ВОПРОС: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Я в исламе совсем не давно. Понял, что это вера в истинного Бога. Спасибо Аллаху, что направил меня на путь истинный! Каждый день пытаюсь узнать что-то новое. Есть несколько вопросов:
1. В христианстве есть такое выражение: «Не поминай бога в суе…», — т.е. лишний раз не упоминай имени бога понапрасну. Особенно не клянись именем бога. А как это в исламе? Так же, лишний раз произносить «Аллах» не принято?
2. Как дОлжно приветствовать немусульманина? Приветствие мусульман между собой описано, но как поприветствовать неверного? Окружающие люди на 99% христиане, а произносить слова приветствия приходится. Дозволено ли рукопожатие?
3. Встречались два описания приветствия между мусульманами. Первое — простое рукопожатие, как у всех, второе — рукопожатие обеими руками. Как правильно?
4. Часто вижу, как мужчины-мусульмане при встрече прикасаются после рукопожатия щеками (как бы поцелуй в щеку). Как к этому относиться?
5. Как ислам относится к домашним животным: не к скоту, а именно к домашним животным, например, к собакам, кошкам, хорькам и прочим? Дозволена ли такая деятельность, как помощь бездомным животным? Создание приютов для них?
6. Какое отношение в исламе к таким организациям, как WWF или Greenpeace?
Да поможет нам всем Аллах на пути нашем! (Россия, Московская обл.)
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
С радостью приветствуем Вас в качестве нашего брата-мусульманина и очень одобряем Вашу приверженность Исламу. Да благословит Вас Аллах во всех Ваших стараниях, и да облегчит Он все Ваши дела! Аминь. Мы также ценим Вашу жажду к знаниям и всегда рады помочь Вам в ответах на Ваши вопросы, иншааллах.
1) Под фразой «Не поминай своего Господа всуе» понимается то, что человеку не следует злоупотреблять именем Аллаха для заверения той или иной лжи. Например, человек продает дефектный автомобиль и обманывает покупателя, заверяя того, что машина лишена дефектов, посредством клятвы именем Аллаха об отсутствии дефектов в автомобиле. В этом случае он поминает Аллаха понапрасну (всуе).
И Аллах говорит об этом в Коране:
وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِأَيْمَانِكُمْ أَنْ تَبَرُّوا وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Слышащий, Знающий.» (Коран, 2:224)
Человеку рекомендуется поминать имя Аллаха и заниматься зикром всегда, когда он может. В хадисе записано, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) занимался зикром Аллаха все время. («Сахих Муслим», хадис 373, передала Аиша)
2) Катада говорил: «Людей Писания (христиан и иудеев) следует приветствовать фразой «Ассаляму ‘аля маниттаба’аль худа». («Мусаннаф Абдурраззак», 9841)
Вы также можете приветствовать немусульман обычным приветствием, не связанным ни с какой из религий. Например, мусульманин может приветствовать немусульманина фразами «Здравствуйте», «Привет», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер».
Поскольку большинство немусульман не понимают арабского приветствия «Ассаляму ‘аля маниттаба’аль худа», Вам следует использовать обычные слова приветствия. Если же немусульманин приветствует Вас на арабском или словами «Ассаламу алейкум», Вы можете ответить ему фразой «Ассаляму ‘аля маниттаба’аль худа» («Мир тем, кто следует прямому пути»).
Если этикет требует рукопожатия, то нет греха в том, чтобы пожать руку немусульманину, если он того же пола, что и Вы. Харамом является рукопожатие с лицом противоположного пола, не приходящимся Вам махрамом. Саидуна Ма’каль бин Ясаар передавал следующие слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям):
لأن يطعن في رأس أحدكم بمخيط من حديد خير له من أن يمس امرأة لا تحل له
«Для человека лучше, чтобы в его голову вбили длинную стальную иглу, чем прикоснуться к женщине, не приходящейся ему махрамом». («Аль-Му’джам-уль-кабир» Табрани, хадис 486)
3) Приветствовать ближнего мусульманина рукопожатием — сунна и добродетельная часть приветствия. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал в хадисе:
من تمام التحية الأخذ باليد
«Рукопожатие делает приветствие завершенным». (Тирмизи, хадис 2730)
Что касается того, как нужно приветствовать по Сунне — одной рукой или двумя, — оба способа установлены из хадисов. Некоторые хадисы указывают на рукопожатия одной рукой, например:
إن المؤمن إذا لقي المؤمن فسلم عليه، وأخذ بيده، فصافحه، تناثرت خطاياهما، كما يتناثر ورق الشجر
«Когда верующий встречает другого верующего, приветствует его фразой «Ассаламу алейкум», берет его руку и жмет ее, грехи обоих людей опадают, как опадают листья с дерева». («Аль-Му‘джам-уль-Аусат» Табрани, хадис 245, передал Хузайфа)
В других хадисах говорится о рукопожатии двумя руками. Например, в главе о «мусафаха» (рукопожатии) имам Бухари (рахимахуллах) процитировал следующие слова Ибн Мас’уда (радиаллаху анху):
علمني النبي صلى الله عليه وسلم التشهد، وكفي بين كفيه
«Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) научил меня ташаххуду, пока моя ладонь находилась между его ладонями». («Сахих аль-Бухари», глава о рукопожатии)
В своем известном сборнике «Сахих аль-Бухари» имам Бухари дал еще одной главе название «Глава о рукопожатии двумя руками». Далее он писал:
وصافح حماد بن زيد، ابن المبارك بيديه
«Хаммад бин Зейд жал руки (Абдуллы) ибн-уль-Мубарака обеими своими руками».
Из приведенных хадисов становится понятно, что оба способа являются сунной. Совершает ли человек рукопожатие одной рукой или двумя — в любом случае он выполняет Сунну рукопожатия.
4) Практика прикосновений щеками во время приветствия не устанавливается Кораном и хадисами. Это лишь обычай приветствия, распространенный в некоторых обществах.
5) Ислам поощряет заботу о всех созданиях в целом за исключением тех, что потенциально опасны или вредны (например, змей и иных рептилий). Предоставление приюта бездомным животным — чрезвычайно вознаграждаемое действие, которое может добыть человеку рай. В хадисе записан известный случай о том, как женщине, всю свою жизнь занимавшейся аморальными и непотребными действиями, был дарован рай за то, что она дала воды испытывающей жажду собаке. («Сахих аль-Бухари», хадис 3321, передал Абу Хурайра)
عن أبي هريرة رضي الله عنه، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، قال: غفر لامرأة مومسة، مرت بكلب على رأس ركي يلهث، قال: كاد يقتله العطش، فنزعت خفها، فأوثقته بخمارها، فنزعت له من الماء، فغفر لها بذلك «
А плохое отношение и полное равнодушие к животным является большим грехом и может стать причиной попадания человека в ад. Как сообщал саидуна Абдулла бин Умар (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
عذبت امرأة في هرة سجنتها حتى ماتت، فدخلت فيها النار، لا هي أطعمتها ولا سقتها، إذ حبستها، ولا هي تركتها تأكل من خشاش الأرض
«Женщина была приговорена к адскому огню из-за кошки. Она привязала ее и не давала ей поесть, не давала воды и не позволяла ей самостоятельно найти себе пропитание, пока та не умерла, поедая грязь.» («Сахих аль-Бухари», хадис 3318)
Что касается содержания животных в качестве домашних питомцев, данный вопрос отличается от предоставления им приюта. Предоставление приюта животным не имеет никаких ограничений (то есть его можно организовывать и для собак), а у содержания животных в качестве домашних питомцев есть определенные ограничения:
- Не разрешается держать собак в качестве домашних питомцев. Причиной тому является то, что собаки отгоняют ангелов милости. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب، ولا صورة تماثيل
«Ангелы милости не входят в дом, где есть собака, изображения одушевленных предметов или статуи». («Сахих аль-Бухари», хадис 3225, передал Абу Тальха)
- Разрешается держать собак во дворе в целях безопасности. Не следует держать собаку в самом доме. Нужно поставить для собаки конуру или будку за пределами дома. Владельцу нужно хорошо заботиться о ней.
- Является макрухом держать в качестве домашних питомцев животных, которые вызывают естественное неприятие у эмоционально устойчивых людей. К ним относятся пауки, крысы, игуаны и т.д.
- Не разрешается держать в качестве домашних питомцев животных, которых хадисы рекомендовали убивать. К ним, например, относятся, ящерицы, хамелеоны, змеи и т.д. То же правило относится к потенциально опасным животным (например, скорпионам).
- Разрешается держать в качестве домашних питомцев прирученных одомашненных животных: например, кошек, птиц, кроликов, уток, цыплят, хомяков и т.д.
- Владельцы домашних питомцев должны убедиться в том, что они хорошо заботятся о них. Когда человек заводит домашнего питомца, он становится ответственным за предоставление необходимого ухода и внимания. Пренебрежение данной обязанностью — большой грех, за который человек понесет ответ в День Воскрешения.
6) Мы не можем дать комментарий по данным организациям, поскольку не владеем подробностями их работы. Тем не менее, в качестве общего подхода можно сказать, что хотя и следует отдавать предпочтение мусульманским благотворительным организациям, но также разрешается делать пожертвования в пользу немусульманских благотворительных организаций, занимающихся помощью бедным и потерпевшим, если они при этом не пропагандируют антиисламские идеи и верования.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Дополнение |
ВОПРОС: Ассаламу алейкум, муфтий Сухайл. Джазакаллаху хайр за Ваши ответы. Позвольте задать еще один вопрос: в одной из Ваших последних фетв говорится, что можно держать птиц в качестве домашних питомцев. В одной из книг по шариату автора Зинатуллы от-Терази я прочитал, что держать птиц в качестве питомцев, а также певчих птиц в клетке не дозволено.
Заранее благодарен Вам за ответ. Уассалам. (Россия, Татарстан)
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Разрешается держать одомашненных птиц в качестве домашних питомцев. Это доказывается на основе хадиса, в котором Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) шутливо обратился к ребенку по поводу того, что случилось с его птичкой, когда та умерла. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) понял, что ребенок опечален смертью своей домашней птички нугайр (разновидность маленьких птиц), и поэтому, желая приободрить, рассмешить его, шутя обратился к нему:
يا أبا عمير ما فعل النغير
«Абу Умайр, что с нугайр?»
(«Сахих аль-Бухари», хадис 6129, передал Анас бин Малик)
Из данного хадиса мы понимаем, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) одобрил содержание таких животных в качестве питомцев, поскольку он не возразил против этого. Это называется «такрир» (одобрением) Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что является признанным доводом в Шариате для установления дозволенности. Комментируя данный хадис, мулла Али Кари (рахимахуллах) писал:
وإنه لا بأس أن يعطى الصبي الطير ليلعب به من غير أن يعذبه
«(И из этого хадиса мы понимаем, что) нет греха в том, чтобы давать ребенку поиграть с птицей в качестве питомца, если он не навредит ей.»
(«Миркат-уль-Мафатих», том 7, стр.3061, изд. Дар-уль-Фикр)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Источник: askimam.ru
Источник: askimam.ru