24.04.2024

СОРЕВНУЙТЕСЬ В БЛАГИХ ДЕЛАХ!

Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) следующую историю:

 Два человека — из предыдущих общин (из бану Исраиль — по одной из версий) как-то раз пришли к судье и попросили разрешить их спор. Один из них продал другому участок земли. После того, как сделка была заключена и оформлена, а покупатель вступил во владение землей и начал её обрабатывать, он нашел в своей земле сосуд, полный золота. Он тут же побежал к продавцу и принес ему свою находку: «Возьми — это твои деньги, я нашел их на участке, который купил у тебя, значит, они были твои».
 
Но продавец отказался принимать золото: «Я ничего не знал об этих деньгах — сам я их туда не закапывал, возможно, кто-то из прежних владельцев это сделал, но мне об этом ничего известно не было. Так что ты имеешь полное право присвоить это золото».
 
Покупатель наотрез отказывался: «Но когда я покупал участок, у нас не было речи о такой драгоценной находке, которая хранилась в земле. Я заплатил тебе только за участок земли. Если бы мне было известно о золоте, которое лежало в земле, цена на участок должна была быть совсем иная. Пожалуйста, возьми хотя бы часть денег».
 
Продавец, в свою очередь, опять стал отказываться: «Как можно брать то, что тебе не принадлежит? Когда я продавал землю, я понятия не имел о том, что там лежит. Сейчас хозяин земли — ты, значит, ты владелец всего, что в ней найдешь».
 
Поскольку никто из спорщиков не захотел уступить другому, то они оба пришли к судье и попросили разрешить этот, поистине, удивительный спор. Ведь обычно люди, приходя в суд, хотят что-то получить для себя, но чтобы кто-то приходил, чтобы отдать что-то другому — такого в практике судьи еще не было.
 
Подумав, он спросил у продавца и покупателя: «У вас есть дети?». Продавец сказал, что у него есть сын, а покупатель ответил, что у него есть дочь. Тогда судья предложил им поженить своих детей. Часть денег они могут отдать им в качестве свадебного подарка и для возмещения расходов на свадьбу, а часть можно раздать как милостыню.
 
(История приводится в «Сахих Бухари», 3472)
 

Какие же уроки можно извлечь из всей этой истории?

 
1) Во-первых, здесь противопоставляются люди, привязанные к мирским вещам, и люди, чье сердце наполнено любовью ко Всевышнему. Люди, любящие золото, без колебаний попирают права других людей и отнимают их имущество, более того, ради богатства они могут даже лишить жизни других людей. Но про сердца благочестивых людей можно сказать, что они сами сделаны из золота — в переносном смысле. Они так боятся Аллаха, что стараются воздерживаться не только от запретного или сомнительного имущества, но всегда стараются отдать предпочтение другим людям перед собой. Они готовы расстаться с богатством, поскольку для них главное — сохранить в целости свою религию.
 
2) Второй урок: именно о таких людях говорится в известном аяте Священного Корана:
 

«(Пока не пришла смерть) спешите (опережая друг друга) в совершении добрых дел. Все вы вернетесь к Аллаху, и Он сообщит вам (правду) обо всем, о чем вы спорили». (Сура «Аль-Маида», 5:48).

 
Люди обычно ведут споры из-за прав на какое-то имущество, за обладание наследством, за право опеки над детьми, за какие-то еще приобретения — но всегда ради того, чтобы получить что-то для себя. Однако, по-настоящему благочестивые люди будут вести споры не ради того, чтобы что-то получить, но, наоборот, за право совершить какое-то благое дело: в частности, за возможность отказаться от спорного имущества в пользу другого человека, сделав тем самым хороший поступок.
 
Именно поэтому мы узнаем о подобном уникальном случае из анналов истории, когда спор произошел из-за того, что ни один человек не пожелал уступать другому право совершить доброе дело.
Источник: azan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *