11.10.2024
ВЕФА — ВЕРНОСТЬ ДАННОМУ СЛОВУ
Ассаляму аляйкум ва рахматуллаhа ва баракятуh, уважаемый джаммат!
Верность Творцу подтверждается исключительно выполнением Его повелений. Подобная верность есть вершина чувств и поступков, устремленных к Нему. Он – сотворивший нас, дающий нам жизнь и Тот, в ком мы нуждаемся каждое мгновение. Жизнь наша и смерть наша в Его власти. Поэтому любовь к Нему и способность в каждом вдохе быть привязанным к Нему есть высочайшая вершина покорности и долг верности.
Почивший ныне Мехмед Акиф пригласил на свадьбу дочери своего друга боснийца Али Шевки эфенди. Пожилой учитель немного опоздал на торжество и объяснил это тем, что шел по дороге, проходящей через гору Вефа (Верности). Акиф эфенди с улыбкой многозначительно заметил:

«О какой горе Верности говоришь, дорогой учитель? Ведь нынешнее поколение давно сравняло ее с землей».

То, о чем с грустью сказал Акиф эфенди и о чем обычно с сожалением говорят: «Ах, верность!», есть качество, которое не может быть отвергнуто и в котором нуждается все человечество. Что бы сказал Акиф эфенди, посмотрев на сегодняшнее общество, в свое время сравнивавший трудность сохранения этого качества с трудностью преодоления горы… Сегодня понятия верности и преданности практически вышли из употребления, и чаще всего слово «верность» употребляется лишь когда говорят о той горе в Стамбуле.

Ведь верность является одним из качеств Ислама и, может быть, даже одним из самых главным из них. Хотя сутью Ислама является вера. Но истинно и то, что вера в определенной степени является проявлением верности. Верность – это соблюдение данного слова. А вера есть подтверждение наших душ верности Господу в мире духов, выражение этого словами и следование своей клятве в этом мире, то есть верность.

Но вместе с тем, верность – не только следование данному обещанию. Это – искренность по отношению к Господу и неизменность чувств к Нему, воплощение в чувствах и поступках благодарности нашим родителям, родственникам, братьям по вере, ученым и праведникам, которые донесли до нас блага веры от пророков, единение сердец с ними и сохранение этого состояния постоянно.

У слова «верность», как у медали, есть две стороны, одна из которых означает «благодарность, правдивость, следование по пути истины». С точки зрения такого всеобъемлющего понимания, любой термин или действие, характерные для имана, относятся также и к верности, а термины и действия, характерные для неверия, относятся к неверности.

Верность – это свойство, присущее пророкам, аулия и обладателям совершенства, которое является вершиной нравственности, венчающей жизнь человечества. Поэтому некоторые толкователи (муфассиры) сказали, что Ислам – произнесение исламского свидетельства и вера сердцем, покорность Всевышнему Аллаху в предопределении своей судьбы и верность.

Те, чьи души смогли почерпнуть свою долю из источника верности, подобны тем, которые превратили огонь своего нафса в цветущие сады. В этих садах распускаются розы зикра, поют соловьи тасбиха, зеленеют луга имана и ирфана, прорастают цветы божественных благ и текут реки праведных деяний. Награда для таких душ будет достойна их самих: высшие уровни рая и лицезрение Господа. Перед этими душами даже огонь меняет свои свойства и превращается в цветущий сад. Ведь когда Ибрахим (алейхиссалям) был брошен Немрудом в огонь, языки которого были выше гор, по приказу Всевышнего Аллаха:

يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ

«О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима» (аль-Анбийа, 21/69), они превратились в цветущий сад. Ведь Ибрахим (алейхиссалям) еще до того как был брошен в огонь, затушил водой верности огонь своего нафса и являлся пророком, который во всем был верен Всевышнему Аллаху.

Жизнь Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) – Гордости миров, ставшая усватуль-хасана, самым прекрасным примером, с самого начала является образцом верности. Свет мироздания (саллаллаху алейхи ва саллям) после взятия Мекки находился в ней пятнадцать дней. Из-за этого некоторые из ансаров начали беспокоиться и с грустью говорить о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), может быть, больше не вернется в Медину. Ведь Всевышний Аллах одарил его победой и возвращением в благословенный и священный город, где он родился и вырос. Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям), почувствовав эти настроения среди ансаров, пришел к ним и спросил:

― О чем вы говорите?

Узнав причину их беспокойства, являя пример высшей верности, он произнес:

О ансары! Прибегаю к Всевышнему Аллаху от совершения подобных действий. Я совершил хиджру в ваш город, моя жизнь – ваша жизнь, и смерть моя будет рядом с вами (Муслим, Джихад, 86; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, II, 538).

Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) во время своей смертельной болезни в последний раз поднялся на минбар своей мечети и обратился к мухаджирам:

«Я завещаю вам, чтобы вы хорошо обходились с ансарами. Они – моя община, мои единомышленники и опора. Они полностью выполнили свои обязанности. Но вознаграждение за свое служение они получили еще не полностью. (Большая часть ее воздастся в ахирате). Поэтому будьте благосклонны к тем из ансаров, которые благочестивы и прощайте тех, кто совершает зло» (Бухари, Манакибуль-ансар, 11) и, сказав это, подтвердил свою верность в последние минуты своей жизни.

Таким образом, можно сказать, что каждый пророк был примером, обучающим человечество высшим степеням верности. Для того чтобы заслужить любовь Всевышнего Аллаха наши души обязаны жить, соблюдая те критерии верности, которые нам указал Проводник по пути истины – Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Перечислим эти критерии.

 1. Верность Аллаху – Господу миров.

 

Самая первая признательность и ее результат – верность Всевышнему Аллаху. Ведь Всевышний Творец в предвечные времена обратился к душам, которые Он создал:

أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى

«Не Господь ли Я ваш?» Они отвечали: «Да, мы свидетельствуем [, что Ты наш Господь]» (аль-А’раф, 7/172)

Сутью этого диалога является клятва, которая утверждает Аллаха Господом, а людей – Его рабами. Тот, кто следует этой клятве, сможет доказать свою верность, выполняя обещание и выполняя служение прекрасным образом всю свою жизнь. Так как для верности недостаточно одних слов. Принятие присяги возлагает на человека целый ряд обязанностей, которые выполняются разумом и телом. И это подчинение приказам Аллаха и избегание того, что Он запретил.

Это означает, что верность Творцу подтверждается исключительно выполнением Его повелений. Подобная верность есть вершина чувств и поступков, устремленных к Нему. Он – сотворивший нас, дающий нам жизнь и Тот, в ком мы нуждаемся каждое мгновение. Жизнь наша и смерть наша в Его власти. Поэтому любовь к Нему и способность в каждом вдохе быть привязанным к Нему есть высочайшая вершина покорности и долг верности. Проявлением высочайшей верности раба являются слова чародеев, которых Фараон распял на пальмах, отрубив им руки и ноги за то, что они уверовали.

رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَتَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ

«Господи наш! Даруй нам терпение и упокой нас предавшимися [Тебе]» (аль-А’раф, 7/126), а не мольба: «О Господь, избавь нас от этой беды и окажи милость!»

О таких рабах, которые стали образцами верности и преданности, Всевышний Аллах говорит:

لِيَجْزِيَ اللَّهُ الصَّادِقِينَ بِصِدْقِهِمْ

«Дабы Аллах воздал верным [завету] за верность» (аль-Ахзаб, 33/24).

В другом священном аяте Всевышний Аллах, восхваляя мусульман, обладающих верностью, говорит:

مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن قَضَى

نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلًا

«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, данному ими Аллаху. Среди них есть и такие, которые исполнили свой обет, есть и такие, для которых срок его исполнения еще не наступил, но они ни в коей мере не изменили [завету]» (аль-Ахзаб, 33/23).

Следуя этой истине, Мавляна (рахматуллахи алейхи) призывает идущих по пути обретения божественного знания проявлять терпение и верность Творцу в испытаниях и тяготах земной жизни:

«Эй, соловей! Сколько ты будешь сетовать, что наступила суровая зима? Эй, соловей! Можно ли постоянно жаловаться на страдания? Если сердце твое поистине привязано к любимому, раскрой глаза и возблагодари; пой о верности! Оставь шипы, воспой о розе! Оставь ее стебли и корни, зри в суть ее! Чем же ты так занят в этом тленном мире; ужель твой путь не приведет тебя к концу?»

Как разъясняет Мавляна (рахматуллахи алейхи), итогом отсутствия верности является забвение в погоне за тленными привязанностями этого мира истинного и вечного прибежища. И это есть великая утрата. Всевышний Творец, предостерегая своих рабов от попадания в подобную беспечность, предупреждает:

«Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они-то и есть грешники» (аль-Хашр, 59/19).

«А тому, кто не будет помнить обо Мне, воистину, предстоит [провести] жизнь в тяготах, и Мы воскресим его в День воскресения слепым. [И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». [Аллах] скажет: «Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня» (Таха, 20/124-126).

Несомненно, тому, кто будет хранить верность своему Господу в этом временном мире, в вечной жизни получит воздаяние верностью. Ведь наивысшая верность принадлежит только Всевышнему Аллаху, что подтверждает следующий аят:

«И кто же надежнее в своем обете, чем Аллах?» (ат-Тауба, 9/111).

Раз дело обстоит так, то тот, кто, забыв эти предостережения, впал в мирскую беспечность и забыл своего Господа, в тот страшный День суда, когда каждый будет нуждаться хотя бы в каком-то количестве добрых дел, расплатится за свою неверность мучительной карой. Ведь верность начинается с покорности, присутствует в истинной дружбе и, в то же время, является воздаянием за все это. Как прекрасно сказал об этом Мавляна (рахматуллахи алейхи):

«Любовь, дружба и другие чувства, подобные этому, связаны с верностью и постоянно ищут того, кто ею обладает. Они ни за что не приблизятся к душе, которая не обладает верностью».

«Перо написало: «Воздаяние за верность – верность; воздаяние за причиненные мучения – мучения», и чернила уже высохли».

«Правитель может отрубить голову любому, даже своему сыну, за предательство. Но, если даже раб-индус проявит верность ему, то правитель может благоволить ему, говоря: «Живи долго»… И подобного благоволения не увидят сотни везирей».

«Да что раб; если сторожевой пес на воротах будет верен, то душа хозяина будет безмерно довольна им. И будет хозяин ласкать его с любовью».

 

2. Верность Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

 

Самой возвышенной и необходимой после верности Аллаху является верность Гордости миров — Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Это преданность Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), который во всех своих воззваниях и мольбах к Всевышнему Творцу в первую очередь просил для своей общины: «Уммати, уммати (моя община)…»

Верность Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), которая начинается с углубления чувств уважения и любви к нему, возможна лишь при следовании его Сунне. Великий Пророк, ведущий нас к Аллаху, наставлял нас в течение всей жизни и, находясь у врат смерти, стал немеркнущим маяком, освещающим нам путь к бесконечному счастью. Насколько назидательны эти хадисы о верности ему и его верности:

«В битве Ухуд, когда му’мины начали проигрывать сражение, мушрики прилагали все усилия, чтобы убить Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), так, что выбили благословенный зуб Избранника вселенной. В моменты опасности сахабы, находившиеся рядом с Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям), проявляли беспримерную самоотверженность и верность. Одни своими телами прикрывали его, другие подставляли ладони под летящие в него стрелы, третьи отстреливались из луков от наступающих врагов. В тот день находящийся рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) Са’д бин Абу Ваккас (радыйаллаху анху) выпустил в мушриков около тысячи стрел. Господин вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), выражая восхищение отвагой Са’да, его верностью и самоотверженностью, сказал ему:

«О Са’д! Ради тебя я готов пожертвовать своими матерью и отцом!»

Али (радыйаллаху анху) сказал:

«Мне никогда больше не приходилось слышать, чтобы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) клялся своими родителями, кроме того случая с Са’дом» (Бухари, Джихад, 80; Муслим, Федаилюс-сахаба, 41/1876).

А вот другой пример.

В день Худайбийа ‘Усман (радыйаллаху анху) был направлен Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) парламентером в Мекку. ‘Усман (радыйаллаху анху) сказал мушрикам, что они желают совершить умру. Однако мушрики в тот год не позволили этого. А ‘Усману (радыйаллаху анху) предложили:

«А ты, если хочешь, можешь сейчас совершить таваф!..»

Но посвятивший себя Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) ‘Усман (радыйаллаху анху) ответил:

«Я не буду делать этого, пока Пророк не совершит таваф Каабы! Я могу посетить Бейтуллах только после него. Там, где его не принимают, нет и меня!..» и тем самым подтвердил верность Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

В то самое время Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) принимал присягу у сахабов. Так как ‘Усмана (радыйаллаху анху) среди них не было, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взял одну свою руку в другую и провозгласил:

«О Аллах! А это – клятва ‘Усмана» (Бухари, Асхабун-Наби, 7; Тирмизи, Манакиб, 18).

Любовь ‘Усмана к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), являющаяся проявлением верности и преданности, служит примером для всей уммы. И мы тоже можем сердцем присоединиться к сахабам, которые принимали участие в Бейатур-Ридван, проявив свою верность, и удостоиться радостной вести:

«Воистину, те, которые присягают в верности тебе, присягают только в верности Аллаху. Мощь Аллаха превосходит их мощь. Всякий, кто нарушит присягу, [поступит] во вред себе. Всякому, кто верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, Он дарует великое вознаграждение» (аль-Фатх, 48/10).

В аяте Священного Корана разъясняется, как можно быть преданным Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) через любовь к нему, которой он заслуживает:

النَّبِيُّ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ

«Пророк ближе к верующим, чем их души…» (аль-Ахзаб, 33/6).

Привязанность и верность к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлялась и в том, что среди влюбленных в него было принято носить на челе, помещенными на головном уборе благословенные волосы с его головы и бороды и отпечатки следов его ног. Только благодаря этим чувствам до нас дошли его накидка и посох, мечи и луки, священная печать и другие вещи, и все, что некогда принадлежало Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), воспринималась как аманат. Османское государство в уважении и преданности этим аманатам проявило особое усердие. В такой степени, что некоторые мудрые люди сказали, что шестивековое блистательное существование Османского государства стало возможным благодаря следованию Корану и Сунне и трепетному отношению к священным аманатам, которые остались как память о нем.

 3. Верность великим людям Ислама.

 

Каждый му’мин обязан обладать чувством верности к великим людям Ислама. Великие люди Ислама – это те, которые донесли до нас повеления и запреты Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), прекрасную нравственность и стали маяками, льющими свет в обоих мирах. Они наставляют и воспитывают человечество и, облагораживая его внутренний мир, направляют на истинный путь. Поэтому сказано:

«Смерть алимов подобна смерти всего мира».

С другой стороны, некоторые толкователи Корана слово «праведные» из аята:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ

«О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте вместе с праведными» (ат-Тауба, 9/119) разъяснили как «быть верными». И дали такое толкование аята:

«Пребывайте на пути Имана и Ислама вместе с верными. И обретите верность, и удостойтесь спасения в жизни земной и вечной».

 4. Верность родителям и близким:

 

Права родителей – это вопрос, требующий особого внимания. Служение им, доброе слово и уважительное отношение, особенно, когда они достигнут преклонных лет, есть великий долг верности их детей. В Священном Коране любовь к родителям и служение им упоминается после поклонения Аллаху. Всевышний Творец повелевает:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они [миловали] и растили меня ребенком» (аль-Исра’, 17/23-24).

Благословенная жизнь Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) полна примерами подобной преданности. Мать Али Фатыма бинт Асад (радыйаллаху анхума) в юности служила  Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) как настоящая мать. Когда эта праведная женщина умерла, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) у ее изголовья свидетельствовал перед Всевышним Творцом о ее жертвенном служении:

«О моя мама! Да смилостивится Аллах над тобой! Ты стала для меня матерью вместо моей настоящей матери. Ты кормила меня, оставаясь сама голодной, ты одевала меня, не имея одежды для себя, лишала себя вкусной пищи, отдавала ее мне, и при этом просила лишь довольства Аллаха и вечного прибежища».

Затем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел сделать омовение умершей три раза. Когда дошла очередь окропить ее ароматной жидкостью, называемой «кафур», он собственноручно сделал это и, сняв свою рубаху, надел на нее. Умершая была похоронена в этой рубахе.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам копал могилу и выбрасывал наверх землю. Завершив это, он лег в ляхад, боковое углубление в могиле, и сказал:

«Дающий жизнь и забирающий ее – Аллах. Он Вечный и Живой. О Аллах! Прости мою маму Фатыму бинт Асад. Напомни ей о единобожии и сделай ее могилу просторной. Прими мою ду’а ради Своего Посланника и предыдущих пророков. Нет сомнения в том, что Ты Милостивый из милостивейших…»

Потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил джаназа-намаз и вместе с Аббасом и Абу Бакром (радыйаллаху анхума) опустил умершую в могилу (Табарани, Му’джамуль-Кабир, XXIV, 351-2).

Образцовая жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) наполнена множеством бесподобных примеров верности, которые служат для всего человечества совершенным уроком нравственности.

После битвы Хунайн к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришли представители племени Хавазин и, ссылаясь на то, что они мусульмане, попросили освободить их соплеменников, попавших в плен. Некоторые из них сказали Посланнику:

― Среди нас есть твои кормилицы и воспитатели.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), проявляя глубочайшую верность, ответил:

― Я отускаю пленных, которые есть у меня и  сынов Абдульмутталиба.

Благородные сахабы, стремясь быть причастными к этому благородству, с воодушевлением отозвались:

― И мы ради Посланника Аллаха отпускаем своих пленных!

И так в тот день было освобождено шесть тысяч пленных без какого-либо выкупа за них. Результатом этого беспримерного благодеяния было то, что все племя Хавазинов приняло Ислам.

 * * *

После родителей следует любовь и верность родным и близким. Близость бывает двух видов. Первая – более общая, близость по вере; вторая – это близость родственная. Разрывать отношения с родственниками – дурной, отвратительный, греховный поступок. Поэтому сказано:

«На собрание, где присутствует человек, порвавший отношения с родственниками, не сойдет Милость Всевышнего».

Наша религия повелевает нам хорошее отношение к родственникам и определяет права родственников в зависимости от их близости, делая это нашей обязанностью на всю жизнь.

Институт семьи и родственных отношений есть проявление чудес и таинств Всевышнего Аллаха. Узы любви и родственных чувств, которые возникают под сенью никаха между чужими до этого людьми, являются даром и благом Всевышнего Аллаха. Прерывать родственные отношения – отвратительный поступок, нарушение верности. Кажущаяся разобщенность людей в этой жизни преодолевается в браке, истоки которого лежат в союзе Адама и Хаввы (алейхимассалям). С точки зрения богобоязненности, верность находится выше родственных уз.

Благополучие этого мира укрепляется теми связями, которые вносит исламская нравственность в семейные и родственные отношения. Искренность и верность, служащие их продолжением, являются источником счастья в мире земном и вечном.

Но это еще не все, кто достоин верности. В наших сердцах должна укрепиться верность нашим друзьям и братьям по вере. Для каждой личности, обладающей здоровой нравственностью, является обязательной верность предкам, верность живым и умершим мусульманам, верность Отчизне, верность всему, что поручено нашему обществу.

Следует знать, что только присутствие в человеке богобоязненности и чувства верности может противостоять пренебрежению божественными установлениями и разрушению любви в наших душах. В противном случае, нафс, уводя душу в лицемерие и беспечность, будет толкать ее из одной пропасти в другую. Ведь причиной того, что многие народы были уничтожены и оказались под гневом Господа, явилось невыполнения ими обещания, данного Творцу. Они не приняли то, что верность клятве – долг и обязанность человечества. Они погибли, не удостоившись ильм (знания), идрак (познания), марифат (истинного понимания). Произошедшее с ними стало назидательным уроком для видящих и потомков, наставлением для богобоязненных. В священном аяте провозглашается:

«У большей части из них Мы не нашли [верности] завету…» (аль-А’раф, 7/102).

Как ярко описывается в рассказе Фаридуддина Аттара (рахматуллахи алейхи) положение тех, кто проявляет неверность, забыв о благах, дарованных им Аллахом, и став рабами пустых приземленных желаний.

«У одного падишаха была охотничья собака, которую он очень любил. Она отличалась особым охотничьим чутьем и умением. Падишах ее очень ценил и, отправляясь на охоту, неизменно брал с собой. По приказу падишаха ошейник собаки был украшен бриллиантами, а на лапы надеты золотые и серебряные браслеты. На спину наброшена атласная стеганая накидка. Однажды падишах, собравшись на охоту, как обычно, взял собаку с собой. Падишах, восседающий верхом на коне и держащий на шелковом поводке свою собаку, был важен и спокоен. Но тут произошло то, что все изменило. Любимая собака, забыв своего хозяина, вдруг начала тянуть поводок в сторону. Падишах, не подозревая о причине этого, попытался вернуть ее. Но собака сопротивлялась, потому что грызла кость, которую она нашла. Увидев эту картину, падишах воскликнул в удивлении и растерянности:

«В моем присутствии, не обращая внимания на меня, заниматься чем-то другим! Может ли это быть?!.»

Он был очень расстроен. Его сильно ранила неблагодарность, неверность, бесчувственность его собаки. И он не нашел в себе желания простить ее, хотя она была лишь собака. То, что собака в одно мгновение променяла заботу, великодушие, щедрость хозяина на никчемную кость и забыла его, ранило душу падишаха, и не могло было быть прощено им. В гневе он крикнул:

― Прогоните эту неблагодарную!

Собака поняла причину гнева хозяина, но было уже поздно. Даже когда придворные попросили:

― О правитель, позвольте снять с нее бриллианты, золото и серебро! – он повелел:

― Пусть уходит как есть!

И вслед собаке прокричал:

― Пусть уходит как есть! И пусть уходит так, чтобы в жаркой и безжизненной пустыне осталась никому не нужной, без пищи и воды, и, глядя на эти украшения, с горечью вспоминала о тех почестях и благах, которые потеряла!..»

Как назидательна эта история, разъясняющая положение тех неверных, которые сгинули, не оценив по достоинству бесчетные блага Всевышнего Творца, и увлеклись никчемными, иллюзорными выгодами. Попавшие в это положение, в конце концов, осознают бесполезность своих целей, но все будет напрасно. Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Если неверность является постыдной и порицаемой даже для собак, как же ты, человек, можешь быть неверным?»

В связи с этим, великие люди Ислама обращались к верующим:

«Наилучшим образом бери урок из жизни беспечных и из жизни праведных и стремись стать рабом, верным Аллаху!»

Да, вся суть в том, что всего лишь надо быть верным рабом.

Безграничная хвала Всевышнему Творцу, который одарил нас честью и благом многолетнего пребывания около одного из праведных рабов. Это величайший человек, который в июле 1999 года вернулся к Господу и был похоронен на кладбище Сахра Джадид, мой многоуважаемый отец Муса эфенди (рахматуллахи алейхи).

Мой отец и учитель воплотил в себе благородные качества Абу Бакра ас-Сыддыка (радыйаллаху анху), а среди тех, кто любил его, был известен как «сахибуль-вефа», то есть «обладающий верностью». И этот титул достался ему по праву. Жизнь его, приближенного раба Аллаха, была исполнена верности и надежности, его душа была солнцем наших дней и месяцем наших ночей. Он являлся полюсом благочестия и султаном просвещенных.

Он был подобен бутону познания, который заключал в своем сердце те проявления верности, о которых было рассказано выше, и поэтому заслужил право называться «сахибуль-вефа». Несмотря на то, что после его смерти прошло столько лет, рана от расставания с ним еще не зажила в наших сердцах. А, наоборот, стала еще глубже. Ведь та духовная атмосфера беспримерной верности была для нас непревзойденной школой братства, надежности, дружбы и любви.

Когда Всевышний Аллах поручает своему рабу почетное служение, то в то же время одаривает способностью к этому служению. И с этой точки зрения совершенство внешности и духовности Мусы эфенди соответствовало ему. Даже в тяжелых и затруднительных ситуациях он с глубоким пониманием, проницательностью и деликатностью мог дать нужный совет или принять решение. Красота цветов – роз, гвоздик, нарциссов, взращенных в его ауре верности, оживляет сады наших душ. Его преданность Создателю, следование Корану и Сунне, верность традициям предков, теплота в отношениях к родственникам, друзьям и даже друзьям друзей, рвение в делах вакфа и многие тысячи других проявлений его качеств служат прекраснейшими примерами того, как должна выполняться клятва, принесенная душами своему Создателю.

Мы хотели бы вспомнить некоторые проявления верности Мусы эфенди.

Он очень волновался, когда встречал обездоленных пожилых людей, которых отринуло общество и оставило лицом к лицу с их нуждой. Он говорил:

«По сути, мы обязаны взять в свои дома этих обездоленных, но у нас нет такой возможности. Поэтому мы обязаны построить для них дома призрения».

Потом вместе со своими приближенными он реализовал эту мысль. Навещая впоследствие обитателей дома призрения, они с неизменным вниманием относились к их нуждам и обеспечивали всем, что было необходимо.

Он понимал характер каждой кошки, живущей в нашем саду, каждому котенку давал подходящую кличку и обращался со всеми ними, учитывая их индивидуальность.

Он, спустя пятьдесят пять лет, велел найти медсестру, которая ухаживала за мной, когда я был еще младенцем. И был к ней уважителен и почтителен.

А верность, которую он проявлял к своему учителю Махмуду Сами эфенди, вошла в легенду. Первое, что он посещал в праздничные дни, был дом Сами эфенди. И первый курбан он резал за него. Он прочитывал весь Коран за душу своего учители и призывал делать то же самое любящих Сами эфенди, что становилось причиной того, что Коран прочитывался десятки тысяч раз. И душа Муса эфенди, верная своему учителю,    наполнялась радостью.

Он своими поступками и всей своей жизнью показывал нам «преданность любящего и какой она должна быть», беря за пример любви и дружбы Абу Бакра (радыйаллаху анху). Сегодня все обладатели любви должны стремиться к тому, чтобы на земле верности, которую возделал этот султан любви, взойти бутоном Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям).

Пусть Всевышний Создатель наградит нас ихсаном, чувством постоянного пребывания перед Аллахом!

О Аллах! Укрась наши души прекрасными чертами «сахибуль-вефа» и сделай нас из общины праведных рабов! Сделай наши поступки праведными и искренними и введи нас за это в высшие сады рая! Одари нас детьми, которые будут светом очей наших, и от них пойдет богобоязненное поколение. Сделай всех нас преданными Тебе, Твоему Посланнику, родителям, родственникам, всем му’минам, Отчизне, нации и всему тому, что нам поручено. Дай нам возможность, чтобы мы в обоих мирах жили под Твоим божественным благоволением.

Аминь!
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий