12.12.2024

АЗАН И ИКАМАТ

Это слово переводится, как: «сообщать», «давать знать». Терминологическое значение таково: «Азан – это особая форма призыва, в которой сообщается о времени фард намазов, и состоящая из особых слов». Лицо, читающее азан, называют муэдзином.

Необходимость чтение азана перед выполнением фард намазов, то есть, объявление о наступлении времени намазов доказывается аятами Корана и положениями сунны. В период зарождения Ислама азан не читался в такой форме, как это делают в наши дни. Когда наступало время намаза, некоторое время мусульман призывали к намазу следующим образом: «ас-Саляту, ас-саляту (спешите на намаз, спешите на намаз) или же «ас-Саляту джамиях» (намаз собирает людей вместе).

Но после окончания строительства масджидуль Набави (мечеть Пророка) на первом году по Хиджри, сподвижники начали регулярно собираться в мечети, чтобы вместе совершать намазы. В этот период Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) собирал своих сподвижников и советовался с ними по поводу формы призыва к намазу. И тогда некоторые сподвижники рассказали о своих снах, которые были подтверждены Божественными откровениями. После этого и были определены формулы азана, читаемые и поныне.

Чтение азана является для мужчин суннатом-муаккада, имеющим силу ваджиба. На это указывают следующие аяты:

«Когда звучит ваш зов к молитве, они его в забаву и насмешку обращают».[2]

«О вы, кто верует! Когда вас позовут к молитве дня собранья, спешите к поминанию Аллаха. Оставьте все торговые дела, для вас так будет лучше. О, если бы вы только знали!»[3]

Известно множество хадисов Пророка (саляллаху алейхи ва саллям), в которых повествуется об азане. Вот некоторые из них:

«Когда наступает время намаза, пусть один из вас читает азан, а старший по возрасту будет имамом!»[4]

После того, как один из сподвижников поведал о своем сне, Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) промолвил: «Иншаалах, этот сон воистину правдив! Вставай и научи Биляля тем словам, которые ты услышал во сне, ибо его голос прекраснее, чем твой!»[5]

В следующих хадисах сообщается о большом вознаграждении, которое ожидает за чтение азана.

«Если бы люди знали о достоинствах азана и стояния в первых рядах (во время выполнения намаза), и поняли ли бы, что без жребия они не смогут это сделать, то они обязательно кидали бы жребий».[6]

«Когда вы пасете овец или же находитесь в пустыне, громко читайте азан, ибо нет ни одного джинна или человека, или какие-либо другие существа, которые бы не свидетельствовали в Судный день в пользу муэдзина».[7]

«В Судный день муэдзины будут среди людей с самыми длинными шеями».[8]

Но  выполнение обязанностей имама при совершении намаза гораздо добродетельнее, чем чтение азана, ибо Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) и четыре халифа, руководившие страной после его смерти, никогда не были муэдзинами. Однако наряду с этим, после имамата, самым благочестивым видом служения остается должность муэдзина, так как Аллах в Коране риторически вопрошает:

«Что может быть прекрасней речи, чем та, что к Господу зовет?»[9]

Хазрат Айша (радыяллаху анха) пояснила, что в этом аяте имеются в виду муэдзины. По этому поводу Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Имам является гарантией общества. Муэдзин – надежный человек. О Аллах! Укажи имамам правильный путь и прости прегрешения муэдзинов!»[10]

Благодаря азану, людям сообщается о времени намазов и о том, что именно намаз является средством обретения вечного спасения. Посредством азана на весь мир объявляются самые главные принципы Ислама. Но кроме этого, время намазов в разных концах света наступает по-разному, и поэтому каждый час на нашей планете громко объявляется о существовании Аллаха, о Его единстве и могуществе, о том, что только миссия Пророка Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) и выполнение намаза могут служить средством спасения.

 1. Форма и слова азана

 Имамы всех мазхабов единодушны в вопросе формы и слов азана. Эти слова повторяются по два раза, но при чтении азана для призыва к утренней молитве, после слов «Хайя аляльфалях» добавляется фраза «Ассаляту хайрун минаннавм» (намаз лучше, чем сон). Это предложение также повторяется два раза. Доказательством служит хадис, переданный хазратом Билялем (радыяллаху анху). Кроме этого, Пророк (саляллаху алейхи ва саллям), обращаясь к Абу Мухзиру, сказал: «Когда читаешь азан утреннего намаза, два раза скажи: «Ассаляту хайрун минаннавм»[11].

Согласно взглядам ханафитов и ханбалитов, азан состоит из 15 слов, но при чтении нет «тарджи». Иными словами, перед чтением слов азана вслух можно сначала прочитать про себя. [12] В хадисе, сообщенном Абдуллахом ибн Зайдом (радыяллаху анху), азан состоит из следующих фраз:

 

Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Ашхаду ан ля иляха иллялах! Ашхаду ан ля иляха иллялах!

Ашхаду анна Мухаммадун расулюллах! Ашхаду анна Мухаммадун расулюллах!

Хайя аля саля! Хайя аля саля!

Хайя аляль фалях! Хайя аляль фалях!

Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Ля иляха иллялах!

 

Смысл этих выражений следующий: «Аллах превыше всего. Аллах превыше всего! Заявляю, что нет бога, кроме Аллаха! Заявляю, что нет бога, кроме Аллаха! Заявляю, что Мухаммад является посланником Аллаха! Заявляю, что Мухаммад является посланником Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к спасению! Спешите к спасению! Аллах превыше всего! Нет бога, кроме Аллаха!»

При чтении азана к утреннему намазу, после выражения «Хайя аляль фалях!» добавляется фраза «Ассаляту хайрун минаннавм» (намаз лучше, чем сон).

 2. Условия азана

Для чтения азана нужно соблюдать следующие условия:

 1. Наступление времени. Нельзя читать азан, если не настало время намаза. Если же случайно прочитали азан, его надо затем прочитать заново. Согласно имамам трех мазхабов (за исключением Абу Юсуфа и остальных факихов-ханафитов), чтение азана в конце ночи, составляющую 1/6 часть ночи, в предрассветное время, является мандубом. Затем, когда наступает фажру садык, этот азан, как требование сунны, читается вновь. Аргументом является хадис, переданный Абдуллахом бин Амром (радыяллаху анху): «Биляль читал ночной азан. А вы можете принимать пищу (это касалось тех, кто собрался соблюдать пост) до чтения азана Умму Мактумом». К этому хадису Бухари добавлял: «Умму Мактум был слепым, и пока люди не говорили ему «утро наступило, утро наступило», он не читал азан».[13]

 2. Азан должен обязательно читаться на арабском языке, ибо азан является символом всех мусульман мира. При этом абсолютно не имеет никакое значение: на каком языке они говорят. По-мнению ханафитов и ханбалитов, азан, как и Коран, изначально был на арабском языке, поэтому чтение на других языках считается недействительным. Только шафииты считают, что для тех, кто не знает арабского языка, позволительно чтение на другом языке.

 3. Звуки азана должны достигнуть до слуха людей, но если муэдзин один, то достаточно того, что он слышит сам.

 4. При чтении азана и икамата должна соблюдаться последовательность и порядок. Хотя беспорядочное чтение азана действительно, но все равно считается макрухом. Лучше всего такие азаны перечитать заново.

 5. Азан должен читать только один человек, но разрешается чтение азана несколькими лицами, но каждый из них обязан прочитать азан полностью.

 6. Согласно ханафитам, муэдзином может быть здравомыслящий человек мужского пола, богобоязненный, знающий положения сунны и время намазов. Чтение азана невеждами и фасыками является макрухом. Также является макрухом чтение азана женщинами, умалишенными и лицами, находящимися в состоянии джунуба. После них азаны желательно прочитать заново, ибо повторное чтение азана, как это бывает в пятничные дни, дозволено шариатом. Также является макрухом чтение икамата без вуду, так как в хадисе сказано: «Азан читают лишь те, кто находится в состоянии вуду».[14]

 9. Муэдзин должен обладать красивым и звучным голосом, так как в этом случае звуки азана услышат много людей. Доказательством является следующий хадис: «Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) приказал читать азан двадцати лицам, и они начали читать. Ему понравился голос Абу Махзура и он обучил его словам азана».[15]

 10. Чтобы звуки азана достигали до слуха многих людей, муэдзин должен находиться на возвышении, например, на высокой стене или же на минбаре. Урва бин Зубайр сообщил слова своей супруги, которая происходила из племени Бани Наджар: «Мой дом был самым высоким из всех домов, расположенных вокруг Масджидуль Набави. Биляль читал азан с крыши моего дома. Перед рассветом он приходил к моему дому и сидя, ожидал наступления рассвета. Как только он видел наступление фажра, он вставал и читал азан».[16]

 11. При чтении азана между двумя предложениями необходимо делать паузу, тогда как икамат нужно читать быстро, соединяя по два слова. В хадисе говорится: «Эй, Биляль! Когда читаешь азан, удлиняй слова и читай медленно, но когда читаешь икамат, читай быстро!»[17]

 12. При чтении азана и икамата муэдзин должен стоять лицом к Каабе. Произнося фразу «хайя ала салях», поворачиваться на правую сторону, а при фразе «хайя алаль фалах» – на левую сторону. Если же муэдзин находится на минарете, он при чтении должен быстро передвигаться сначала на правую, а затем – на левую сторону. Чтобы громко читать азан, необходимо заткнуть уши кончиками двух пальцев. Абу Джухайфа (радыяллаху анху) говорил: «Я видел, как Биляль читал азан. Он при чтении поворачивал голову на правую и на левую сторону. При этом он восклицал: «хайя ала салях», «хайя алаль фалах». И два пальца он держал в ушах».[18]

 13. Чтение азана и икамата является суннатом как для фард-намазов, так и для када-намазов, так как азан и икамат являются сунной не времени, а намазов. С другой стороны, када намазы являются возмещением намаза, время которого наступило.

 14. Когда различные када-намазы выполняют в разных местах, для каждого намаза нужно читать азан и икамат по-отдельности. Если же пропущено множество намазов, то хотя чтение азана и икамата для каждого намаза по-отдельности гораздо предпочтительнее, но можно прочитать азан для первого пропущенного намаза, а для остальных намазов можно прочитать лишь икамат. В хадисе, сообщенным ибн Масудом (радыяллаху анху), говорится: «В день сражения Ахзаб язычники помешали Пророку (саляллаху алейхи ва саллям) выполнить четыре фард намаза. Эти были намазы: зухр, аср, магриб и ииша. Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) приказал Билялю (радыяллаху анху) прочитать для каждого намаза и азан, и икамат».[19]

По-мнению Имама Малика, перед выполнением када-намазов читается лишь икамат, а азан можно не читать. При этом он опирается на повеление Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) в день битвы Хандак, когда из-за натиска противника мусульмане не смогли выполнить несколько намазов. Тогда он приказал Билялю читать лишь икамат.[20]

 15. Между азаном и икаматом нужно сделать небольшую паузу. Эта пауза при призыве к магрибу должна быть столько времени, сколько необходимо для чтения трех коротких аятов, тогда как при остальных намазах необходимо сделать такой перерыв, чтобы можно было выполнить четыре ракята намаза, и в каждом ракяте можно было бы прочитать по 12 аятов. Доказательством служит следующий хадис: «Эй, Биляль! Между азаном и икаматом сделай такую паузу, чтобы люди, принимающие пищу, смогли закончить прием и после этого смогли бы спокойно удовлетворить свои нужды».[21]

Ханафиты утверждают, что после чтения азана – для ободрения людей – восклицание фразы «Ассалях! Ассалях! Я муссалин!» (О совершающие намаз! Спешите на намаз!) является мустахабом, так как в религиозных делах в последнее время люди проявляют леность.

 16. Муэдзин обязан читать азан и ожидать вознаграждения только от Аллаха, так как Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) сказал Усману бин Абиль Асу: «Когда ты будешь исполнять обязанности муэдзина, никогда за это не бери платы!»[22] Однако шафииты и маликиты с самого начала считали позволительным получение платы за выполнение обязанности муэдзина, тогда как фатву, считающей дозволенным получение за это платы, у ханафитов издали ученые недавнего прошлого. Данное решение объясняется тем, что в результате прекращения выплаты заработной платы религиозным служителям из государственной казны, в последнее время они стали выполнять свои обязанности нехотя. И поэтому эта фатва призвана обеспечить дальнейшее выполнение служащими своих обязанностей.

 17. Услышав звуки азана, люди должны прекратить разговоры. И если некто читает Коран, лучше прекратить чтение и послушать азан. Однако существует и другое мнение, согласно которому, если некто читает Коран в мечети или у себя дома, во время азана он может продолжить свое чтение. Известно также, что некоторые ученые утверждали, что в ведении беседы во время азана нет ничего предосудительного.

  Вторить звукам азана и икамата

 Для того, кто слышит звуки азана, повторение за муэдзином слов азана и икамата является мустахабом. Но когда муэдзин произносит «хайя аляссалях» и «хайя алаль фалах», слышащий должен промолвить «Ла хавля валя куввата илля биллях» (от неповиновения Аллаху можно спастись только мощью Аллаха! Только благодаря мощи Аллаха, можно преуспеть в выполнении поклонения!)

Когда при чтении азана утреннего намаза муэдзин говорит: «Ассаляту хайрун минаннавм» (намаз лучше, чем сон), слушатель должен добавить: «Садакта и барарта» (Воистину, ты сказал правду».

Вторить звукам азана нужно словесно. Доказательством этому является хадис, сообщенный Абу Саидом (радыяллаху анху): «Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) приказал своим сподвижникам: «Когда вы слышите азан, вы в точности повторяйте за муэдзином».[23]

Но некоторые ученые-ханафиты утверждают, что повторение за муэдзином означает направление правоверного на намаз в ту же минуту.

Вторить муэдзину можно в любом состояний, даже в состоянии джунуба. Исключением является лишь состояние хайда и нифаса. Также это не касается тех, кто слушает хутбу имама, совершает намаз джаназа, принимает пищу, совершает половой акт с супругой, находится в туалете, изучает или обучает знаниям. Все эти лица во время азана могут продолжить свои занятия.

Если же в какой-либо местности читают сразу несколько азанов, достаточно повторить лишь за одним.[24]

 Дуа, читаемое после азана

 Согласно сообщению Джабира (радыяллаху анху), Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) отметил, что, кто прочитал нижеследующую молитву после азана, тот обязательно удостоится его «шафагата».[25] Эта молитва – получившая название «василя» – следующая:

«О Аллах! О Господь этого призыва, азана и намаза, который будет совершаться! Окажи Мухаммаду Свою милость и даруй ему «василя», добродетели и самую высокую ступень и даруй ему возможность обрести «макаму махмуд», которую Ты обещал ему! Воистину, Ты никогда не откажешься от своих обещаний!»

 Икамат

 Перед выполнением мужчинами фард или када намаза – пусть это будет в индивидуальном порядке, пусть в коллективе – чтение икамата является суннатом муаккада.

Чтение по несколько раз азана и икамата, кроме намаза джума, положениями шариата не разрешается. Поэтому, если в какой-либо мечети, мусульмане, прочитав азан и икамат, выполнили намаз, то лица, пришедшие в мечеть позже, не должны заново читать азан и икамат. Также не читается икамат перед намазами: витр, байрам и таравих.

Слова икамата одинаковы со словами азана. Только после фразы ««хайя алаль фалах» делают небольшое дополнение «кад каматис салях» (намаз начинается, намаз начинается). В следующем хадисе указывается, что и при чтении икамата, слова повторяют по два раза так же, как и при чтении азана.

Абдуллах ибн Зайд аль-Ансари, придя к Мухаммаду (саляллаху алейхи ва саллям), рассказал свой сон: «Мне приснился сон. Некто, одетый в два зеленых плаща, взобрался на стену и, повторяя каждую фразу по два раза, прочитал азан и затем икамат»[26].

По-мнению шафиитов и ханбалитов, каждая фраза читается только по одному разу и поэтому икамат состоит из одиннадцати слов. По два раза повторяется лишь фраза «Кад каматис салях». В этом вопросе они апеллируют к хадису, сообщенному Абдуллахом бин Умаром.[27]

Быстрое, и в тоже время внятное, чтение икамата является суннатом. Как и при чтении азана – согласно требованиям сунны – муэдзин должен быть в состоянии ритуальной чистоты. Он также должен стоять лицом к Кибле и при чтении не должен вести посторонние разговоры. Икамат для призыва к намазу мужчин, прочтенный женщиной, недействителен.

 Чтение азана при различных случаях

 При необходимости чтение азана по другому поводу, кроме намазов, является мандубом. Это следующие причины:

1. Чтение азана на ухо новорожденного ребенка является мандубом, ибо когда у Пророка (саляллаху алейхи ва саллям) родился внук Хасан (радыяллаху анху), он прочитал над его ухом азан.[28]

 2. Азан читают во время боевых действий, в случае возникновения пожара или вслед за путником, выходящему в путешествие.

 3. Также прекрасно чтение азана в ухо человеку, которого охватил сильный гнев или испытывающего нервное потрясение; человеку, страдающему приступом эпилепсий; в ухо человека и животных, у которых отвратительный характер или норов. Азан также читают в качестве оберега в тех случаях, если на глаза в страшном обличии показался джинн или шайтан, ибо из хадисов известно, что когда читают азан, шайтан быстро покидает эти места.[29]


[1] Азан – призыв мусульман к молитве. Состоит из семи формул, которые с наступлением времени каждой из пяти молитв, предписанных законами Ислама, возвещает муэдзин с минарета мечети.

[2] Сура аль-Маида, 5/58.

[3] Сура аль-Джума, 62/9.

[4] Бухари, Азан, 17, 18, 49, 140; Ахад, 1, Адаб, 27, Магази, 53; Муслим, Масаджид, 292, 293; Насаи, Азан, 8.

[5] Тирмизи, Мавакит, 25; Абу Давуд, Салят, 28; ибн Маджа, Азан, 1.

[6] Бухари, Азан, 9, 32, Шахадат, 30; Муслим, Салят, 129; Тирмизи, Мавакит, 52; Насаи, Мавакит, 22; Азан, 31.

[7] Бухари, Азан, 5; Бадиуль хальк, 12, Тавхид, 52; Насаи, Азан, 14; Малик, Муватта, Нида, 5; Ахмад бин Ханбал, 3/6.

[8] Муслим, Салят, 14; ибн Маджа, Азан, 5; Ахмад бин Ханбал, 3/169, 264, 4/95, 98.

[9] Сура Фуссилат, 41/33.

[10] Тирмизи, Салят, 39; Ахмад бин Ханбал, 2/232, 284, 278, 382, 419.

[11] Зайлаи, Насбур рае, 1/264.

[12] аль-Касани, аль Бадаи, 1/147; ибнуль Хумам, Фатхуль кадир, 1/167; ибн Абидин, Раддуль мухтар, 1/35; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/404.

[13] Бухари, Азан, 11, 13; Шахадат, 11, Савм, 17; Муслим, Сиям, 36-39; Тирмизи, Салят, 35; Насаи, Азан, 9-10.

[14] Тирмизи, Салят, 33; ас-Санани, Субулусь саллям, 1/129.

[15] Дарими, Салят, 7.

[16]Зайлаи, Насбур рае, 1/292.

[17] Тирмизи, Салят, 29.

[18] ас-Санани, 1/122; аш-Шавкани, 2/46.

[19] Хайсеми, Маджмауз завайд, 2/4; аш-Шавкани, 2/60.

[20] Дарими, Салят, 186; Насаи, Мавакит, 55; Азан, 23; Ахмад бин Ханбал, 3/25.

[21] Ахмад бин Ханбал, Муснад, 5/143.

[22] Тирмизи, Салят, 41; Насаи, Азан, 32; ибн Маджа, Азан, 3; Ахмад бин Ханбал, 4/217.

[23] Бухари, Азан, 7; Муслим, Салят, 10, 11; Тирмизи, Салят, 40; Манакиб, 1; Насаи, Азан, 33, 35-38; ибн Маджа, Азан, 4.

[24] Аль-Касани, 1/155; ибнуль Хумам, 1/173; ибн Абидин, Раддуль мухтар, 1/367; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/58; ибн Кудама, 1/426; аз-Зухайли, 1/552.

[25] Шафагат – заступничество Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) в день Страшного суда.

[26] Зайлаи, Насбур рае, 1/266-267.

[27] аш-Шавкани, 2/43.

[28] Абу Давуд, Адаб, 107; Тирмизи, Адахи, 16; Ахмад бин Ханбал, 6/391-392.

[29] аз-Зухайли, 1/561-562.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий