04.10.2024

СЕРДЦЕ И ЕГО ТАЙНЫ

Ассаляму аляйкум ва рахматуллаhи ва баракятуh, уважаемый джамаат!
Одно из важных и серьезных дел в этой жизни это подготовка к вечной жизни, которая будет после смерти. Это возможно только путем познания тонкостей сердца, сохранения его от плохих действий и направлять к высокой нравственности. Несомненно, для счастья  и умеренности в этой жизни, и богатства в Ахыра необходимо обладать совершенным сердцем (калби-салим).

Кальб – лексическое значение этого слова, обернуть вспять, изменить форму и цвет. Сердца постоянно колеблются, попадая то в духовное, то в плотское (шайтанское желание) состояние. Сердца, которые полны духовностью (рухсани), в них есть место и для высокой нравственности, и для праведных, благочестивых деяний, и для духовных полетов. Тем самым раб удостаивается самым лучшим качеством «Ахсани  — таквим».

Сердца, заполненные плотскими желаниями (нафсани), в них есть место для куфра, ширка, плохого характера, вожделения и васваса. Противостоя цели своего создания, сердце слепнет, падает в униженном состоянии до уровня хуже, чем животное, приобретая качества «белхум адалл» — воистину они падшие, как сказано в Коране, Сура «Аль – Араф», 179.  Каждое восхождение (совершенство) и падение (унижение), зависит от состояния сердца одного человека или общества. Чтобы отдалить себя от шайтана, возможно только путем ыбады, духовных сохбетов и высокой нравственности. После этого раб приобретает богобоязненность (таква), которая считается самым превосходным перед Аллахом. В Суре «Худжурат», 13 Аллах сказал, что означает: «О, люди! Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы  познавали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — Знающий и Сведующий». Чтобы сохранить таква, необходимо общаться с праведными, благочестивыми людьми, посещать их сохбеты и сближаться с ними.

Фейз – это нур, исходящий из души нашего Пророка, мир Ему, который вселяется в сердца праведных и благочестивых рабов Аллаха. От них по цепочке этот нур  отражается в сердцах тех, кто любит их, сближается и общается с ними. Общение с праведными и благочестивыми людьми делает человека праведным и благочестивым. Аллах для сохранения богобоязненности приказывает нам Истину, Сура «Тауба», 119: «О, вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте в числе правдивых».

Грязным клеймом и преступлением считается мнение, что человек не способен защитить свое сердце и, если он пожертвовал его на съедение желаниям нафса (шайтану), то место такого раба в пекле Ада.

Сердце, своего рода, — это компас, указывающий на Истину и правду жизни. Куда повернется стрелка воли человека, в сторону добра или зла, в соответствии с этим он и будет действовать. В одном из хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему, сказано: «Воистину, Аллах не смотрит на ваше тело и ваши одежды, Ему нужно, что в вашем сердце».

 

Сердца подразделяются на пять частей:

 

1. Мертвые сердца 

  1. – это прямая противоположность сердцам Пророков и святых людей.

Их тела не отличаются от могил. Жизнь подобна жизни животных, которые не чувствуют ответственности. Они не заняты ни чем другим, как кушать, пить, развлекаться, временные романы и так до конца жизни. Они далеки от понятия тайн Вселенной и человека, подвергнутые в заблуждение, втягивают себя и других из своего окружения в безнадежный конец. Они купаются в дарах Аллаха и отрицают их Владельца, не считаются с приказами Того, Кто создал все это, будучи безнравственными прибывают в неблагодарности своему Создателю. О таких людях Аллах Всевышний сказал, что означает: «Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – пелена, и уготовано им великое наказание», «Глухие, слепые не сойдут они (с ложного пути)» Сура «Аль – Баккара, » 7-18; «Воистину, ты не заставишь услышать (твой) призыв ни мертвеца, ни глухого, (тем более) когда они поворачивают назад. Ты не выведешь слепых из (тьмы) заблуждения на прямой путь. Ты можешь заставить слушать только тех, кто верует в Наши знамения и кто предался (Аллаху)» (Сура «Ан-Намль», 80-81).

Те, у которых сердца запечатаны и закрыты, перед ними закрыты и врата добра и Истины. У них прервана связь с духовной и людской жизнью. Только Аллах, о котором они забыли, может открыть их сердца. Аллах предупреждает нас, чтобы мы  избегали беспечности: «Потом ожесточились ваши сердца и стали как камень и даже еще жестче. И, воистину, есть камни, из которых бьют родники, есть такие, которые раскалываются и исторгают воду, и есть такие, которые низвергаются (с горных вершин) от страха перед Аллахом. Аллах ведает о том, что вы творите» (Сура «Аль – Бакара», 74)

«Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха и, которых Он заставил забыть самих себя. Они-то и есть грешники»( Сура «Аль – Хашр», 19.)

 

2Больные сердца.

О них сказано в Коране: «В их сердцах – порок. Да усугубит Аллах их порок! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали. Они те, которые ценой истинного пути купили заблуждение. Но сделка не принесла им прибыли, и не причислены они к тем, кто ведом путем прямым» Сура «Аль – Баккара», 10, 16.

 

3. Беспечные сердца.

Аллах Всевышний сказал, что означает: «А их братья поддерживают их в заблуждении и после этого не перестают усердствовать (в своих деяниях)» Сура «Аль – Араф», 202; «Разве тот, чью грудь Он раскрыл для (приятия) Ислама, который озарен светом от Господа своего, (равен тому, чье сердце запечатано)? Горе тем, чьи сердца черствы к назиданиям Аллаха! Они в явном заблуждении» (Сура «Аз-Зумар», 22).

Действия, выполненные с беспечным сердцем – пусты и напрасны, они не будут приняты Аллахом. Эти больные и беспечные сердца нуждаются в лечении через духовное воспитание и образование. При этом необходимо придерживаться следующих требований:

А) Халяльная пища.  

Ибады приводятся в исполнение, поглощая силы и мощь нашего тела. Пища, разрешенная Аллахом для употребления, очищает изнутри  и  помогает организму воспринять духовность и пропитаться фейзом (духовной энергией) без препятствий. Пища — харам придает человеку черствости во всем.

Ахли – тасаввуф для развития духовности уделяют особенное внимание двум аспектам: будьте внимательны во время еды, что входит в ваш рот, а когда говорите, что выходит изо рта. Также необходимо соблюдать умеренность в еде, чтобы не впасть в  излишества (исраф). (Сура «Аль – Исра», 26- 27):

«И давай положенное (в качестве благотворительности) родственнику, бедняку, путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан оплатил своему Господу (черной) неблагодарностью».

Но знайте, что угощать гостя и, когда едите сами в гостях, исрафа нет.

Б) Читать Коран, совершать намаз со смирением (хушу).

Читая Коран, следует вдумываться в смысл прочитанного, соблюдать повеления и избегать запретов, извлекать поучительные уроки из рассказанных историй. Чем чище наши сердца, тем сильнее повлияет на нас фейз Корана. Постараться со смирением совершать все возложенные на нас ибады. Аллах требует от нас ибады с хушу: «Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово», «Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при (совершении)  молитв, которые избегают (всего) суетного». Суры «Маун», 4- 5, «Муминун, 1-3».

Однажды у Багауддина Накшбанд к.с. спросили: «Как раб может достигнуть смирения в намазе?» Он ответил, что необходимо придерживаться четырем требованиям: пища – халяль, избегать беспечности, когда имеешь омовение, в момент первого такбира знать, что предстал пред Аллахом, не забывать об Аллахе, даже после намаза, т.е. постоянно помнить. Это также касается и других обрядов, согласно сказанному в Коране: «Неужели (раскаявшиеся мунафики) не знают, что только Аллах может принять покаяния от Своих рабов и получить милостыню, что Аллах – Прощающий (раскаявшихся), Милостивый» ( Сура «Тауба», 104).

 

В) Прибывать в ЗикруЛЛах (восхвалять и вспоминать об Аллахе).

В Коране более, в двести пятидесяти местах упоминается слово «Зикр». Зикр, значит, раб не забывает об Аллахе.

Г) Бодрствовать по ночам.

Ночь – это одеяние для Дунья, в которой есть спокойствие и дары. Это совершенное укрытие для тех, кто хочет исчезнуть в нем либо материально, либо духовно. Как сказано в Коране Сура «Ан – Наба, 10»: «…сделали ночь покровом». Для того, чтобы избавиться от материальных и духовных настроев дня, и уделить внимание своему внутреннему миру, необходимо облачиться в ночную тишину. Днем человек не получает того здорового духовного отдыха, который получает ночью. Те, кто не понимают дары ночи, не смогут задуматься о благе дня. Ночи,  проведенные в пустую, в плохих целях, значит наносить вред самому себе, потому что растрачиваешь истину и благополучие дня. И для того, чтобы получить от ночей божественное и духовное наслаждение, необходимо их использовать целенаправленно. Для духовно богатого человека лучшее  укрытие – это одеяние ночи. Чтобы получить, исходящей ночью  фейз и баракат, следует бодрствовать. Аллах в Коране сказал, что означает: «И поминай Господа твоего и утром, и вечером, а также ночью. Бей же Ему челом и слаь Его долгой ночью» (сура «Инсан», 25-26);  «Только малую часть ночи предавались они сну, а уже на заре они молили о прощении» (сура «Аз – Зариат», 17-18);  «…те, которые оставляют ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде, и тратят (на благие дела) из того, чем Мы их наделили»(сура «Сажда», 16);   «Бодрствуй и часть ночи, творя молитву в дополнение (к пяти обязательным), в надежде, что Господь твой определит тебе достойное место (в будущей жизни)» (сура «Аль – Исра», 79).

 

Д) Находиться с праведными и благочестивыми людьми.

Это необходимость для души и защита для сердца, которое вливается в атмосферу окружающих людей, производя взаимообмен между личностями. Так, например: сильные личности – источники для слабых, от праведных и благочестивых людей к окружающим их людям  переходят сострадание, милосердие и другие положительные тонкости души. Получив фейз от Пророка, мир Ему, прибывая рядом с ним, сахабы считаются самыми лучшими из людей. Те, которые  общаются с благочестивыми людьми, со временем и сами станут такими же. А тот, кто общается с грешником, облачится в одежду грешника, потому что сердце постоянно находится под влиянием положительных или отрицательных воздействий.

 

4. Помнящие сердца.

Посредством Зикра – тело озаряется, душа берет верх над нафсом, прелесть веры объединяется с красотой сердца и, душа приобретает покой. Аллах в Коране сказал:

«…тех, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?» (Сура «Ар – Рад», 28)

«О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно…» (Сура «Аль-Аххаб»,41)

«Поминай имя твоего Господа и всецело посвяти себя Ему» (Сура «Музаммиль», 8)

«…мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят и, которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза, …» (Сура «Нур», 37)

«Читай им (,Мухаммад,) то, что дано тебе через откровение в Писании, верши обрядовую молитву, ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного. А поминание Аллаха – это самое главное. Аллах ведь знает о ваших деяниях» (Сура «Анкабут», 45)

«Помните обо Мне и Я буду помнить о вас. Будьте благодарны Мне и не отрекайтесь от Меня» (Сура «Аль-Бакара», 152)

«Разве для уверовавших не настала пора, чтобы их сердца смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины и, чтобы они не уподобились тем, которым было ниспослано Писание раньше, чьи сердца ожесточились по прошествии долгого времени и большинство  которых стало нечестивцами?» (Сура «Аль-Хадид», 16).

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Признак любви к Аллаху – это любить Зикр».

Те, кто далек от Зикра, лишены любви Аллаха и по этому подвергаются божественным упрекам, о чем сказано в Коране сура «Зумар», 22:

«Разве тот, чью грудь Он раскрыл для (приятия) Ислама, который озарен светом от Господа своего, (равен тому, чье сердце запечатано? Горе тем, чьи сердца черствы к назиданиям Аллаха! Они в явном заблуждении».

Высокий нрав, красивый характер присуще только тем, кто боится Аллаха, сильно любит Его, много вспоминает о Нем.

«Семь небес, земля и те, кто обитает там, славят Его. Нет ничего, что не славило бы Его хвалой, но вы, ( о неверные), не понимаете их прославления. Воистину Он кроткий, прощающий» (Сура «Аль- Исра», 44).

Если зикр классифицировать по ценности, то самый лучший зикр – это Прекраснейшие Имена Всевышнего Аллаха, а именно —    الله. В этом Имени заложены значения всех остальных Имен Всевышнего. В Коране сказано: «Воистину, для обратившихся (в Ислам), для верующих, послушных, верных данному слову, терпеливых, смиренных, подающих милостыню, постящихся, хранящих свое целомудрие и поминающих многократно Аллаха, уготовил Он прощение и великое вознаграждение» (Сура «Аль-Ахзаб», 35).

В этом аяте повелено и мужчинам, и женщинам упоминать Аллаха, т.е. делать Зикр. Нет никакого сомнения в том, что ЗикруЛЛах наряду с другими ибадами: как намаз, пост, закят, возложен и на верующих мужчин и женщин. Есть разные виды Зикра, но конкретно, так или  иначе, совершать его, приказа нет. В каждом Зикре есть свои особенности.

Али р.а. хвалил собрания, где читали Зикр и говорил: «Что может быть лучше, собрание, где читают Зикр и поминают о несметных дарах Аллаха? Пророк, мир Ему, собирал своих сподвижников вокруг себя и читал Зикр». Такой Зикр, как ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯЛЛАХ, часто упоминается в хадисах нашего Пророка, мир Ему: «Самые лучшие слова, которые говорил я и все Пророки до меня – это ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯЛЛАХ. Этим зикром укрепляйте свою веру».

Пророк Сулейман, мир Ему, которому была дана возможность владеть всеми богатствами дунья, говорил: «Султанат (царство), которым я владею – бренно, проходящее. А султанат, который предоставляет Зикр Единобожие (Таухид), оно вечно».

О коллективном Зикре Таухида передал Табарани и Имам Ахмед р. а. от Шаддад бин Аус, что однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, собирая своих сподвижников, спросил: «Есть ли среди вас чужие?» В ответ Он услышал «нет». Тогда Пророк, мир Ему приказал закрыть дверь и сказал: «Поднимите руки и повторяйте (таухид), читайте зикр». Затем Шаддад бин Аус рассказывает об этом меджлисе, что мы читали этот зикр, а затем Пророк, мир Ему,  делал дуа: «О, мой Аллах! Ты ниспослал меня Пророком и приказал говорить эти слова (калимаи шахада), за это Ты обещал мне Рай. Ты, сдерживающий свои обещания!» Потом Пророк, мир ему, обратился к сахабам, сказав: «Я хочу обрадовать вас! Радуйтесь! Аллах вас простил».

 

Пророк Мухаммад, мир Ему, смотря на уровень своих сподвижников, обучал их зикру с целью воспитания их сердец. Дочь Абу Талиба Умму Хани, обращаясь к Пророку мир Ему, спросила: «О Посланник Аллаhа! Я постарела и ослабла. Какой вид ыбады Вы мне посоветуете, когда я нахожусь в положении сидя». Пророк мир Ему, ответил: «Скажи 100 раз Субханаллаh, 100 раз Альхамдулиллаh, 100 раз Ля Иляh Илляллаh».

(Ибни Маже, Адаб,56; Ахмед бин Ханбель, Муснад 6, 344).

 

5. Живые сердца.

Это сердца Пророков и аулия(святых людей), тех, кто усовершенствовал себя, украшаясь нравственностью Корана.

Во времена одного из великих аулия, Наджмуддина Исфахани, жившего в восьмом веке Хиджры, умер один из верных рабов Аллаха. После того, как захоронили этого человека, имам Исфахани остался у его надгробья, чтобы читать дуа-талкин для умершего. Но вдруг,  неожиданно  для себя  и , как бы не по своей воли, он улыбнулся. Присутствующие там люди заметили и удивились его смеху, так как это был серьезный и скромный имам, никто не ожидал от него такого.  С не скрываемым любопытством они спросили его: «Уважаемый имам! Что вынудило вас смеяться в таком месте?» Так как Наджмуддин Исфахан пребывал в состоянии «Кашф», ему не хотелось говорить им причину радости. Но они настойчиво требовали объяснить. И он сказал, что дуа-талкин обычно делает живой мертвому, но у человека, лежавшего в этой могиле, было духовно-живое сердце, и умерший сказал имаму: «АльхамдулиЛЛях, мое сердце живое, а вот сердце имама – мертвое, и я поражен тому, что мертвый читает талкин живому», и по этому я не выдержал и невольно улыбнулся.

Сердца, восхваляющие Аллаха, находящиеся в ЗикруЛЛах, живут под Его защитой и сохранности. И с любовью устремляются в мир божественных тайн, постигая, казалось бы, недостижимые истины,  вдруг понимают тайну, вложенную в создания человека и Вселенной. Теперь у раба проявляется состояние «кальби-салим».

В Коране Аллах сказал, что означает:

«Ни ваши божества, ни ваши дети не приближают вас к Нам. (Близки к Нам) те, которые уверовали и творили доброе деяние. Именно им будет воздано вдвойне за то, что они творили, и будут они почивать в (вышних) покоях» (Сура «Заба», 37)

«…в тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут пред Аллахом с чистым сердцем» (Сура «Шуара», 88- 89).

Это означает, что сближение с Аллахом возможно только, имея чистое и совершенное сердце, которое является главным в соблюдении всех ибад, о чем сказано в Коране (Сура «Хадж», 37):

«Ни мясо их, ни кровь их (т.е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро».

В одном из хадисов-кудси Аллах сказал: «Мы тайна человека, а человек наша тайна». Здесь мы видим, что Аллах посвящает человека в сокровищницу божественных тайн, через которые дает познать Себя, Свои Сыфаты, тем самым, даруя человеку почетное звание – святость. Поэтому человек станет человеком  только тогда, когда осознает свое совершенство и степень святости.

Постоянное пребывание с Зикром дает человеку покинуть этот мир с верой в сердце, достигнув божественного вознаграждения. Абдуллах ибн Масуд говорит: «Получив воспитание от Пророка, мир Ему, мы достигли такого состояния, что слышали тасбих каждого куска еды, проходящего через наше горло».

О, Аллах, даруй нам вкусить такую пищу, совершающую Зикр, до того, как мы покинем этот мир. Аминь.
Источник:  fondihlas.ru

Добавить комментарий