Как было бы хорошо, если бы этот грех не был совершён…
Знай, сын мой, что покаяние (тавба) – это первый шаг вступающих на истинный путь служения Всевышнему, одна из ступеней глубокого убеждения и важный религиозный принцип. Для неё (тавбы) существуют определённые условия.
Наш достопочтенный шейх Хaлид Сайфулла-кади (Хaлид Сайфуллах-кади Башларов – великий шейх Накшбандийского, Шазилийского и Кадирийского тарикатов начала ХХ века, видный религиозный, политический и государственный деятель. Родился в Дагестане в селении Ницовкра) в своей книге «Канз ал-маaриф» сказал, что условиями покаяния, которые дают надежду, но вовсе не гарантируют прощение грехов, являются следующие:
1. Сожаление о содеянном грехе как об ослушании Всевышнего.
2. Намерение не возвращаться к этому и подобным ему греховным деяниям только ради Аллаха.
3. Прекращение совершения греховного, если оно совершается в данное время или если постоянно повторяется; возмещение душевных обид или материального ущерба (нанесённого другим людям) и закята, если есть таковые. Также возмещают пропущенные намазы и уразу (обязательные посты), независимо от их количества. Если хоть одно из вышеперечисленных условий не будет выполнено, покаяние не считается полноценным, даже если оно будет произнесено (языком) или совершено мысленно (сердцем). Как утверждают известные aлимы Хусейн и Абу-таййиб Маварди, покаяние без соблюдения этих условий не считается полноценным, даже если оно совершено языком и сердцем.
Также он (Мaварди) сказал: «Покаяние (тавба) в грехах, даже в малых, необходимо совершать безотлагательно. Оно является обязательным для каждого, а тот, кто будет откладывать покаяние на время, достаточное для его совершения, станет грешным от того, что отложил его». Шейх Изз ад-дин ибн Абдуссалaм сказал: «Так его грех повторяется с каждым промежутком времени, достаточным для совершения покаяния в предыдущем грехе». Абубакр Бакилани утверждает: «Каждый раз, когда вспоминаешь о совершённом грехе, необходимо вновь покаяться в нём, даже если покаяние уже было совершено». Если не поступать подобным образом, то впадёшь в новый грех, за который также необходимо будет просить прощения у Всевышнего.
Если кто-либо знает о каждом своём грехе, то он обязан каяться, упоминая каждый из них отдельно.
Не считается достаточным общее покаяние без упоминания о каждом грехе отдельно, такое покаяние неверно. Это подтвердил и Заркани.
Ибн Абдуссалам сказал: «Раскаиваясь, необходимо упоминать все грехи, если это возможно, а если это невозможно, то на человека не возлагается невозможное».
Абубакр сказал: «Если ты не можешь вспомнить каждый грех, то скажи: ”Если у меня есть грех, о котором я не знаю, то я раскаиваюсь в нём и возвращаюсь на путь Аллaха”».
Фузайл ибн Ийаз сказал: «Произнесение ”Астагфируллaх” без прекращения совершения греха – это покаяние лжецов».
Рaбиа ал-Адавиййа (мудрая и праведная женщина, жившая в VIII веке, ради которой люди просят прощения у Аллaха) сказала: «Наш астагфируллaх нуждается в большом количестве астагфируллaха».
Один из мудрецов сказал: «Кто произносит “астагфируллaх”, не сожалея о содеянном грехе, тот, сам того не зная, как бы издевается над Аллaхом».
Смысл прощения грехов
Прощение грехов – это сокрытие грехов Аллaхом, не разоблачая их на этом свете и не наказывая за них в Aхирате. Действительно, Всевышний повелевает нам скрывать грехи, оплошности и тайны. Аллaх лучше всех скрывает грехи Своих рабов, так как Он более милостив к ним, нежели они к себе. Среди Его имён есть имеющие различные оттенки смыслов Прощающий и Милостивый – Аль-Гафур, Аль-Гафар, Аль-Гафир, Ат-Тавваб, Ар-Рахим.
В Захиратуль Маад также написано: «Ты знай, что простые люди совершают тавбу, раскаиваясь в грехах, особенные (т. е. приближённые ко Всевышнему) – раскаиваясь в том, что сердце отвлеклось от поминания Аллaха, а тавба самых избранных людей – это покаяние в том, что их мысли были заняты чем-либо помимо Аллaха».
Шейх Аш-Шарaни в книге «Явакит» описывает обязанность каждого грешного человека совершать тавбу. Он пишет, что покаяние считается действительным даже после его нарушения, и что каяться можно в одном грехе, не оставляя другого. Об этом говорил и Жалaлуддин Махали: «Если совершивший грех покается и снова возвратится к нему, то предыдущая тавба у него не портится, но это возвращение к греху будет другим грехом, в котором также необходимо покаяться». Подобного мнения придерживается большинство aлимов. Абубакр Бакилани говорит, что если повторно совершить те же грехи, то предыдущая тавба считается недействительной. Он также говорит о том, что тавба в незначительных греховных поступках не принимается до тех пор, пока совершаются большие грехи. Если же остерегаться совершать большие грехи, то и незначительные грехи прощаются.
Учёные говорят: «Помощью рабу в покаянии является воспоминание о пользе покаяния (тавбе) и возникающей благодаря этому связи с пророками и благочестивыми верующими». Если же человек не совершит тавбу, то поистине будет связан с врагами Всевышнего (грешниками и шайтaнами).
Далее обязательным является выполнение всех условий покаяния, т. к. недостаточно произносить «астагфируллaх», как привыкло это делать большинство людей. Главным условием тавбы является огорчение человека из-за беды, в которую он попал, ибо совершение греха является большой бедой. Если же, например, прекратить употреблять спиртное лишь оттого, что оно вредит здоровью, это не является истинным покаянием.
Один из учёных дал такое определение: тавба – это сожаление о совершённом грехе и размышление о том, как было бы хорошо, если бы этот грех не был совершён. Учёный Камaл в своей книге «Шарх Жамуль Жавaми» сказал: «По нашему мнению, необязательно постоянно пребывать огорчённым по поводу совершённого греха. Достаточно быть огорчённым по поводу совершения греха в той степени, чтобы не совершать деяния, противоречащие своему покаянию». Такое поведение считается достаточным в Шариате. И необязательно, чтобы человек всё время вспоминал о том грехе, в котором покаялся, ибо это не соответствует духу Ислама.
По мнению большинства aлимов, сущность тавбы заключается в том, чтобы человек отрёкся от совершаемого греха и твердо вознамерился больше не возвращаться к нему. Например, если кто-либо имеет незаконно присвоенное имущество, то он должен вернуть его хозяину или попросить у него прощения. А если он не найдёт хозяина, то необходимо разрешить этот вопрос с его наследником. Если и таковое невозможно, то условие теряет силу, и покаяние в этом грехе будет подобным покаянию в грехе, не связанным с долей людей. Aлимы утверждают: условием тавбы является прекращение совершения греха. И это условие считается выполненным, если он совершит тавбу после прекращения совершения греха, подобному распитию алкоголя.
Жалaлуддин Махали сказал: «А что касается условий тавбы, то без них она не считается действительной, так как должна выполняться для каждого покаяния». Камaл в книге «Ал-Хaшийат» сказал: «Тот, кто убил, ударил или мучил человека, обязан раскаяться и очиститься от его обиды, предоставив себя для мести. Если выполнено только одно из двух условий, то без совершения второй тавбы не считается действительной».
Ещё он (Жалaлуддин Махали) в книге «Макасид» сказал: «Тавбу не становится действительной, если человек не удовлетворит того, перед кем у него есть какой-либо долг, так как без выполнения этого условия покаяние не будет считаться истинным». Имам Ибн ас-Субки и другие сказали: «Человеку лучше повторять «астагфируллaх», даже если это у него не будет искренним и будет само требовать раскаяния, поскольку у человека, многократно повторяющего это слово, сердце постепенно привыкает к нему и со временем становится соответствующим произносимому».
Имам ас-Сухраварди говорил: «Ты совершай благие деяния, хоть и боишься самодовольства (ужб – считать большим делом свои хорошие деяния и быть довольным ими. Это приводит человека к погибели (душевной), так же как скупость и следование страстям), однако вместе с этим проси прощения у Аллaха». Aлимы утверждают: каждый верующий обязан бороться со своим нафсом (нафс (эго) – определение души обычного человека), повелевающим нам совершать зло до тех пор, пока не подчинит его повелениям Всевышнего и не станет остерегаться Его запретов. Они (aлимы) сказали, что борьба с нафсом является более обязательной, чем борьба с явными врагами, потому что он толкает человека в вечную пропасть, заставляя совершать грехи один за другим.
Существует хадис, в котором говорится: «Грехи – это почта неверия, т. е. грехи являются предвестниками неверия. А если нафс возьмёт верх и заставит совершать плохое, то, не откладывая, обязательно соверши тавбу, чтобы с её помощью и по воле Аллaха с тебя сошли их (грехов) следы. А если ты не можешь оставить запретное по причине твоего увлечения и наслаждения им или из-за лени, то вспомни о смерти, которая может прийти внезапно. И тогда ты умрёшь нераскаявшимся, как многие люди, и станешь пропащим из пропащих. Но если ты не можешь оставить грех, потеряв надежду на прощение и милость Аллaха из-за больших проступков перед Ним или трепеща перед величием Аллaха, которого ты ослушался, то в этом случае вспомни, что страшнее потерять надежду, так как надежду теряют только пропащие люди.
Помни о величии Его милости, полностью понять которую может только Сам Всевышний Аллaх. Не следует терять надежду, т. к. милость Аллaха к верующим грешникам превосходит наказание за их грехи».
Ас-Субки сказал о покаянии: «Так знай, о мой брат! Покаяние – самый ценный дар, которым одарил нас Аллaх по Своей щедрости. Если мы не совершили тавбу, то обязаны раскаяться в её откладывании, а если и этого не сделаем, то следует покаяться и в постоянном откладывании тавбы – и так повторяется до конца жизни. Ведь нет для человека болезни без лекарств. Если же и это у нас не получится, то у Аллaха есть особая милость (рахмат) для верующих, которые умерли, не раскаявшись в совершённых грехах (т. е. нельзя полностью терять надежду на милость Аллaха)».
Автор: Мухаммад Омаров
Источник: islamdag.ru