Начинает Аллах с опроса пророков (мир им): «Я отправлял вас распространить веру среди народа, как они вам ответили?». От тяжести этого дня и страха перед Всевышним они скажут: «О, наш Владыка, сегодня мы безумны и безграмотны. Ты — знающий всё явное и тайное. Ты лучше знаешь, как они нам ответили».
Так, увидев страх и стыд пророков (мир им) перед Всевышним, многие люди захотят, чтобы их поскорее отправили в Ад, дабы не быть опозоренным перед Аллахом и другими людьми, раскрыв свои плохие и унизительные деяния. Затем в руки всех людей отдадут бумагу, на которой записаны все их деяния. Тому, кто хорошее делал больше плохого, бумагу отдадут с правой стороны, а тому, кто плохое сделал больше хорошего — с левой. Тот, кому бумагу отдадут с левой стороны, скажет: «Неужели я совершил все эти плохие деяния?», если даже знает, что совершил.
Затем Аллах спросит каждого человека, не сделал ли он такой- то грех явно, такой — тайно, спросит обо всём, не пропустив даже ни один малейший грех. А бедному человеку трудно говорить правду. Он скажет: «О Аллах, ты же сделал запретным оказать гнёт над другими». Когда Аллах скажет, что Он запрещал гнёт, он скажет: «В таком случае пусть каждый орган моего тела заговорит и расскажет обо всем, что делал». Тогда Аллах запечатает рот Своего раба и повелит его органам рассказать обо всём. Каждый орган изложит всё плохое и всё хорошее, что они совершили. Тело оказавшегося в безвыходном положении раба свалит всю вину на душу, а душа — на тело.
Тело скажет душе: «Если бы тебя во мне не было, я был бы подобен камню или растению» — безумным, не могущим двигаться. Из-за тебя я попал в грех, из-за тебя провинился перед Всевышним, ты делал так, чтобы все плохое мне казалось хорошим».
Душа скажет телу: «Я — немощный, беспомощный ветер без ног, головы, глаз, ушей, который был впущен в твое тело. Тем, что я попал в твоё тело, и твоим поведением я оказался в мучении». Тогда Аллах пошлёт одного ангела, чтобы тот разрешил спор между телом и душой. Этот ангел скажет телу и душе: «Допустим, что парализованный человек, который не может двигаться, и слепой человек, который абсолютно ничего не видит, оказались в чужом саду. Парализованный, но видящий человек сказал слепому: «На том дереве я вижу плод, но я не могу его достать». Слепой ответил: «Садись на меня. Вместе с тобою я залезу на дерево, а поскольку ты видишь, плоды будешь срывать ты». Если таким образом они залезут на дерево и съедят чужие фрукты, т.e. допустят харам, кто же из них будет виноватым?». Душа и тело ответят: «Виноваты они оба». Тогда ангел скажет им: «Вы пришли к верному выводу без моей помощи: в нашем случае тоже виноваты вы оба, поскольку вы совершили грехи вместе — душа, проезжая на теле, тело — на душе». Тогда у человека не останется слов на возражение.
Аллах, если захочет, спросит раба: «Ты знаешь все те грехи, которые ты совершил?», и перечислит их. Если раб скажет, что знает, Аллах не накажет его за эти грехи и скажет: «Как Я скрыл твои грехи в том мире, так Я и сегодня скрою их — не раскрою их и не накажу тебя». Цель нашего покаяния (тавбу) заключается в том, чтобы в Судный день Аллах оставил наши грехи в тайне.
По материалам книги «Маватинуль инсан».
Мухаммад Хусайнию
Источник: islamdag.ru