ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ЧТЕНИЕ КОРАНА ПОКОЙНЫМ
Хукм по Ханафитскому мазхабу
Доводы на основе священных текстов и разума (ал-кыяс):
От Магкаля ибн Ясара передается, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Ясин – это сердце Корана, и если человек прочитает ее ради довольства Аллаха, то Аллах простит его грехи. Также читайте ее для умерших»i.
Необходимо отметить, что под словом умершие имеются в виду действительно умершие люди, и не те, кто находится при смерти. По словам аш-Шавкани и ат-Табари, здесь не может быть использован другой смысл, так как нет никаких языковых средств, которые доказывают это, поэтому мы обязаны воспринимать это слово в прямом смысле, а не переносномii. Может возникнуть вопрос по поводу целесообразности чтения Корана для умерших, на это мы ответим тем, что уже в предыдущих главах мы сказали о том, что умершие живы в своих могилах, но это особая форма существования.
Передается от Абдурахмана ибн ‘Аля ибн ал-Луджаджа, от его отца: «Перед смертью отец мне сказал: “Сынок, когда я умру, выкопай в моей могиле нишу (ляхд), помести мое тело в нее и прочти: «Во имя Аллаха, согласно нации посланника Аллаха». Затем закопай могилу так, чтобы она немного возвышалась над уровнем земли, а после этого прочти начало и конец суры Корова (Бакара). Я слышал, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) поступал таким образом”»iii. Некоторые говорят, что этот хадис мурсал, но несмотря на это, большинство факихов сказали, что хадис мурсал может признаваться в качестве доказательства.
Ибн Касир в своей книге «ал-Бахис ал-хасис» (с. 47) пишет: «Ибн Салях сказал: “Использование мурсаля в качестве довода признается маликитским и ханафитским мазхабом”. Я сказал: “И от ханбалитов передается то же самое”».
Даже если они скажут, что не принимают хадис мурсал, то есть и другой хадис, цепочка передатчиков которого не прерывается. Ат-Табарани сказал: «Я слышал от ал-Хусейна ибн Исхака ат-Тастари, от Али ибн Хаджара, от Мубашшира ибн Исмаила, от Абдуллы ибн ар-Рахмана ибн Аля ибн ал-Луджаджа, от его отца: “О сынок, когда я умру…”»iv.
Ал-Хафиз ас-Суюты и Абу ал-Касим в «Кавагид» пишут: «Кто посетил кладбище и прочитал Фатиху, Такасур и Ихлас, а затем скажет: “Я адресую награду за чтение этих слов Аллаха обитателям могил из числа верующих”, то все они будут в Судный день заступниками за этого человека».
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Мустахаб после похорон прочитать над могилой начало и конец суры Бакара»v.
Абу ад-Дарда и Абу Зарр передают: «Если рядом с умершим прочитать суру Ясин, то Аллах даст этому покойному облегчение»vi.
Абу Шагса, ученик Ибн ‘Аббаса передает, что в таких случаях желательно читать суру Рагд, и это облегчает состояние покойного. Также аш-Шагби передает, что ансары предпочитали рядом с покойным читать суру Бакара.vii
Передается от имама Ахмада: «Нам передал Ибн ал-Мугира от Сафвана, который сказал: “Наши шейхи говорили, что чтение аятов из суры Ясин облегчает состояние покойного”»viii.
Ханафитский мазхаб:
Ал-Маргинани в своей книге «ал-Хидая» пишет: «Человек имеет право отдать награду за какое-либо свое деяния, например, молитву, пост, подаяние другому. И все ученые сунниты единогласны в этом. Доказательством этого служит хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), как он принес в жертву двух овец, одну за себя, а другую за свою умму, которая признала тавхид и его пророчество»xix.
Ал-Бадр ал-‘Айни в «Канз ад-дакаик» сказал: «До умершего доходят все праведные деяния, и молитва, и пост, и паломничество, и подаяние, и зикр и т.д.»xx.
Аз-Зайляги в своем комментарии к «ал-Канз» сказал: «Верующий имеет право адресовать любое из своих деяний умершему, это относится и к молитве, и к посту, и паломничеству, и чтению Корана. И нет сомнения в том, что эти деяния доходят до умерших. В одном из риваятов сказано: “Одним из проявлений уважения к родителям после смерти, является совершение молитв и постов для них вместе с теми молитвами, которые ты совершаешь”».
В одном из риваятов сказано: «Кто пройдет рядом с могилами, одиннадцать раз прочтет суру Ихлас, а затем адресует награду умершим, тот получит награду, равную количеству покойных».
В другом риваяте сказано: «Кто прочтет суру Ясин на могилах, тот облегчит страдания покойных и получит награду, равную их числу».
Еще в одном риваяте сказано, что когда до умерших доходит награда праведных деяний, то они радуются этому как подарку.
От Мугаккаля ибн Ясара передается, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Читайте своим покойным суру Ясин».
Передается, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) принес в жертву двух овец, одну за себя, а другую за свою умму. Таким образом, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) учит нас тому, чтобы наши деяния помогали другим.
Передается от Абу Хурайры, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Аллах возвысит в Раю степень своего праведного раба и тот спросит: “О Аллах, откуда у меня все это?” Аллах ответит: “Это твои дети просили за тебя прощения”»xxi.
Именно поэтому Аллах в Коране говорит: «и проси прощения твоему греху и для верующих — мужчин и женщин» 47:19. Этот аят, а также и другие, которые говорят о просьбе прощения пророков и ангелов доказывают нашу позицию. Что же касается аята: «что человеку лишь — то, в чем он усердствовал», то по словам Ибн ‘Аббаса он является отмененным аятом: «A те, которые уверовали и последовало за ними их потомство в вере» 52:21. А также есть мнение о том, что этот аят относится только к народам Мусы и Ибрахима (мир им) так как в нем идет речь о той информации, которая содержалась в их писаниях: «Разве ему не сообщено то, что в свитках Мусы и Ибрахима, который был верен» 53:36-37. Также есть мнение что в вышеприведенном аяте речь идет о неверных, что же касается верующих, то чужие деяния могут принести им пользу.
Ибн ‘Абидин сказал: «Наши ученые в главе о паломничестве за другого говорят, что человек имеет право подарить другому награду за свои праведные деяния, это подтверждается хадисом, в котором сказано: «Если человек совершит добровольно подаяние, и подарит его награду своим родителям, то они получат эту награду, а его собственная награда при это не уменьшится»xxii. Некоторые ученые сказали, что дающему подаяние, следует адресовать его награду всем мусульманам, так как его личная награда при этом не уменьшится. Более поздние шафиииты также высказались в пользу того, что награда доходит до умершего, свои слова они аргументировали тем, что при чтении Корана происходит баракат, и дуа (мольба, просьба ко Всевышнему) имеет больше шансов быть принятой».
Он же сказал: «Из этого следует, что нет разницы между живым и мертвым, то есть дозволительно дарить награду совершенных праведных деяний даже живым. И не имеет значения, чья награда в первую очередь подразумевается в намерении. От ‘Айши (да будет доволен ей Аллаh). передается, что один из сподвижников спросил у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) : «О Посланник Аллаха, моя мать умерла и я думаю, что она хотела дать подаяние. Будет ли ей награда, если я дам подаяние за нее? Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: “Да”».
От Бурайды передается: «Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), когда к нему пришла женщина и сказала: “Я дала свою рабыню в качестве подаяния за мою мать”, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: “Ты заслужила вознаграждение, а также вернула своей матери наследство, которое она тебе оставила”. Далее женщина сказала: “Она должна была поститься целый месяц, можно ли мне выполнить за нее это?” Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: “Да, постись за нее”, женщина спросила: “Она не совершила паломничество, можно ли мне совершить за нее?”, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: “Да, соверши за нее”»xxiii.
В «Шарх ал-любаб» Муллы Али ал-Кари сказано: «При посещении могил следует подойти к покойному не со стороны головы, а со стороны ног, так как ему легче смотреть на пришедшего. В достоверной сунне передается, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) читал начало суры Бакара у головы покойного и ее конец – у ног»xxiv.
В одном из риваятов сказано: «Кто придя на кладбище, прочтет суру Ясин, тот облегчит страдания покойных на этот день и получит награду, равную числу покойных»xxv.
Примечание:
i Абу Дауд 3121, Ибн Маджа 1448, ан-Нисаи в «Гамал ал-явм ва ал-ляйла» 1074, Ахмад 5/26, ал-Хаким 1/565, ал-Багави 1464, Ибн Абу Шайба 3/237, ат-Табарани в «ал-Кабир» 20/510, ал-Байхаки 3/383, ас-Суюты в «ал-Джамиг ас-сагир» 1344 и др.
ii «Найл ал-автар» 3/25.
iii Ат-Табарани в «ал-Кабир» 13613, ал-Хайсами в «Маджмаг аз-заваид» 4242 и сказал, что все передатчики этого хадиса надежные люди.
iv Абдулла ас-Садык, «ар-Радд ал-мухкам ал-матин» с. 283, аз-Зайляги, «Насб ар-рая» 2/302.
v ан-Навави, «ал-Азкар» с. 123.
vi Ад-Дайлами 6099.
vii Аш-Шавкани в «Найл ал-автар» 3/25, в «Субул ас-салам» 2/91.
viii «Тафсир Ибн Касир» 3/563, «ат-Талхис» 2/104.
xix Абу Дауд 2795, Ахмад 3/362, Абу Ягля Т. 3/1792, ал-Хайсами в «ал-Маджмаг» 4/5969.
xx аш-Шавкани, «Найл ал-автар» 4/125.
xxi Ахмад 10202, Ибн Касир в своем тафсире говорит, что цепочка передатчиков этого хадиса достоверна.
xxii Комментарий к сборнику Ахмада 8/101.
xxiii Муслим 2692, Абу Дауд 1656, ат-Тирмизи 667, Ибн Маджа 1759, Ахмад 5/315, ан-Навави в комментариях к сборнику Муслима 8/265-269.
xxiv Ат-Табарани в «ал-Кабир» 13613, ал-Хайсами в «ал-Маджмаг» 4242.
xxv Ал-Хашия 2/242.
Подробнее по другим трем мазхабам : darulfikr.ru/node/5510