03.12.2024

СЛЫШАТ ЛИ МЕРТВЫЕ? ТАФСИР ИБН КАСИРА

Имам, мухаддис, выдающийся толкователь Корана, Абу аль-Фида Ибн Касираш-Шафии аль-Аш`ари ад-Димашки (701-774 х/1301-1373 м) пишет в тафсире 53-го аята суры «Ар-Рум»:

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Ты не заставишь слушать никого, кроме тех, кто уверовал в мои знамения, — они и являются мусульманами», — т. е. покорными, отвечающими на зов и послушными. Именно они слушаются истины и следуют за ней. И таковы уверовавшие, а первые — кяфиры, как и говорит Аллах в другом аяте (смысл): «Поистине, отвечают на зов те, кто слышит, а мертвые — Аллах их воскресит, и потом они к нему вернутся».

Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, привела в качестве довода этот аят: «Поистине, ты не заставишь слышать мертвых», — в ответ на то, что рассказал Абдулла ибн Умар о том, как Пророк обращался к убитым, которые были брошены в колодец Бадра после прохождения трех дней и как он их упрекал и бранил. Даже Умар поинтересовался: «О Посланник Аллаха, ты разговариваешь с теми, кто уже сгнил?» Пророк ответил: «Я клянусь тем, в Чьей длани моя душа, вы не слышите то, что я говорю, лучше них, только они не отвечают». Аиша, да будет доволен ею Аллах, истолковала эти слова так: «истина в том, что они сейчас знают то, что я говорю им». А Каттада сказал, что Аллах оживил их для Пророка , чтобы мертвые услышали, как он бранит их и упрекает.

А правильным/достоверным мнением ученые считают то, что рассказал Ибн Умар , потому что есть много свидетельств в пользу этого мнения в многочисленных источниках. Самым известным из них является то, что передал Ибн Абдуль-Барр от Ибн Аббаса и счел достоверным и марфуан (поднятым): «Нет [такого случая, чтобы] человек прошел мимо могилы своего брата-мусульманина, которого знал при жизни, и дал ему салям, и Аллах не вернул бы тому душу, чтобы тот ответил на салям».

Также Пророк установил, что его умма приветствует тех, кто погребен, приветствием, которым приветствуют тех, к кому можно обратиться. И мусульманин говорит: «Мир вам, о дома людей уверовавших». Так обратиться можно только к тем, кто слышит и понимает. И, если бы не это обращение, они были бы уподоблены несуществующим или неодушевленным. И все саляфы согласны с этим.

Поистине, достигли уровня таваттура (то есть их передали многочисленными способами и через многих людей) асары от них, что мертвый знает о том, что живой его посещает, и радуется его приходу. Ибн Абу ад-Дунья передает в книге кладбищ от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк сказал: «Нет ни одного [случая, чтобы] человек посетил могилу своего брата и сел около него, а тот не ответил бы ему и не радовался бы его приходу, до тех пор пока он (гость) не встанет». Также передается от Абу Хурейры , что он сказал: «Когда человек проходит мимо могилы, тот, кто в могиле, его узнает. И, если он дает салям, тот на него отвечает».

Ибн Абу ад-Дунья передает от человека из семейства Ассима аль-Джадри, что он сказал: «Я увидел во сне Ассима аль-Джадри спустя два года после его смерти, и я спросил у него: «Разве ты не умер?» Он ответил: «Да, [умер]». Я спросил: «А где ты сейчас находишься?» Он сказал: «В одном из садов Рая. Мы с друзьями собираемся каждую пятничную ночь и утро у Бакра ибн Абдуллы аль-Музани и узнаем все ваши новости». Я спросил: «Ваши тела собираются или души?» Он ответил: «Нет, наши тела давно разложились, а встречаются наши души». Я спросил: «А вы узнаёте о нашем зиярате (посещении)?» Он ответил: «Мы узнаем об этом в пятницу вечером, и в течение всего пятничного дня, и в субботу до восхода солнца». Я спросил: «Это происходит только в эти дни, а в другие — нет?» Он ответил: «Это в честь пятничного дня и его величия»».

И еще Мухаммад ибн Хусейн рассказал нам, что Бакр ибн Мухаммад рассказал, что Хасан аль-Кассаб сказал: «Каждое субботнее утро я ходил с Мухаммадом ибн Васиом на кладбище аль-Джабана, и мы стояли около могил, давали салям и читали за них дуа, а потом возвращались. Однажды я ему предложил пойти в понедельник. Он сказал: «До меня дошло, что мертвые узнают тех, кто посещает их, в пятницу, и в день перед ней, и на следующий дни (четверг и суббота)»».

И еще Мухаммад передал нам от Абдуль-Азиза ибн Абана от Суфьяна ас-Саври, что он сказал: «До меня дошло от Даххака, что он сказал: «Кто бы ни совершил зиярат на кладбище в субботу до восхода солнца, мертвые узнают о его посещении». Его спросили: «Как это?» Он ответил, что это в честь пятницы».

Мухаммад ибн Хасан передал от Яхьи ибн Абу Бакра от Фадля ибн аль-Муваффика, двоюродного брата (сына тёти) Суфьяна ибн Уяйна, что он сказал: «Когда умер мой отец, я очень горевал. И я каждый день ходил на его могилу. Потом в течение некоторого времени (Аллах знает, как долго) я не посещал ее. И в один день я пришел к нему, и, когда я сидел около могилы, меня одолел сон, и я увидел во сне, как могила моего отца раскрывается, и он как бы сидит в своей могиле, перекинув саван через плечо, и у него было выражение лица как у мертвого». Далее он сказал: «Я заплакал, когда увидел его. А он говорит: «О мой сын, что удержало тебя от посещения моей могилы?» А я спросил: «Разве ты знал о моем приходе?» Он ответил: «Не было ни одного раза, чтобы ты пришел и мы не узнали о твоем приходе. И, когда ты приходил, я радовался твоему приходу; радовались и те, кто вокруг меня, от твоего дуа». И он сказал: «После этого я ходил к нему часто».

Мухаммад передал мне от Яхьи ибн Бастама от Усмана ибн Сувайда ат-Туфари, что он сказал, что его мать усердно совершала поклонение, ей говорили, что она рахиба (монахиня). И он сказал: «Когда приблизилась ее смерть, она (мать) подняла голову к небу и сказала: «О мое сокровище, тот, на кого моя надежда в этой жизни и после смерти, не оставляй меня без помощи, когда я умру, и не забывай меня». Затем он рассказал: «Она умерла, и я ходил к ней каждую пятницу, и делал за нее дуа, и просил, чтобы Аллах простил ей и всем, кто покоится на этом кладбище, грехи. И потом я увидел её во сне и сказал ей: «О моя мать, как ты?» Она ответила: «О сын мой, поистине, в смерти очень большая печаль, и я, хвала Аллаху, поистине, нахожусь в прекрасном барзахе, мне стелят райхан (базилик), а подушки — из сундуса и истабрака (шелк) — и так до Судного дня». Я спросил её: «Нужно ли тебе что-то?» Она ответила: «Да». Я спросил, что ей нужно. Она сказала: «Не переставай посещать нас и читать для нас дуа, поистине, радостную весть о твоем приходе приносят к нам каждую пятницу, и, когда ты выходишь из дома, мне говорят: «О рахиба, это твой сын идет», — и я радуюсь. Этому радуются и те, кто вокруг меня похоронен»».

Мухаммад ибн Абдуль-Азиз ибн Сулейман передал от Бишра ибн Мансура, что тот рассказал: «Во времена эпидемии (таун) один человек часто посещал кладбище и участвовал в джаназа -намазе, а вечером он стоял около могил и произносил следующие слова: «Да украсит Аллах ваше одиночество, и да смилуется Он над вами в этой чужбине, и да простит Он тех из вас, которые совершали зло (плохие деяния), и да примет ваши хорошие деяния», — и не говорил ничего, кроме этого. Он рассказал: «В один вечер я вернулся к себе домой и не пошел на кладбище читать то дуа, которое обычно читал». Потом он сказал: «Когда я уснул, то увидел во сне людей, которые пришли ко мне. Я спросил их: «Кто вы такие, и что вам нужно?» Они ответили: «Поистине, ты приучил нас к подарку, который ты нам делал, когда возвращался к себе домой». Я спросил: «Что это за подарок?» Они ответили: «Это дуа (мольбы), которые ты за нас читал». Затем он рассказал: «Я им сказал, что вернусь к этому» — и добавил, что после этого случая никогда не переставал посещать их».

И еще более ясно то, что мертвые знают про дела своих живых родственников и братьев. Абдулла ибн аль-Мубарак передал от Савра ибн Язида от Ибрахима от Аюба, что тот сказал: «Дела живых показывают мертвым, и, увидев хорошие деяния, они радуются, а когда видят плохие, говорят: «О Аллах, верни их»».

Ибн Абу ад-Дунья передает от Ахмада ибн аль-Хавари, что тот сказал: «Мне передал мой брат Мухаммад, что он сказал: «Однажды Аббад ибн Аббад пришел к Ибрахиму, когда тот был в Палестине, и сказал: «Поучи меня (сделай мне наставление)». Он спросил: «Чему же я тебя научу? До меня дошло, что дела живых показывают их мертвым родственникам. Ну, ты смотри, какие твои дела будут показаны Пророку, да благословит его Аллах и приветствует». Ибрахим сказал это и заплакал так, что его борода намокла от слез».

Ибн Абу ад-Дунья передал от Мухаммада ибн Хусейна от Халида ибн Амра аль-Умави от Сакдака ибн Сулеймана ад-Джафари, что тот сказал: «Мне была свойственна неприятная раздражительность (плохой характер), и, когда умер мой отец, я раскаялся в том, что я упустил. Но потом однажды я оступился и увидел отца во сне, и он мне сказал: «О сын мой, как же я радовался от твоих хороших дел: они показывались нам и были похожи на деяния праведников. Но на этот раз мне стало очень стыдно за тебя. Я прошу тебя, больше не позорь меня среди тех покойных, кто вокруг меня». Затем он сказал: «После этого я слышал, что он говорил в своем дуа, которое он делал до рассвета, а он был моим соседом в Куффе: «Я прошу у Тебя таубу, от которого нет возврата, о Тот, Который делает праведников такими, какие они есть, и направляет на путь истинный заблудших, о самый Милостивый из милостивых»».

В этой главе (по этой теме) приводится очень много асаров от сподвижников (сахабов), да будет доволен ими Аллах. Некоторые ансары из числа родственников Абдуллы ибн Раваха читали такое дуа: «О Аллах, убереги меня от таких дел, за которые Абдулле ибн Раваха будет стыдно за меня». Они так говорили после того, как Абдулла ибн Раваха пал шахидом».

В Исламе предусмотрено приветствие мертвых, а приветствие тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, — это абсурд.

Также Пророк научил свою умму произносить, когда они видят могилы: «Мир вам, о дома людей уверовавших, и, поистине, мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперед и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам», – это и приветствие, и обращение, и взывание к присутствующему, который слышит, и к которому обращаются, и который разумен и отвечает на приветствие, хотя тот, кто дает салям, не слышит ответа. А Аллах знает лучше1.

 

Далее мы приведем толкование тех аятов, на которые часто ссылаются современные псевдосаляфиты, пытаясь доказать, что мертвые не слышат. Итак, доказывают ли они, что мертвые не слышат?

Всевышний Аллах сказал в Коране:

فَإِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

Смысл: «Воистину, ты не заставишь слушать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять»2.

 

Ибн Касир толкует этот аят так:

يَقُول تَعَالَى كَمَا أَنَّك لَيْسَ فِي قُدْرَتك أَنْ تُسْمِع الْأَمْوَات فِي أَجْدَاثهَا وَلَا تُبْلِغ كَلَامك الصُّمّ الَّذِينَ لَا يَسْمَعُونَ وَهُمْ مَعَ ذَلِكَ مُدْبِرُونَ عَنْك كَذَلِكَ لَا تَقْدِر عَلَى هِدَايَة الْعُمْيَان عَنْ الْحَقّ وَرَدّهمْ عَنْ ضَلَالَتهمْ بَلْ ذَلِكَ إِلَى اللَّه فَإِنَّهُ تَعَالَى بِقُدْرَتِهِ يُسْمِع الْأَمْوَات أَصْوَات الْأَحْيَاء إِذَا شَاءَ وَيَهْدِي مَنْ يَشَاء وَيُضِلّ مَنْ يَشَاء وَلَيْسَ ذَلِكَ لِأَحَدٍ سِوَاهُ

«Всевышний говорит: «Так же, как ты не можешь заставить слушать мертвых, которые в своих могилах и не можешь донести свои слова до глухих, которые не слышат и вместе с этим убегают от тебя, ты не можешь направить слепых на путь истины и отвернуть их от заблуждений. Наоборот, это делает Аллах, поистине, Аллах Своим могуществом заставляет мертвых слушать голоса живых, когда захочет, и направляет на путь истинный, кого хочет, и сбивает, кого хочет. И нет ни у кого, кроме Него, такого могущества»3.

 

Следующий аят — это слова Всевышнего:

وَمَا يَسْتَوِي الْأَحْيَاءُ وَلَا الْأَمْوَاتُ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَنْ يَشَاءُ وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ

Смысл: «Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слушать тех, кто в могиле»4

 

Вот что говорит Ибн Касир о смысле этого аята:

يَقُول تَعَالَى كَمَا لَا تَسْتَوِي هَذِهِ الْأَشْيَاء الْمُتَبَايِنَة الْمُخْتَلِفَة كَالْأَعْمَى وَالْبَصِير لَا يَسْتَوِيَانِ بَلْ بَيْنهمَا فَرْق وَبَوْن كَثِير وَكَمَا لَا تَسْتَوِي الظُّلُمَات وَلَا النُّور وَلَا الظِّلّ وَلَا الْحَرُور كَذَلِكَ لَا تَسْتَوِي الْأَحْيَاء وَلَا الْأَمْوَات وَهَذَا مَثَل ضَرَبَهُ اللَّه تَعَالَى لِلْمُؤْمِنِينَ وَهُمْ الْأَحْيَاء وَلِلْكَافِرِينَ وَهُمْ الْأَمْوَات كَقَوْلِهِ تَعَالَى : » أَوَمَنْ كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَاهُ وَجَعَلْنَا لَهُ نُورًا يَمْشِي بِهِ فِي النَّاس كَمَنْ مَثَله فِي الظُّلُمَات لَيْسَ بِخَارِجٍ مِنْهَا» وَقَالَ عَزَّ وَجَلَّ » مَثَل الْفَرِيقَيْنِ كَالْأَعْمَى وَالْأَصَمّ وَالْبَصِير وَالسَّمِيع هَلْ يَسْتَوِيَانِ مَثَلًا » فَالْمُؤْمِن بَصِير سَمِيع فِي نُور يَمْشِي عَلَى صِرَاط مُسْتَقِيم فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَة حَتَّى يَسْتَقِرّ بِهِ الْحَال فِي الْجَنَّات ذَات الظِّلَال وَالْعُيُون وَالْكَافِر أَعْمَى وَأَصَمّ فِي ظُلُمَات يَمْشِي لَا خُرُوج مِنْهَا بَلْ هُوَ يَتِيه فِي غَيّه وَضَلَاله فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَة حَتَّى يُفْضِي بِهِ ذَلِكَ إِلَى الْحَرُور وَالسَّمُوم وَالْحَمِيم وَظِلّ مِنْ يَحْمُوم لَا بَارِد وَلَا كَرِيم . وَقَوْله تَعَالَى : » إِنَّ اللَّه يُسْمِعُ مَنْ يَشَاء » أَيْ يَهْدِيهِمْ إِلَى سَمَاع الْحُجَّة وَقَبُولهَا وَالِانْقِيَاد لَهَا » وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُور » أَيْ كَمَا لَا يَنْتَفِع الْأَمْوَات بَعْد مَوْتهمْ وَصَيْرُورَتهمْ إِلَى قُبُورهمْ وَهُمْ كُفَّار بِالْهِدَايَةِ وَالدَّعْوَة إِلَيْهَا كَذَلِكَ هَؤُلَاءِ الْمُشْرِكُونَ الَّذِينَ كُتِبَ عَلَيْهِمْ الشَّقَاوَة لَا حِيلَة لَك فِيهِمْ وَلَا تَسْتَطِيع هِدَايَتهمْ

«Всевышний говорит: «Как не равны различные вещи, подобно слепому и зрячему, так и они не равны, напротив, между ними огромные отличия. И как не равны темнота и свет, а также сень (прохлада в тени) и знойный ветер, не равны живые и мертвые. Это пример, который приводит Аллах для уверовавших — они «живые» — и для кяфиров — те «мертвые», подобно тому как говорится в словах Аллаха: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?» Также Аллах говорит: «Эти две группы подобны слепому и глухому и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не помянете назидание?»

Уверовавший — это зрячий, слышащий, который идет в свете по прямому пути в этом мире и на том свете, пока не поселится в Раю, в котором есть сень и родники. А кяфир — это глухой слепец, который идет в темноте, из которой нет выхода: он скитается в своих грехах и заблуждениях, пока это его не приведет к хамуму и самуму (знойный и горячий ветер), и к хамиму (горячая вода, которую дают пить обитателям Ада), и к тени из сажи, от которой нет ни прохлады, ни довольства (т. е. в Ад).

Также Аллах говорит: «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает», — т. е. может привести любого к тому, что тот услышит доводы, и примет их, и последует им, «а ты не заставишь слушать тех, кто в могилах», — т. е. подобно тому, как кяфиры после их смерти и погребения не получают пользы от направления их на правильный путь и призыва к ним, нет пользы и многобожникам, которым предписан шакават (попадание в Ад). У тебя нет выхода для них (они обречены), и ты не можешь направить их на правильный путь»5.

 

Далее приведем слова Всевышнего Аллаха:

إِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

Смысл: «Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять»6

 

Ибн Касир толкует этот аят так:

أَيْ لَا تُسْمِعهُمْ شَيْئًا يَنْفَعهُمْ فَكَذَلِكَ هَؤُلَاءِ عَلَى قُلُوبهمْ غِشَاوَة وَفِي آذَانهمْ وَقْر الْكُفْر

«Ты не заставишь их услышать ничего полезного для них, и на сердцах этих (мушриков) покрывало, и в ушах — глухота неверия»7.

 

  • 1. Ибн Касир, «Тафсируль-Кураниль Азым», 30:53. Оригинал: http://www.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=49&ID=1435.
  • 2. Сура «Ар-Рум», аят 52; 30:52.
  • 3. «Тафсируль-Кураниль Азым», 30:52.
  • 4. Сура «Фатыр», аят 22; 35:22.
  • 5. «Тафсируль-Кураниль Азым», 35:22.
  • 6. Сура «Ан-Намль», аят 80; 27:80.
  • 7. «Тафсируль-Кураниль Азым», 27:80.
    Автор: Ибн Касир
    Книга: Тафсир ибн Касир
    Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий