28.03.2024

СПЛЕТНИКИ — ЛЮДИ, ЛИШЕННЫЕ ЗАПАХА РАЯ

«Кто знает себя, тому не страшно то, что о нем говорят люди» (Имам Шафии).

Потребность в общении и принадлежности к определенному социуму являются генетическим свойством человеческой натуры, такой же, как потребность в еде и воде. Но если на заре формирования социальных сообществ человечество могло ограничиваться необходимым минимумом вербальных контактов, излагая свою мысль строго по существу, то в настоящее время ситуация полностью противоположна.

Сегодня Homo sapiens говорит много, длинно и в большинстве случаев просто по прихоти, муссируя огромное количество ненужной информации, забывая, что лексические способности, отличающие нас от животных, были даны нам как средство для совершения благих поступков, а не как оружие, используемое не по назначению…

«Ты от зверей отличен слова даром,

Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром» (Саади).

Случаев, связанных непосредственно с языком и исковеркавших человеческую судьбу, известно достаточно много, и на вершине этого айсберга находиться такое «термоядерное оружие», как гыба (сплетни). Если предположить, что от духовных болезней люди умирали бы так же, как и от телесных, то такие «недуги», как бухтан (клевета) и гыба (сплетни) по количеству пораженных давно опередили бы онкологические заболевания и СПИД.

В широко известном хадисе передается от Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказ Посланника Аллаха (ﷺ), в котором говорится:

— لما عرج بي مررت بقوم لهم أظفار من نحاس يخمشون وجوههم وصدورهم، فقلت: من هؤلاء يا جبريل؟ قال: هؤلاء الذين يأكلون لحوم الناس، ويقعون في أعراضهم

«В ночь моего вознесения я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: «Кто они, о Джибриль?» Он сказал: «Это — поедающие мясо людей (в земной жизни – злословящие о них) и бесчестящие их (которые были сплетниками)». (Абу Дауд)

По сути сплетни – это швыряние грязи в другого человека, проистекающее от желания опорочить его образ в глазах других. С какой целью это может совершаться и от чего человек испытывает такую непохвальную потребность?

Известный ирландский поэт и философ Оскар Уайльд в свое время выразил интересную мысль, сказав, что в основе сплетен лежит хорошо проверенная безнравственность, с чем трудно не согласиться. Люди, чье нравственное воспитание находится на должном уровне, не будут получать удовольствия от праздной болтовни и тем более от обсуждений и пересудов. И если даже привыкшее ко всему светское общество не жалует людей, с чьих языков «капает яд», то в среде мусульман этот грех еще более неприемлем.

Любимец Аллаха (ﷺ) в хадисе, который передаётся от Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), сказал:

الغيبة أشد من الزنا . قيل: وكيف؟ قال: الرجل يزني ثم يتوب، فيتوب الله عليه، وإن صاحب الغيبة لا يغفر له حتى يغفر له صاحبه

«Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?» Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Табарани; Аль-Авсат)

Как мы видим, сплетни по своей разрушительной силе ставятся в один ряд с таким грехом, как прелюбодеяние, что говорит само за себя. «Тому, кто перестанет много говорить, будет дарована мудрость, и тому, кто перестанет выискивать недостатки в других, представится возможность исправить свои» (Хасан Басри).

Другая причина, по которой люди занимаются этим недостойным занятием – это бедный внутренний (духовный) мир человека. Жизнь по непонятно кем навязанному шаблону, отказ от саморазвития, просмотр убогих ток-шоу в обществе бесцельных людей – вот только некоторые отличительные черты тех, кто находит отдушину в пустословии и обсуждении чужих поступков. В далеком прошлом у людей, разносящих сплетни, отличительной чертой был противный запах изо рта, но с течением времени все больше погрязая в грехах, мы перестали его ощущать.

От Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передается:

— كنا مع النبي صلى الله عليه وسلم فارتفعت ريح جيفة منتنة، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: أتدرون ما هذه الريح؟ هذه ريح الذين يغتابون المؤمنين

«Мы сидели с Посланником Аллаха (ﷺ), когда неожиданно почувствовали неприятный запах мертвечины. Пророк (ﷺ) сказал: «Знаете ли вы, что это за запах? Это запах тех, которые сплетничают за спинами мусульман». (Имам Ахмад)

Здесь необходимо особенно подчеркнуть то, что под сплетником подразумевается не только сам глаголющий устами иблиса, но и тот, кто молча внимает этим слухам. Вы молча сидите на работе, где в отсутствие кого-то с привычным профессионализмом ему «промывают косточки» его же замечательные коллеги, и вы просто слушаете этот ненужный треп, хотя где-то в подсознании образ этого человека очерняется под воздействием услышанного. Знакомо? Да сплошь и рядом. И тот, кто имея возможность воспрепятствовать этому, не сделает этого, будет соучастником в этом мерзком грехе.

Ясно что тема, связанная с гыбой, довольно таки обширная и наболевшая, да так, что практически ни один крупный маджлис, проводимый нашими богословами, не проходит без прямого или косвенного ее затрагивания.

Далее мне хотелось бы привести несколько рекомендаций относительно того, каким образом можно выстраивать свои вербальные коммуникации, дабы ваш имидж не был запятнан старым добрым выражением «язык без костей». Итак, хватаем блокнот, ручку и стираем пыль с дедушкиных очков.

Поехали!

1. Не интересуйся тем, что тебя не касается

Какое вам вообще дело до того, кто и за кого вышел замуж? Или до того, кто из ваших знакомых сколько зарабатывает и на что он это тратит? Согласитесь, что для вас это не имеет абсолютно никакого значения, и ни пользы, ни вреда вам это, к счастью, не принесет. Займитесь своей жизнью. Спросите себя, когда вы в последний раз открывали

интересную книгу или узнавали что-то новое о своей религии. Думаю, вы поняли, что я хотел сказать.

2. Обдумывай то, что хочешь сказать

А может, это на самом деле не настолько важно, чтобы нарушать этим тишину? Может, в этом нет пользы, и мне лучше промолчать? Эти простые и нехитрые вопросы помогут вам попридержать коней, несущих вас в бездну пустословия.

3. Не говори того, в чем не уверен на 100%

Не торопись распространять то, что по сути является чьим-то предположением, выдаваемым за действительное. Таких случаев немало, и многим они стоили очень дорого, поэтому, как любили говаривать наши старшие – не зная броду, не суйся в воду.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы напомнить нашим читателям что в часах нашей жизни стремительно утекает золотой песок дней, минут и секунд, забирая с каждым днем кого-то из нас и отбирая у нас еще один день неиспользованного шанса совершить что-то такое, что стоило бы этих прожитых мгновений. Поэтому пусть Аллах даст нам реальное и трезвое понимание скоротечности земной жизни, растрачивая которую на сплетни и хулу, мы лишим себя Рая и довольства его Создателя.
Автор: Камал Магомедов
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *