РАМАДАН: ВРЕМЯ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СВОЮ ЖИЗНЬ
Да будет благословен месяц Рамадан — месяц великой милости Всевышнего. Этот месяц — возможность возмещения того, что было потеряно, это месяц возмещения долгов, исправления ошибок и недостатков, возможность обновления жизни.
Время — самое большое богатство человека. Есть такие периоды, когда Божественная Милость, прощение, словно ниспадают на человека, как долгожданный дождь. И тогда верующему человеку открывается особая возможность заработать множество духовных богатств, приобрести неповторимый духовный опыт. Сосуд его души заполняется светом чистоты, добра и веры. Без сомнения, один из таких богатых на духовный эликсир времён — это Священный Рамадан.
Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) называл его изобильным и драгоценным баракатом В последний день месяца Ша’бан он говорил: «О, люди! На вас уже надвигается свет благословенного и великого месяца. Это месяц, который содержит в себе ночь, которая благословеннее тысячи ночей. Это месяц, в который Всевышний Аллах сделал фардом (обязательным) соблюдение поста Это месяц, когда за ночное богослужение предписано вознаграждение. Тому, кто в этот месяц с помощью благих деяний выразит близость к Всевышнему, будет засчитано, как за выполнение фардов в другие месяцы. Тому же, кто в этом месяце совершит один фард, будет засчитано, как за совершение семидесяти фардов в другие месяцы. Этот месяц — месяц терпения. А за терпение — Рай. Это месяц, когда несчастья и беды других переживаются, как свои. Это месяц, когда рызк мумина увеличивается. Тому, кто в этом месяце накормит ифтаром постящегося, будут прощены грехи, это будет способствовать и его освобождению от наказания Ада, и сохранению, но не уменьшению ничего из того, что он имеет, и он получит саваб — как за соблюдение ещё одного дня поста» (Али аль-Муттаки, VIII, 477/23714).
В священном Рамадане содержится множество духовных сокровищ. В этом благочестивом месяце был ниспослан Священный Коран — руководство к истинному пути. Именно в этом месяце предписано мусульманам исключительное по зрелости и духовной насыщенности богослужение — пост. Ночи этого месяца освящены благодатью и баракатом ифтаров, намаза «таравих», сухурами. В ночах Рамадана сокрыта священная Ночь Предопределения, которую сделал Аллах благословеннее тысячи ночей. Людей, подверженных различным испытаниям, нужде, в этот месяц ожидает радость и надежда. В месяц Рамадан мусульмане дают закят, садака, пожертвования, что делается для того, чтобы немного облегчить положение тех, чьи лица забыли об улыбках и счастливой жизни из-за нужды и трудного материального положения.
В этот месяц закрываются ворота Ада. Всё плохое и шайтаны, будут связаны усилением богобоязненности благочестивых му’минов. Верующие избегают грехов, бросают плохие привычки. Рамадан открывает му’минам врата вечного счастья…
* * *
Как самым лучшим образом использовать время своей жизни?
Пророк (салляллаху аллейхи ва салям) часто повторял: «О, мой Аллах, я надеюсь на твою Милость, не оставь меня один на один с моим нафсом и с моими желаниями, даже на то мгновение, когда я закрываю и открываю глаза! Дай мне прощение в любом моём состоянии! Исправь меня! Без сомнения, нет Бога, кроме Тебя!» (Абу Давуд, «Адаб» 100—101). Так взывал Пророк Аллаха (салляллаху аллейхи ва салям), тот, кто любую минуту использовал для того, чтобы служить Всевышнему. Днём и в определённые часы ночью он совершал намаз ДО такого состояния, пока не опухали его ноги. Когда его благочестивая супруга Айша (радыяллаху анха) спрашивала, почему он так усердствует в молитве, ведь прощены его грехи прошлого и будущего, он отвечал; «О, Айша, разве не следует мне быть благодарным рабом?» (Муслим, «Мунафикун», 79). Это значит, что кем бы ни был человек, на каком духовном уровне он бы ни находился, он обязан быть благодарным рабом Аллаха. Фарды, ваджибы, суннаты, харамы, халяли, мубах, мустахаб и все остальные божественные указания возложены непреложными обязательствами на плечи раба Но Аллах облегчает их исполнение.
До последнего своего вздоха человек обязан соблюдать законы Всевышнего, поэтому ‘арифы — познавшие Всевышнего — всю свою жизнь подчиняли повелению Всевышнего, которое выражено в следующих аятах Священного Корана: «Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто совершает сажда. Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явиться к тебе» (Сура «Аль-Хиджр», 15/ 98—99). Искренние рабы жили так, чтобы укрепиться на истинном пути и усердствовали на пути служения. Ведь основная причина того, что человеку дарована жизнь — это его предназначение быть рабом Аллаха. И поэтому в основании всех наших целей и идеалов должно быть намерение использовать свою жизнь так же, как использовали её «познавшие Всевышнего».
Представьте, что жизнь наша — это сырой материал, основа, на которой мы вышиваем узор.
Если наполним жизнь прекрасным и истинным, чистотой и добродетелью, то узор нашей жизни будет ровным, гармоничным, красивым внешне, глубоким и прекрасным по содержанию. Если же мы в узор нашей жизни вплетём хаос, запрещённое и безобразное, то и узор нашей жизни будет непривлекательным, размытым, разорванным, а завершение узора — тревожным и трагическим. Или представьте краснодеревщика, если он не будет своевременно использовать для своей работы сухое ореховое дерево, то через некоторое время материал потеряет свои качества и превратится в иссохшее полено, которое сгодится лишь на топку. Когда же краснодеревщик будет внимательно относиться к тому, что дано ему, то, используя своё мастерство, из драгоценного ствола орехового дерева сможет вырезать необыкновенные узоры, смастерит красивую и прочную мебель, достойную украсить дома, занять место в самых прекрасных дворцах… Так что никто из нас не отличается от этого краснодеревщика, а жизнь не отличается от сухого ствола орехового дерева. Человек, для того, чтобы наилучшим образом использовать свою жизнь, должен найти главное, а не спотыкаться на второстепенном. Однако и этого недостаточно. Когда человек знает о главном, то воплощать его в жизнь обязан внимательно. Для этого есть особые условия: безупречно выполненная работа. Вот, к примеру, пчела. Когда она делает соты или наполняет их мёдом, разве она это делает как-то лениво или с недостатками? Нет же, порядок, аккуратность, точность соблюдены во всём. Если бы было иначе, то, возможно, мёд был бы для нас не целебным, а ядовитым. В таком случае, человеку, который создан в наилучшем облике среди всех творений, не нужно ли быть в своих действиях, делах и поступках ещё совершеннее и утонченнее, чем пчела? Ему следует наполнить свою жизнь верой, познанием, искренностью, богобоязненностью, чтобы привести в порядок свою душу. Известно, что человек обладает душой, телом и имуществом и сердцем. Его обязательства начинаются с того, что своё тело он обязан кормить разрешённой пищей и использовать на пути Аллаха, имущество и деньги тратить на Его пути, а душу украсить нравственными качествами. Если он будет стараться выполнять это безупречно, то укрепится в состоянии «ахсан-и таквим» — в облике прекраснейшего создания Всевышнего. Условий для укрепления в вере и нравственности много, главное, знать их и выполнять искренне.
Перечислим некоторые из них:
— Изучать основы Ислама, углубляться в понимание знаний внешних и в знание сути вещей и происходящих событий.
— Приближать свою нравственность к нравственности Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
— Очищаться от плохих привычек и черт характера Брать в пример праведников «Эпохи благоденствия» — нравственность сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
— Коран не просто читать, а изучать, суметь прочувствовать и осмыслить.
— Быть стойким на пути истины, выполнять обещанное, сдерживать слово и не нарушать клятву.
— Быть привязанным к богослужению.
— Размышлять о смерти.
— Совершать ночную ибаду.
— Быть в окружении благочестивых людей, жить рядом с праведниками. — Любить братьев по вере.
— Избегать осуждений и сплетен.
— Правильно использовать заработанное, избегать расточительства и не быть скаредным.
— Помогать нуждающимся, давать садака.
— Стремиться достичь умения быть довольным.
— Быть добрым и щедрым.
— Внимательно относиться к правам других.
— Внимательно относиться к принимаемой пище, следить за тем, чтобы она была разрешённой.
— Быть усердным в житейских делах, служить людям ради Всевышнего. Жить, соблюдая принцип: «Казаться таким, каков ты есть, и быть таким, каким кажешься»…
Без сомнения, месяц Рамадан — великолепная возможность для тренировки навыка и опыта обретения всех этих качеств. Рамадан — это месяц, когда Милость Аллаха Тааля проявляется с огромнейшей силой.
Рамадан от начала до конца — изобильный дождь бараката, феиза. Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) так говорил об этом: «У Рамадана начало — милость, середина — прощение, завершение, конец — освобождение от Ада » (Ибн-и Хузайма, Сахих, III, 191).
Для того чтобы достойно воспользоваться благами Рамадана, нужно особое внимание уделить безупречному соблюдению условий поста, богослужению, совершению намаза в предрассветное время. Молитва перед рассветом откроет душе невиданные ранее просторы и горизонты.
Поэт Мавляна так говорил: «Проснись ночью и направь своё сердце к Всевышнему. Ночь укажет тебе на страну тайн и будет тебе наставником. Ночью откроются окна души, и придёт удел из неведомого. Но эти состояния будут скрыты от чужих глаз (от тех, кому не было это доступно)». Возрождение ночного богослужения — исключительная причина к прощению. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тому, кто, веруя и ожидая от Аллаха саваб, проведёт в пробужденном состоянии и в молитве ночи Рамадана, простятся грехи прошлого» (Бухари, «Таравих», 46).
Как сообщает Айша (радыяллаху анха), в месяц Рамадан Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ещё усерднее и тщательнее погружался в поклонение. «В последние десять дней Рамадана он полностью посвящал себя богослужению, с ещё большим желанием проводил ночи в молитве, будил членов своей семьи, чтобы они тоже совершали богослужение» (Бухари, «Фадлю Ляйлатиль-Кадр», 5).
У каждой ибады есть свои определённые проявления. За 1,5 года до Хиджры намаз стал фардом, а фардом намаз был объявлен во время Ми’раджа. Повеление совершать намаз было передано Пророку (салляллаху аллейхи ва саллям) напрямую от Аллаха без посредничества Джабраиля (алейхиссаллям). О том, как должен совершаться намаз, в Книге Аллаха содержится много наставлений. Важнейшее условие при совершении намаза — выполнять его в состоянии хушу. Если намаз будет совершён так, как велит Аллах Тааля, то намаз спасёт от всего плохого, будет щитом, защитой.
Мавляна Д. Руми рассказывает о тех, кто постоянен в намазе, что они всё время находятся в состоянии молитвы, они «даимун» и во время совершения намаза, и после того, как его завершили. Быть «даимун» — значит, быть в постоянном намазе, жить в постоянном приближении к Аллаху.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Будьте стойкими на истинном пути, ведь вы не знаете, какое благо таит в себе стойкость. И знайте, что самое лучшее из ваших деяний — это намаз» (Муватта, «Тахарат», 6).
Спустя 3,5 года после того, как намаз стал фардом, на 2-ой год Хиджры и пост становится фардом. И намаз (общение с Аллахом Тааля, разговор с Ним), и Пост — это защита. Поститься — значит воспитывать сердце на всех уровнях. Во время поста утончаются чувства и переживания. Так, когда Йусуф (аллейхиссалям) стал визирем и был назначен распределителем казны, то раздавал пишу, будучи голодным, чтобы понять состояние испытывающих голод и нужду.
Однажды Абу Умама (радыяллаху анху) просил совета у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), спрашивал о том, как заслужить одобрение Всевышнего. И Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Я могу посоветовать тебе соблюдение поста, так как ничто не сравнится с ним» (Насаи, «Сыям», 43).
В другом хадисе он говорил мусульманам: «Каждое богоугодное дело человека имеет свойство увеличиваться. Одно благородное деяние записывается как десять дел, а возможно его увеличение до семисот раз. Однако один день поста имеет особое значение, ибо Всемогущий Аллах повелел: «Пост является исключением из правил: он соблюдается ради Меня и поэтому Я награжу человека так, как пожелаю. Мой раб ради Меня отказывается от пищи и питья, ради Меня отказывается от желаний плоти». Постящегося человека ожидают две радости: время разговения и радость от близости к Аллаху. Запах, который исходит изо рта постящегося перед Аллахом дороже запаха благовоний» (Муслим, «Сыям», 164).
То есть пост для раба — великое очищение, словно шлифовка, это изящество и утончение души, прохождение сердца через фильтр, оживление и волнение сердца…
Да будет благословлен месяц Рамадан — месяц великой милости Всевышнего. Этот месяц — возможность возмещения того, что было потеряно, это месяц возмещения долгов, исправления ошибок и недостатков, возможность обновления жизни.
Пусть Всевышний Аллах поможет нам достойно провести месяц Рамадан и приобрести благодать из его сокровищницы духовности!
Аминь!
Осман Нури Топбаш
Источник: islam-penza.ru