13.04.2024

Что говорили наши факихи по поводу воспитания и обучения детей? (Факи́х (араб. فقيه — знающий) — исламский богослов-законовед, знаток фикха).

Факихи говорили: «Наш исламский шариат пришел с целью указать нам на блага этого мира и последующего. Он наложил на нас обязанность создавать все то, что ведет человека к счастью. Все то, что улучшает его жизнь в этом мире и становится причиной вечного счастья в мире последующем».

Однако, несмотря на то, что внешне шариат обращается ко всем людям в целом, не указывая на кого-либо конкретно, ясно, что эта обязанность неизбежно распространяется исключительно на тех, кто обладает соответствующими способностями и пригоден для этого.

Ведь наложение обязанности неспособного человека было бы ее наложением на того, кто не может ее исполнить, что в свою очередь является пустой забавой в отношении получения блага или избавления от вреда. И то, и другое с точки зрения и разума, и шариата является недопустимым, неверным.

Поэтому общественные обязанности налагаются на людей в зависимости от их способностей. А для человека, способного исполнить ту или иную общественную обязанность, она превращается в личную. Он должен заняться достижением блага (зависящего от его деятельности).

Способности же людей различны, среди них есть способные искать знания, руководить, заниматься производством и ремеслом, в котором есть потребность. Это касается всех благ, необходимых для благоденствия в этом мире.

Каждый человек, несмотря на то, что Аллах заложил в нем способность действовать вообще, как правило, какие-то вещи проявляются в нем сильнее. Этого требует божественная мудрость, выстраивающая жизнь в определенном порядке, а также необходимость в том, чтобы между людьми в этом мире было соответствие.

Аллах сотворил создания не ведающими о своих благах, связанных с этим миром и последующим, как об этом сказано в аяте (смысл):

«Аллах вывел вас из утробы ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он дал вам слух, зрение и сердце, чтобы вы [поняв величие благ, которых вы были удостоены] были благодарны [Творцу, поверив в Него и подчинившись Ему» (Ан-Нахль, 78).

В то же время он вложил в них инстинкты (способности), дающие возможность познавать любую вещь. Также он заложил в них семена тех особенностей и отличий, благодаря которым они превосходят друг друга. Благодаря этому они должны превратиться в столпы социума, поддерживающие друг друга.

Когда другие нуждаются в ком-либо из этого социума, он в свою очередь тоже нуждается в других. И этот взаимный обмен потребностями и благами превращается в закон, требующий соблюдения порядка, а также причину их связи между собой, их скрепом. Если желаете в этом убедиться, можете прочесть слова Аллаха по этому поводу (смысл):

«Разве это они распределяют милость твоего Господа (решают, кому быть пророком]? Мы распределили между ними блага земной жизни [сделав одних богатыми, а других бедными] и подняли одних над другими на уровни [богатства], чтобы одни из них [богатые] нанимали за плату] других [бедных]» (Аз-Зухруф, 32).

Затем Он направляет их к знанию либо посредством внушения, как в случае с принятием груди матери; либо обучения, как, например, в случае с остальными благами.

Посредством обучения и изучения люди учатся приобретать то, что для них является благом и избегать того, что является злом. Таким образом, проявляются заложенные в них естественные инстинкты (способности), произрастают их добродетели и дары. Ведь обучение и изучение являются основами деталей всех благ.

Поэтому обучение детей следует начинать с самых основ наук, таких как чтение, письмо, основы веры. Затем следует перейти к таким общим наукам, как нужные языки, их практика, основы математики, алгебры, геометрии, даты, вещи, основы природы, химии, астрономии.

В необходимой мере следует изучать религиозные науки, литературу, в достаточной мере историю, состояние ранних веков, географию. Это позволит совершенствовать и формировать ум ребенка. Все это следует обучать определенное число лет, простыми методиками, воспитывая их путями, которые определили ученые и набожные люди.

В ходе подобной заботы в ребенке будут расти и крепчать те способности, которые в нем заложены изначально. И вы увидите, как кто-то из них проявит готовность изучать высшие науки, другие — готовность к ремеслам, третьи — к управлению и менеджменту. И так далее.

Таким образом, каждый мукалляф (мусульманин, на которого наложена обязанность) будет расти в поиске того, что нужно, к чему он имеет способности и предрасположенность. И опекающие их люди тоже будут обращать на это внимание, сопровождая их до того момента, пока они не встанут на прямой путь.

Они будут помогать им и побуждать их продолжать свои занятия, чтобы каждый из них был лучшим среди своих сверстников в том, к чему он предрасположен, к чему у него есть склонность.

Затем их следует оставить приверженцам этой сферы (наук, ремесел), чтобы те обучали их необходимым образом, чтобы они вошли в число приверженцев, как будто эти качества и знания в них было изначально. В этом случае они начнут нести пользу, и проявятся плоды того воспитания. Какие дуа читать, чтобы дети были послушными?

Муса Бигиев «История Корана и свитков»
Источник: islam-today.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *