23.04.2024

О болезни Пророка Аюба (мир ему)О БОЛЕЗНИ ПРОРОКА АЮБА (мир ему)

ВОПРОС Ас-Cаляму ‘алейкум!

 
Я очень запутался в одном вопросе. С одной стороны, Ахлю Сунна валь-Джамаа считают, что у Пророка Аллаха ни в коем случае не может быть болезни или недостатка, который заставил бы людей сторониться его и держаться от него подальше. Но есть история Пророка Аюба (мир ему), и есть хадис от Посланника Аллаха ﷺ, который передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 

«Поистине, Аюб, Пророк Аллаха, терпел свои испытания в течение восемнадцати лет, когда его сторонились как родственники, так и посторонние, за исключением двух его братьев, которые были самыми близкими из его братьев». И так далее…

Передано Абу Я’ля в «Аль-Муснад», 6/299; Ибн Хиббаном в его «Сахихе», 7/159; Аль-Хакимом в «Аль-Мустадрак», 2/635.
Итак, с одной стороны, мы имеем наше основное убеждение, что у Пророка ни в коем случае не было болезни, которая заставила бы людей сторониться его, а с другой стороны, у нас есть хадис, который, по мнению многих ученых, является достоверным («сахих»). Какой средний путь следует выбрать мусульманину в таких ситуациях?
 

 
ОТВЕТ:
 

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

В аятах суры «Аль-Анбия» (21:83–84), а также в аятах суры «Сад» (38:41–44) упоминается о тяжелой болезни, постигшей Пророка Аюба (мир ему). Но ни в одном аяте не упоминается, какая именно болезнь поразила его и в течение какого времени он ею страдал. Эти факты даже не упоминаются ни в одном (достоверном) хадисе от Посланника Аллаха ﷺ. Однако установлено, что он страдал больше, чем обычный пророк, и что он потерял всех своих детей в процессе болезни.

Все рассказы, в которых упоминается об этом, берут свое начало от Бани Исраиль (исраилият).

В аятах же ясно сказано, что он молил Аллаха об облегчении своих трудностей, и Аллах принял это дуа, даровав ему исцеление от болезни. Это было сделано в качестве «назидания для обладателей разума».

 

«Мы даровали (вернули) ему его семью и еще столько же вместе с ними в качестве Нашей милости…».

 
Комментаторы отмечают, что это может означать, что Аллах вернул ему его потерянную семью и детей, или что Аллах дал ему новую семью после смерти первой. После этого численность его семьи удвоилась.Однако следует иметь в виду, что рассказы о том, что хазрату Аюбу (мир ему) приходилось подолгу лежать в помоях, не кажутся достоверными, поскольку это противоречит высоким стандартам чистоты и опрятности, которых придерживались Пророки, мир им всем.

Рассказы о том, что из его тела выпадали черви, также не кажутся достоверными, потому что это заставило бы людей сторониться его, тем самым препятствуя распространению призыва[1].

Упомянутое вами утверждение о болезни Аюба (мир ему) и о том, что люди сторонились его из-за презрения, к сожалению, весьма распространено, но оно неверно. Оно не встречается в благородных хадисах Посланника Аллаха ﷺ. Мы знаем и верим, что Аюб (мир ему) был подвергнут Всевышним Аллахом большому испытанию посредством болезни и потери семьи.

Согласно акыде (вероубеждению) Ахлю Сунна, Всевышний Аллах защищает своих Пророков (мир им всем) от любой болезни или качества, которое будет считаться чем-то отвратительным или презираемым людьми. Поэтому те недостоверные повествования, в которых говорится о том, что его сторонились, изгнали из города и он жил на свалке, следует игнорировать в свете принципов нашей акыды.

Такие утверждения были опровергнуты в различных достоверных комментариях к Корану (тафсирах), и следует воздерживаться от подобных неверных утверждений[2].

А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Аршад Али
Источник: azan.ru
 

[1] «Анваруль-Баян», том 3, стр. 357–358
 
[2] تفسير القرطبي (11/ 323)
السَّابِعُ- أَنَّ دُودَةً سَقَطَتْ «2» مِنْ لَحْمِهِ فَأَخَذَهَا وَرَدَّهَا فِي مَوْضِعِهَا فعقرته فصاح” مَسَّنِيَ الضُّرُّ” فقيل: أعلينا نتصبر. قال ابن العربي: وهذا بعيد جدا مَعَ أَنَّهُ يَفْتَقِرُ إِلَى نَقْلٍ صَحِيحٍ، وَلَا سَبِيلَ إِلَى وُجُودِهِ. الثَّامِنُ- أَنَّ الدُّودَ كَانَ يَتَنَاوَلُ بَدَنَهُ فَصَبَرَ حَتَّى تَنَاوَلَتْ دُودَةٌ قَلْبَهُ وَأُخْرَى لِسَانَهُ، فَقَالَ:” مَسَّنِيَ الضُّرُّ” لِاشْتِغَالِهِ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ. قَالَ ابْنُ الْعَرَبِيِّ: وَمَا أَحْسَنَ هَذَا لَوْ كَانَ لَهُ سَنَدٌ وَلَمْ تَكُنْ دَعْوَى عَرِيضَةً. التَّاسِعُ- أَنَّهُ أَبْهَمَ عَلَيْهِ جِهَةَ أَخْذِ الْبَلَاءِ لَهُ هَلْ هُوَ تَأْدِيبٌ، أَوْ تَعْذِيبٌ، أَوْ تَخْصِيصٌ، أَوْ تَمْحِيصٌ، أَوْ ذُخْرٌ أَوْ طُهْرٌ، فَقَالَ:” مَسَّنِيَ الضُّرُّ” أَيْ ضُرُّ الْإِشْكَالِ فِي جِهَةِ أَخْذِ الْبَلَاءِ. قَالَ ابْنُ الْعَرَبِيِّ: وَهَذَا غُلُوٌّ لَا يُحْتَاجُ إِلَيْهِ
 
التفسير الواضح (2/ 548)
أما ضر أيوب الذي لحقه فالمفسرون جالوا في تحديده وصالوا، وذكر القرطبي في ذلك خمسة عشر قولا. الأول: أنه وثب ليصلى فلم يقدر على النهوض فقال: مسنى الضر: إخبارا عن حاله لا شكوى لبلائه، وهذا لا ينافي الصبر إلى آخر الأقوال التي ذكرت في تفسير الآية.
والناس يروون في بلاء أيوب أقوالا يوردونها تدل على أنه مرض مرضا مشوها ومنفرا للناس.
وهذا يتنافى مع منصب النبوة، إذ الأنبياء منزهون عن الأمراض المنفرة، ويمكن أن نفهم أن الابتلاء بهذا الشكل كان قبل النبوة فلما صبر وصابر اجتباه الله واختاره نبيا، على أن المبالغين في تصوير ضر أيوب ومرضه إنما اعتمدوا فيما يقولون على ما جاء عند أهل الكتاب في السفر المسمى «سفر أيوب»
 
حاشية الصاوي علي الجلالين 145\3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *