ПРОЩЕНИЕ И СОКРЫТИЕ НЕДОСТАТКОВ
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
الّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السّرّاء وَالضّرّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النّاسِ
Значение: «(Богобоязненные – это те) кто расходует свои средства во имя Аллаха, будь они в достатке или в бедности, в радости или в печали, которые сдерживают гнев и проявляют снисходительность к людям». (Али Имран, 3/134)
وَالّذِينَ يَجْتَنِبُونَ كَبَائِرَ الِْثْمِ وَالْفَوَاحِشَ وَإِذَا مَا غَضِبُوا هُمْ يَغْفِرُونَ
Значение: «Верующие – это те) кто избегает тяжких грехов и мерзостей, а когда приходит в гнев, прощает».(Аш-Шура, 42/37)
خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ
«(О Мухаммад!) Будь снисходителен (к людям), вели им творить добро и не водись с невеждами (не принимающими доказательств, и не препирайся с ними)». (Аль-Араф, 7/199)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— «Есть три вещи, в истинности которых я готов поклясться, если бы это было нужно:
— Деньги, данные вами в качестве подаяния (cадака), не уменьшат вашего имущества. Подавайте и жертвуйте!
— Если те, чьи права были ущемлены, простят ради Аллаха, в Судный день их степень и почет увеличатся.
— Кто избавит нищего от нужды, того Аллах одарит тем, в чем тот нуждается». (Имам Тирмизи).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Кто скроет недостаток другого, тот получит вознаграждение такое же, как за спасение девочки, которую хотели живьем закопать в землю. (Абу Дауд, Насаи, Хаким).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Если кто-либо не заметит и скроет недостаток своего друга, то по Воле Аллаха это послужит причиной его попадания в Рай. (Имам Табарани)
Абу Хурейра (радыйаллаху анху) передал: «Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среди нас, и мы увидели, что он смеется так, что видны его благословенные коренные зубы. Мы спросили: — О Посланник Аллаха! Почему ты смеешься? Он ответил: «Два человека из моей общины стоят перед Всевышним Аллахом на коленях. Один из них просит: — О мой Господь! Возьми мои права с брата, который меня угнетал. В Священном Коране в Суре «Ибрахим» сказано (смысл) : «Каждый в день Суда будет требовать свои права, даже с самых близких родственников». Всевышний Аллах говорит: — О угнетатель! Верни притесняемому тобой брату его права. Угнетатель отвечает: — О мой Господь! У меня уже не осталось вознаграждений за мои благие дела. На что угнетаемый говорит: — О мой Господь! Пусть тогда взвалятся на него мои грехи».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) заплакал и сказал:
— Несомненно, это такой День, когда каждый человек будет хотеть избавиться от своих грехов, взвалив их на других. Затем он продолжил: Всевышний Аллах скажет человеку, требующему свои права с угнетателя: — Подними свою голову и взгляни на дары Рая. Этот человек поднимет свой взор и увидит эти прекрасные удивительные дары и спросит: — О мой Господь! Для кого все это? Всевышний Аллах ответит ему: — Для того, кто может воздать за все это его цену. Угнетенный спросит: — Кто же может обладать таким богатством? Всевышний Аллах ответит: — Ты можешь обладать. Этот человек спросит: — Каким образом я смогу обладать этим? Всевышний Аллах ответит: — Ты сможешь обладать этим, простив своего брата. Угнетенный скажет тогда: — О мой Господь! Воистину, я простил того, кто меня угнетал. Всевышний Аллах скажет: — Возьми своего брата за руку, и войдите с ним в Рай».
Пророк Муса (алейхис салям) спросил у Всевышнего Аллаха:
— Кто из рабов больше всех любим Тобою? Всевышний Аллах ответил ему:
— Это человек, который, имея возможность ответить на причиненную ему обиду, все же простил обидчика.
Однажды сподвижники спросили у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), за что Он так сильно любит Али бин Абу Талиба (радыйаллаху анху). Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Идите, позовите Али. Один из сподвижников пошел за Али. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) же спросил у оставшихся:
— О мои сподвижники! Если вы сделаете кому-либо добро, а он ответит вам злом, как вы поступите? Сподвижники ответили:
— Вновь сделаем ему добро. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снова спросил:
— Если он вновь ответит вам злом, как вы поступите? Сподвижники ответили:
— Вновь сделаем ему добро. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) опять спросил:
— Еще раз получив в ответ зло, как вы поступите? Сподвижники опустили свои головы и не ответили на этот вопрос. Пришел Али (радыйаллаху анху). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его:
— О Али! Если ты кому-либо сделаешь добро, а он ответит тебе злом, как ты поступишь? Али (радыйаллаху анху) ответил:
— Сделаю ему добро. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) задал этот вопрос семь раз. И каждый раз Али (радыйаллаху анху) отвечал:
— Вновь сделаю ему добро. И затем сказал:
— Сколько бы он мне не отвечал злом, я буду делать ему добро. Сподвижники сказали:
— О Посланник Аллаха! Мы уяснили причину того, почему ты так сильно любишь Али. Мы убедились, что он достоин такой любви. И затем они вознесли Аллаху мольбу за Али.
Имам Ахмад Ар-Рифаи (рахматуллахи алейхи) сказал:
— Чертой праведника и духовно совершенствующегося является отсутствие глаза, видящего недостатки других.
Шейх Ад-Дамашки (рахматуллахи алейхи) сказал:
— Есть три наилучшие черты характера:
1. Прощать, когда есть силы отомстить.
2. Быть скромным, даже во время унижения.
3. Давать, не делая одолжений и ничего не ожидая взамен.
Великие праведники Ислама сказали:
— Если твой брат по религии доставит тебе какое-либо неудобство, то ищи в себе семьдесят причин, из-за которых это произошло. Если твое эго (нафс) не воспринимает этого, то скажи ему: «Вот какой у тебя скверный характер, что ты вынуждаешь других делать тебе плохо». Если недостаток твоего брата превращается в грех, то надо ему красиво и доступно объяснить, чтобы он прекратил это.
Ибрахим Ан-Нахаи (рахматуллахи алейхи) сказал:
— Не расставайся со своим братом из-за совершенного им одного греха. Раз он совершил его сегодня, то завтра он его не совершит.
Абу Дарду (радыйаллаху анху) спросили:
— Если твой брат совершил грех, будешь ли ты его считать врагом? Он ответил:
— Грех – мой враг, а он – мой брат. Дружить с кем-либо – это не грех, а прерывать дружбу – это грех. Если друг причинил тебе вред и попросил за это прощение, то лучше простить его. И даже если знаешь, что он неискренен, прости его.
В племени Бани Исраиль были два человека, которые сильно любили друг друга. На одной из горных вершин они вместе совершали богослужения. Один из них отправился в город за покупками. В харчевне его взор упал на некую женщину и задержался на ней. Хотел он этого или не хотел, он остался с той женщиной. Спустя некоторое время друг отправился его искать. Узнав все, что с ним произошло, он пришел к нему. Но тот от стыда сказал своему другу:
— Я тебя не знаю. Однако его друг ответил:
— Не переживай так, мое сочувствие к тебе очень велико, – и поцеловал его. Он понял, что не упал в глазах друга. И сразу же покаявшись в своих грехах, он ушел вместе с ним.
Одно из Имен Аллаха Всевышнего – Аль-Гафур – Прощающий. Аллах наделил этими качествами Своих Пророков. Об этом сказано и в Священном Коране, и в Таурате. Всевышний Аллах повелел нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) быть прощающим:
— О самый любимый Мною! Не придерживайся пути силы, а придерживайся пути облегчения. Когда Джабраиль (алейхис салям) был спрошен о смысле этого аята, он ответил:
— Прощать того, кто причинил тебе зло.
В известном хадисе сказано, что в Таурате и Инджили последнего Пророка характеризуют так: Он не грубый и не жестокий, а он прощающий и великодушный».
Хаджи Байрам Вали (рахматуллахи алейхи) говорил:
— Не разглашайте недостатки, постыдные поступки своих друзей и секреты своих соседей, т.к. эти вещи даны вам на сохранение (аманат), а растрачивать данное на сохранение – это один из противных поступков. Это не означает потворствовать грехам, это значит не пустословить.
Перед Хишамом бин Абдуль-Маликом предстал один монах. Хишам бин Абдуль- Малик спросил его: Каково твое мнение по поводу Зуль-Карнайна (алейхис салям), был ли он Пророком? Монах ответил:
— Он не был Пророком, но он достиг высокой степени благодаря своим четырем качествам: — имея силу, он прощал; — никогда не обманывал; — держал данное им слово; — сегодня он не думал о завтра (т.е. не загадывал наперед).
Человек, который, проявляя спокойствие и терпение во время угнетения, при появлении силы и возможности начинает мстить, не является великодушным.
Великодушный – это тот, кто терпит во время угнетения, а когда у него появляются силы, чтобы отомстить, он прощает.
Шейх Ибрахим Васуки (рахматуллахи алейхи) сказал: — Когда богобоязненный раб расходует свое имущество на пути Аллаха, он своей щедростью подобен великому султану. Когда же он проявляет смирение, он подобен униженному рабу, и эти чувства живут у него в сердце. Он не придает себе большого значения. Он стал султаном по причине того, что был добропорядочным и не дал эго (нафсу) возобладать над собой, прощал и видел все в свете добра. Он всегда радушен, никому не делает одолжений и никого не упрекает своими благими делами, хотя их и очень много. Бывает так, что богобоязненному рабу по Воле Аллаха выпадает экзамен: его степень понижается. Если впавший в это состояние богобоязненный раб проявляет терпение, смиренно переносит это, не сердится и не переживает, прощает и проявляет щедрость, то Всевышний Аллах возвеличит его на желаемую Им высокую степень. В противном случае оставит его на том же уровне, не возвысит более его степень, «изгнав от Себя».
Абдуллах Тустари (рахматуллахи алейхи) сказал: — Самая низкая ступень хорошего характера – взваливать на себя заботы других, прощать того, кто приносит зло.
«Беседы с духовным наставником»
Источник: islam-penza.ru
Источник: islam-penza.ru