19.04.2024

ИМАМ МАТУРИДИ

Полное имя благословенного имама – Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди. Родился он в деревне Матурид близ Самарканда. В источниках не содержится сведений о точной дате его рождения, но большинство историков сходятся на том, что он скончался в 333 году по хиджре (944 г.). Исходя из того, что наставник Имама Матуриди Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази скончался в 248 году по хиджре (862 г.), примерно представляется, что сам Имам родился в 238/853 г.
Существуют разные мнения относительно национальности Имама Матуриди. Согласно одному из них, он происходил из тюрков. Согласно другому – является потомком знаменитого Абу Айуба аль-Ансари из Медины. Последнее мнение подкрепляется тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в Самарканд.
В историческую эпоху, когда жил благословенный имам, государство Аббасидов ослабело, в связи с этим возникло множество мусульманских государств. Одно из них – государство Саманидов – установило свою власть в Маварауннахре. Начиная со второго века по хиджре в исламском мире, с одной стороны, через переводы и комментарии получают распространение философские науки, с другой стороны появляются мутазилиты, также придающие большое значение разуму. Мутазилиты начали пропагандировать свое понимание акиды. Традиционная акида саляфов, связанная с источниками (накль) и отдающая предпочтение покорности, не могла как-то действенно противостоять этому новому движению. Халифа Мамун объявил взгляды мутазилитов официальной акидой государства, дав новый импульс распространению этой фирки (218/833 г.). Чтобы противостоять этому, в мусульманском мире существовала необходимость в новом подходе к основам вероисповедания – усуль-ад-дин. Этот новый подход должен быть и привязанным к источникам (накль), и вобрать в себя положительные стороны подхода мутазилитов – основываться в том числе и на логических методах. Учеными, которые преуспели в этом деле, были Абу Мансур Матуриди из Маварауннахра и Абу Хасан аль-Ашари (389/990 г.) из Ирака, которые создали новую науку – ильм аль-калям. Историк аль-Макдиси (389/990 г.) так писал об области мусульманского мира, откуда происходил Матуриди, и о правящих в ней саманидах: «Науки и ученость достигли в этой области вершины своего развития. Это сокровищница знаний и блага, несокрушимая крепость ислама. Факихи, ученые в этом краю почитаются наравне с правителями». Империя Саманидов до тех пор, пока не пала сама (389/999 г.) всячески защищала и поддерживала ученых. Невозможно представить, чтобы Имам Матуриди, который жил в такой среде, остался бы в стороне от научных дискуссий и религиозных наук. Среди его наставников можно назвать ученика Абу Ханифы Шейха Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса, известного под прозвищем Факих ас-Самарканди, Нусайра ибн Йахъю аль-Балхи и кади Рея Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Хотя последователи и одарили Имама Матуриди такими титулами, как «Знамя прямого пути» («Алям аль-худа»), «Имам прямого пути» («Имам аль-худа»), «Предводитель ученых каляма» («имам аль-мутакаллимин»), хотя его слава была велика и он был окружен любовью, к сожалению, о нем мало что говорится в собраниях биографий и книгах по истории мазхабов.
Как очевидно и из его научной сильсили, Имам Матуриди, следуя взглядам и мазхабу Имама Азама Абу Ханифы, наряду с источниками (накль) большое значение придавал и разуму. Он преуспел в диспутах, которые вел с представителями различных фирк и мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с карамитами, шиитами и мутазилитами. Особенно острые споры он вел именно с последними. Из его современников Абу аль-Касим Абдуллах аль-Ка’би (ум. 317/929 г.) был главой мутазилитов в Багдаде. Матуриди в своей книге «Китаб аль-таухид» опровергает взгляды Ка’би. В ответ на три книги Ка‘би Имам Матуриди написал три книги опровержений. Если на востоке Матуриди вел дискуссию с мутазилитами в целом и их багдадской группировкой в частности, то в Ираке взял на себя такую миссию аль-Ашари, ведя полемику с мутазилитами Басры.
Труды Имама Матуриди
В книгах по истории каляма нет полного списка трудов Матуриди. Но мы приводим список, согласно разделению и порядку Мухаммада Эроглу, который в 1971 г. В Исламском институте Стамбула подготовил учебные пособия «Абу Мансур аль-Матуриди» и «Тавиля аль-Кур’ан»:
1) Труды Матуриди по каляму, искусству диспутов и фирках:
— Китаб ат-таухид; Рисаля фи аль-акаид; Шарх фи аль-акбар; Радду аваили аль-адилля ли аль-Ка’би; Радду такзиби аль-джадаль ли аль-Ка’би; Радду китаби аль-Ка’би фи ва’иди аль-фуссак; Байан аль-вахм аль-му’тазиля; Китаб аль-макалят; Китабу тафсири аль-асма ва ас-сифат.
2) Труды Матуриди по усулю:
— Ма’ахизу шараи фи усул аль-фикх; Аль-джадаль фи усуль аль-фикх; Ад-дурар фи усуль ад-лин; Аль-усуль.
3) Труды Матуриди по тафсиру и кораническим наукам:
— Та’виля аль-Кур’ан; Рисаля фи ма ля йаджузу аль-вакфу аляйхи фи аль-Кур’ан.
4) Труды Матуриди о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа):
— Васайа ва мунаджа.
Кроме названных существуют и другие труды, приписываемые Матуриди, но нет сведений, которые позволили бы подтвердить его авторство.
Автор: Ибрахим Бычакчы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *