04.10.2024

Незаконное присвоение чужого имущества каким бы то ни было путём является одним из самых больших грехов в Исламе. Шариат определил разные пути дозволенного заработка, выходить за рамки которых категорически запрещается.

Воровство, мошенничество, обман, взяточничество, казнокрадство и прочее – путей запретного добывания имущества очень много, и все они запретны в Исламе, потому что они причиняют огромный вред человеку и обществу.

Многочисленные хадисы и аяты Корана предупреждают о запретности присвоения чужого имущества и грозят строгим наказанием за этот грех. Среди таких преступлений особо выделяется присвоение общественного имущества, в том числе средств, выделенных из бюджета разных уровней на те или иные цели.

Всевышний в Коране повелевает:

وَمَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَنْ يَغُلَّ وَمَنْ يَغْلُلْ يَأْتِ بِمَا غَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ثُمَّ تُوَفّٰى كُلُّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ

(смысл): «И не бывало так, чтобы какой-либо пророк, обманывая, присваивал себе что-либо из трофеев. А кто, обманывая, присвоит себе что-либо из трофеев и другого имущества мусульман, придёт с тем, что присвоил, в День воскрешения и будет представлен с позором. Затем каждой душе будет сполна воздано за то, что она приобрела, и они не будут обижены (ни насколько не будут убавлены благодеяния, и не будет дано наказание за те грехи, что человек не совершал)». (сура Аль-Имран:161)

Ибн Касир, комментируя этот аят, пишет: «Ибн Аббас сказал, что этот аят (3:161) был ниспослан по поводу красной одежды из трофеев, которая исчезла в день битвы при Бадре. Некоторые сказали, что, возможно, одежду присвоил Пророк ﷺ. Этот слух широко распространился. Тогда Аллах ниспослал аят: «И не бывало так, чтобы какой-либо пророк, обманывая, присваивал себе что-либо из трофеев…» Этот асар передали Абу Дауд и Тирмизи».  («Тафсир Ибн Касир»)

В этом аяте также содержится строгое предостережение и угроза. Во многих хадисах это действие (незаконное присвоение трофеев) запрещается. Слово «гулул», которым в аяте обозначено сокрытие части трофеев, может быт использовано и как незаконное использование служебного положения.

От Муаза ибн Джабала (да будет доволен им Аллах) передаётся:

بَعَثَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى الْيَمَنِ، فَلَمَّا سِرْتُ أَرْسَلَ فِي أَثَرِي فَرُدِدْتُ، فَقَالَ أَتَدْرِي لِمَ بَعَثْتُ إِلَيْكَ؟ لَا تُصِيبَنَّ شَيْئًا بِغَيْرِ إِذْنِي فَإِنَّهُ غُلُولٌ وَمَنْ يَغْلُلْ يَأْتِ بِما غَلَّ يَوْمَ الْقِيامَةِ لِهَذَا دَعَوْتُكَ فَامْضِ لِعَمَلِكَ

«Посланник Аллаха ﷺ отправил меня в Йемен, а когда же я отправился в путь, он послал за мной, чтобы я вернулся, и сказал мне: «Знаешь ли ты, зачем я отправил за тобой? Не смей ничего брать (из закята) без моего разрешения. Ведь это гулул. А если кто-нибудь обманет и добудет имущество не по праву (гулул), то он придёт в Судный день с тем, что он присвоил. Я позвал тебя для того, чтобы сказать это, а теперь иди, можешь приступить к выполнению своих обязанностей«».  (Тирмизи, 1335)

Учёные-богословы единодушны в том, что присваивать имущество, используя служебное положение, категорически запрещено, и что такое преступление относится к тяжким грехам. В пользу этого мнения свидетельствуют вышеприведённый аят и множество хадисов.

От Абу Хумайда ас-Саади передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ отправил человека из племени Аль-Азда по имени ибн Ал-Лутейба для сбора закята. Когда тот вернулся, то сказал: «Это вам, а это подарок, который мне преподнесли».

Тогда Посланник Аллаха ﷺ встал и сказал:

مَا بَالُ الْعَامِلِ نَبْعَثُهُ فَيَجِي فَيَقُولُ: هَذَا لَكُمْ، وَهَذَا أُهْدِيَ لِي، أَفَلَا جَلَسَ فِي بَيْتِ أَبِيهِ وَأُمِّهِ فَيَنْظر أَيُهْدَى إِلَيْهِ أَمْ لَا؟ وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، لَا يَأْتِي أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنْهَا بِشَيْءٍ إِلَّا جَاءَ بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ عَلى رَقَبَتِهِ، إِنْ كَانَ بَعِيرًا لَهُ رُغَاءٌ، أَوْ بَقَرَةٌ لَهَا خُوَارٌ، أَوْ شَاة تَيْعَر

 

«Что это за работник, которого мы посылаем, а он возвращается и говорит: «Это вам, а это подарок, который мне преподнесли»? Почему не остался он в доме своих родителей, чтобы посмотреть, преподнесут ему какой-либо подарок или нет? Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, если кто-нибудь из вас присвоит что-нибудь из этого (закята), в День воскрешения он обязательно принесёт это на своей шее. И если это будет верблюд, он притащит ревущего верблюда, а если это будет корова, то мычащую корову, а если это будет овца – то блеющую овцу».  (Имам Ахмад, 5/423; Бухари, 6636; Муслим, 1832)

Точно так же каждый человек принесёт на своей шее всё то, что он незаконно присвоил из общественного имущества. Казнокрада в Судный день ждёт позор и мучительное наказание.

В хадисах Пророка ﷺ говорится, что незаконное присвоение даже шнурка от обуви, иголки, нити и даже более мелких вещей из общественного имущества является гулулом.

От Ади бин Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنِ اسْتَعْمَلْنَاهُ مِنْكُمْ عَلَى عَمَلٍ، فَكَتَمَنَا مِخْيَطًا، فَمَا فَوْقَهُ كَانَ غُلُولًا يَأْتِي بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Если поручим мы кому-нибудь из вас какое-нибудь дело, а он утаит от нас хотя бы иголку или что-то более ценное, то сокрытое им превратится в гулул, с которым он явится в День воскрешения». (Муслим, 1833)

Если присвоение иголки и тому подобной мелочи считается гулулом, то что говорить о присвоении большой суммы денег или какого-либо крупного имущества со злоупотреблением административными ресурсами после получения определенной должности?

 

Некоторые начальники различных уровней не брезгуют пользоваться своим служебным положением ради личной выгоды, часто нарушают обязательства в попечительстве над чем-либо, любят назначать себе выдуманные премии, надбавки к заработной плате и тому подобное.

Обычно свои злоупотребления они прикрывают всевозможными отговорками: «Я здесь работаю и многое делаю. Если бы не я, не было бы сделано столько хорошего» и т.п. Однако в Судный день такие отговорки ему не помогут.

От Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся:

لَمَّا كَانَ يَوْمُ خَيْبَرَ، أَقْبَلَ نَفَرٌ مِنْ صَحَابَةِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالُوا: فُلَانٌ شَهِيدٌ، فُلَانٌ شَهِيدٌ، حَتَّى مَرُّوا عَلَى رَجُلٍ، فَقَالُوا: فُلَانٌ شَهِيدٌ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: كَلَّا، إِنِّي رَأَيْتُهُ فِي النَّارِ فِي بُرْدَةٍ غَلَّهَا — أَوْ عَبَاءَةٍ

«В день Хайбара к Пророку ﷺ явилось несколько его сподвижников, сказавших: «Такой-то стал шахидом и такой-то стал шахидом«, – когда же они дошли до одного человека и сказали: «Такой-то стал шахидом«, Посланник Аллаха ﷺсказал: «Вовсе нет! Поистине, я видел его в огне Ада одетым в тот плащ (абаю), который он присвоил«». (Муслим, 114)

Главам государств или чиновникам нежелательно брать даже простые подарки. А если человек, наделённый властью, берёт взятки или присваивает доверенное ему народное добро, он будет опозорен и сурово наказан в День воскрешения.

Муслим Абдулаев
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий