Мы так много слышали о необходимости присутствия чистого намерения в наших поступках, но осознали ли мы это в полной мере? Проанализируем же самих себя, прочитав аяты и хадисы, приведённые в книге имама Ан-Навави «Бустануль Арифин».
Всевышний говорит в Коране (смысл): «Им было велено поклоняться Аллаху , служа ему искренне, будучи единобожниками, совершать намаз и выплачивать закят. Это – истинная вера» (сура «Аль-Байина», аят 5).
В другом священном аяте говорится (смысл): «Господь ваш лучше знает, что у вас в душах» (сура «Аль-Исра», аят 25).
В суре «Аль-Хадж» в 37 аяте Всевышний говорит (смысл): «Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша».
Ибн Аббас поясняет этот аят так, что до Всевышнего дойдут наши намерения.
Аз-Зуджадж комментирует вышеприведённый аят следующим образом: Всевышний не принимает ни кровь, ни мясо жертвенных животных, если они были принесены в жертву без богобоязненности. Эти аяты свидетельствуют о том, что наше богослужение принимается лишь при наличии намерения, а также в стремлении заслужить довольство Всевышнего и исполнить всё то, что возложено на нас.
От Умара ибн Хаттаба передано, что Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Воистину, деяния судятся по намерению, и каждому человеку – то, что он намеревался. И тот, кто переселился ради Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), то его переселение будет принято Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение), а кто переселился из-за мирского или для женитьбы на какой-то женщине, то переселение его – к тому, к чему или к кому он переселился». Этот хадис приводит аль-Бухари и Муслим. Говоря об этом хадисе, необходимо понять, что учёные его считают одной из твердынь и наиважнейшей основой нашей религии.
В хадисе упоминается арабское слово «иннама» (воистину), оно использовано для указания ограничения («хаср» – одно из правил арабского языка), что указывает на исключительную важность намерения во всех наших поступках.
Суть упомянутого хадиса в том, что поступки, связанные с Шариатом, принимаются не иначе как только с наличием намерения. Соответственно тот, кто преследует при переселении цель – довольство Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословение), то его переселение будет принято, и он получит воздаяние от Всевышнего. А тот, кто переселяется только ради мирских благ, то кроме мирского ему нечего и ожидать.
Этот хадис указывает на необходимость намерения в таких наших действиях, как: омовение, купание, таяммум (омовение землёй), намаз, закят, пост, паломничество и т. д.
Имам шафиитской школы Мухаммад, сын Идриса Аш-Шафии, отмечает, что этот хадис затрагивает 70 разделов из фикха (исламской юриспруденции). Также он добавляет, что хадис включает в себя одну треть исламских знаний!
Имам хамбалитского мазхаба Ахмад, сын Ханбалы, говорил: «В этом хадисе заключена одна треть исламских знаний». Слова этих великих имамов подтверждали другие известные учёные.
Намерение – один из трёх способов приобретения вознаграждения Всевышнего и наиболее важный из них. В отличие от двух остальных (слов и поступков), намерение может само по себе быть поклонением Всевышнему. А слова же и поступки могут быть не приняты из-за присутствия в них показного.
О значимости этого хадиса говорит также тот факт, что авторитетные исламские учёные побуждали начинать написание книг именно с этого хадиса. Как это и сделал имам Аль-Бухари.
И ещё раз хочется обратить внимание на то, что наши праведные предшественники обращали внимание на важность этого хадиса, говорящего о том, что все наши поступки зависят от искреннего намерения.
Дай Аллах нам искреннего намерения во всех обязательных и желательных поступках. Амин.
Из книги имама Ан-Навави
«Бустануль арифин», стр. 13–17
Материал: Мухаммад-Ариф Абдулаев
Источник: assalam.ru