Можно ли раздавать вещи (одежду) умершего?
Все, что остается после смерти человека, переходит к его наследникам и тем, кому он оставил завещание. Все это делится как предписано в Исламе. Но у мусульман России есть обычай раздавать вещи (одежду) умершего человека бедным и нуждающимся. С точки зрения Ислама это разрешается, и считается милостыней (садакой). Но этим должны заниматся наследники. Так же надо учитывать, при каких обстоятельствах умер человек. Если умерший страдал от инфекционных заболеваний, то в этом случае одежду лучше уничтожать.
Как нужно выносить покойника из дома — головой или ногами вперед?
В вопросах, касающихся выноса покойника из дома — головой или ногами вперед, положив на тахту или на руках — нет строгих предписаний. Надо поступать так, как удобнее для покойника и для тех кто его выносит. Ибо Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Ломать кости мертвого — то же самое, что ломать кости живого человека». И поэтому к умершему надо относиться уважительно. По обычаю покойного выносят из дома головой вперед, но если, например, при выносе из многоэтажного дома, тахту с покойником необходимо наклонять, или вынести покойника головой вперед не представляется возможным, то допускается выносить его ногами вперед.
Нужно ли делать новое омовение и совершить два рака‘ата намаза человеку, совершившему обмывание покойника? Существуют ли другие предписания после обмывания умершего?
Человеку, совершившему обмывание покойного, рекомендуется (мустахаб) совершить гусль (большое омовение). Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Кто совершил обмывание покойного, пусть совершит гусль». (Абу Дауд; Ибн Маджа). Каких-либо других специальных предписаний по этому поводу нет.
В некоторых деревнях имамы ходят к могиле умершего после захоронения в течение сорока дней и читают суру «Ясин» или что-нибудь еще из Корана. Насколько это соответствует традициям Ислама?
Ни в одном из авторитетных сборников хадисов не встречаются хадисы, в которых говорилось бы о том, что Пророк, мир ему, ходил на могилу умершего в течение сорока дней и читал суру «Ясин» или другие суры из Корана, либо повелевал бы делать это другим.
Сколько дней нельзя принимать пищу в доме покойника?
Как уже было сказано выше (глава «Богоугодные дела для семьи покойного»), желательно (мустахаб), чтобы родные покойного или соседи готовили пищу семье покойного, так как Пророк, мир ему, говорил: «Приготовьте семье Джа‘фара пищу, поистине, они заняты другим делом (т.е похоронами)». И поэтому этим должны заниматься родственники или соседи, а в доме умершего нежелательно готовить еду, пока не похоронят умершего, чтобы не беспокоить близких покойника. А после похорон, когда наведут порядок и чистоту, в доме можно готовить и принимать пищу или пить чай. Какого-то запрета на прием пищи в доме умершего в Исламе нет.
В чем заключается смысл обычая «скат», и есть ли подобный обычай в Исламе?
Суть данного обычая заключается в принятии живыми на себя грехов умершего. Обычно несколько людей по очереди задают друг другу вопрос: «Ты взял на себя (называется греховный поступок умершего) такого-то?», и один из собравшихся отвечает: «Да, взял». И так продолжается до тех пор, пока, покойного не «очистят» от всех грехов. Этот обычай ничего общего с Исламом не имеет, так как противоречит акыде (мировоззрению Ислама), согласно которой человек не может брать на себя грехи других людей для того, чтобы снять ответственность за содеянное перед Аллахом. В Священном Коране сказано: «Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела. Воистину, Аллах скор в расчете» (14:51). Человек может покаяться за содеянные грехи перед Аллахом только через покаяние (тауба, истигфар) и получение прощения у тех, по отношению к кому он поступал несправедливо. Сказал Аллах: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (3:135–136).
Очищение человека от грехов — прерогатива Творца всего сущего, Господа миров — Аллаха. Люди, занимающиеся «скатом» или подобными делами по своему невежеству, берут на себя функцию Аллаха, приравнивая себя к Нему, и этим самым совершают самый большой грех — ширк, придание Аллаху сотоварища (многобожие). Аллах сказал: «…Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» (31:13).
Можно ли совершить джаназа-намаз мужчине (женщине) который(ая) жил(а) в браке с человеком другой веры?
Согласно предписаниям шариата мусульманину запрещается совершать погребальную молитву (джаназа-намаз) и обращаться за умерших немусульман с мольбой. Всевышний Аллах сказал: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (9:113).
По мнению большинства мусульманских правоведов (факихов), погребальная молитва (джаназа-намаз) должна выполняться по всем умершим мусульманам независимо от степени их богобоязненности. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Читайте джаназа-намаз всем праведным и грешным мусульманам».
Мусульманка, вышедшая замуж за иноверца, бесспорно, нарушила закон шариата, поскольку она живет в грехе, прелюбодействуя. Однако если она не отказывается от Ислама, то по ней совершается джаназа-намаз.
Что касается выражения соболезнования, оказания при необходимости посильной помощи, не противоречащей Исламу (выделения транспорта, помощь в оформлении документов и т. д.), то в этом нет ничего запретного.
Насколько продолжительной должна быть ду‘а (мольба)?
Главное в мольбе — это искренность. Всевышний Аллах сказал: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих. Не рапространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:55–56). Продолжительность ее должна быть такой, чтобы не терялось состояние искренности, чтобы она не была в тягость, чтобы люди во время мольбы не засыпали или не думали о ее скорейшем завершении, а также чтобы она не превращалась в перечисление всей родословной человечества.
Можно ли использовать дорогие материалы при изготовлении «ляхда»?
При похоронах главное — забота о душе и теле человека. Но забота о теле должна исходить из пользы, которую она может принести умершему. Чрезмерность в этом вопросе излишня. Использование дорогих материалов при изготовлении специальной ниши (ляхда) не разрешается, т.к. данное действие относится к расточительству (исраф), а расточительство, с точки зрения Ислама, запрещается.
Нужно ли делать отдельный меджлис после похорон для тех, кто делал ляхд в могиле?
У российских мусульман существует обычай после похорон собирать отдельный меджлис для людей, которые помогают выкопать могилу и сделать ляхд. Собирать отдельный меджлис для них не нужно. Их можно позвать вместе с другими присутствующими на похоронах.
Можно ли давать садака «аль-фидья» за непрочитанные намазы и за пост, который покойник не соблюдал?
«Фидья» переводится с арабского как выкуп. «Садака аль-фидья» – это милостыня, с помощью которой постоянно постящийся мусульманин(ка) стремится возместить пропущенные только по уважительным причинам дни обязательного поста. К уважительным причинам относятся хронические болезни, которые могут усугубиться при соблюдении поста, немощность из-за старости. Люди, у которых есть уважительная причина, за каждый пропущенный день обязательного поста выплачивают садакатуль-фидья или просто фидья. Размер этой милостыни составляет стоимость разового питания в средней столовой. В зависимости от экономического положения региона эта стоимость будет варьироваться. Если регулярно постящийся в Рамадан мусульманин(ка) по причине болезни пропустил(а) некоторые дни обязательного поста, естественно, намереваясь восполнить их, и внезапно умер, то пропущенные дни его поста могут возместить его родственники, соблюдая пост или выплачивая от его имени фидью.
Что касается тех мусульман, которые, будучи физически здоровыми, умышленно пренебрегают соблюдением поста в Рамадан, постоянно находя для себя какие-то оправдания, то на них понятие «фидья» не распространяется. Такие люди должны:
1. покаяться (тауба);
2. начать поститься в Рамадан;
3. восполнить пропущенные дни обязательного поста за прошлые годы.
Если человек не в состоянии держать пост, то в оставшиеся дни своей жизни он должен просить прощение у Всевышнего Аллаха, не пренебрегать выполнением тех предписаний, которые под силу ему, и совершать как можно больше богоугодных дел, надеясь на милость Аллаха, ибо все в Его власти.
За пропущенные обязательные молитвы «фидья» не выплачивается, их необходимо восполнять (када).
Можно ли читать Коран для умерших по транскрипции?
Среди мусульман-неарабов распространено чтение и заучивание Корана по транскрипции. В этом есть как положительные стороны — стремление мусульман к познанию Корана, так и отрицательные. Однако не для всех звуков арабского языка есть соответствия в других языках, поэтому транскрипция не всегда может точно передать их. Это неизбежно ведет к тому, что искажается произношение некоторых слов, а, следственно, и смысл. И поэтому преподаватели Корана разрешают учить по транскрипции только тот минимум, которого хватает для совершения пятикратной молитвы и то лишь под контролем преподавателя. Если же у верующего есть желание не ограничиваться этим минимумом и учить Коран больше, то необходимо делать это с преподавателем. Поэтому, если у человека есть возможность читать Коран только по транскрипции, то вместо этого лучше помолиться за умершего, так как ду‘а можно сделать на любом языке.
Существует ли обычай накрывать простыней мебель в доме умершего, и разрешается ли это с точки зрения шариата?
В наших деревнях мусульмане накрывают простыней зеркала и телевизоры, т.е. то, что отражает изображение человека для того, чтобы в зеркале не осталось отражения умершего человека или его души. В богословских книгах по этому вопросу ничего не говорится, но в этих обычаях нет ничего общего с нормами шариата.
В некоторых деревнях после похорон мулла остается возле могилы, чтобы помочь умершему отвечать на вопросы ангелов. Насколько это правильно, и слышат ли нас умершие?
Передается со слов Анаса б. Малика, что Пророк, мир ему, сказал: «После того, как раба Аллаха положат в могилу, а его товарищи повернутся и уйдут, и он даже услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят его: «Что говорил ты об этом человеке, Мухаммаде, мир ему?». Он скажет: «Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его посланник», после чего ему скажут: «Посмотри на место свое в огне: Аллах заменил его для тебя на место в Раю».
Затем Пророк, мир ему, сказал: «И он увидит оба этих места». Что же касается неверного (или: …лицемера), то он ответит (ангелам): «Не знаю, я лишь повторял то, что говорили люди». Тогда ему скажут: «Ты не знал и не читал!» — а потом ему нанесут удар железным молотком между ушей, и он издаст такой крик, который услышат все те, кто окажется поблизости от него, кроме людей и джиннов» (Аль-Бухари).
Передают со слов аль-Бара б. ‘Азиб, что Пророк, мир ему, сказал: «После того, как верующего усадят в его могиле и к нему придут ангелы, он принесет свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, ибо сказал Всевышний: «Аллах укрепит верующих твердым словом…» (14:27).
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему, обычно обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук огня, от испытаний жизни и смерти и от испытания Антихриста!» «Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ‘азаби-н-нар, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-ма-мат ва мин фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!».
Из этих хадисов мы видим, что покойник в могиле подвергается испытаниям со стороны ангелов, и поэтому Посланник, мир ему, обращался к Всевышнему с мольбами ду’а о защите от мучений могилы. Из изречений ясно видно, что верующему человеку не составит труда ответить на вопросы ангелов. Неверующему же человеку, лицемеру не удастся ответить на их вопросы даже с подсказкой. Этот обычай не соответствует нормам Ислама.
Разрешается ли возлагать цветы и венки на могилы?
Мусульманам запрещается класть на могилы цветы, голые пальмовые ветви, венки и т.п., потому что ни один сподвижник Пророка, мир ему, не поступал таким образом.
Однако имам аль-Бухари передал хадис, который вселяет в некоторых людей сомнения по этому вопросу. Ибн ‘Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему, проходил мимо двух могил и сказал: «Эти двое получают сейчас наказание, и наказывают их не за великие грехи. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни». Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил ее пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: «О Посланник Аллаха, зачем ты поступил так?». Он ответил: «Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки будут оставаться сочными».
Поступать таким образом было дозволено только Посланнику Аллаха, мир ему, потому что облегчение наказания в могиле стало возможным благодаря его мольбе и заступничеству. Это подчеркивается в другой версии этого хадиса, переданной имамом Муслимом от Джабира, в которой сообщается, что Пророк, мир ему, сказал: «Я проходил мимо двух могил, в которых люди получали наказание, и решил заступиться за них, дабы страдания их облегчились, пока две веточки будут оставаться сочными».
Именно так расценили такое поведение Пророка, его сподвижники, и поэтому нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из них клал на могилу покойного пальмовую веточку или цветы.
Вопросы и ответы из КИТАБ АЛЬ-ДЖАНАЗА ВА-ЛЬ-ИСТИФАДА МИН ХАЗА
Блог Хадис аль Ханафи
darulfikr.ru