25.02.2024

ОБУЧЕНИЕ С УЧИТЕЛЕМ И ВАЖНОСТЬ ИСНАДА

ВОПРОС:
Я  прочитал одну из последних ваших статей и хотел бы узнать, какие требования предъявляются Законом к человеку, чтобы считать его знающим ученым, у которого можно перенимать знания? Является ли иснад (цепочка передачи) одним из таких требований, и есть ли доказательства этому в шариатских источниках (Коране и Сунне)?

Я заметил, что иснад обычно не упоминается учеными как необходимое условие, чтобы считать кого-либо муджтахидом. Можно ли стать им, обучаясь самостоятельно?

ОТВЕТ:
В вашем вопросе две части: первая — о важности цепи передачи (иснада) в исламских науках, а вторая – касательно обучения у квалифицированного учителя. Я постараюсь ответить на обе части вопроса в свете Корана, Сунны и слов классических ученых.

Иснад (цепь передачи)

Всемогущий Аллах возвысил умму лучшего творения, нашего господина Мухаммада многими особенностями, которые не были даны ни одной общине до нас.

Одно из таких благ — непревзойденная и уникальная особенность, а именно — иснад в передаче знаний в различных исламских науках. Иснад рассматривался первыми мусульманами (саляфы) как первое и основное условие в любом аспекте Шариата, даже если это касалось лишь одного слова.

Этим Аллах выполняет обещание о сохранении религии, что включает в себя книгу Аллаха, и Сунну Любимца Аллаха , и различные исламские науки, которые необходимы для понимания двух основных источников Ислама.

Всевышний Аллах говорит (смысл):

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение»1.

Под Откровением здесь имеется в виду Книга Аллаха и Сунна благословенного Посланника , так как Пророк говорит не от себя, а от Аллаха. Аллах говорит:

 

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»2.

 

Пророк разъяснял словами и поступками Книгу Аллаха. В Коране положения законов Шариата изложены не всегда ясно, достаточно сжато, поэтому обязанностью Пророка было разъяснять эти предписания.

 

Аллах говорит своему Посланнику :

«Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались»3.

 

Таким образом, обещание сохранить религию (Дин) относится не только к Корану, но распространяется на Сунну, и понимание Сунны сподвижниками, и понимание тех, кто получал знания от них.

 

Иснад – это уникальная особенность уммы Пророка . Ни одна другая нация, религия или общество не может похвастаться тем, что обладает таким строгим анализом различных аспектов своей веры.

 

Ранние мусульманские ученые проверяли и анализировали каждое положение, которое доходило до них, шло ли оно от Пророка , его сподвижников или кого-то еще. Они изучали жизнь и личные качества тех, кто входил в цепь передачи (иснад) самым строгим способом.

 

Таким образом, умма увидела начало «науки об изучении передатчиков хадисов» (риджаль аль-хадис), которая не имеет аналогов до наших дней. Только мусульмане записывают имена, даты рождения и смерти, качества и характеристики тысяч и тысяч передатчиков!

 

Такие книги, как «Тахзиб аль-Камаль» аль-Миззи, «Тахзиб аль-Тахзиб» Ибн Хаджара Аскаляни, «Мизан аль-Итидаль» Захаби и «Лисан аль-Мизан» Ибн Хаджара являются примерами этого удивительного факта. А еще есть книги, в которых записаны и сохранены биографии сподвижников, такие, как «Табакат» Ибн Сада, «Аль-Истиаб» Ибн Абдуль-Барра, «Усд аль-Габа» Ибн Асира и «Аль-Исаба» Ибн Хаджара, в которых собраны биографии примерно десяти тысяч сахабов.

 

Имам Абдуллах ибн Мубарак сказал:

«Иснад – это часть религии (Дин), и, если бы не было иснада, каждый говорил бы, что захотел. Когда спрашивают (того, кто говорит без иснада): «Кто передал тебе это?» — то он растерян и хранит молчание».

 

Также он сказал:

«Тот, кто изучает вопросы религии без иснада, будто бы забирается на крышу без лестницы».

 

Суфьян ас-Саури сказал:

«Иснад – это оружие верующего. Если у человека не будет оружия, как же он будет сражаться?»

 

Имам аш-Шафии сказал:

«Тот, кто изучает хадисы, не обращая внимания на иснад, похож на человека, который собирает дрова в лесу. Когда он несет связку хвороста, он не знает, что там спряталась змея» (это значит, что он собирает все виды хадисов: и достоверные, и ложные).

 

Бакийя ибн Валид однажды передал Хаммаду ибн Зейду несколько сообщений без иснада. На это Хаммад сказал: «(Приму их,) если только у них есть крылья» (раз без иснада долетели до меня).

 

Ибн Таймийя сказал:

«Иснад – это уникальная особенность этой уммы и Ислама. А среди мусульман этим выделяется Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а».

 

(Вышеприведенные цитаты записаны шейхом Абу Гудда в его прекрасной работе «Аль-Иснад мин ад-дин», с. 18-20).

 

Эти и подобные слова наших праведных предков означают, что первые поколения мусульман считали иснад обязательным условием при получении знаний, так что при передаче даже одного слова в своих книгах они называли всю цепь передачи, что могло занимать три или четыре строки.

 

Иснад приводился не только при передаче от Пророка , но и при передаче в каждом виде знания, таком, как толкование (тафсир) Корана, истории авлия и других верующих, случаи из истории уммы и т. д.

 

После того как хадисы были собраны в большие сборники, такие, как «Сахих» Бухари, «Сахих» Муслима и другие, и были составлены сборники по другим различным наукам, перестало считаться необходимым приводить вместе с каждым утверждением цепь передачи, восходящую к ее началу. Достаточно было иметь иснад, ведущий к автору книги или сборника. Иснад же автора, восходящий к началу передачи, приводился в его книге.

 

И в наши дни у нас ученые по всему миру передают хадисы и другие исламские знания с цепочкой, восходящей к авторам этих больших книг.

 

Шесть главных сборников хадиса обычно преподаются с иснадом, ведущим к их составителям, а от них — к Пророку . О многих ученых известно, что они путешествовали и отправлялись в дальние земли, чтобы получить иджазу и лучшие иснады.

 

Что касается иснада к хадисам Пророка , ученые Индийского субконтинента находятся в этом в первых рядах. Науке изучения хадисов придается особое значение, и практически каждый студент, который обучается в различных исламских институтах (даруль-улюм), обладает иснадом к каждому из важнейших сборников хадисов. Известно, что даже большие ученые-арабы приезжают в Индию и Пакистан для получения иджазы и иснадов у великих шейхов хадиса.

 

Что же касается других отраслей знания, таких наук, как таджвид, фикх, и других, мы видим, что арабские ученые в числе первых передают различные книги с иснадом и обучают им. Крупные ученые Сирии и других стран имеют иснад чтения и запоминания Корана,  которая восходит к Пророку и — через ангела Джибриля — к Всемогущему Аллаху.

Большие книги по ханафитскому фикху (и по другим мазхабам) преподаются с иснадом, который восходит к их авторам и к самому имаму Абу Ханифе. Книги по другим видам знания преподаются и передаются таким же способом.

Подытожим: иснад – это уникальная особенность, которой была благословлена наша умма. Иснад всегда считался необходимым при обучении и поиске знаний. Ученые считают, что даже сейчас студент должен получать знания у ученого, имеющего иснад, или хотя бы учителя, который обучался у обладателя иснада. Непрерывный иснад — не обязательное условие для преподавания. Тем не менее, необходимо, чтобы тот, у кого вы берете знания, сам обучался у других шейхов. Об этом мы поговорим в следующей части ответа.

 

Обучение у квалифицированного наставника

 

Аллах создал человека отличным от животных. Животные не нуждаются в учителе или тренере, в отличие от людей. Например, мы видим, что рыба после рождения самостоятельно начинает плавать, никто ее этому не учит. Кто бросит новорожденного в реку, как рыбу, думая, что ребенок тут же поплывет, тот, безусловно, безумец. Рыбе не нужен инструктор, который научит ее плавать, а человеку нужен наставник, чтобы обучить плаванию.

Или возьмем, к примеру, только родившегося цыпленка. Вылупившись из яйца, он начинает клевать еду, и никто его этому не учит. Однако младенец не будет знать, как принимать пищу, пока его не научат, как принимать разные ее виды.

Это сунна (традиция) Аллаха, Который создал людей таким образом, что им нужно практическое обучение у учителя для того, чтобы изучать любую науку, технику или ремесло. С момента рождения каждому требуется практическое обучение и наставление во всех аспектах жизни.

Существует практически единогласное мнение насчет того, что в этом мире человеку почти невозможно овладеть никакой наукой и никаким искусством без руководства и опеки квалифицированного учителя, рядом с которым он на практике узнает основы этой науки. Невозможно получить знания ни в какой области, если не принимать руководство учителя.

Возьмем для примера медицину. Если кто-то думает, что, прочитав и изучив книги по медицине в комфортных домашних условиях, он затем станет врачом, то его, без сомнения, сочтут ненормальным. Если этот человек захочет оперировать пациентов или лечить людей, тогда вскоре его пациентов можно будет найти лишь на кладбище.

Даже если этот человек талантлив и способен, руководство наставника все равно необходимо. Допустим, он может понять эти книги по медицине и овладеть медицинскими терминами, однако ему все равно не позволят работать терапевтом или хирургом, до тех пор пока он не пройдет обучение под руководством специалиста. Ни одно руководство никогда не позволит такому человеку практиковать, ведь он не прошел необходимого обучения. 

То же самое применимо к любой другой науке в мире, где руководство учителя необходимо. Никто не позволит вам заниматься юридической практикой, если вы не посещали юридическую школу и не обучались у квалифицированного юриста.

Давайте оставим серьезные науки. Даже кулинарному искусству невозможно научиться, просто прочитав книгу. Много книг напечатано, в которых объясняются рецепты приготовления различных блюд. Но если тот, кто никогда не готовил прежде в своей жизни, начнет готовить, просто прочитав рецепт, вы, думаю, представляете, что получится в результате!

Такова природа человека, что он не может приобретать знания одним лишь путем чтения книг без учителя. Человеку необходимо находиться под опекой опытного учителя, который будет помогать и содействовать при каждом шаге и охранять от возможных ошибок. Это правило относится к каждой науке, искусству или ремеслу, духовные и религиозные науки — не исключения. Никто не может приобрести духовные знания без обучения у опытного учителя и наставника.

Тайна Книги или Писания раскрывается лишь в том случае, когда Аллах отправляет посланника для раскрытия ее понимания. Есть много примеров, когда Аллах отправлял пророков без  Книги или Писания, но не было ни одного случая, когда ниспосылалась бы книга без пророка для ее объяснения.

 

Простая причина этого — в том, что, если бы Книга ниспосылалась сама по себе, у человека не было бы возможности понять ее без обучения пророка. Если бы Аллах пожелал, Он мог бы послать Книгу саму по себе. Каждый мог бы найти книгу у себя дома, и голос с небес бы сказал: «Подчинитесь этой книге», — но Аллах, Создатель человечества, знает сущность человека, поэтому Он решил отправлять книгу с наставником, который будет разъяснять ее содержание словами и действиями.

Всевышний объясняет это в следующих аятах:

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении»4

А также:

«Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались»5.

 

Таким образом, это сунна Аллаха, который сохранил два способа для руководства человечества. Один – через Его книги (китаб Аллах), а другой – это пророки и их сподвижники. Следовательно, оба пути: и книги Аллаха, и люди Аллаха (риджаль Аллах) — необходимы для наставления и сохранения на прямом пути. Опора только на один способ, безусловно, приведет к отклонению.

 

В связи с этим будет полезно привести ответ великого ученого по усулю — имама аш-Шатыби. Ниже приведено то, что он сказал по этому вопросу в знаменитом трактате «Аль-Мувафакат».

 

«Самым благотворным и эффективным способом получения знания является изучение его со специалистами в своих областях. Необходимо иметь учителя в тех отраслях знания, где требуется объяснения и толкование. Невозможно получить знания без наставника, поэтому следует отметить, что учитель имеет первостепенное значение в этом процессе. В этом ученые единодушны.

 

Ученые сказали: «Духовные знания были в людских сердцах, а затем перешли в книги, и ключи к этим книгам находятся в руках ученых (риджаль)». Эти слова указывают на необходимость получения знаний от тех, кто сам овладел ими.

 

Это основывается на хадисе, в котором говорится, что Аллах не забирает знания, удаляя их из памяти людей, а забирает его, забирая ученых. И когда Он не оставит обладателей знаний, то люди станут невежественны, как и их предводители. У них будут спрашивать о религии, и они будут отвечать, не обладая нужными для этого знаниями. Они собьются с прямого пути и введут других в заблуждение («Сахих» аль-Бухари). Таким образом, ученые, без сомнения, ключи к этим знаниям»6.

 

Имам аш-Шатыби ниже перечисляет три признака и качества опытного и компетентного наставника:

1)     Он сам выполняет то, чему обучает.

2)     Он сам прошел обучение у компетентного ученого.

3)     Его студенты следуют полученным знаниям и продолжают его учение; если же они в основном не следуют за ним, это знак того, что по сути с ним что-то не так7.

 

Есть много благ и мудрости в получении знаний у учителя: истинное понимание текстов, их правильное толкование, правильное понимание текстов (в каждой науке есть своя терминология), получение ответов на возникающие вопросы, практическое применение знание и получение бараката и света наставления. Вот некоторые виды блага, которые получает ученик при особом виде отношений ученик-учитель.

 

Подытожим: каждому нужно получать знания от ученого, обладающего знаниями, богобоязненностью и мудростью, который обучался у ученого с такими же качествами и практиковался под его руководством. Это не значит, что каждый, кто взялся за книгу, должен найти ученого, чтобы пройти ее. Ему нужно лишь разобраться с основами каждой науки с хорошим учителем, затем разобраться в терминах. Потом студент может изучать книги самостоятельно, обращаясь к учителю, если что-то не ясно.

А Аллах знает лучше.

  • 1. Сура «Ан-Наджм», аяты 3-4; 53:3-4.
  • 2. Сура «Хиджр», аят 9; 15:9.
  • 3. Сура «Ан-Нахль», аят 44; 16:44.
  • 4. Сура «Аль Имран», аят 164; 3:164
  • 5. Сура «Ан-Нахль», аят 44; 16:44.
  • 6. Аль-Мувафакат.
  • 7. Там же.
    Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
    Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *