13.12.2024

Ясин1ТОЛКОВАНИЕ СУРЫ «Я СИН»
Четвертая часть

Аяты 45-47

 

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّقُوا مَا بَيْنَ أَيْدِيكُمْ وَمَا خَلْفَكُمْ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ ﴿٤٥﴾

وَمَا تَأْتِيهِم مِّنْ آيَةٍ مِّنْ آيَاتِ رَبِّهِمْ إِلَّا كَانُوا عَنْهَا مُعْرِضِينَ ﴿٤٦﴾

وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ أَنفِقُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّـهُ قَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لِلَّذِينَ آمَنُوا أَنُطْعِمُ مَن لَّوْ يَشَاءُ اللَّـهُ أَطْعَمَهُ إِنْ أَنتُمْ إِلَّا فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ﴿٤٧﴾

И (они не обращают внимания) когда им говорится: Уберегите себя от того (наказания), которое перед вами (в этом мире), и того, что придет после вас (после вашей смерти), чтобы вы были помилованы. (45) И к ним не приходит ни одно знамение из знамений их Господа, чтобы они не отвратились от него. (46) И когда им говорится: Потратьте (на нуждающегося) из пропитания, которое вам дал Аллах, – неверующие говорят верующим: Разве мы будем кормить тех, кого Аллах накормил бы, если бы пожелал? Вы лишь в явном заблуждении. (47)

 

Комментарий

 

В предыдущих аятах, через описание проявления Могущества и Мудрости Аллаха в небесных и земных творениях, люди были призваны узнать об их Создателе и уверовать, что лишь Он Один достоин поклонения, и ответившим на призыв было обещано вечное счастье, а отвернувшимся – суровое наказание. В этих аятах и в последующих описаны неверующие Мекки, к которым обращались напрямую и которые никак не реагировали на обращение: ни когда их просили сделать нечто, достойное награды, ни когда их отговаривали от того, за что положено наказание.

 

В связи с этим передаются два диалога между верующими и неверующими. Верующие призывают неверующих устрашиться наказания от Аллаха, которое может постичь их уже в этой жизни, а затем и в жизни вечной, после смерти. Им говорится, что, если они уверуют в ужас такого наказания, это будет лучше для них. Но неверующие демонстрируют лишь отвращение, несмотря на все услышанное. О том, что они отвернулись от призыва, не говорится прямо, поскольку и’рад, или отвращение, упомянутое в следующем аяте, автоматически доказывает, что и прежде они отвернулись. И, согласно правилам синтаксиса, аподосиз, или главное предложение, относящееся к «إِذَا قِيلَ لَهُمُ» (иза кыля ляхум – когда им говорится), оказывается опущено. Это опущение подтверждается словами следующего (46-го) аята о том, что, когда бы им ни являлось знамение или аят Господа, они всегда отворачивались от него. (Именно поэтому в вышеприведенном переводе слова «они не обращают внимания» даны в скобках)

 

Мудрость того, что некоторые получают пропитание не напрямую

 

Во втором диалоге верующие призывают неверующих помочь бедным и нуждающимся, накормить голодных и напоминают отдать неимущим часть того, что Аллах им (неверующим) даровал. В ответ неверующие саркастично заявляют: «Вы говорите, что Аллах снабжает пропитанием и поддерживает всю Вселенную, однако Он им ничего не дал. Почему мы должны? Что касается вашего советы накормить их, то вы просто сбились с пути. Вы хотите сделать нас Раззаком (Дающим пропитание) для них?» Эти неверующие также признавали, что Аллах дает пропитание:

 

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّن نَّزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِن بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّـهُ

 

«И если ты спросишь их: Кто ниспослал с неба воду и оживил ею землю? – они непременно скажут: Аллах» (сура «Аль-‘Анкабут», 29:63).

 

Это говорит о том, что они также видели в Аллахе Единственного Раззака, то есть Дающего пропитание, но в споре с верующими они с сарказмом отвечают: «Если Аллах дает пропитание, пусть Он даст пропитание и им. Почему мы должны?» Эти недалекие люди как будто полагали, что отдавать имущество во имя Аллаха и помогать бедным противоречит тому, что Аллах – Хозяин, Дающий пропитание всем творениям! Они попросту не понимали, что, как Единственный, Кто дарует и снабжает пропитанием, Он установил свой порядок в этом мире. Давая имущество одному, он делает его проводником пропитания для других, таким образом передавая его косвенно, хотя, разумеется, Он может дать пропитание каждому напрямую, как происходит с животными и насекомыми – все они получают пропитание прямо, а не через кого-то. В царстве животных нет богатых и бедных и никто не делится своим пропитанием. Каждый получает еду по-своему. Но у людей все иначе. Чтобы сделать человеческую социальную систему справедливой, чтобы люди помогали друг другу и работали вместе, Аллах сотворил часть людей проводниками пропитания, так что дающий получает награду, а получающий испытывает благодарность. Дело в том, что принципы взаимопомощи и совместной работы, на которых зиждется мировой порядок, основаны на том, что один человек нуждается в другом. Бедные нуждаются в деньгах, которые есть у богатых, а богатые нуждаются в труде бедняков. Никто не свободен от нужды в другом, и, поразмышляв немного, легко понять, что никто не помогает другому просто так. Все, что один человек отдает другому, в конечном итоге он отдает самому себе, ради собственного благополучия.

 

Остается один вопрос. На каком основании верующие просили неверующих отдать свое имущество во имя Аллаха, учитывая, что те в Аллаха не верили и, как считают факихи, к ним не обращены такие предписания Шариата? Ответ простой. Когда верующие говорили об этом, они не имели в виду призыв к исполнению каких-то шариатских обязанностей. Они основывались на общепринятых человеческих нормах общения, на сопереживании и доброте.
Автор: Муфтий Мухаммад Шафи Усмани
Книга: Ма’арифуль-Кур’ан
Источник: Даруль-Фикр.Ру

Добавить комментарий