Верующий человек, посвятивший себя служению, должен постоянно развиваться. Желание совершенствоваться должно стать естественным для него. Не обладающий необходимым опытом, не развивающийся интеллектуально и духовно, человек, не может добиться плодотворных результатов в служении.
С другой стороны, совершенствование и изменчивость – это принципы, которые заложены в природу Самим Всевышним Аллахом. Каждое существо, которое не способно следовать этим принципам, обречено на исчезновение. Следовательно, в соответствие с этим божественным законом, человек служения должен сделать постоянное совершенствование своей обязанностью.
Другой особенностью является то, что исходя из требований времени, способы и виды служения будут меняться. То, что необходимо было сделать вчера, сегодня потеряло свою актуальность, или то, каким образом надо было сделать это вчера, сегодня требует иного подхода. Чтобы понимать это, человек служения должен постоянно развиваться. Даже, что касается слов, которые надо произнести, требуется иная форма, иное содержание, о чем Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:
«Слова, которые были вчера, ушли вместе с прошедшим днем, дорогой мой,
Сейчас настал новый день, поэтому нужно сказать нечто новое».
Али (радыйаллаху анху) говорил:
«Воспитывайте своих детей не в духе того времени, в котором живете вы, а в духе того времени, в котором будут жить они», обращая внимание на важность соответствия реалиям своего времени.
Итак, человек служения должен совершенствовать себя по следующим направлениям:
а) Интеллектуальное развитие
Человек служения должен овладеть знаниями, которые облегчат ему путь к вечному будущему. Для того, чтобы не впасть в религиозные заблуждения и ошибки, он должен твердо знать истинное вероучение (акаид). Чтобы правильно выполнять все виды поклонения и поступать в соответствие с божественными предписаниями, он должен обращаться к исламским энциклопедиям. Чтобы стать одним из рабов, снискавшим довольство Всевышнего Аллаха, он должен, изучив с духовным трепетом, постичь жизнь Посланника Аллаха-Славы мира (саллаллаху алейхи ва саллям), посланного как милость и образец всему человечеству.
Ниспосланный как руководство на истинном пути и исцеление для сердец, Священный Кор’ан должен стать для человека служения его духовным источником. Он должен постоянно читать Кор’ан, знать его предписания и сделать своей обязанностью поступать в соответствие с ним.
Человек служения для своего общего развития и повышения культурного уровня должен читать художественную, историческую и научную литературу.
Человек служения должен взять за обыкновение постоянно обращаться к жизнеописаниям пророков (алейхимуссаллям) в Священном Кор’ане, наставлениям посланников, людей ахли-тасаввуф, посланию Али (радыйаллаху анху) к своему наместнику24, советам других духовно одаренных личностей.
Наряду с чтением полезной литературы, не меньшую пользу можно извлечь из посещения научных конференций, что, несомненно, увеличивает знание и информированность. С той же целью не стоит пропускать собрания и лекции праведных ученых.
б) Духовное развитие
Находящийся в служении человек во все время своего служения должен духовно совершенствоваться. Он должен усердно устремлять свою душу к Господу, наилучшим образом, искренне предаться ему с благонравием и смирением. Если человек не будет делать новых духовных открытий и развиваться, то очень скоро может случиться, что его усилия в служении будут иметь обратный результат. То есть, он может не делать того, что надо делать, и, наоборот, будет делать то, чего делать не следует. По причине того, что он не будет слишком проницателен. В таком случае, служение не будет приносить плодов и ничего не даст, кроме усталости. Так как, из-за слабости своих намерений даже тот, кто видит себя и деяния свои безупречными, останется без поддержки Всевышнего Аллаха. Поэтому, чтобы заслужить божественную любовь и поддержку, надо уделять внимание своему духовному совершенствованию.
Чтобы служение было принято Всевышним Аллахом, надо стать человеком проницательным и удостоившимся божественной помощи. И еще надо стремиться стать рабом, заслужившим любовь Аллаха. Как достичь этого, учит хадис кудси:
«Раб Мой не может приблизиться ко Мне никак иначе, чем выполнением того, что предписано ему. Если же он станет делать сверх того (нафиль), то еще приблизится ко Мне, пока Я не возлюблю его. Когда Я возлюблю раба Своего, то стану (словно) ухом, которым он слышит, (словно) глазами, которыми он видит, (словно) рукой, которой он держит, и (словно) ногой, которой он идет. Чего бы он ни пожелал, он обязательно получит (это) от Меня. Если он попросит у Меня защиты, Я защищу его» (Бухари, Рикак, 38).
Сохранение сердца в активной форме способствует духовному развитию, достижению состояния души, достойного божественного Взора. Чтобы приблизиться к этому, необходимо следовать следующим заповедям:
1. Обращать внимание на дозволенность своего пропитания.
2. Уважать права рабов Аллаха и всех созданий Его.
3. Постоянно пребывать в раскаянии и ду’а.
4. Читать Священный Кор’ан и следовать его заповедям.
5. Выполнять все виды поклонения со смирением.
6. Ночью быть пробужденным. (Насколько наши ночи светлы, настолько светлыми будут наши дни. Предрассветное время – самое дорогое. Тратить это время попусту – великая потеря).
7. Зикруллах и созерцание (муракаба) должны быть продолжительными.
8. Размышление о смерти.
9. Пребывать в обществе благочестивых людей, сторониться лицемеров и грешников.
10. Постоянно встречаться с алимами и арифами (просвещенными), чьи дела не расходятся с тем, чему они учат.
11. Быть из числа жертвующих.
Тот, кто берется за обучение других, т.е. преподаватель, и все, чья деятельность и служение связаны с образованием, должны привести состояние своих душ к подобию святой обители. Внутренний мир тех, кто не может превратить душу свою в святую обитель, мало отличается от стен обычного здания. И через некоторое время они обрушатся и исчезнут. А те, кто принимали людей в объятья своих открытых сердец, как Мавляна Джалалетдин Руми и Йунус Эмре (рахматуллахи алейхума), остаются живыми до конца времен и дают непрекращающиеся уроки в своих школах.
в) Профессиональное развитие
Человек служения должен обладать знанием, опытом и профессиональными навыками, которые требует от него служение. Если человек не достигнет этого, служение не будет благотворным, а, напротив, может принести только вред. Превосходно и верно исполненное служение никогда не будет напрасным.
Всевышний Аллах повелевает в Кор’ане:
إِنَّا لاَ نُضِيعُ أَجْرَ مَنْ أَحْسَنَ عَمَلاً
«Мы не оставляем без вознаграждения тех, кто содеял благо» (Аль-Кахф, 30)
Посланник Аллаха говорил об этом:
«Аллах любит того, кто делает свое дело умеючи, прекраснейшим и надежнейшим образом» (Дайлами, Муснад, I, 157)
Поэтому человек служения обязан учиться, чтобы в наилучшем виде исполнить служение. Еще один из выводов, следующих из благородного хадиса: служение должно быть наполнено с чувством ихсан, т.е. трепетом и ощущением того, что Аллах наблюдает за служением; именно это и привлекает к служению благоволение Господа.
Из всего сказанного следует, что интеллектуальное и духовное развитие есть постоянный рост и совершенствование способностей, качеств и черт, составляющих наш внешний и внутренний облик, интеллект и личность.
Ведь, совершенные потомки – это наследие только безупречных и интеллектуально и нравственно подготовленных личностей. А итогом деятельности бездарных и незрелых людей будет подобное им слабое и немощное потомство. Великие и грандиозные цели могут быть достигнуты лишь безупречными личностями, воспитание которых должны осуществлять мастера-наставники с совершенной нравственностью. Наши отцы и деды, продемонстрировавшие бесподобный героизм в Чанаккале, вписали блистательную и немеркнущую страницу в книгу истории. На место ушедшего шахидом командира поднимались один за другим бойцы, и это славное поколение золотыми буквами запечатлело на страницах истории: «Чанаккале никогда не падет!»
Поистине, если в джамаате (обществе) найдется зрелый человек, способный возложить на свои плечи все, о чем было сказано, как аманат, то привести к высочайшим вершинам членов этого общества (джамаата) будет возможно и нетрудно. Если же способных и компетентных личностей нет, то в обществе начнется гуманитарный кризис. Последствия его схожи с тем, как после утраты головы туловище и ноги некоторое время, спотыкаясь, продолжают двигаться, а затем замертво падают на землю. Поэтому, самая важная задача – подготовка компетентных людей, обладающих высокой нравственностью и способностями. Как сказал почивший ныне Акиф:
«Достаточно желания одного человека чтобы уничтожить целый народ!..»
Однажды ‘Умар бин аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) сидел в кругу товарищей. Он попросил их о том, чтобы они поведали о своих просьбах и пожеланиях к Всевышнему Аллаху. Часть из них выразила такое желание:
– Если бы зал, в котором мы сейчас сидим, весь наполнился деньгами, я бы их потратил на пути Аллаха!
Другая часть вторила им:
– Пусть это помещение наполнится золотом, а мы его истратим ради довольства Аллаха!
А некоторые хотели:
– Пусть это помещение будет полным драгоценностями, а когда они станут нашими, мы будем жертвовать ими на пути Аллаха!
Когда благородный ‘Умар произнес:
– Просите, просите еще большего! – Они воскликнули:
– А что еще можно попросить у Всевышнего Аллаха?
На это ‘Умар (радыйаллаху анху) ответил:
– Я бы пожелал, чтобы этот зал был полон, такими как Абу Убайда бин Джаррах, Муа’з бин Джабаль и Хузайфа аль-Йамани, людьми (совершенными во всех отношения), чтобы служением своим, они благотворили и призывали к повиновению Всевышнему Аллаху…» (Бухари, Тарих ас-Сагир, 1, 54)
Источник: fondihlas.ru