Это отрывок из краткого матна (текста) по акыде «Уммуль Барахин» имама ас-Сануси аль-Малики. В этом отрывке разъясняется смысл шахады с точки зрения вероубеждения.
«Вся акыда заключена в формуле «Ля иляха илляЛлах ва Мухаммада-р-Расулюллах».
«Улюхия» (божественность) заключается в том, что Аллах не нуждается ни в чём, но всё в Нём нуждается. Смысл слов: «Ля иляха илляЛлах», – «кроме Аллаха, нет никого полностью независимого от всех и от Того, в Ком нуждается всё сущее». Независимость Аллаха выражена в таких сифатах, как Бытие, Предвечность, Бесконечность, Бесподобие (абсолютное неподобие творениям), Самодостаточность, Абсолютное Совершенство (полное отсутствие недостатков). Также у Аллаха есть атрибуты Слух, Зрение и Речь, ведь, если бы эти атрибуты не были Ему присущи, это означало бы, что Он нуждается в том, кто может помочь Ему устранить эти недостатки. Независимость Аллаха также подразумевает отсутствие цели в Его действиях и хукмах. Если бы это было не так, это бы означало, что Он через эти хукмы и действия достигает своих целей. Но какие у Него могут быть цели, если он ни в чём не нуждается?! Его независимость также означает, что для Него не обязательно совершение возможного действия, даже если, с точки зрения разума, это действие является обязательным (например, вознаграждение праведников за благие деяния). Однако обязательность какого бы то ни было возможного действия для Аллаха означала бы, что Он нуждается в творении для достижения своих целей. Иными словами, убеждение, что Аллах обязан вознаградить праведника за благое деяние, означало бы, что для Него существует какой-то ваджиб, для исполнения которого Он нуждается в творении.
Убеждение, что всё сущее в Нём нуждается, выражено в таких сифатах, как Жизнь, Могущество, Воля и Знание, ведь, если бы у Него не было какого-либо из этих четырёх сифатов, это бы означало, что в Нём никто не нуждается. Убеждение, что всё сущее в Нём нуждается, выражено и в Его Единственности, ведь, если бы был второй бог, то сущее не нуждалось бы в них обоих (как уже было доказано ранее, идея о двух творцах – абсурд), поскольку ничего из тварного мира не существовало бы.
Также шахада говорит о сотворённости этого мира, ведь, если бы какая-то его часть была предвечной, это бы означало, что эта часть не нуждается в Аллаха, а — как уже было доказано – всё сущее в Нём нуждается.
Также в смысл шахады заложено убеждение, что ни одна вещь не может влиять на другую, ведь это означало бы, что такое влияние независимо от Воли Аллаха, а, как мы уже выяснили, всё сущее в Нём нуждается (как в целом, так и в частностях). Утверждения, что одна вещь может влиять на другую по своей природе или благодаря силе, вложенной в неё Аллахом (как считает большинство невежд), — неверны, ведь они означают, что Всевышний нуждается в посредничестве для сотворения чего-либо, а, как мы уже разъяснили, все подобные убеждения – абсурд и Аллах ни в чём не нуждается.
Итак, мы раскрыли смысл слов: «Ля иляха илляЛлах», — через три упомянутые вначале категории, которые необходимо знать каждому мукаллиду: ваджиб, джаиз, мустахиль.
Что касается второй части шахады: «Мухаммада-р-Расулюллах», — то в её смысл включена вера во всех остальных пророков, в ангелов, в Писания и в Судный День, поскольку Пророк, соллялаху алейхи ва саллям, подтвердил всё это. К смыслу слов: «Мухаммада-р-Расулюллах», — также относится убеждение, что все пророки правдивы и не могут лгать, иначе Всевышний не доверил бы им знание тайного. Также они не могут и совершить что-либо запретное (ни харам, ни макрух), ведь они посланы, чтобы обучать людей своими словами, действиями и молчанием (молчаливым согласием), поэтому в их действиях не может быть ничего, что противоречило бы велениям Аллаха, ведь Он Сам избрал их, чтобы донести Своё послание до людей. В смысл второй части шахады также входит убеждение, что для пророков, мир им, допустимы (джаваз) качества и характеристики обычных людей, если эти качества не бросают тень на их высокую миссию.
И тебе стало ясно, что всё, что необходимо знать каждому мукалляфу, заключено в шахаде, несмотря на то, что в ней мало слов. Возможно, именно из-за своей краткости и всеохватности она и является условием принятия имана, ведь иман принимается лишь через произнесение шахады.
Каждый разумный человек должен стараться произносить её как можно чаще, осознавая все те основы акыды, что мы раскрыли. Человек должен усердно повторять шахаду, чтобы каждая клетка его тела впитала в себя заключенный в ней великий смысл. Тогда, иншаАллах, он постигнет величайшие неисчислимые тайны, скрытые в ней.
И только от Аллаха – успех в каждом деле.
Нет Господа, кроме Него, и нет божества, кроме Него. Мы просим Его причислить нас к тем, чьи последние слова будут словами шахады и кто, произнося их перед смертью, будет осознавать их великий смысл.
Благословение Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, — настолько частое, насколько поминающие поминают его и насколько забывающие его забывают о нём.
И да будет Всевышний доволен его сахабами, всеми таби’инами, и табиу-таби’инами, и всеми, кто искренне следует за ними вплоть до Судного Дня.
Мир всем посланникам и пророкам, хвала Аллаху, Господу миров, вся сила и могущество — только у Всевышнего Аллаха».
Автор: Имам ас-Сануси аль-Малики
Книга: Уммуль Барахин
Источник: darulfikr.ru