ОБРАЗЦОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОПОВЕДНИКА
Эффективным методом воздействия на людей, используемым при призыве к Исламу, является образцовое поведение проповедника, поступки, достойные восхваления, высокая нравственность и благородные деяния. Мусульманин должен быть «живым воплощением» основных принципов Ислама. Для успешной и плодотворной работы на ниве религиозного просвещения людей проповеднику необходимо быть такой высоконравственной личностью, которая является действительным образцом для подражания. Другими словами, в человеке, занимающимся распространением Ислама, должны быть собраны воедино «соответствие слов и поступков», «соответствие знаний и действий», ибо человеческая природа такова, что люди предпочитают конкретные действия длинным обещаниям и словопрениям. Ислам как социально-общественная система больше всего нуждается в практическом претворении основных постулатов.
Всемогущий Аллах требует от служителей Ислама быть образцовой личностью, у которой дела не расходятся со словами. Поэтому в Коране Он повелевает:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لاَ تَفْعَلُونَ {}
كَبُرَ مَقْتاً عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لاَ تَفْعَلُونَ
«Славословят Аллаху те, кто на небесах, и те, кто на земле: «Он — Великий, Мудрый!
О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы утверждаете то, чего не делаете».[1]
أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ
وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ
«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься?»[2]
Слова тех, кто не проявил себя полноценной личностью, речи тех людей, у которых слова расходятся с делами, никогда не смогут оказать какого-нибудь воздействия на слушателей. Поэтому Пророки и все самоотверженные люди, следующие по их стопам, в повседневной жизни обязаны быть образцом, всегда служить людям, доказывая свою приверженность высоким идеям. Как сообщается в Коране, Пророк Шуайб (алейхиссалям), который был известен своими ораторскими способностями, к своим соплеменникам обратился со следующей речью:
«Не пререкаться с вами о том, что я вам запрещаю, хочу я, а лишь исправления [ваших деяний], насколько это в моих силах. Споспешествовать мне в этом может только Аллах. На Него я уповаю, к Нему обращаюсь».[3]
Все требования, предъявляемые проповеднику Ислама, самым прекрасным образом проявились в Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), который был и есть усваи хасана (образец для подражания).
Все принципы Ислама, к выполнению которых Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал людей, сам он выполнял таким великолепным образом, что любой, кто видел его поступки, без излишних доказательств убеждался в правоте и истинности его идеи. Часто бывало так, что людям достаточно было увидеть его внешность, чтобы принять Ислам. В своих стихах Абдуллах бин Раваха выразил это таким образом:
«Даже если он не совершал бы чудеса, только один взгляд на его светлый лик говорил о его правоте».
Превосходный образ жизни и достойное поведение были присущи Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до того, как Господь избрал его Своим Посланником. До пророчества целых сорок лет он прожил честную и благородную жизнь. Когда все племена и народы вокруг прозябали в духовной темноте, и смертные грехи были для людей вполне нормальными поступками, он был очень далек от всего низменного и жил жизнью праведника. Об этом в Коране сообщается следующее:
«Я ведь до сегодняшнего дня прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?»[4]
Эти Божественные откровения указывают на безупречную жизнь Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) до возложения на него миссии пророчества. Он всегда говорил своим соплеменникам, упорно не желающим принять истинную веру:
«О, люди! До этого я сорок лет жил среди вас. Разве вам не достаточно этого факта? Ведь за эти годы вы убедились в моей чистоте и добросовестности, и теперь что вам мешает уверовать и признать, что Коран есть Божье слово?»
Начиная с отроческих лет, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно отличался от своих соплеменников, он был самым человечным и добрым. У него была знаменитая родословная. И он был известен как покровитель бедных и угнетенных. Ему все доверяли, его все любили. Он в молодости имел прозвище «Амин» (верный и надежный), и впоследствии оно стало его именем. Когда ему было всего двадцать пять лет, к нему обращались только по этому имени.[5] Прекрасная жизнь, которую вел Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), со слов его благородной супруги Хадиджи (радыйаллаху анха), была такова:
«Клянусь, Аллах никогда не оставит и никогда не обидит тебя, ибо ты всегда поддерживаешь связь со своими родственниками. Подаешь милостыню бедным и помогаешь разбогатеть тем, кому никто не помогает. Всегда привечаешь гостей. Помогаешь людям в периоды больших бедствий. Постоянно говоришь правду и всегда верно хранишь то, что тебе дали на хранение. У тебя прекрасный характер!»[6]
Когда, согласно повелению Аллаха, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) созвал всех своих родственников к горе Сафа, чтобы возвестить им о своей миссии, первое, что он привел в качестве доказательства, была его образцовая жизнь. Он начал свою речь таким образом:
– Если я сообщу вам, что за этой горой ожидает большая группа всадников, вы поверите мне?
Слушатели хором ответили ему:
– Ты самый правдивый и верный человек. По сегодняшний день мы не слышали от тебя ни одного лживого слова!
И только после этого всеобщего подтверждения его честности Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) начал призывать своих соплеменников к Исламу.
Очень важно неукоснительное соблюдение принципов Ислама и практическое претворение в свою жизнь религиозных предписаний самим проповедником. Когда правитель Омана Аль-Джуланди получил от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) письмо с предложением стать мусульманином, первое, о чем он попросил рассказать, – личная жизнь Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда правителю подробно рассказали о его жизни, он воскликнул:
«Аллах оказал мне милость и дал возможность узнать Пророка. Он никому не повелевает совершать что-либо, пока сам не совершит. Ничего не запрещает, пока сам не перестает это делать. Он обязательно победит и ничто не остановит его. Он, несомненно, одержит верх и никогда он не будет оставлен Всевышним. Он всегда соблюдает верность и выполняет данные им обещания. Без всякого сомнения я утверждаю, что он воистину является Пророком».
После этих слов правитель Омана принял Ислам. Беседуя с Амром бин Асом (радыйаллаху анху), который прибыл к нему в качестве посла, это событие он в стихотворной форме выразил следующим образом:
«Амр принес мне такую истину, что в этом мире нельзя представить что-либо выше этого. Тот, кто передал эту истину, тот воистину великий проповедник. О, Амр! Я от души предал себя Богу. И в этой долине мое духовное состояние передает сейчас четкая и ясная речь!»[7]
Известный иудейский ученый Абдуллах бин Салам, увидев лучезарное лицо Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), воскликнул: «Человек с таким лицом не может быть лжецом!» и стал мусульманином.[8]
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда уделял внимание тому, чтобы теоретические знания перемежались с практическими занятиями. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Чтобы сподвижники хорошо усвоили правила совершения намаза, после небольшого пояснения сразу приказал встать всем. После этого все вместе выполнили намаз».[9]
Также во время паломничества в Мекке, чтобы все мусульмане увидели и хорошо запомнили все предписания, он показывал форму выполнения ритуалов хаджа, сидя верхом на верблюде. При этом он говорил:
«О, люди! Учитесь у меня тому, как правильно совершать хадж! Не знаю, возможно, после этого – в последующие годы – я не смогу больше совершить паломничество!»[10]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) самым тщательным образом соблюдал все религиозные предписания. И особенно внимательным он был в отношении запретных вещей и действий. Сообщая своим сподвижникам о запрете на ношение мужчинами золотых украшений, он показал золотое кольцо на своей руке и сказал:
– Я постоянно носил это кольцо и часто играл им.
Затем он снял это кольцо и, откинув в сторону, воскликнул:
– Клянусь Аллахом, я больше никогда не буду носить золотые украшения![11]
Привлекая людей к Исламу, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) создавал для этого подходящие условия, чтобы они воочию видели все преимущества истинной религий. После победы в битве при Бадре он не стал содержать всех пленных в одном месте. Напротив, он распределил всех пленников по домам мусульман и приказал хорошо относиться к ним. Благодаря этому многие арабы, пришедшие воевать с мусульманами, получили возможность лично наблюдать за образом жизни сподвижников Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Они собственными глазами увидели все достоинства и прелести Ислама. Подобным методом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) смог завоевать любовь вчерашних врагов и многие из них стали мусульманами.[12]
Следуя этому методу, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) часто отправлял представителей различных государств и племен, приезжавших в Медину, в гости к своим сподвижникам.[13] Когда из города Таифа прибыла делегация, он поселил их в мечети, чтобы на них оказало воздействие чтение Корана, проникновенное выполнение мусульманами религиозных ритуалов, их дисциплинированность и благоговейность.[14]
Всех тех людей, которые, прибыв из различных местностей, изучали Ислам, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно отправлял в те места и края, откуда они родом. При этом он просил их быть там всегда образцовыми и порядочными. Малик бин Хувайрис рассказывал следующее:
«Небольшой группой из десяти человек мы прибыли в Медину и под руководством Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) изучали Ислам, здесь мы оставались двадцать дней. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был очень добр и приветлив с нами. Когда он понял, что мы соскучились по родным и близким, он поинтересовался у нас их состоянием. Мы рассказали ему обо всем, и после этого он сказал нам:
– Возвращайтесь в свои семьи и живите с ними. Обучите их самым необходимым знаниям и расскажите всем то, что вы узнали.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал нам много советов, но я сейчас часть помню, а часть позабыл. Затем он сказал нам:
– Совершайте намазы так, как вы видели здесь. Когда наступит время намаза, пусть один из вас прочитает азан, а старший по возрасту пусть будет имамом».[15]
Наши предки, проникнутые любовью к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), воспитанные в духе преданности Исламу, используя его методы и средства, намереваясь начать где-либо военные действия, посылали туда людей, которые старались привлечь народ к Исламу своим прекрасным поведением. Увидев воинов, отличавшихся высокими нравами и образцовым образом жизни, люди большими группами становились мусульманами. В данное время, когда везде царит духовная пустота и невежество, необходимо использовать именно вышеописанный метод.
[1] Сура Саф, 61/2-3.
[2] Сура «Бакара», 2/44.
[3] Сура «Худ», 11/88.
[4] Сура «Юнус», 11/15-16.
[5] Ибн Са’д, 1/121, 156.
[6] Бухари, Бадуль Вахй, 1; Ибн Са’д, 1/195.
[7] Ибн Хаджер, аль- Исабе, 1/262.
[8] Тирмизи, Кыямат, 42.
[9] Ибн Маджа, Салят, 44.
[10] Ибн Ханбаль, 3/318; Муслим, Хадж, 310.
[11] Бухари, Айман, 6.
[12] Ибн Хишам, 2/288.
[13] Ибн Ханбаль, 3/432.
[14] Абу Дауд, Имарат, 26.
[15] Бухари, Азан, 18.
Источник: fondihlas.ru