03.12.2024

ГРЕХ НАСИЛИЯ (ЗУЛЬМ)

١٧١. عَنْ أَبِي ذَرٍّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِيمَا رَوَى عَنِ اللّٰهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى أَنَّهُ قَالَ: «يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا فَلَا تَظَالَمُوا».

1. Абу Зарр (радыйаллаху анху) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передал такие слова Всевышнего Аллаха – велик Он и славен:

«О Мои рабы! Я сделал насилие запретным (харам) для Себя. Я сделал его запретным и для вас. Не совершайте насилие (зульм) по отношению друг к другу!» (Муслим, Бирр, 55)

١٧٢. عَنْ أَبِي مُوسَى رَضِيَ اللّٰهُ تَعَالَى عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ اللّٰهَ لَيُمْلِي لِلظَّالِمِ حَتَّى إِذَا أَخَذَهُ لَمْ يُفْلِتْهُ» قَالَ ثُمَّ قَرَأَ:

(وَكَذٰلِكَ اَخْذُ رَبِّكَ اِذَاۤ اَخَذَ الْقُرٰى وَهِيَ ظَالِمَةٌ اِنَّ اَخْذَهُۤ اَل۪يمٌ شَد۪يدٌ).

 

2. Абу Муса (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Поистине, Аллах предоставляет отсрочку притеснителю. Но Он когда схватит его, то не даст возможности убежать».

Потом он прочитал такой священный аят:

«Таким было наказание Господа твоего, когда Он наказал города, [жители] которых неправедны. Воистину, кара Его мучительна, сурова» (Худ, 11/102). (Бухари, Тафсир, 11/5; Муслим, Бирр, 61. Отдельно см. Тирмизи Тафсир, 11; Ибн Маджа, Фитан, 22).

١٧٣. عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «اِتَّقُوا الظُّلْمَ فَإِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَاتَّقُوا الشُّحَّ فَإِنَّ الشُّحَّ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ حَمَلَهُمْ عَلَى أَنْ سَفَكُوا دِمَاءَهُمْ وَاسْتَحَلُّوا مَحَارِمَهُمْ».

3. Джабир (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Остерегайтесь совершать насилие! Ибо насилие в Судный день предстанет кромешной тьмою. Остерегайтесь жадности. Ибо жадность сгубила народы, которые жили до вас. Жадность привела их к тому, что они неправедно проливали кровь друг друга и запретное называли дозволенным». (Муслим, Бирр, 56; Бухари, аль-Адабуль-муфрад, № 483. Отдельно см. Ахмад, II, 92, 135; Хаким, I, 55/26).

١٧٤. عَنْ أَبِي سَلَمَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّهُ كَانَتْ بَيْنَهُ وَبَيْنَ أُنَاسٍ خُصُومَةٌ فَذَكَرَ لِعَائِشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا فَقَالَتْ لَهُ:

«يَا أَبَا سَلَمَةَ! اجْتَنِبِ الْأَرْضَ فَإِنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«مَنْ ظَلَمَ قِيدَ شِبْرٍ مِنَ الْأَرْضِ طُوِّقَهُ مِنْ سَبْعِ أَرَضِينَ».

4. Абу Салама бин Абдуррахман сообщает, что среди его племени существовали некоторые разногласия среди людей. Когда он поведал об этом досточтимой Айше, мать всех правоверных сказала:

— О Абу Салама, остерегайтесь проявлять несправедливость при разделе земли! Ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если человек путем насилия присвоит себе хотя бы пядь земли, эта земля со всеми ее семью слоями обмотается вокруг его шеи». (Бухари, Мазалим, 13; Бад-уль-Халк, 2; Муслим, Мусакат, 139-142. Отдельно см. Тирмизи, Бийат, 21).

١٧٥. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«لَتُؤَدُّنَّ الْحُقُوقَ إِلَى أَهْلِهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُقَادَ لِلشَّاةِ الْجَلْحَاءِ مِنَ الشَّاةِ الْقَرْنَاءِ».

 

5. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В Судный день обязательно каждый возьмет то, что ему причитается (с другого). Даже рогатый баран будет спрошен за безрогого барана». (Муслим, Бирр, 60. Отдельно см. Тирмизи, Кыйамат, 2/2420; Ахмад, II, 235, 302, 372, 411).

 Комментарии хадисам


Насилие (зульм) есть противоположность справедливости. Это значит делать что-то так, как не надо делать; не поступать так, как положено. Насилие также – это проявлять несправедливость, попирать права другого и преступать установленные границы.

Всевышний Аллах во многих аятах называет притеснителями (залимун) тех, кто не верит в Него, не принимает Посланника Аллаха, не следует Корану, не чтит Его повеления и запреты и вершит зло. (см. аль-Бакара, 2/229, 254; аль-Маида, 5/45; Фуркан 25/8).

Всякая несправедливость есть своего рода насилие. Неправедным образом забирать имущество другого человека, покушаться на его честь, достоинство – все это насилие (зульм). Попирать права других, лжесвидетельствуя, или другим недозволенным путем – это насилие. Грех и вражда – тоже насилие. Спорить, желая показать себя правым, а другого – неправым, стараться унизить другого – насилие. Мешать людям следовать по дороге, загораживая ее или устанавливая на ней какое-то препятствие, – насилие и притеснение. «Задержка выплаты долга состоятельным человеком – насилие»[1]. Не внимать урокам прошлого – тоже своего рода насилие. Быть причиной и посредником насилия – тоже насилие…

В первом хадисе насилие (зульм) объявляется запретным (харам) Самим Всевышним Аллахом.

Всевышний говорит, что Он не причиняет насилия и далек от него. Ибо Аллах справедлив, один из Его сыфатов – аль-Адиль «Справедливый». (Тирмизи, Да’ват, 82/3507).

Т.е. Он источник справедливости, и все Его деяния преисполнены справедливости.

Всевышний Аллах сообщает Своим рабам, что Он не любит притеснение (зульм) и никогда не доволен проявлениями насилия, поэтому Сам никогда не притесняет Своих рабов. В священном аяте говорится:

«Отвечай [, Мухаммад], им: «Блага этого мира недолговечны. А будущая жизнь лучше для того, кто богобоязнен. И не будете вы обижены и на финиковую плеву» (ан-Ниса, 4/77).

«А как [поведут они себя], когда Мы соберем их в [Судный] день, в [приходе] которого нет сомнения, [когда] каждому человеку воздается сполна то, что он заслужил, и с ними поступят по справедливости?» (Али Имран, 3/25).

«[Это] наказание за то, что вы уготовили себе сами, ибо Аллах не обижает Своих рабов» (Али Имран, 3/182; аль-Анфаль, 8/51; аль-Хадж, 22/10).

«А те, кто совершает добро, будь то мужчина или женщина, если они к тому же верующие, войдут в рай, и не будут они обижены ни на бороздку финиковой косточки» (ан-Ниса, 4/124).

По сути, так как все миры принадлежат Аллаху, и не существует другого владыки над ними, кроме Него, не может идти и речи о притеснении кого-то Всевышним. Т.е. Всевышний Аллах никогда никоим образом не может иметь отношение к насилию и притеснению.

Всевышний Аллах не желает, чтобы Его рабы совершали насилие по отношению друг к другу. В Священном Коране Он сообщает, что не любит притеснителей и не направит их на прямой путь (хидайат). (Али Имран, 3/86, 140).

Поэтому мусульманин, вынося решение о ком-то, взвешивая, выступая в качестве свидетеля и для родственника, и для чужого человека, и для друга, и для врага, и для богатого, и для бедного, хоть в гневе, хоть в спокойствии, одним словом, в любых обстоятельствах, должен поступать по справедливости. Он никогда не должен, давая волю своим чувствам, отступать от справедливости. (ан-Ниса, 4/135; аль-Маида, 5/8; Хайсами, I, 90).

Если мусульманин будет именно так соблюдать справедливость, Всевышний Аллах полюбит его. (аль-Худжурат, 49/9).

С другой стороны, не надо обманываться тем, что притеснители живут в достатке во время такой короткой земной жизни. Ибо Всевышний Аллах всего лишь представляет им отсрочку, для того чтобы они раскаялись и перестали творить несправедливость. Как сообщается во втором хадисе, по истечении этой отсрочки, если они не образумятся, они будут «схвачены». После этого они уже не смогут никуда скрыться. Потому что наказание, которому подвергает наш Всевышний Господь грешников, мучительное и тяжелое.

Всевышний, будучи милосердным к Своим рабам, не спешит подвергнуть их наказанию. Он дает им время раскаяться в насилии и зле, которые они чинили. И даже наказание многих из них Он оставляет для будущей жизни. Притеснители никогда не должны обманываться этим. Они не должны думать, что их деяния принесут им выгоду, им следует проснуться от сна небрежения (гафлет) на миг раньше. Разве они не знают: «Аллах дает отсрочку, но Он не забывает». Т.е. Он дает отсрочку на определенное время, но когда этот срок наступит, воздаст по заслугам. Тогда притеснители поймут, что у них уже нет оправдания и права просить пересмотра их дел, но будет поздно.

В священных аятах говорится:

«И как было много поселений, [жителям] которых я дал отсрочку, хотя они и были неправедны! Потом же я наказал их, и ко Мне они вернутся» (аль-Хадж, 22/48).

«И не помышляй [, о Мухаммад,] будто Аллах не ведает о том, что творят нечестивцы. Он только дает им отсрочку до того дня, когда [люди], возведя взоры [к небесам] побегут поспешно, запрокинув головы, с неподвижным взором и опустевшим [от страха] сердцем» (Ибрахим, 14/42-43).

Невозможно вершить насилие долго, конец его будет гибельным. Кем бы ни был притеснитель, он все равно получит наказание. Хотя такое невозможно, чтобы пророки совершали насилие, но если какой-то пророк все же совершил бы насилие по отношению к кому-либо, даже он понес бы наказание. Следующий случай, повествующий об этом, показывает нам, как далек был от насилия всякого рода наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).

Сухайль бин Маар был проповедником у курайшитов. В то время когда поэзия была в почете, и одним словом можно было развязать и закончить войну, он настраивал людей против Ислама, сбивал их с пути. Этот человек попал в плен в битве при Бадре.

Досточтимый Умар (радыйаллаху анху) попросил:

— О Посланник Аллаха! Разреши, я выбью зубы Сухайлю, чтобы его язык свесился наружу! Пусть он никогда после этого не говорит что-либо против тебя и против Ислама!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Оставь его, о Умар! Я не могу искалечить его. Если я поступлю так, то, хотя я и Пророк, Аллах воздаст мне тем же. Не спеши, придет день, когда он, воздавая тебе хвалу, произнесет речь в таком месте, которое тебе по нраву, и он порадует тебя[2]. (Ибн Хишам, II, 293).

Если случится невозможное, и какой-то пророк совершит насилие, то и его постигнет наказание. В таком случае, на что же рассчитывают другие люди, утопая в болоте насилия, совершенно  нельзя понять! Ведь Всевышний Аллах ясно говорит:

«Воистину, не преуспеют те, кто творит беззаконие» (аль-Касас, 28/37).

Конец притеснителей – гибель. История являет собой кладбище людей и народов, погибших по причине совершаемого ими насилия. Печальный конец многих из них, являющийся назиданием для нас, представлен в Священном Коране.

Всевышний Аллах говорит:

«Разве будут погублены [люди], кроме нечестивых?» (аль-Ан’ам, 6/47).

Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит о том, что насилие будет обязательно наказано:

«Вместе с тем, что они наказываются в будущей жизни, уже в этом мире чаще всего наказываются такие грехи, как насилие и пренебрежение родственниками». (Абу Дауд, Адаб, 43/4902; Тирмизи, Кыйама, 57; Ибн Маджа, Зухд, 23).

Главный печальный итог притеснителям будет подведен в будущей жизни. В священном аяте так говорится о том, что притеснители будут ввергнуты в Ад:

«Потом Мы спасем богобоязненных, а обидчиков оставим там стоять на коленях [вокруг ада]» (Марйам, 19/72).

В таком случае, мы должны, немедленно раскаявшись в совершенном насилии, возместить ущерб тем людям, с которыми мы поступили несправедливо, и просить у них мира. Без этого нельзя спастись. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждает свою общину о том дне, когда справедливость проявиться в полной мере. Он говорит:

«Если кто-то совершил насилие, поправ честь, достоинство или имущество другого, пусть помириться с ним, прежде чем наступит Судный день, когда уже не будет золота и серебра. Ибо если у него имеются вознаграждения (саваб) за добрые дела, из этого вознаграждения вычтут по мере совершенного им насилия (и отдадут тому, кого он обидел). Если у него нет добрых дел, то на него взвалят грехи того, кого он обидел». (Бухари, Мазалим, 10; Рикак, 48).

Это разорение, банкротство в полном смысле этого слова. Это значит, что над человеком, оказавшимся в таком положении, опустилась вечная тьма. Так, в третьем хадисе сообщается, что насилие в Судный день для совершавших его будет тьмой над тьмой. Потому что эти притеснители в земном мире омрачили жизнь тех, кого они обидели, превратили эту жизнь в тюрьму. А потом окажется, что, поступая так, они омрачали свою вечность! Оказывается, они настолько заблуждались!

Хотя Всевышний Аллах и предупреждал притеснителей в этом мире, но они не вняли Его наставлениям. Когда при них читали такие священные аяты:

«Не Аллах обидел их, а они сами обидели себя!» (Али Имран, 3/117).

«Да, те, кто творит беззаконие, – в явном заблуждении» (Лукман, 31/11).

В Судный день уже будет поздно, и ничего нельзя будет сделать, не будет спасительной ветки, за которую можно было бы уцепиться. В тот день:

«Нет у нечестивцев ни близкого друга, ни заступника, которого они послушались бы» (аль-Му’мин, 40/18).

В тот день:

«И не будет у неправедных заступника!» (аль-Бакара, 2/270; аль-Хадж, 22/71).

Во второй части приведенного нами хадиса говорится, что и жадность запретна. Потому что часто люди чинят притеснение по причине жадности и скупости. Насилие и жадность в первую очередь являются причиной того, что люди убивают, называют запретное дозволенным, совершают другие великие грехи и отходят от веры.

В четвертом хадисе сообщается о наказании в будущей жизни за насильно отобранную землю. Как и в других случаях проявления насилия, наказание за такой грех велико и мучительно.

Неважно, большой или маленький участок земли был отобран. Даже если он размером всего в одну пядь, этого достаточно, чтобы человек стал притеснителем и подвергся мучительному наказанию. Хотя площадь его поверхности занимает всего одну пядь, но под ним находятся еще семь слоев земли. Картина, нарисованная в этом хадисе, является прекрасной иллюстрацией того, что представляет собой насилие. Хотя чинимое насилие кажется притеснителю небольшим, на самом деле оно велико и наносит глубокие раны. Как в земной жизни оно ранит сердца людей и заставляет их плакать кровавыми слезами, так и в будущей жизни насилие ввергнет притеснителя в кромешную тьму.

Проявлять несправедливость при разделе земли – это вид насилия, широко распространенный среди людей. Сколько бывает убито людей за одну пядь земли и сколько рушится семей. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) особо привлекает наше внимание к этому виду насилия и сообщает, что за него ждет тяжелое наказание.

В пятом хадисе сообщается, что насилие ни в коем случае не останется безответным. Будь оно хоть велико, хоть мало, обиженные обязательно получат возможность возместить своим обидчикам. Чтобы пояснить это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приводит наглядный пример. Он говорит, что безрогий баран возьмет причитающееся с рогатого барана, который обижал его.

Т.е. даже животные, которые не обременены религиозными обязанностями (мукалляф), будут спрошены за ту несправедливость, которую они чинили. Этого достаточно, чтобы представить, насколько же справедливым будет расчет с человеком, который ответственнен за каждый свой шаг.

Этот хадис, устрашающий притеснителей, является источником утешения для обиженных. В этом мире они проявляют терпение в безнадежном положении, ищут убежища только у Аллаха и ждут того Дня, когда будут воздвигнуты весы справедливости. Прекрасный пример этого мы видим в следующем случае.

Джа’фар Таййар (радыйаллаху анху) был из первых мусульман. Спасаясь от притеснений неверных (мушрик) Мекки, он вместе с женой переселился в Эфиопию. Там он жил несколько лет. Только семь лет спустя после переселения (хиджра) Пророка он прибыл в Мекку. Когда однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил его рассказать о разных случаях, которые происходили в Эфиопии, Джа’фар Таййар рассказал:

«Как-то мы сидели. Мимо нас прошла пожилая монахиня. На голове она несла большой сосуд с водой. Тут один юноша толкнул в спину эту несчастную женщину. Женщина упала на колени, сосуд разбился. Монахиня поднялась, посмотрела на юношу и сказала:

— О притеснитель! Завтра, когда будет явлен Трон Аллаха, когда все люди, жившие на земле, будут собраны вместе, когда наши руки и ноги начнут говорить о том, что они творили, и когда Аллах спросит с обидчиков за тех, кого они обижали, ты увидишь, как обернется дело между нами!

Услышав это, наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся и сказал:

Женщина сказала правду. Да, она сказала правду. Может ли Аллах оправдать то общество, где с сильных не спрашивают за бессильных! (Ибн Маджа, Фитан, 20; Абу Йа’ля, Муснад, IV, 7-8; Ибн Хиббан, XI, 443-444).

Наши предки именно это имели в виду, когда говорили: «Если у притеснителя есть его насилие, у обиженного есть его Аллах».

Одним словом, в противоположность тому, как они чувствуют себя в этом мире, в мире вечном они находятся в жалком положении. Помочь им – долг человечности. Самая большая помощь, какую мы можем оказать притеснителю, – это не давать ему совершать насилие.

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Помоги своему  брату по вере, будь он притеснителем или притесняемым!»

Один человек спросил:

— О Посланник Аллаха! Если мой брат притесняемый, я помогу ему. Но если он притеснитель, как я помогу ему?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

— Останови его от насилия, не дай ему совершить его. Поистине, это и есть помощь ему. (Бухари, Мазалим, 4; Икрах, 6. Отдельно см. Тирмизи, Фитан, 68).


[1] Бухари, Навалат, 1, 2; Истикраз, 12; Муслим, Мусакат, 33; Абу Дауд, Буйу’, 10; Тирмизи, Буйу’, 68; Насаи, Буйу’, 100, 101; Ибн Маджа, Садакат, 8.

[2] Это событие, которое наш досточтимый Пророк чудесным образом предсказал, произошло. Пришел день, когда Сухайль (радыйаллаху анху) произнес речь, достойную самой высокой хвалы. Когда Посланник Аллаха скончался, то там, то здесь многие люди начали выходить из Ислама. Мекка погрузилась в смуту, молодой правитель Аттаб бин Асид убежал, не желая подвергаться опасности. Тогда Сухайль (радыйаллаху анху), встав у Каабы, произнес свою речь:

— Кто поклонялся Мухаммаду (салаллаху алейхи ва саллям), пусть знает, Мухаммад умер. Аллах же Живой (Хайй) и никогда не умрет! О курайшиты! Вы стали последними из тех, кто принял Ислам. Не станьте же первыми из тех, кто отказался от него! Клянусь Аллахом, я хорошо знаю, что эта вера останется на земле, пока солнце и луна будут всходить и заходить. Пусть не обманет вас этот человек из вас. Поистине, и он знает об этом то, что знаю я, но его гложет зависть к сынам Хишама!

О люди! Я самый богатый среди курайшитов. Вы должны чтить своего правителя (амира)! Вы должны платить ему закят! Если Ислам не продолжится до конца, я гарантирую, что выплаченный вами закят вернется обратно к вам!

После этого, не в силах сдержаться, он расплакался.

Когда Сухайль закончил свою речь, люди успокоились.

Досточтимый Умар, услышав речь Сухайля, вспомнил слова Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Глаза его наполнились слезами:

— Я еще раз свидетельствую, что ты Посланник Аллаха! (Ибн Хишам, IV, 346; Вакиди, I, 107; Балазури, I, 303-304; Ибн Абдилбар, II, 669-671; Хаким, III, 318/5228).
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий