22.07.2024

КОРАН ИМЕЕТ ПЕРЕНОСНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ ЕГО БУКВАЛЬНО?

Разве мыслимо приписывать Аллаху место? Ведь это качество, присущее только созданиям, поэтому, приписывая Ему место, мы приравниваем Его к созданиям, а Аллах чист от этого недостатка.
Большинство объективно мыслящих учёных и праведных саляфов, живших в первые века Ислама, подтверждали допустимость комментирования Корана и часто использовали этот метод при разъяснении аятов, связанных с акидой. Они были единогласны в том, что буквальное значение некоторых аятов Корана не соответствует действительности, ведь Аллах в Коране о Себе сказал слова, означающие: «нет ничего подобного Ему» (42:11).
Таъвиль (то есть трактовка, аллегории; раскрытие смыслов тех аятов Корана и хадисов, значения которых представляются не совсем ясными, а также комментарии к ним) ни в коем случае не является порицаемым нововведением (бида), ведь сподвижники взяли его из Корана и Сунны.
Доказательства
Аллах в Коране сказал слова, означающие: «Поистине, Мы вас забыли» (32:14), «Они забыли Аллаха, и Он забыл их» (9:67). Исходя из этих аятов, мы не имеем права сказать о том, что, оказывается, у Аллаха есть качество забывчивости, или же сказать: «Да, Аллах забывает, но не так, как человек». Так как в Коране по этому поводу сказано: «А Господь твой не забывает» (19:64).

Можно, например, сказать, что Аллах слышит, но не так, как человек. Этой фразой мы приписываем Аллаху качество и одновременно отрицаем наличие у Него недостатков. Что же касается забывчивости, то это качество не присуще Ему, так как является недостатком, поэтому мы ни в коем случае не можем сравнивать это качество со слухом и зрением.

Пророк (мир ему и благословение) передаёт, что Аллах говорит: «О человек, Я заболел, а ты не посетил Меня». Человек скажет: «О Господи, как я посещу Тебя, ведь Ты – Господь миров». На это Аллах скажет: «Разве ты не знал, что такой-то Мой раб был болен, ты ведь не посетил его. А если бы ты его посетил, то нашёл бы Меня у него…» (Муслим, 2596, Бухари в Адабуль, 517).

Имам ан-Навави сказал: «Учёные по поводу этого хадиса сказали: «Аллах приписывает Себе болезнь для того, чтобы показать степень этого раба, а его слова: «Нашёл бы Меня у него», значат: «Нашёл бы Мою награду и щедрость рядом с ним»».

Подумайте над этим: ведь мы ни в коем случае не имеем права приписать Аллаху такое качество, как болезнь, ведь это противоречит исламской акиде.

Кроме того, можно привести много других примеров таъвиля среди саляфов. Например, таъвиль очень распространён в высказываниях Ибн Аббаса, о котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах, дай ему знание в религии и обучи его трактовке!» (Табрани филь Кабир, 10587).

Аллах в Коране сказал слова, означающие: «Мы же сегодня предали их забвению, подобно тому, как они забыли, что предстанут [перед Нами] в Судный день» (7:51). В этом аяте речь идёт не о том, что Аллах забыл этих людей, а о том, что Он оставил их наказанными. Ат-Табари пишет, что такая трактовка передаётся от Ибн Аббаса и Муджахида» (Тафсируль хафизи ибни Джарир Ат-Табари, 201/8).

В другом аяте говорится: «В тот день, когда обнажатся голени» (68:42). Ибн Аббас сказал, что под голенью имеется в виду трудность и тяжесть Судного дня. Такую же трактовку предложили Муджахид, Сайд ибн Джубайр, Катада и другие саляфы (Фатхуль Бари, 428/13).

В аяте «И небо Мы воздвигли руками» (51:47) Ибн Аббас слово «руками» комментирует как «мощью», ведь очень часто слово «рука» используется в переносном значении как сила и мощь (Тафсиру Хафизи Табари, 27/7).

По поводу аята «…и Господь твой придёт» (89:22) имам Ахмад сказал, что речь идёт о том, что придёт награда Господа. Джаляль передаёт от Хабала, дяди Пророка (мир ему и благословение), что имам Ахмад в различных ситуациях применял таъвиль (Ибну Касир филь Бидая ва Нихая, 327/10).

Также и имам аль-Бухари по поводу хадиса «Аллах смеётся над двумя мусульманами, которые убили друг друга и оба попали в Рай» сказал, что речь идёт не о смехе, а о милости Аллаха (Аль Байхаки филь асмаи ва люгъати, 470).

Домыслы, что якобы Аллах – на небе

Сторонники телесности Аллаха в доказательство своей правоты в отношении места, якобы занимаемого Аллахом, приводят аяты: «Он владычествует над Своими рабами, Он – Мудрый, Ведающий» (6:18), «Они боятся своего Господа, который над ними» (16:50), «Он – Возвышенный, Великий» (34:23), «Славь имя Господа твоего Высочайшего» (87:1), «Неужели вы сомневаетесь в том, что Тот, Кто на небе…» (67:17), «Воистину, и те, которые находятся при твоём Господе…» (7:206). Что касается саляфов, то они трактовали и понимали эти тексты, не основываясь на качествах телесности. Они не отрицали и не сравнивали, но при этом знали, что Аллах совершенен, что у Него нет никаких недостатков и нет у Него сотоварищей.

Ибн Касир по этому поводу пишет: «Праведные саляфы – Малик, аль-Авзаги, ас-Саври, аль-Ляйс ибн Сад, аш-Шафии, Ахмад, Исхак ибн Рахвия – придерживались мнения о том, что нельзя качества Аллаха приравнивать к чьим-либо, отрицать их, а также интересоваться, спрашивая «как?». И буквальное значение, и представление человека об этих качествах не присущи Аллаху, так как в Коране сказано: «…нет ничего подобного Ему» (42:11)».

По этому поводу Хаммад аль-Хузаги, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Кто приравнивает качества Аллаха к качествам Его созданий, тот – неверный. Кто отрицает Его качества, тот – неверный, ведь нигде, ни в Коране, ни в Сунне, Аллах не приравнивается к человеку. Поэтому кто признаёт то, что сказано в Коране и Сунне, и кто отрицает то, что противоречит этому, – тот на прямом пути».

Что же касается тех аятов, которые якобы сообщают о том, что «Аллах – наверху», – если мы задумаемся над их смыслом, то поймём, что речь идёт только о власти Аллаха и Его величии. В арабском языке именно это слово «фавка» («над») имеет значение величия, власти, распоряжения по своему усмотрению, в самом совершенном смысле этих слов. Разве мыслимо приписывать Аллаху место? Ведь это качество, присущее только созданиям. Поэтому, приписывая Ему место, мы приравниваем Его к созданиям, а Аллах чист от этого недостатка. В Коране сказано: «…нет ничего подобного Ему».
Сравнительный анализ аятов

Давайте сравним два аята. Первый говорит об Аллахе: «Он владычествует над Своими рабами» (6:18), второй приводит слова Фараона, который сказал: «Мы владычествуем над ними» (7:127). Разве Фараон имел в виду, что он выше сынов Израиля в пространственном смысле? Когда Фараон провозгласил свою божественность, то сказал: «Я ваш высочайший господь», поэтому мы можем сделать вывод, что те, кто говорят о том, что «Аллах наверху», ничем в своём понимании не отличаются от Фараона, ведь известно, что «Фараон сказал: „О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы «» (40:36-37), на это Аллах ответил: «Так мерзкие деяния Фараона казались ему самому прекрасными, и он был сбит с пути» (40:37).

И таких аятов очень много. Например, Аллах говорит Мусе: «Не бойся, ты превыше» (20:68), однако это не говорит о том, что Муса был выше колдунов в пространственном смысле, он был выше их в сущностном понимании, ведь он оказался победителем. В другом аяте Аллах сказал: «Не падайте же [духом], не огорчайтесь, ибо вы выше других, если веруете» (3:139); тут вновь речь идёт не о пространственной высоте, а о смысловой, то есть о победе над неверными по воле Аллаха. Ещё одно доказательство недопустимости пространственного понимания – слова Аллаха, означающие: «Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший» (57:3).

Что касается текстов, которые говорят «поднялся», «спустился», то в некоторых из них речь идёт об ангелах, другие имеют переносное значение. Например, если кто-то говорит: «Я из директоров поднялся в министры», это не значит, что кабинет министра этажом выше, чем кабинет директора.

Поэтому тексты Корана и Сунны ни в коем случае не следует понимать буквально, особенно в адрес Аллаха. Например, в Коране сказано: «…и Мы более близки к нему, чем шейная артерия» (50:16), «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (57:4), «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым; между пятью, чтобы Он не был шестым» (58:7). Как же это возможно, чтобы Аллах одновременно был «наверху» (как говорят сторонники телесности), рядом с тремя и пятью (как говорит Сам Аллах), постоянно рядом с созданиями, и даже ближе, чем шейная артерия? Что мы должны избрать? То, что говорят эти люди, или то, что нам сообщил Аллах?
Убеждения еретиков

Что же касается аята: «Неужели вы сомневаетесь в том, что Тот, Кто на небе…», то в нём речь идёт об ангелах. Ни в коем случае нельзя сказать, что Аллах «на небесах», ведь небес семь, и возникает вопрос: на каком из них Он «находится»? Аллах в Коране сказал: «Трон Его объемлет небеса и землю» (2:255). Из этого следует, что если Аллах в небесах, то Его Трон больше Его самого, ведь из аята ясно, что Трон больше небес и земли. Да сохранит нас Аллах от подобных убеждений!

Также если допустить, что Аллах «в небесах», то это будет означать, что они окружают Его, а следовательно, Он меньше небес. Да сохранит нас Аллах от подобных убеждений! Если Он «в небесах», то в каких именно? И где Он был до того, как создал их? Как Он мог создать небеса, если Сам нуждается в них? Увидим ли мы Аллаха, если поднимемся в небеса? Аллах превыше всего этого, он превыше всех этих вопросов.
А если сказать…

Если эти люди скажут, что смысл небес – это высь, и Аллах выше небес, то они станут этим противоречить своим словам – ведь прежде они утверждали, что Он в небесах. Далее: их утверждение, что Аллах на Троне, указывает на то, что Трон больше Его, то есть мы уже пришли к конкретизации «размеров Аллаха»: получается, что Он меньше Трона. Да сохранит нас Аллах от подобных убеждений!

Из этого становится ясно, что трактовка, предложенная сторонниками телесности, неверна. Аллаху подходит только трактовка, приведённая нами.


В заключение – слово имама Ашари

И в завершение приведём слова имама Абу-ль-Хасан аль-Ашари из его книги «Аль-ибана» (с. 21): «Аллах вознёсся на Троне только в том значении, в котором сообщил нам, и только с тем смыслом, который вложил в эти слова. Это вознесение никак не связано с прикосновением, расположением, размещением, воплощением, перемещением в пространстве. Он не опирается на Трон, наоборот, Трон и те, кто его держат, существуют благодаря Его милости и могуществу. Он выше Трона, выше всего. Он на много степеней выше Трона, как выше всех созданий, но в то же время Он близок к ним и Он на всякую вещь – Свидетель».
Материал: Шейх Юсуф Хаттар Мухаммад, доктор исламских наук.
Источник: islamdag.ru

6 thoughts on “РЕЧЬ ВСЕВЫШНЕГО

  1. Ассаламу алайкум. Что можно сказать об 6) Шарх аль-фикх аль-акбар (شرح الفقه الأكبر) или (منح الروض الأزهر) – Мулла ‘Али аль-Кари аль-Ханафи. Лучшее издание этого комментария с примечаниями шейха Вахби Сулеймана аль-Альбани (حاشية).?????????? А что вы скажете о Казанском Исламском Уничерситете??? Барак Аллах фикум

    1. Ва аляйкумм ассалям ва рахматуллаh, дорогая сестра! Приносим свои извинения за задержку. Ответ Учителя: «Мулла Али Кари великий ученый Ахлю Сунна, его книги можно смело читать. А автора примечаний я не знаю, поэтому не могу сказать о примечаниях».
      Cестра, что касается Казанского Университета, то не можем вам рекомендаовать получатьтам Знания, т.к. не знаем о нем. Одно можгу сказать, что в Казани очень много ваххабитов, в том числе и среди среди преподавательского состава учебных заведений.
      Если хотите учиться Религии, сестра, то поезжаайте в Дагестан, в Исламский Университет или Институт Теологии и международных отношений, в котором кстати, можно получит как религиозное, так и светское образование.

  2. Диляра! Российский Исламский Университет дает хорошие знания и в Казани и в Уфе.

    1. Насчет обучения в Казани, придерживаемся прежней позиции, т.е. не может рекомендовать. А вот по поводу учебы в Уфе поинтересовалась у одной сестры, которая там учится. Она пишет , что на первом месте конечно получение религиозного образования в Дагестане, но если нет возможности, то пусть едут в в Уфу в РИУ при ЦДУМ на очное, даже еще успеют поступить, там на встречу идут 1 курсу. Девушки учатся отдельно сейчас не в самой Уфе, а в Туймазах. Но их в этом году в Уфу перевезут, когда ремонт закончится в Хакимии. Вот телефон главного корпуса Уфа, Чернышевского 5, 83472519787.
      Там обучение бесплатное на очном, только за питание и общежитие платят. Можно ежемесячно платить обычно так и делают.

  3. Джазак Аллаhу Хайрун за материал, я считаю статья ОЧЕНЬ ДОСТОЙНАЯ дать отпор любому ваххабиту либо кому-нибудь еще, кто не из Ахли Сунна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *