для меня, что употреблять спиртное, что поклоняться вот этому столбу, оставив Аллаха, – все одно (оба эти поступка в равной мере являются великими грехами)». (Насаи, Ашраба, 42/5661).
Поэтому надо держаться подальше от всех напитков, которые вызывают опьянение. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в первом хадисе, приведенном нами, сообщает, что все, что вызывает опьянение, относится к категории алкоголя и является запрещенным. Т.е. не важно, как называется напиток. Некоторые рассуждают так: «Запрещено (харам) вино. Так как напиток, который мы употребляем, не называется вином, он не запрещен». Это неправильное понимание. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чудесным образом предвидя подобное, сказал:
«Некоторые люди моей общины будут пить вино, давая ему другие названия». (Насаи, Ашраба, 41/5656. Отдельно см. Бухари, Адахи, 3; Ибн Маджа, Фитан, 22).
Поэтому те, кто под разными предлогами пытаются получить фетву (решение) о дозволенности спиртного, всего лишь вводят в соблазн самих себя.
С другой стороны, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщает, что человек, подверженный слабости к спиртному, если умрет, не раскаявшись в этом, не будет пить райское вино. В другом хадисе говорится, что любители спиртного не смогут войти в Рай. (Насаи, Закят, 69/2560).
Считая, что если в Раю будет вино, благосклонно относиться к вину в этом мире, является неверным. Между вином Рая и вином этого мира существует лишь сходство в названии. Если вино этого мира, опьяняя человека, вводит его в разные грехи, вино Рая не имеет свойств опьянять и ввергать человека в позор.
Запрет на спиртное не зависит от его количества – много его или мало. Во втором хадисе, приведенном нами, сообщается, что вызывающее опьянение в большом количестве, запретно и в малом. Поэтому не надо принимать на веру слова тех, кто говорит: «Если пить не столько, чтобы опьянеть, это не предосудительно». Приведенная здесь мера предельно ясна – если что-то вызывает опьянение в большом количестве, нельзя это употреблять и в малом. Цель нашей религии – полностью перекрыв все пути к греху, предотвратить их зло. Наша религия не приемлет чисто теоретические решения, не соответствующие жизненным реалиям. Она устанавливает предупреждения и запреты с великой мудростью, а тем, кто нарушает их, назначает строгое наказание. Это происходит не потому, что наша религия не ценит человека, а, наоборот, относится к человечеству с величайшим милосердием и добротой.
Согласно Исламскому праву (фикх), наказание за распитие спиртных напитков 40 или 80 плетей. Цель этого – прилюдно заклеймить такого человека, заставить раскаяться и отказаться от своей вредной привычки.
Однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) привели нетрезвого человека. Посланник Аллаха приказал присутствующим подвергнуть этого человека положенному наказанию. Спустя некоторое время, один из присутствующих сказал провинившемуся:
— Пусть Аллах опозорит и проклянет тебя!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Нет, не говорите так, говоря о нем подобное, не становитесь помощниками шайтана! (Бухари, Худуд, 4; Абу Дауд, Худуд, 35, 36).
После того как провинившийся был подвергнут наказанию, сподвижники Пророка отпустили его, предварительно отругав и наставив его:
— Как ты не постеснялся Аллаха? Как ты не побоялся Аллаха? Как ты не постеснялся нашего досточтимого Пророка? – говорили они.
Когда грешник ушел, наш Пророк – источник милосердия, приказал им:
— Делайте за него ду’а: «О мой Аллах, прости его. О мой Аллах, смилуйся над ним…» (Абу Дауд, Худуд, 35/4478).
Здесь проявилось милосердие Посланника Аллаха к своей общине. Собственно, установление запретов (харам) разве не есть проявление этого милосердия?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в третьем хадисе так говорит о смысле запрещения спиртного:
«Остерегайся пить спиртное! Ибо оно есть ключ всего дурного».
Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей длинной проповеди, произнесенной в Табуке, сказал:
«Алкоголь – это такой напиток, который собрал в себе все виды грехов». (Вакиди, III, 1016).
Спиртное, как для отдельного человека, так и для всего общества, является причиной многих зол. Оно отрицательно воздействует на человеческий разум. Между тем, все жизненные принципы, направление на преуспевание в этом мире и следующем контролируются именно разумом. Впадая в бессознательное состояние, человек совершает такие грехи, которые невозможно представить.
Человек совершает грехи, будучи в неведении об этом. Если неведение (гафлет) о своих грехах прочно укрепилось, то можно предположить, в какие великие грехи втянет человека пьянство, которое хуже простого неведения (гафлет).
Такие занятия, как распитие спиртного, азартные игры, опьяняющие и тело, и дух человека, являются самым мощным оружием в руках вечного врага человека – шайтана. Пока человек не отдалится от этого, он не обретет спасения. Через спиртное и азартные игры шайтан сеет между людей злобу, раздоры и вражду, стравливает их друг с другом. Создавая препятствия поминанию Аллаха (зикр), намазу и ибаде, шайтан оставляет их нищими в будущем мире. Одним словом, их жизнь и в этом мире, и в будущем остается неустроенной. Поэтому путь спасения от несчастий в обоих мирах – это оставление грехов, запрещенных Аллахом. (аль-Маида, 5/90-91).
Всемирная организация здравоохранения в своем последнем отчете, касающемся состояния тридцати областей Турции, 85% преступлений (из них 60-70% совершаемых внутри семьи), 50% нападений, 50% случаев насилия, 70% нанесения побоев супруге, 60% прогулов связывает с воздействием алкоголя; также 40-50% психических расстройств происходят по причине алкоголя.
Если родители употребляют алкоголь, то это самым негативным образом сказывается на детях. 90% детей алкоголиков умственно неполноценны. У женщины-алкоголички риск родить неполноценного ребенка достигает 35%. Такой высокий процент достигается за счет того, что в этом случае ребенок еще в утробе матери подвергается воздействию алкоголя. Алкоголь препятствует росту и развитию ребенка в утробе, становится причиной умственной отсталости, физической слабости и отклонений в поведении.
Дети родителей, имеющих алкогольную зависимость, живя в семье в атмосфере постоянных ссор и насилия, гораздо чаще имеют психологические расстройства и отклонения в поведении. В результате большинство этих детей не успевают ни в учебе, ни в жизни[5].
Среди других распространенных вредных последствий употребления алкоголя – это аварии на дорогах, самоубийства, подстрекательство к совершению преступлений, распад семей, проблемы с работой, профессиональные и разнообразные экономические потери. Алкоголь, туманя разум человека, лишает его ясности и способности мыслить, а также разоряет его имущество. Кроме этого, он разрушает семью, губит род, уничтожает связи с людьми и лишает положения в обществе. Ибо алкоголь есть мать всех грехов и всего дурного.
Досточтимый Усман (радыйаллаху анху), говоря, что спиртное есть ключ ко всему дурному, поясняет это таким примером:
«Избегайте спиртного, ибо оно есть мать всего дурного и всего непотребного. В народе, который жил до вас, был один человек, полностью посвятивший свою жизнь поклонению Аллаху. К нему стала приставать одна дурная женщина. Она отправила к нему своему слугу, велев передать, что он нужен ей в качестве свидетеля. Тот человек, (чтобы его не обвинили в том, что он не хочет быть свидетелем) отправился вместе со слугой. Человек вошел в дом. Слуга шел за ним и закрывал все двери за собой. Наконец, они пришли в комнату, где находилась очень красивая женщина и ребенок. Рядом с женщиной стояла бутылка вина. Женщина сказала тому человеку:
— Клянусь Аллахом, я пригласила тебя не для того, чтобы ты был свидетелем. Я пригласила тебя для того, чтобы ты или имел близость со мной, или выпил бокал вот этого вина, или убил ребенка.
Человек, оказавшись в безвыходном положении, сказал:
— Налей мне бокал вина.
Женщина налила ему один бокал. После этого человек попросил:
— Дай еще!
Выпив еще вина, человек совершил и прелюбодеяние с женщиной, и убил ребенка (чтобы тот не рассказал об этом). Поэтому держитесь как можно дальше от спиртного! Клянусь Аллахом, вера (иман) и страсть к вину не могут быть вместе. Вскоре одно из этих двух удалится от другого». (Насаи, Ашраба, 44/564).
Т.е. пристрастие к спиртному, если человек не раскаивается в этом, наносит урон его вере. Если он раскается, то его вера избавит его от алкогольной зависимости. Ибо верующий несовместим с алкоголем. Для человека, верующего в Аллаха, – это серьезный проступок, оскверняющий его грязью деяний шайтана. Верить в Аллаха и одновременно проявлять непокорность его повелениям невозможно. Об этом так говорится в священном хадисе:
«В момент, когда человек совершает прелюбодеяние, он не является верующим (му’мин). В момент, когда человек пьет спиртное, он не является верующим. В момент, когда человек ворует, он не является верующим…» (Бухари, Мазалим, 30; Тирмизи, Иман, 11/2625; Насаи, Ашраба, 42/5657).
Алкоголь уничтожает самое ценное, что есть у человека, — веру (иман). В следующем хадисе говорится о том, в какие еще великие бедствия ввергает он человека:
«Алкоголь – мать всех непотребностей и всего бесстыдного, величайший из великих грехов. Кто выпьет, тот может совершить прелюбодеяние и со своей матерью, и со своей тетей». (Хайсами, V, 67).
Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), желая, чтобы его община как можно дальше была от употребления алкоголя, самым строгим образом запретил не только алкоголь, но и все, что с ним связано. В четвертом хадисе говорится, что Аллах проклял опьяняющее, того, кто пьет, кто распространяет его, кто продает, кто покупает, кто изготавливает, кто заставляет изготавливать, кто переносит его, и того, кому его приносят. В другом хадисе сообщается, что проклято то место, где изготавливают алкоголь, проклят тот человек, который дарит его, тот, кто живет на прибыль от производства и продажи алкоголя[6].
Значит, чтобы уберечь себя от зла алкоголя, нужно перекрыть все пути, держаться как можно дальше от всего, что связано с ним. Это самое важное из того, что нужно сделать для сохранения духовного и физического здоровья как отдельного человека, так и всего общества в целом.
Ибадат человека, заслужившего проклятие из-за алкоголя, находится под угрозой. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал следующее предупреждение таким людям:
«Когда человек выпьет, то Аллах семь дней не принимает его намаз. Если человек умрет в эти семь дней, то умрет неверным (кафир). Если от выпитого помрачится его рассудок, и это помешает ему выполнять обязательные (фард) поклонения, то намаз не будет приниматься сорок дней. Если человек умрет в течение этих сорока дней, то умрет кафиром». (Насаи, Ашриба, 44/5667; Дарими, Ашраба, 3; Ибн Маджа, Ашраба, 4).
Ибадат имеет две стороны. С одной стороны, совершая ибадат, человек выполняет свой долг, с другой стороны – обретает этим вознаграждение (саваб). В этом хадисе имеется в виду, что человек, принявший алкоголь, не получает вознаграждения за свой ибадат.
Поэтому верующий, который верит в Аллаха и Судный день, должен очень тщательно избегать алкоголя. Не следует сидеть за столом, где распивают алкоголь. Не следует устраивать торжества и церемонии, не соответствующие Исламу, не следует принимать участие в них. В этих случаях, не обращая внимания на то, как отнесутся к этому другие, надо открыто объяснять причины своего отказа принимать участие в таких застольях и собраниях, чтобы люди, попирающие запреты Аллаха, поняли свою ошибку. В противном случае, получается, что человек, не желая оскорбить какого-то грешника, подводит себя под проклятие и гнев Аллаха. Это самая величайшая глупость, какая может быть в этом мире.
В результате пренебрежения повелением Аллаха человек вредит себе и наносит огромный урон в этом мире, а в будущем мире будет подвергнут мучительному наказанию. В четвертом хадисе говорится о той тяжелой участи, которая ждет в Аду тех, кто употребляет алкоголь. Тот, кто в этом мире находил достойным для себя пить самое нечистое, безусловно, и в будущей жизни будет наказан тем, что будет принуждаем пить самое нечистое. Ибо наказание бывает из того же рода, что проступок. Те, кто пил спиртное в этом мире, в будущей жизни будет наказан тем, что им придется пить такие нечистоты, на которые человек даже не может смотреть – пот, кровь и гной, стекающие с обожженных тел обитателей Ада.
[1] Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в данном случае предпочел то, что лучше соответствует природным качествам человека. Молоко является первой пищей человека. Родившись, ребенок вскармливается только молоком и именно с ним начинает формироваться его характер. Всевышний Аллах заложи в природе человека «любовь к молоку». Если бы Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) выбрал вино (хотя здесь имеется лишь сходство названия), то его община, была бы склонна предаваться распитию вина этого мира и погрязла бы в связанных с этим грехах. Ибо народ следует тем путем, куда его направляют предводители.
[2] См. Абу Дауд, Дийат, 3/4502; Ахмад, I, 163; Халяби, I, 184.
[3] ан-Нахль, 16/67.
[4] ан-Ниса, 4/43.
[5] Musa Tosun, “İçki” mad., Diyanet İslâm Ansiklopedisi, XXI, 463.
[6] См. Абу Дауд, Ашраба, 2/3674; Тирмизи, Буйу’, 59/1295; Насаи, Ашраба, 1-2; Ибн Маджа, Ашраба, 6; Ахмад, I, 53; II, 351; Хаким, II, 305/3101.
Источник: fondihlas.ru