03.12.2024

КАК ДОКАЗАТЬ НЕМУСУЛЬМАНИНУ, ЧТО ИСЛАМ – ЭТО ИСТИНА?

Введение. Если меня спросят, что отличает Ислам от любой другой религии, я отвечу, что Ислам — религия здравомыслия; не существует противоречий между исламской верой и здравым мышлением. Это означает, что ключевые религиозные убеждения и методология религиозного суждения о действиях человека может быть обоснована одним разумом без обращения к священным текстам. Это также означает, что в [нашей] религии нет ничего, что бы противоречило разуму, хотя не всё в религии можно познать одним только разумом (например, как и когда молиться).   Другими словами, Ислам не основан ни на мистицизме, ни на принципе «либо верь, либо нет; это вера, а не логика!», такой подход встречается в других религиях. В Исламе нет разделения между логикой и верой.    Когда исламские ученые говорили о знаниях основ (по-арабски «усуль»), они имели в виду либо основы религии (исламское вероубеждение), либо основы фикха (правила религии), а иногда и то, и другое вместе. Основы религии — это исламское вероучение. Основы отличаются от «ответвлений» (фуру), которые представляют собой детальное изучение вопросов, относящихся к шариатским решениям относительно действий людей (т. е. фикх).    Здравый смысл, основы религии, основы фикха и ответвления фикха объединяются следующим образом: во-первых, с помощью здравого смысла мы понимаем, что Бог существует, что Он один, что у Него нет сотоварища или равного Ему, и Ему присущи лишь совершенные качества. Во-вторых, благодаря здравому смыслу мы понимаем, что чудо пророчества является неоспоримым доказательством пророчества. В-третьих, с помощью здравого смысла мы можем установить, что Пророк Мухаммад творил чудеса и имел другие качества пророка. На основании этого, ученые пришли к единому мнению о том, что ничто в священных текстах не толкуется так, чтобы это противоречило здравому мышлению или воспринимаемой нами реальности (например, что квадрат отличается от круга, два отличается от трех). Если бы это было не так, тогда это было бы отрицанием самой веры. Кроме этого, отрицание достоверных знаний об этих фактах означает отрицание достоверных знаний о Создателе, пророчестве и исторических событиях. В-четвертых, с помощью здравого смысла мы можем из текстов извлекать шариатские решения, относящиеся к разделам фикха; определить научную методологию этих разделов (т. е. каково шариатское решение относительно определенного действия человека). Кроме того, с помощью размышления мы можем определить, какое доказательство является сильным, а какое — нет. В этой статье мы постараемся осветить эти четыре положения, но прежде нам необходимо объяснить, что такое здравое мышление.    Здравое мышление — это способность отличать правильное от неправильного, или то, что должно быть, от того, чего быть не может. Ни одно из религиозных сообществ не является столь же щепетильным и беспристрастным, сколь щепетильны мусульмане в отношении свидетельств правильности их убеждений и религиозной практики. Мусульмане выделяют различные уровни вероятности относительно достоверности их текстов и других видов свидетельств.    Эти свидетельства делятся на:   1. Достоверные. 2. С большой вероятностью достоверные. 3. Скорее всего, достоверные. 4. Возможно, достоверные. 5. Маловероятные. 6. Невероятные.    Эта градация — основополагающая для любой науки, потому что здесь представлены естественные категории, посредством которых здравомыслящий человек оценивает явления и предметы. Аналогично, эти категории являются основополагающими и в исламском научном мире, поскольку отрицание первого и шестого пункта ведет к отрицанию человеческой способности достичь определенности вообще, а значит, и способности верить.    Противоположностью здравого мышления является софистика, или крайний релятивизм, где сомнению подвергается все, иногда даже собственно существование человека. Поскольку приверженцы этих теорий, таким образом, сомневаются в существовании доказательств, спорить с ними бесполезно. Вместо этого нужно ставить их в такую ситуацию, в которой они вынуждены признавать несомненное существование воспринимаемой реальности. Например, нужно сказать им: «Я не буду обсуждать что-либо с тобой, пока ты не признаешь, что ты уверен, что мы разговариваем друг с другом». Более грубым способом будет брызнуть им в лицо холодной водой и, когда они возмутятся, сказать: «Ты имеешь в виду, что вода, в существовании которой ты не уверен, попала на лицо, в существовании которого ты не уверен, принадлежащее человеку, в существовании которого ты тоже не уверен?»      Как понять, достоверно утверждение или вероятно? Объяснение того, что представляет собой категория достоверности, имеет основополагающее значение, поскольку с ее помощью объединяются вера и разум, в чем заключается уникальная особенность Ислама. Все основополагающие вероубеждения мусульман сочетаются с их достоверностью в смысле исламских источников, из которых вытекают все остальные убеждения и религиозная практика.    Различают два вида достоверности: очевидное знание того, (1) что утверждение достоверно или (2) что оно невероятно. Все другие утверждения считаются вероятными, если нет существенного доказательства обратного. Что же имеется в виду, когда мы говорим «достоверно», «невероятно» и «вероятно»?

  • Достоверные утверждения: это утверждения, которые здравый рассудок не может отрицать, потому что противоречить им абсурдно. Например, достоверно, что 1+ 1=2, утверждать, что это не так, было бы абсурдно (в случае с натуральными числами). Это утверждение не применяется к научным теориям, таким, как E=mc2, поскольку потенциально эти теории могут быть признаны неверными.
  • Невероятные утверждения: существуют утверждения, с точки зрения здравого разума являющиеся абсурдными, такие, как 1+1=3, или часть целого больше, чем целое, или квадрат круглый. Другой пример чего-то невероятного — это верблюд, проходящий через угольное ушко, при условии, что составляющие этого утверждения не изменили ни размера, ни формы. Невероятные утверждения относятся к тому, чего никогда не может быть; они представляют собой всего лишь вербальные несуразности, лишенные здравого смысла. Обычно это противоречие в условиях (например, идея об абсолютно круглом квадрате) или противоречие в значениях (например, 1+1=3 при использовании натуральных чисел). Невероятные вещи не включают утверждения, которые лишь очевидно невероятные, например, летающие свиньи или реки, текущие в гору. Это утверждения, о которых известно, что они невероятны, только исходя из знаний о том, как устроен мир, и о которых нельзя сказать, что они являются невероятными с точки зрения разума.
  • Вероятные утверждения: это утверждения, которые являются вероятными, если исходить лишь из здравого смысла. Это не означает, что они вероятны при нормальном ходе событий. Данная категория включает все нормальные события, а также вещи, которые в действительности невероятны, такие, как, например, вышеупомянутые летающие свиньи и реки, текущие в гору. Если происходит что-либо в действительности невероятное, то это необычное событие, такое, как насыщение сотни людей одним куском хлеба, излечение прокаженного прикосновением к нему, воскрешение мертвого, хождение по воде и т. д., то есть невероятные в действительности вещи оказываются вероятными, хотя и необычными. Так мусульмане относятся к утверждениям относительно земных событий, то есть к науке.

Признание этих категорий в качестве инструмента логического мышления является основополагающим фактором. Отрицание этих категорий подразумевает отрицание религии в целом, поскольку означает отрицание возможности достоверного познания того, что Аллах существует, что Коран является неискаженным Писанием и чудом и что Пророк Мухаммад был Пророком Аллаха и Его Посланником. Заявление о том, что человек получает знания лишь посредством ниспосланного текста абсурдно и является своего рода софистикой, поскольку сначала нужно будет доказать, что текст сам по себе является надежным, а это возможно лишь посредством здравого мышления. Эти категории утверждаются Кораном, в котором на протяжении всего текста повторяется риторический вопрос «’афаля та’килюн», что означает (смысл): «Разве вы не понимаете истины?» Этот вопрос — призыв быть здравомыслящим.      Достоверное доказательство существования Бога, исходя из здравого смысла Ислам велит мусульманам верить в основополагающие догмы Ислама, не допуская и тени сомнения. В то же время Аллах (Бог, Создатель этого мира) сказал в Коране, что Он не велит нам делать того, чего мы не в состоянии делать. Аллах также называет Себя Аз-Захир, что означает «Тот, чье существование очевидно из доказательств». Понятно, что верность этих основополагающих убеждений может быть достоверно доказана.   Основы исламской веры относятся к категории достоверных утверждений. Это вера в то, что существует только один Создатель и что у него нет сотоварищей, полностью или частично. Простой способ доказать это — установить, что для существования этого мира нужен Создатель.    Очевидно, что наш мир удивительно устроен. Возьмем, например, человеческую клетку, то, как она развивается и взаимодействует с организмом, или же невероятную точность солнечной системы и земной атмосферы. Логика подсказывает, что это не случайные явления, и, если они не случайны, значит, они организованы, а организация подразумевает наличие кого-то, кто конкретизировал бы их, и имел бы силу конкретизировать, и сделал бы это для всего, без исключения.    Чтобы показать, что это так, приведем пример: вы вышли из чрезвычайно грязной комнаты, вещи валялись на полу, мебель была перевернута и так далее. Позже вы вернулись в комнату и обнаружили, что она чистая и опрятная. Поверите ли вы в то, что порядок был наведен без участия кого-либо или чего-либо?   Так мы приходим к заключению, что наш мир должен иметь Создателя, обладающего Волей и Могуществом. Разве вы не понимаете, что деревья на берегу реки никогда не станут сами по себе плотом? Или что корабль никогда не поплывет к месту назначения в шторм без управления? Если это истинно для таких простых примеров, тогда очевидно, что истина и то, что кто-то управляет явлениями в нашей вселенной, и Он охарактеризован Волей, Знанием и Могуществом.      Достоверное доказательство того, что Бог чист от недостатков, таких, как наличие детей, исходя из здравого смысла Вышеприведенный аргумент приводят все, кто верит в существование Создателя, например, христиане и иудеи. Впрочем, принятие этого доказательства подразумевает следующие выводы:   Тот, кто властен создать эту непостижимую вселенную, лишен каких-либо недостатков. Это очевидно, поскольку мир вокруг нас показывает, что Его Могущество, Знание и Воля абсолютно не ограничены. А ведь Он создал все это из небытия, так что утверждение, что Он спит или бывает сонным, невероятно. Такое заявление лишь говорит о неспособности постичь существование вне материального существования, о проведении аналогий между Создателем и тем, что создано. Также это и неспособность постичь поразительную детальность и сложность творения, которые приводят к естественному заключению, что Творец не подвержен никаким ограничениям. Именно это мусульмане имеют в виду, произнося: «СубханАллах», — Аллах чист от того, что недостойно Его Величия, то есть от пороков и слабостей.    Истина в том, что Создатель не имеет сотоварища. Ведь наличие сотоварища указывает на нужду: нужду в помощи, нужду одолевать или необходимость идти на компромисс. Нужда — это слабость, а Создатель должен быть свободен от этого, то есть невозможно, чтобы Он имел сотоварища.    Так как мы сказали, что наш мир нуждается в конкретизации и потому должен иметь Создателя, верным должно быть то, что Создатель не имеет качеств, которые требуют конкретизации, таких, как составные части, физические параметры или место расположения, ограничения, пределы, начало и конец, слабости, движение, пол и так далее. Другими словами, Ему не присущи временные, физические или пространственные качества; качества, к которым применим вопрос «как?». Ведь потребность в конкретизации — это огромная слабость и нужда в Создателе.    Только Создатель достоин поклонения. Это очевидно, поскольку у Него нет сотоварища или частей, составляющих Его, как было сказано выше, поэтому все, что существует, является всего лишь созданием и полностью подчинено власти Создателя. Любой непредубежденный человек признает это. Тем не менее, поскольку люди подвержены пропаганде атеистов и агностиков, целесообразно предоставить более детальное доказательство:      Математическое доказательство того, что Аллах есть и Он не имеет сходства со Своим творением, подкрепленное рассуждениями пророка Ибрагима Ислам превосходит те религии, которые принимаются только на веру; как показали ученые, отвечая язычникам и атеистам на протяжении всей истории. Доказательство существования Бога — скорее математического характера, нежели экспериментального. Ведь мы не можем наблюдать Аллаха. Его существование и качества доказываются существованием и качествами созданных Им вещей. Утверждение атеистов/материалистов, что Аллаха нет, поскольку Его нельзя напрямую/научно наблюдать, ошибочно и глупо. То, что можно научно наблюдать, не может быть Создателем, поскольку Он не подобен Своему творению. Это все равно как если бы они сказали: «Если Аллах существует, то Он является чем-то физическим».    Логическое доказательство существования Аллаха:    Исходное условие А: Мы существуем здесь сегодня.    Исходное условие Б: Нашему существованию предшествовал ряд событий, происходивших одно за другим и приведших к нашему существованию сегодня. (Прошествие ряда таких событий — это то, что мы называем временем, измеряется в минутах, днях, неделях и годах).    Если мы принимаем исходное условие А, тогда мы должны принять и то, что ряд событий в условии Б имеет начало. Это так, поскольку, если кто-то заявляет, что бесконечный ряд событий должен был завершиться до его появления, тем самым он утверждает, что бесконечность пришла к концу, а это противоречит логике. Это как если бы кто-то сказал: «Машина достигнет своего пункта назначения только после того, как ее колеса повернутся бесконечно много раз», — и затем заявит, что машина прибыла в свой пункт назначения. Тем не менее, ясно, что машина никогда не прибыла бы в пункт своего назначения, если бы бесконечное число оборотов было условием ее прибытия.    Те, кто заявляет, что мир не имеет начала, в действительности говорят, что предварительным условием наступления завтрашнего дня изначально является необходимость свершения бесконечного ряда событий. Это невозможно, потому что бесконечность не имеет конца. Тогда ясно, что ряд событий, которые предшествуют нашему существованию, должен быть ограничен.    В дополнение необходимо сказать следующее: поскольку, безусловно, верно то, что этот ряд событий имеет начало, тогда верно и то, что до этого начала не было никакого ряда событий (определяемого как что-то имеющее начало). В противном случае мы вернемся к тому же противоречию (бесконечность имеет конец). Соответственно, заявление, что мир был создан в результате ряда случайных событий, является иррациональным.    Напротив, должен быть Создатель, давший существование ряду событий, — поскольку их не было до того, как они начались. Более того, так как невозможно, чтобы происходили любые события до появления этого ряда событий, то Создатель не должен быть охарактеризован событием, то есть любым качеством или действием, которое имеет начало. Это снова означает, что Создатель не похож на свои создания, поскольку все созданные качества должны иметь начало. В действительности, иметь начало и быть созданием — это одно и то же. Создать — значит привести к появлению, и все имеющее начало должно появиться.    Из вышесказанного следует, что мы с математической точностью и исходя из логической необходимости знаем о том, что Создатель существует и Он не похож на Свои творения. Учитывая тот факт, что мир имеет начало, мы доказали, что он должен иметь Создателя. Имя этого создателя на арабском языке «Аллах». Если кто-то спросит: «Кто создал Аллаха?» — мы ответим: «У Аллаха нет создателя, и Он не нуждается в нем, поскольку у Него нет начала». Если кто-то затем спросит: «Как вы можете верить, что Аллах не имеет начала, и в то же время не верить в то, что мир не имеет начала?» — мы ответим, что мир имеет начало, основываясь на факте, что он меняется (изменения — это события). Мы не верим, тем не менее, что Аллах меняется. Напротив, мы верим, что Он — Один, не меняется и не имеет начала.    Тот факт, что Аллах не похож на свои творения, можно понять, сказав, что, поскольку утверждение, что Бог есть, достоверно (о чем говорилось выше), то оно не может быть лишь вероятно (поскольку выражения «достоверное утверждение» и «вероятное утверждение» имеют взаимоисключающие значения — утверждение не может быть одновременно достоверным и вероятным). Следовательно, Создатель не должен обладать качествами, которые лишь допустимы. Например, слабость, пределы, границы и нужда являются качествами, которые могут иметь место, а могут и отсутствовать, для того чтобы они появились, их необходимо создать; их наличие вероятно, но не обязательно. Нужен Создатель, чтобы определить пределы этих качеств. Известно, что мы нуждаемся в Создателе, поскольку наши собственные качества нуждаются в определении. Они нуждаются в определении, поскольку имеют пределы, а пределы должны быть определены. Например, если вы укажете на стол в комнате и спросите: «Кто придал ему такую форму?» — и кто-то ответит: «Никто, он всегда был таким!» — вы примете такой ответ? Конечно, нет, потому что мы знаем, что все, что имеет пределы, нуждается в том, кто бы определил эти пределы.    Именно это имел в виду Ибрагим , когда он говорил о звезде в небе: «Не люблю то, что закатывается» (сура «Аль-Ан’ам», аят 76-78; 6:76-78). Закат — это событие и очевидный признак того, что звезда является творением; она нуждается в том, чтобы кто-то определил время ее существования, что наглядно демонстрирует вероятность ее небытия. Он также сказал о солнце: «Оно больше!» Этим он показал своему народу, что то, что имеет предел (размер нуждается в определении пределов), является событием (чем-то, имеющим начало), поскольку нуждается в ком-то, кто бы определил его размер, как и всё остальное, что имеет размер.    Из доказательств, приведенных выше, следует, что Аллах не ограничен пределами, поскольку Он не был создан. Мы также можем с уверенностью заключить, что Аллах обладает Волей определять события и неограниченным Могуществом создавать их. Мы также можем заключить, что Он должен иметь Знание, поскольку определение без Знания невозможно. Теперь легко можно увидеть, что ни одно событие не может произойти без Его Воли. Все это соответствует Исламу и тому, чему нас учили пророки, что подтверждается следующими словами из Корана:    «هُوَ الأَوَّلُ» Смысл: «Он — Аль-Авваль (Предвечный)» (сура «Аль-Хадид», аят 3; 57:3).   Если переводить дословно, то это выражение означало бы: «Он — Первый», — то есть Он существовал до появления всего остального, и Его существованию не предшествовало небытие или бытие чего-либо другого. Это безначальное и необходимое существование, и оно не подвержено влиянию чего-либо, поскольку ему ничто не предшествует.    «وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا» Смысл: «Аллах сотворил всякую вещь и соразмерил её точной мерой по законам, по которым всё существует в соответствии с идеальным порядком» (сура «Аль-Фуркан», аят 2; 25:2).    Если кто-то спросит: «Если событие может быть определено как действие, имеющее начало, и наделение ряда событий бытием является действием с началом (если нет, то что это?), тогда как можно заключить, основываясь на вышеизложенных логических выводах, что Создатель не охарактеризован событиями?   Ответ следующий: мы определяем события не как действия, имеющие начало, а как «что угодно, имеющее начало». Действия могут иметь начало, а именно действия созданий (это их общая черта), или могут не иметь начала, а именно действия Аллаха.    Аллах не подобен Своим творениям, поэтому Он не является событием и не описан событиями. Ведь «создать» означает «дать существование», и все события в силу вышесказанного по определению созданы. Поскольку качества Аллаха не созданы, они не являются событиями. Ат-Тахави, авторитетный ученый в области исламского вероубеждения, сказал:    ما زال بصفاته قديما قبل خلقه   «Он существует и существовал всегда, вечно со Своими качествами, еще до того, как Его творения возникли».    Заметьте, что действия Аллаха не поддаются описанию, поскольку эти действия не ограничены временем. Это действия, о которых не спрашивают («биля кейф»). И то, что нам не хватает понимания, нисколько не затрудняет представленный довод, поскольку мы уже показали и мы можем понять, что ни одно из действий Аллаха не имеет начало. Мы остановимся на этом и не станем углубляться или спрашивать: «Как?» Существуют вещи, связанные с творением, которые находятся за пределами нашего понимания, такие, как модель кварков, так что же насчет Создателя, который не подобен ничему? Пример того, что находится за пределами нашего понимания, приводится в следующем аяте:   «وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ» Смысл: «Хвала Аллаху, который создал небеса и землю и сотворил мрак и свет для пользы людей Своей Мощью и Мудростью» (сура «Аль-Ан’ам», аят 1; 6:1).   Ученые также упоминают другие вещи в качестве первых созданий Аллаха, такие, как вода. Определенно, вода и любые другие физические вещи, без темноты или света находятся за пределами нашего понимания и даже за пределами нашего воображения. Но это не делает их неправдивыми, тем не менее, как подтверждено в этом аяте и тем фактом, что они являются событиями, а поэтому нуждаются в Создателе, как было представлено ранее.    И последнее, но не менее важное замечание, в попытке ввести в заблуждение или вследствие заблуждения кто-то может спросить: «А что, если существование мира циклично?» Наш ответ на это заключается в том, что цикличность представляет собой следование одного цикла за другим, поэтому циклы — это события. Также могут спросить, с целью ввести в заблуждение: «Прежде чем Аллах создал этот ряд событий, мог ли Он создать другой ряд событий или нет?» В ответ можно сказать, что это бессмысленный вопрос, поскольку, как мы уже говорили, должно существовать событие, которое является первым, вне зависимости от количества последовательностей или количества миров, предшествовавших настоящему1. Мы также установили, что действия Аллаха не являются событиями, поэтому им ничто не предшествовало. Пророк сказал:    اللهم أنت الْأَوَّلُ فَلَيْسَ قَبْلَكَ شَيْءٌ وَأَنْتَ الْآخِرُ فَلَيْسَ بَعْدَكَ شَيْءٌ   «О Аллах, Ты Первый, и ничего тебе не предшествовало, и Ты Последний, ничего не будет после Тебя» (Муслим, № 2713).    Теперь, когда мы доказали, что Создатель существует, что у Него нет сотоварища и что ему не присущи качества сотворенного, мы перейдем к следующей фундаментальной составляющей вероубеждения, а именно к утверждению, что Мухаммад — Пророк Господа и Его Посланник.      Достоверное доказательство того, что Мухаммад — Пророк Господа и Его Посланник Во-первых, когда мы говорим, что Мухаммад — Пророк Господа и Его Посланник, мы имеем в виду, что он получил откровение от Господа, повелевающее ему обучать истинной вере (Исламу) и внести изменения в правила и законы предыдущих посланников. Мусульмане верят, что Иисус, Моисей, Иоанн, Авраам и другие пророки были пророками Ислама. Их вера была такой же, но законы и правила, которые они принесли, иногда были иными. Это потому, что потребности человечества менялись со временем.   Во-вторых, никто не отрицает историческое существование Пророка Мухаммада , так что нет нужды обсуждать этот вопрос.    В-третьих, что касается доказательства его пророческой миссии, то, как и в случае с другими пророками, Пророк Мухаммад заявил о своей пророческой миссии, показав чудо. Под чудом мусульмане понимают необычное событие, которое никто из тех, кто опровергает притязание на пророчество, не в состоянии повторить. Если человек являет настоящее чудо при провозглашении пророческой миссии и если в то же время про этого человека известно, что он никогда не лгал и что он обладает исключительными моральными качествами и красотой, тогда все, кто наделен здравым рассудком, могут заключить, что он обладает поддержкой Господа. Другими словами, он должен быть пророком.    Прежде чем стать пророком, Пророк Мухаммад был известен среди людей своей честностью и надежностью со дня рождения, это признавали даже его противники. Люди очень любили его за это. Неотъемлемой характеристикой любого пророка до и после пророческой миссии является его безусловная честность. Вот почему правитель Эфиопии, правивший в то время, поверил Пророку Мухаммаду . От арабов он слышал, что Мухаммад был известен тем, что никогда не лгал, и правитель решил, что если такой человек заявил о своей пророческой миссии, то, значит, это действительно пророк.    Что касается, чудес, совершенных им, они многочисленны, но наиболее очевидным является Коран сам по себе. Коран сохранялся с точностью до последней буквы без каких-либо искажений или изменений на протяжении 1400 лет. Это само по себе необычно, потому что ни одна другая книга в человеческой истории так не сохранилась. Это чудо, потому что Пророк Мухаммад подтвердил тем, что было ему ниспослано, что эта Книга будет сохранена. Аллах сказал в Коране (сура «Аль-Хиджр», аят 9; 15:9):    ‎«إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ»
Смысл: «Мы не послали ангелов, а ниспослали Коран как вечное напоминание и руководство людям, и Мы будем его охранять от искажения до Дня воскресения».    Это чудо, поскольку смысл аята Корана, ниспосланного Пророку о том, что Коран сохранится без изменений в будущем, подтверждается тем, что он сохранялся уже на протяжении 1400 лет.   Кроме того, что текст Корана сохранился, также брошен вызов любому, кто опровергает заявление Пророка Мухаммада о его пророческой миссии: предлагается составить суру, подобную любой из 114-ти сур Корана. Аллах говорит (сура «Аль-Бакара», аят 23; 2:23):    ‎«وَإِنْ كُنْتُمْ فِي رَيْبٍ مِمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا فَأْتُوا بِسُورَةٍ مِنْ مِثْلِهِ»
Смысл: «Если вы сомневаетесь относительно правды и подлинности Корана, который Мы ниспослали Нашему рабу, пророку Мухаммаду, то принесите хоть одну суру, подобную любой суре Корана по красноречию, назиданиям, науке и руководству, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, которые могли бы свидетельствовать, если вы правдивы. Но вы их не найдёте. А Аллах не будет вашим свидетелем, ибо Он поддерживает Своего раба ниспосланным Писанием».    Этот вызов был брошен, несмотря на тот факт, что самая короткая сура в Коране может быть записана в одну строчку на кусочке бумаги (сура «Аль-Каусар», аяты 1-3; 108:1-3):    ‎«إِنَّآ أَعْطَيْنَـٰكَ ٱلْكَوْثَرَ‪ * ‬فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَٱنْحَرْ‪ * ‬إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ ٱلْأَبْتَرُ»

 

Однако еще никто среди арабов не смог ответить на этот вызов, даже несмотря на то, что арабы в то время славились своим красноречием, и несмотря на то, что в то время были широко распространены поэтические соревнования между родами и отдельными людьми. В действительности, никто за эти 1400 лет не смог ответить на этот вызов. Более того, если бы кто-то смог ответить на него при жизни Пророка , то тогда бы Пророк Мухаммад потерял свою поддержку. Вдобавок, нужно учитывать тот факт, что Пророк был безграмотным и никогда не занимался поэзией. Если вы подумаете об этом, то поймете, что данное чудо также служит доказательством того, что ничто не происходит без Воли Аллаха.    Добавим, что Коран содержит множество утверждений о тех вещах, о которых Пророк не мог узнать обычным путем, такие, как описание того, что случилось бы с дыханием человека, если его поднять в воздух (сура «Аль-Ан’ам», аят 125; 6:125):   ‎«فَمَنْ يُرِدِ اللَّهُ أَنْ يَهدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلإِسْلامِ وَمَنْ يُرِدْ أَنْ يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاءِ»
Смысл: «Кого пожелает Аллах вести по прямому пути, тому Он раскрывает грудь для света Ислама и принятия его. А если захочет Аллах сбить кого с прямого пути, то его грудь становится узкой, тесной, неспособной воспринять Ислам. Он как будто поднимается очень высоко на небо, и ему становится трудно дышать, и не может он ничего поделать!»   Другой пример: однажды, когда Пророк и его войска застряли в пустыне без воды, он наполнил пустые кувшины водой, возложив на них руки. Воды хватило на то, чтобы войско из 1500 человек могло напиться и помыться.    Помните, что эти события произошли средь бела дня перед большим количеством людей и что их описание беспрерывно передавалось следующим поколениям вплоть до сегодняшнего дня. Это не те истории, которые можно найти в книгах неизвестных авторов, и не рассказы отдельных людей, уходящие во тьму веков. Когда Пророк совершил свое последнее паломничество, с ним было более 100 000 человек, и он был признанным правителем Аравийского полуострова. Он был там, когда была основана исламская цивилизация, которая с тех пор только разрасталась.    Теперь, когда мы установили истинность и достоверность вероучения Ислама, что можно сказать о правилах в исламской религии?     Рациональный подход к исламским текстам После того как мы установили, что Мухаммад был Пророком и Посланником Аллаха, то все, что мы должны сделать относительно других установлений Ислама — это показать, что они в действительности были переданы Пророком . Эти установления получены из четырех главных источников:    1. Коран.   2. Собрание высказываний о том, что Пророк сказал, делал или не делал в различных обстоятельствах. Эти высказывания называются хадисами.    3. Собрание высказываний ученых, в которых говорится о том, относительно чего имеется их общее согласие.    4. Аналогия при отсутствии четких доказательств из трех вышеприведенных источников. Это касается только правил и законов религии.    Мы обсудим только два первых источника, поскольку третий и четвертый не входят в рамки данной статьи.    Прежде чем обсуждать первые два источника, необходимо знать, что Коран и хадисы передаются от человека к человеку посредством цепочки передач, которая тянется от Пророка до тех людей, которые передают их сегодня. Например, если вы придете к ученому, обладающему должной квалификацией, он может рассказать вам, что его цепочка передач как Корана, так и хадисов восходит к Пророку . Он должен будет сказать, что меня обучил тот-то и тот-то, а его обучил тот-то и тот-то, и так далее. Эти цепочки называются цепочками передач.    Что же касается Корана, уже было представлено, что Коран был полностью сохранен. Масса людей, находившихся с Пророком , заучивали Коран наизусть. Они обучили других и так далее до наших дней, и при этом существует только один Коран — вне зависимости от того, проверите вы тех, кто заучил его в Мекке, или кого-то, кто выучил его в Китае или Аргентине. Естественно, невозможно, чтобы вся эта масса людей, принадлежавших различным поколениям, могла бы сговориться и выдумать нечто, вставить что-либо в текст или убрать из него что-либо. Вот почему простое утверждение в Коране является простым доказательством.    Что касается хадисов, то они классифицируются в соответствии с вероятностью их точности, как я указал в начале статьи. Хадисы, стоящие на самой высокой ступени данной классификации, были переданы так же, как и Коран. Такие хадисы автоматически считаются достоверными, вне зависимости от того, кто их передал, потому что невозможно, чтобы они были ложью. Такие хадисы сравнимы с новостями о том, что в Ираке была война. Нет разумной причины сомневаться в этом, поскольку эта новость передавалась множеством различных источников — таким способом, который не допускает возможности заговора или ошибки. Это, например, не похоже на новость о высадке на луне. Это происшествие полностью основывается на том, что говорит НАСА как организация, тут присутствовали военные и политические мотивы для лжи, поэтому заговор является реальной возможностью. В соответствии с исламским способом передачи хадисов, история о путешествии на Луну — не более чем вероятная правда. Этот пример показывает, насколько строга наука хадисов.    Следующий уровень хадисов — это те хадисы, которые не были переданы вышеописанным способом. Они были переданы одним человеком или несколькими, которые затем передали их другим людям. Эти хадисы могут сегодня передаваться от одной группы людей другой группе людей, но на определенном этапе этого не было. Эти хадисы могут классифицироваться от правдивых с высокой вероятностью до определенно неправдивых. При классификации учитываются несколько факторов:   Что говорят о людях, составивших цепочку передач? Наличие людей, обвинявшихся во лжи, значительно ослабит цепочку, так же, как и наличие людей с неточными воспоминаниями, или человека, о котором известно, что у него были отклонения от общепринятой позиции в определенном вопросе (если хадис относится к этому вопросу), или наличие малоизвестных людей.   Дисквалифицированные или слабые передатчики также определяются путем анализа того, что было передано от конкретного человека посредством сравнения этой передачи с тем, что он еще передавал, или тем, что было передано другими по схожим вопросам.    Каков был уровень понимания различных передатчиков относительно религии в целом и научных знаний?   Существуют ли свидетельства о пропуске звена в цепи передач? Это означает — есть ли свидетельства об отсутствии передатчиков или указания на то, что двое из них никогда не встречались, или вряд ли могли встретиться.   Имеются ли слабости в тексте хадиса? Например, сужает ли он действительное значение утверждения из Корана или хадиса, который был передан, как и Коран? Не противоречит ли он установленным и широко известным правилам религии? Как текст согласуется с хадисами, переданными относительно этого же или схожих событий? На эти вопросы отвечали по-настоящему великие ученые, такие, как Абу Ханифа и аш-Шафии. Проблема противоречия в доказательствах — это основная проблема фикха, и она вызывает большие разногласия среди ученых.    Имеется ли в тексте хадиса утверждение, относящееся к категории невероятных утверждений (то есть абсурдное)? Если это так, хадис либо толкуется метафорически, либо отвергается. Это потому, что хадис, имеющий достоверную и сильную цепочку передач, (но не переданный тем же способом, что и Коран) обладает лишь высокой вероятностью истинности, а доказательство высокой вероятности намного слабее доказательства несомненности (то есть что что-то принадлежит к категории достоверных утверждений или к категории невероятных утверждений).    Все вышеперечисленные факторы учитываются при определении статуса хадиса, и работа по классификации хадисов — это высоконаучная задача. При раскрытии значения хадиса учитываются все соображения классификации. Более того, хадисы должны интерпретироваться в соответствии с самым очевидным значением на арабском за исключением тех случаев, когда другие хадисы или утверждения в Коране указывают на иное. Другими словами, прежде чем заявить, что утверждение в хадисе является образным, необходимо иметь весомое доказательство. Это делается посредством указания на то, что буквальное значение абсурдно или противоречит другим переданным текстам из Корана или хадисов. В противном же случае любой мог бы интерпретировать тексты по своему желанию — и тогда в ниспосылании Пророка не было бы смысла.    Итак, еще раз кратко о том, во что мусульмане обязаны верить. Они должны верить в достоверно установленные факты. Более того, если сделан вывод, что Пророк с большой вероятностью предписал нам что-либо, то мы должны следовать этому, поскольку маловероятно, чтобы он этого не делал, а Господь приказал нам следовать ему. Например, если человек, которому вы доверяете по работе, придет к вам и скажет, что начальник хочет, чтобы вы сделали так и так, вы это проигнорируете или выполните задание? Разумно ли отказаться от приказа на основании того, что возможна ошибка в передаче приказа? Конечно, нет. Эти риторические вопросы показывают, что разумно принять хадис с сильной цепочкой передач, не противоречащий Корану, другим хадисам или установленным наукой правилам, а отрицать такой хадис будет неразумно, и нет сомнений в том, что лучше быть разумным, нежели неразумным.      Образные выражения в Коране и хадисах, определяемые посредством здравого смысла В завершении статьи хотелось бы обсудить еще один вопрос более подробно: когда буквальное значение абсурдно, надо толковать текст не буквально.    Определить, в каком случае буквальное значение абсурдно, особенно важно в вопросах веры, поэтому данная тема заслуживает более подробного обсуждения. В первую очередь, следует указать на то, что отрицание абсурдных значений и образное толкование — это естественно, и мы все делаем это постоянно. Пример: несколько лет назад телефонная компания «Эй Ти энд Ти» выпустила рекламный слоган, который гласил: «Протяни руку и тронь». При этом имелось в виду не физическое прикосновение, а то, что мы можем порадовать другого человека, позвонив ему. Понимать этот слоган буквально — смешно и абсурдно. Мы ведь знаем, что такое телефон.

 

Таким же образом переносные значения определяются в Коране и хадисах; мусульманин, обладающий религиозными знаниями, понимает, какие качества не присущи Создателю или Пророку . Поэтому он осознает, что выражения в Коране, буквальное значение которых подразумевает качества физического характера, либо имеющие начало или конец, либо подверженные изменению, нельзя понимать буквально. Он знает, что толковать их буквально было бы абсурдно и оскорбительно по отношению к Создателю, — так же, как здравомыслящий человек, который слышал рекламу «Эй Ти энд Ти» понимал, что абсурдно понимать ее буквально.

Автор: Шейх Абу Адам ан-Наруиджи
Источник: www.darulfikr.ru

Добавить комментарий