18.04.2024

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ТОРГОВЛИ

Мы все обязаны добывать себе средства к существованию дозволенными Аллахом путями и тратить их на то, что также дозволено Им. Мудрый торговец, выбравший торговлю своим занятием  в жизни этой, более всего будет заботиться о своей прибыли в жизни вечной, то есть, не пренебрегая торговой прибылью  и, в то же время, думая о счастье вечном, не сойдет с пути Аллаха.

 Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повстречал человека, торговавшего зерном.

«Как торговля?» поинтересовался он.

Человек начал рассказывать о своих делах. В этот момент Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снизошло откровение:

«Опусти руку в зерно!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) погрузил руку в зерно и обнаружил, что оно мокрое. Указывая на это, он сказал:

«Эх, если бы ты сырое зерно насыпал сверху! Не из нас те, которые обманывают». (Муслим, Иман, 164)

Как явствует из этого священного хадиса, экономическая система Ислама основополагающими принципами торговли сделала честность и правдивость, направленные на служение человеку и обществу.

Торговля означает переход товара от производителя к потребителю; она требует как наличия начального капитала, так и приложения труда; она несет в себе как возможность приобретения прибыли, так и возможный убыток. Торговля, которая приносит прибыль, не только дозволена шариатом, но и отнесена им к поощряемым видам деятельности. Осмысление сути выражения, которое сошло с благословенных уст Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Девять десятых дохода из торговли»[1], облегчит понимание того, почему это занятие сделано поощряемым. С другой стороны, два поклонения из пяти основ Исламской религии, такие как хадж и закят, относятся к состоятельным му’минам; это тоже один из стимулов к обогащению путями, дозволенными шариатом. Сказанное в хадисе-шариф:

«Дающая рука превыше берущей» (Бухари, Закят, 18) положение, побуждающее быть подающим, также служит подтверждением этого.

Но наряду с этим, в торговле, которая является основным источником приобретения имущества и богатства, нельзя забывать о том, что сказано в хадисе-шариф:

«Для каждой общины есть свое испытание. Испытанием для моей общины является богатство» (Ибн Ханбаль, IV, 160).

Ведь имеющее место в торговле стремление к приобретению денег может стать страстью, порабощающей душу. Алчный человек подобен кувшину: даже если чрево его наполнено, рот не закрывается. И если захочешь влить в этот кувшин целые реки, ничего не изменится, только вода польется через край. Алчный похож еще на костер или печь: огонь, в который подбрасывают дрова или уголь, не угасает, а только разгорается и становится жарче. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал об алчности:

«Если у сына человеческого будет богатство, заполняющее две долины, он захочет еще третью. Не насытит его ничто, кроме земли». (Бухари, Рикак, 10; Муслим, Закят, 116)

 И нет конца и края тем ухищрениям и уловкам, которые совершает человек из-за этой своей порочной наклонности. Для скольких народов она стала причиной погибели. И сколькими безумцами, беспечно прожигающими жизнь, наполнен этот мир. И не было во все исторические времена недостатка в тех, которые, имея все возможности за счет своих несметных богатств жертвовать, выплачивать закят и совершать праведные дела ради нищих, обездоленных, одиноких, вдов, сирот и нуждающихся, лишь угнетали и обирали их как кровососы…

Религия не дает обещания, что она принесет телу, являющемуся грузом для духа, счастья и блаженства в этом мире. Напротив, призвана сделать дух управляющим телом и страстями. Торговля, или коммерция, способна в течение некоторого времени так повлиять на нашу душу и желания, что может сделать нас из числа потерявших все в земной жизни и вечной… Найти праведного торговца в обществе, которое наполнено спекулянтами, бесчисленными контролирующими органами, где работают воры и взяточники, остается несбыточной мечтой.

Всевышний Творец через Священный Коран извещает все народы вплоть до Судного дня о том, что Он уничтожил народы Мадьяна и Айка, относящиеся к племени пророка Шу’айба, за то, что они совершенно утратили все нравственные принципы торговли.  Поэтому приобретать запрещенную (харам) прибыль через обман и жульничество, разорение слабых – это величайший грех, который становится причиной гибели народа. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть пропадет раб золотых и серебряных монет и одеяний, выражающих его высокомерие и гордыню!.. Если такому человеку в делах перепадает выгода (которую он желает), то он доволен, а если прибыли нет, то он остается недоволен (выступает против божественного предопределения)» (Бухари, Рикак, 10; Ибн Мажда, Зухд, 8).

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху), когда при нем хвалили кого-нибудь, спрашивал у того, кто хвалит, три  вещи:

― Ты был его соседом? Был его попутчиком? Занимался ли с ним торговлей?

 Когда его собеседник отвечал, что ничего этого не делал, ‘Умар (радыйаллаху анху) говорил ему:

― Я полагаю, что ты видел его покачивающим головой при чтении Корана.

Человек подтверждал:

― Да, о ‘Умар! Я видел именно это.

И досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) приказывал ему:

― Тогда не хвали его! Ведь искренность не находится на шее человека.

В данном случае те критерии, которые обозначил досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) указывают на то, что не следует обманываться внешними проявлениями, а нужно ориентироваться на поступки человека и его взаимоотношения с людьми. Это напоминание о том, что оценка человека, чьи цели и побуждения не прошли проверки, может быть ошибочной.

Как становится ясным, торговля и бизнес выявляют внутренний мир личности, т.е. внутренний мир человека отражается в его деле. По законам Ислама, покупателю и продавцу запрещается критиковать товар при его покупке, а при продаже использовать приемы, завышающие его истинную стоимость. Не разрешается завышать цену товара, пользуясь нуждой покупателя. Нельзя обманывать, искусственно создавать черный рынок, брать проценты, обвешивать, клясться и продавать запрещенный товар (харам), в котором есть вред для общества.

Как прекрасно объяснил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) правила торговли:

«О вы, торговцы! Несомненно, шайтан и грех замешаны в торговле. Очищайте свою торговлю посредством садака, которая будет искуплением за те клятвы и ненужные слова, которые вы произнесли.

В Судный день торговцы будут воскрешены грешниками, за исключением тех, кто боялся Аллаха, пребывал в праведности, правоте и правдивости…» (Тирмизи, Буйю, 4).

«Клятвенные заверения в ходе торговле хотя и могут увеличивать объем прибыли, но уменьшают благословенность этих денег» (Бухари, Буйю, 26).

Торговцу, который не осведомлен о реальной цене своего товара, следует сообщить о ней. Использование ради своей выгоды незнание, неопытность или доверчивость продавца является обманом. Те из мусульман, в сердцах которых присутствует страх перед Аллахом и стремление заслужить Его довольство, будут проявлять щепетильность и деликатность в этих вопросах. Имам А’зам (рахматуллахи алейхи) спросил у женщины, которая пришла продать ему шелковый кафтан, о его цене. Когда она ответила:

― Сто дирхемов, о имам! – Он возразил:

― Нет, он стоит намного дороже…

От удивления женщина подняла цену на сто дирхемов. Имам А’зам снова отказался покупать по такой цене. Женщина добавила еще сто дирхемов, затем еще на сто дирхемов… Но когда Имам А’зам возразил снова:

― Нет, он стоит дороже четырехсот дирхемов, – женщина не смогла удержаться, чтобы не сказать:

― О имам! Может, перестанете шутить надо мной!

Тогда имам велел позвать компетентного человека, чтобы узнать точную цену товара. Пришедший человек сказал, что кафтан стоит пятьсот дирхемов, и имам А’зам купил его по этой цене.

Он знал, что отклонение от правдивости, сокрытие недостатков и изъяна товара, особенно невнимательное отношение к отмериванию и взвешиванию ведет человека к весьма печальным последствиям.

Османское государство, воспитанное в подобной нравственной среде, поддерживало в общество такой покой и благоденствие, которые поражали даже немусульман. Об этом говорит случай, произошедший с двумя попами в Стамбуле после завоевания его Султаном Фатихом. Рано утором попы решили пойти в бакалейную лавку, чтобы купить там что-нибудь. Продавец сказал им:

― Я открыл свой магазин только сегодня. Покупайте товар у соседа, который давно торгует.

Попы пошли к его соседу, но тот сказал им то же самое:

 ― Я открыл свой магазин только сегодня. Покупайте товар у соседа, который давно торгует.

И так попы ходили от одной лавки до другой и везде получали один и тот же ответ. И, в конце концов, приобрели покупки у первого продавца.

Наши предки, воспитанные в атмосфере высокой нравственности, обладали подобной тонкостью и жертвенностью. Исламский адаб (нравственность) предписывает каждому думать о других. Обман и жульничество являются для мусульманина тяжелым грехом. Мусульманин не будет врать и обманывать. В то же время, верить обману – признак глупости, это также не присуще мусульманину. Пророки, которые посылались человечеству как путеводители, были наделены качествами «сыдык» (правдивость) и «фатанат» (проницательность). Мусульманин, который следует по указанному ими пути, обязан быть разумным и проницательным. Всевышний Аллах, предостерегая, чтобы мы не верили лжи обманывающих нас, повелевает:

«Не отдавайте несмышленым имущество, которое Аллах вручил на ваше попечение…» (ан-Ниса, 4/5).

Что касается обманщиков, то к ним относится предостережение этого хадиса. «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть трое, с которыми Аллах в Судный день не будет говорить, на них не посмотрит и не очистит их, и для них уготовано жестокое наказание». Абу Зарр (радыйаллаху анху), услышав, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил это трижды, спросил:

― Пусть пропадут они, не достигнут успеха и будут лишены счастья. А кто же они, о Расулюллах?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Тот, кто влачит полы своей одежды по земле (из-за высокомерия и гордыни); тот, кто попрекает тем, что дал; тот, кто сбывает свой товар ложными клятвами!» (Муслим, Иман, 171).

С другой стороны, Ислам запрещает создавать черный рынок (иддихар), то есть, удерживать товар на складах, дожидаясь, когда возникнет дефицит на него. Это является имущественной эксплуатацией общества. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) делал бад-ду’а тем, кто создавал иддихар. В священном хадисе говорится:

«Торговец, который смело выставляет товар на рынок, получит свой удел; торговец, который удерживает товар, дожидаясь повышения цен, будет проклят». (Ибн Мааджа, Тиджарат, 6).

Ислам раскрывает принципы торговли в действиях, которые касаются получения прибыли и ее расходования.

Священный Коран любые торговые операции, в которых не обеспечивается согласие сторон и их удовлетворенность, считает запрещенными (харам):

«О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию. И не убивайте друг друга. Воистину, Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, 4/29).   

Выражение «не убивайте» несет в себе важный и тонкий смысл. В нем содержится предупреждение, чтобы не стать обитателем ада, проигнорировав духовную сторону жизни. С другой стороны, надо помнить, что определенная часть размолвок и преступлений происходит на почве стяжания чужого имущества и погони за прибылью. А избежать этого можно через соблюдение тех принципов торговли, которые устанавливает Ислам. Самым важным из этих принципов является отказ от процентного роста.

Процентный рост является одним из проявлений эксплуатации человека, направленный на приобретение прибыли, и не требует риска и приложения усилий. Однако является причиной дальнейшего обогащения богатого и большего угнетения бедного. Есть один устрашающий хадис о процентном росте. В своей последней хутбе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Я попираю любой вид процентного роста!», тем самым объявив все виды процентного роста запрещенными, харам.

В священных аятах Всевышний Аллах устанавливает границы этого явления:

«Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля – то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], – обитатели адского пламени на вечные времена. Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников» (аль-Бакара, 2/275-276).

А насколько страшно предупреждение о божественном гневе для тех, кто использует процентный рост:

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам. Если же вы не простите, так знайте, что Аллах и Его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (аль-Бакара, 2/278-279).

Кто сможет выступить против и победить Творца мироздания и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), Гордость миров?

Если кто-либо из мусульман будет заниматься процентным ростом, то он или потеряет имущество, или нанесет ущерб своему иману. Чтобы наказание грешника, идущего по этому запрещенному пути было сильнее, имущество его будет преумножаться. То есть, в этом мире его дело для него будет прибыльным. Потому что Всевышний Аллах ничего не оставляет без внимания, а дает отсрочку. И этим грешникам отсрочка может быть дана до Судного дня. Божественное предостережение требует особого внимания, в противном случае положение их будет очень тяжелым. Джабир (радыйаллаху анху) сказал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял тех, кто берет проценты, кто дает их, кто записывает проценты, кто является свидетелем в таких сделках и сказал: «Они все равны друг другу…» (Муслим, Мусакат, 106).

Насколько прекрасен пример Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи), который дал в долг одному человеку. До выплаты долга великий имам избегал даже находиться в тени деревьев, принадлежащих его должнику, чтобы это не засчиталось как процент.

Несомненно, запрет на проценты наполнен мудростью и обусловлен многими причинами. Основными из них являются увеличение безработицы, искусственное взвинчивание цен, эгоизм, создание ажиотажа стяжательства и погони за прибылью, ослабление таких общечеловеческих и нравственных норм, как взаимопомощь, солидарность, любовь, милосердие и сострадание.

Ислам, запрещающий ростовщичество, вместо этого поощряет, при наличии возможности, давать в долг ради Аллаха, и утверждает, что долг, данный человеку, находящемуся в затруднении, намного превосходит садака.

Но, несмотря на все это, предприниматели и торговцы, которые честны в своем бизнесе, праведны, правдивы и надежны, во все времена были в меньшинстве. Может поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обрадовал радостной вестью праведных торговцев:

«Верный своему слову, правдивый, надежный торговец-мусульманин в Судный день вместе с пророками, праведниками и шахидами» (Тирмизи, Буйю, 4; Ибн Мааджа, Тиджарат, 1).

Имам А’зам абу Ханифа был богатым человеком, занимавшимся торговлей. Но из-за того, что много времени отдавал науке, торговые дела передал своим управляющим, а сам контролировал, чтобы его бизнес велся в рамках разрешенного (халял). В этом отношении он был настолько щепетилен, что, как-то посылая своего напарника Хафса бин Абдуррахмана продавать ткани, сказал: «О Хафс, у этой ткани есть такие-то недостатки, поэтому расскажи о них покупателю и настолько-то продай дешевле».

Хафс продал ткань по цене, которую установил Имам, но забыл рассказать о ее недостатках покупателю. Имам А’зам, узнав об этом, спросил Хафса: «Знаешь ли ты того, кто купил эту ткань?»

И выяснив, что Хафс не знаком с покупателем, Имам велел раздать в качестве садака весь свой товар. Ведь он хотел жить в соответствие со словами Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказанными Амру (радыйаллаху анху):

«О Амр! Как прекрасно соответствует благое богатство праведному человеку!» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, IV, 197, 202) и оценивать харам-халял по критериям богобоязненности.

Мой покойный отец Муса эфенди (рахматуллахи алейхи) значимость и благословенность избегания харама в торговле объяснял таким образом:

«У нас был сосед-армянин, принявший Ислам. Однажды, когда я спросил, как он стал мусульманином, он рассказал: «Я стал мусульманином по причине прекрасной нравственности, которую проявлял в торговле Раби’ мулла, мой сосед по плантации в Аджибадаме. Мулла Раби’ обеспечивал свою жизнь продажей молока. Однажды вечером он пришел к нам и сказал:

― Примите, пожалуйста, это ваше молоко.

Я удивился:

― Как так? Я не просил у вас молока.

Этот тонкий и деликатный человек объяснил:

― Одна из моих коров, пока я не видел, зашла в ваш сад и паслась там. Поэтому это молоко принадлежит вам. И до тех пор, пока эта трава питает ее тело, я буду приносить молоко вам.

Когда я сказал:

― О чем речь, сосед? Ведь она ела лишь траву. Пусть будет вам во благо!

Но мулла Раби’ возразил:

― Нет, не быть тому! Ее молоко по праву принадлежит вам! – и продолжал носить нам молоко, пока корова полностью не очистилась от съеденной травы.

Поступок этого благородного человека очень взволновал меня. Наконец с моих глаз спала пелена беспечности, и сердце озарило солнце веры. Я сказал самому себе: «Поистине, вера человека, который обладает столь прекрасной нравственностью, – самая превосходная вера. Не может подвергаться сомнению вера, которая воспитывает таких чутких, праведных, совершенных, искренних людей!» Затем я произнес калимаи-шахадат и стал мусульманином».

Но вместе с этим, как печально положение тех, кто живет в беспечности, о которой сказано в благородном хадисе:

«И настанут такие времена, когда людей абсолютно не будет волновать то, каким путем он получает свой удел – через халял или харам» (Бухари, Буйю, 7, 23).

Как за нарушение божественных установлений следует наказание для грешника, которое в большей части произойдет в жизни вечной, так и бедствия, связанные с приобретением богатства запрещенным путем (харам) отразится на будущих поколениях. К тому же, это станет явным уже в земной жизни. Об этом в народе говорят так: «Дед съел кроху запретного, а у внука зубы выпали». Истинно и то, что те, которые получили в наследство капитал, накопленный запрещенным путем, редко ведут правильный образ жизни. Так как в деньгах заключена тайна: они уходят туда же, откуда пришли. Имущество, полученное запрещенным путем, ведет греховным путем наследника этого имущества. Это имущество подобно змее, которая как заползает в нору, так же и выползает из нее.

Имущество, которое используется не на пути веры и богобоязненности, приведет лишь к грехам и неверию. Как прекрасно это разъясняется устами Мусы (алейхиссалям) в священном аяте:     

«Муса воззвал: «Господи наш! Ты даровал Фир’ауну и его вельможам в здешней жизни украшения и богатства, так что они, Господи наш, совратили [людей] с Твоего пути. Господи наш! Преврати во прах их богатства, ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не постигнет их мучительное наказание» (Йунус, 10/88).

Насколько жалки те, кто, боясь остаться без прибыли, начинают прибегать к различным ухищрениям в торговле. Их оправдания абсурдны, глаза не видят истины, они отвергают предопределенность божественного удела. Если рассуждать подобно этим грешникам, то Абу Бакр (радыйаллаху анху), который постоянно жертвовал свое имущество на пути Всевышнего Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) и никогда не отступал от принципов праведной торговли, должен был бы быть из самых бедных сахабов. Но как мы видим из истории, он всегда оставался одним из самых богатых сподвижников. Сколько раз он жертвовал всем своим имуществом ради Аллаха и Его Посланника, а затем по милости Господа вновь обретал имущество и богатство.

В связи с этим, мы обязаны зарабатывать средства разрешенным шариатом путем и расходовать на дозволенное шариатом. Праведный торговец, занимаясь мирскими делами, не станет пренебрегать благами жизни вечной. Думая о вечном счастье, будет следовать божественным установлениям. Этот священный аят прекрасным образом раскрывает духовный мир таких людей:

رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ

 وَإِيتَاء الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ

«Мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закат, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза» (ан-Нур, 24/37).

Такие торговцы, как объясняет следующий аят, из тех, кто ведет истинную торговлю. Истинную торговлю Всевышний Аллах разъясняет так:

«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают обрядовую молитву и жертвуют [на богоугодные дела] тайно и явно из того, что Мы дали им в удел, [делают все это], уповая на верную и надежную сделку, на то, что Он уплатит им сполна и даже увеличит их мзду по щедрости Своей, ибо Он – прощающий, принимающий благодарность» (Фатыр, 35/29-30).

 

Пусть Всевышний Творец наполнит нашу жизнь тайной этих аятов! И наделит нас способностью читать божественную Книгу взором сердца, смиренно совершать сажда, возносящее нас в ми’радже, приобретать из разрешенного, не расточать его и жертвовать полученными благами на Его пути!

О Господь! Пусть наши братья, которые занимаются торговлей, будут теми, от дел и слов которых не будет вреда мусульманам, теми, которые приносят благо мусульманам, Отечеству и нашему народу!.. Облегчи им праведные поступки, которые станут причиной Твоей милости и благословения в обоих мирах!

Аминь!.. 


[1] Суюти, Аль-Джами’ус-Сагир, I, 113.

Источник: fondihlas.ru

3 thoughts on “НАСТАВЛЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *