ПОЧЕМУ ИСЛАМ НАЗЫВАЕТ ЖИЗНЬ ИСПЫТАНИЕМ?
Нелегки нынешние времена для мусульман. Смуты, волнения, войны… Иногда трудно удержаться от чувства отчаяния. Куда ни взглянем, всюду видим страдания и противостояния. Так происходит во всем мире. Многие из нас с удивлением спрашивают: «Почему все это происходит с нами?»
Хотя такие мысли вполне естественны, нам не следует зацикливаться на них. Лучше обратим внимание на суть всего происходящего. Заглянем на минутку за кулисы этих иллюзорных сцен, чтобы увидеть Суть, Реальность.
А суть заключается в одном из наиболее часто повторяемых уроков Корана и Сунны. Эта фундаментальная истина заключается в следующем:
Все в этой жизни — испытание.
Аллах говорит в Коране (смысл) : «Это Он сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас (и увидеть), кто из вас лучше в своих поступках. Он — Могущественный, Прощающий» (Коран, 67:2).
Здесь Аллах сообщает нам о той цели, ради которой были созданы жизнь и смерть: все это сотворено, чтобы испытать нас.
На секунду отвлечемся и подумаем об аварийной сирене, которую часто устанавливают на фабриках и заводах. Зачем она нужна? Она предупреждает о большой опасности. От ее звука люди начинают паниковать. Но что, если это просто учебная тревога? Что, если это просто сигнал для испытания нашей реакции? Учебная сирена звучит абсолютно так же, как аварийная, но это «лишь тест, испытание». Она звучит, выглядит и действует как настоящая, но, тем не менее, таковой не является. Это просто испытание. И во время такой «испытательной» тревоги громкоговорители нам постоянно напоминают: «Учебная тревога». Это лишь испытание.
Именно это говорит нам Аллах об этой жизни. Да, все выглядит, звучит и происходит как нечто очень-очень реальное. Иногда это просто пугает нас. Иногда мы плачем от этого. Иногда, вместо того чтобы твердо — или даже еще тверже — оставаться на своих позициях, мы просто бежим. Но эта жизнь и все, что в ней, — не более чем тест. Все это лишь иллюзии, не имеющие отношения к действительности. И, подобно учебной тревоге, нас тренируют для Действительности — того, что действительно кроется за кулисами учебной тревоги.
А теперь представим: что произойдет, если приближение учебной «испытательной» сирены не будет ни для кого неожиданностью? Что, если каждую семью известят о грядущем испытании? На минутку задумайтесь о сообщении Совершенного и Всевышнего Аллаха, обращенного к нам (смысл) :
«А земная жизнь — лишь иллюзорное наслаждение: вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. А если вы будете терпеливы и и будете помнить о Боге, то это самое лучшее» (Коран, 3:185-186).
Теперь представим, что, в дополнение к данным извещениям, нам дано знание о том, что огромное количество народов, живших до нас, подвергались такому же испытанию. Аллах говорит (смысл) :
«Или вы думаете, что войдете в рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали трудности и страдания. Они переживали такие потрясения, что даже (их) Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (Коран, 2:214).
То есть не только был предсказан сигнал тревоги, но и нас известили о том, что сам сигнал — отнюдь не в новинку. Нам сообщили, что не мы первые в этом испытании.
Зная все это, как бы мы среагировали при звуке учебной сирены? Что ж, если это не более чем тренировка, то ни шока, ни недоверия у нас не будет. Нет паники. Нет даже беспокойства.
Но при всем при этом мы среагируем. Мы будем действовать.
И это ключевой момент.
Для кого мы действуем?
Кто испытывает нас?
Кто вообще за всем этим наблюдает?
НТВ, Первый канал, репортеры, зрители?
Нет. Все они — лишь часть этой иллюзии, все они — лишь часть испытания. Мы действуем только для Одного-Единственного Судьи. Других судей нет. Мы действуем для единственной истинной Реальности (Аль-Хакк). Мы действуем, поскольку знаем, что Он смотрит, а Он — Единственный, кто будет оценивать результаты этого испытания.
Как только мы поймем эту базовую истину, в нашем сознании произойдет переворот. Как только мы поймем, что это лишь тест, наши вопросы резко изменятся. Вместо того, чтобы спрашивать:
«Как такое могло произойти?»,
«Почему все так несправедливо?»
нас будет интересовать совершенно иное:
«Как мне на это реагировать?»,
«Как пройти этот тест?»,
«Что нужно изучать?»,
«Как заглянуть за кулисы этой иллюзии, к Создателю того, кто причиняет мне боль, того, кто притесняет меня, и к самому испытанию?»,
«Как нам, мусульманской общине, использовать это испытание для приближения к нашему конечному пункту назначения — к Богу?»,
«Как использовать это испытание для исполнения той цели, ради которой оно было создано как средство приближения к Нему?»
Аллах Велик.
Красота испытаний Совершенного и Всевышнего Аллаха заключается в том, что после того, как Он известил нас об их пришествии, Он дает нам точный рецепт для их прохождения:
Сабр (терпение) и таква (всегда помнить о Боге).
Совершенный и Всевышний Аллах говорит (смысл) : «А земная жизнь — лишь иллюзорное наслаждение: вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. А если вы будете терпеливы (обладать сабром) и будете помнить о Боге (обладать таквой), то это самое лучшее» (Коран, 3:185-186).
В другом аяте Совершенный и Всевышний Аллах подчеркивает два тех же самых ингредиента для отражения любого вреда, являющегося следствием козней против нас (смысл) :
«Если с вами (верующими) случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и будете помнить о Боге, то их козни не причинят вам никакого вреда: Бог объемлет все, что они делают» (Коран, 3:120).
Для помощи нам по прохождению этих испытаний Совершенный и Всевышний Аллах также говорит о том, как реагировали на испытания те, кто жил до нас (смысл) :
«Люди сказали им: «Большая армия собирается против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Бога, и как прекрасен этот Хранитель!» Они вернулись с Милостью и щедротами от Аллаха. Зло даже не коснулось их, ведь они последовали за довольством Бога. А милость Бога действительно велика. Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (Коран, 3:173-175).
В других аятах Корана Совершенный и Всевышний Аллах говорит нам (смысл):
«Немало было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих. И они не пали духом от того, что постигло их на пути Бога, не проявили слабости и не смирились. А Бог любит терпеливых (обладающих сабром). Они не произносили ничего, кроме слов: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества в нашем поведении, утверди наши стопы и помоги нам против людей неверующих». И Бог даровал им вознаграждение в этом мире и прекрасное вознаграждение в Последней жизни. Бог любит творящих добро. О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток. О нет! Аллах является вашим Покровителем. Он — Наилучший из помощников» (Коран, 3:146-150).
Совершенный и Всевышний Аллах рассказывает нам эти истории, чтобы мы извлекли урок из реакции и ответа тех людей, что жили до нас. А ответом их было: «Нам достаточно Бога, и как прекрасен этот Хранитель!». Они говорили: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества в нашем поведении, утверди наши стопы и помоги нам против людей неверующих».
Они не смотрели на это иллюзорное испытание, они смотрели сквозь на него — за его кулисы. Они сосредотачивали свое внимание на Том, кто за все этим стоит, — на Боге. Они понимали, что Совершенный и Всевышний Аллах — не только Тот, кто дал им это испытание, но и Тот, кто может спасти их от него. И они просили Его о помощи через покаяние, сабр и улучшение своих моральных качеств (такву).
Но что больше всего успокаивает, так это то, что Сам Совершенный и Всевышний Аллах успокаивает верующих и обещает им успех (смысл) :
«Не теряйте духа и не печальтесь — у вас перевес, если вы действительно являетесь верующими. Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастья и несчастья) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас мучеников — а Аллах не любит беззаконников — и чтобы Аллах очистил уверовавших и лишил благ тех, кто отрицает Веру. Или вы полагали, что войдете в рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался (на Его Пути) и кто был терпелив?» (Коран, 3:139-142).
Как только мы сменим наше восприятие, через которое мы смотрим на эту жизнь, сразу поменяется и наша внутренняя и внешняя реакция на него. Когда жившие до нас праведники подвергались испытанию, это лишь увеличивало их веру и покорность.
Коран гласит (смысл): «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это лишь приумножило в них веру и покорность» (Коран, 33:22).
Но пока мы не поменяем наше восприятие, мы никогда не сможем сдвинуться с мировоззрения «Как это могло произойти с нами?» и не сможем понять истинную цель этого испытания, являющегося сотворенным средством нашего очищения, усиления и приближения к Создателю всего и вся — Тому, кто создал вас, меня и всех людей, включая всех их правителей.
Джамиат-уль-Улама (Квазулу-Натал, ЮАР)
Источник: askimam.ru