02.12.2024

ЛЕГКОСТЬ ДОБРЫХ ДЕЯНИЙ

٢٣٦. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولِ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «اَلْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ شُعْبَةً فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لَا إِلٰهَ إِلَّا اللّٰهُ وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنِ الطَّرِيقِ وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الْإِيمَانِ».

1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Вера (включает в себя) шестьдесят или семьдесят ответвлений (проявлений). Высшее проявление имана – слова «Ля иляха илляллах», а низшее – убрать с дороги то, что мешает. Стыдливость — (одно из) проявлений веры». (Муслим, Имам 58. Отдельно см. Бухари, Иман, 3; Абу Дауд, Суннат, 14; Насаи, Иман, 16; Тирмизи, Бирр, 80; Иман, 16; Ибн Маджа, Мукаддима, 9).

٢٣٧. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قاَلَ:

«يَا نِسَاءَ الْمُسْلِمَاتِ لَا تَحْقِرَنَّ جَارَةٌ لِجَارَتِهَا وَلَوْ فِرْسِنَ شَاةٍ».

2. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О женщины мусульманки! Пусть ни одна из женщин не отказывается от того, чтобы подарить соседке что-либо, считая это мелочью, будь это даже овечья ножка». (Бухари, Хиба, 1; Адаб, 30; Муслим, Закят, 90. Отдельно см. Тирмизи, Вела, 6).

٢٣٨. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«كُلُّ سُلَامَى عَلَيْهِ صَدَقَةٌ كُلَّ يَوْمٍ يُعِينُ الرَّجُلَ فِي دَابَّتِهِ يُحَامِلُهُ عَلَيْهَا أَوْ يَرْفَعُ عَلَيْهَا مَتَاعَهُ صَدَقَةٌ وَالْكَلِمَةُ الطَّيِّبَةُ وَكُلُّ خَطْوَةٍ يَمْشِيهَا إِلَى الصَّلَاةِ صَدَقَةٌ وَدَلُّ الطَّرِيقِ صَدَقَةٌ ».

 

3. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Каждый сустав из (имеющихся в теле) человека должен давать садака каждый день. Помочь человеку удержать его верховое животное или поднять поклажу есть садака. Доброе слово – садака. И  каждый шаг, который ты делаешь на пути (в мечеть) для молитвы, есть садака. Указать путь есть садака». (Бухари, Джихад, 72. Отдельно см. Муслим, Закят, 56; Абу Дауд, Татавву’, 12; Адаб, 160).

٢٣٩. عَنْ أَبِي ذَرٍّرَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ: «يُصْبِحُ عَلَى كُلِّ سُلَامَى مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ وَنَهْيٌ عَنِ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ وَيُجْزِئُ مِنْ ذٰلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنَ الضُّحَى».

 

4. От Абу Зарра (радыйаллаху анху) передают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Каждый день каждый ваш сустав и каждая кость должны отдавать садака. Каждое вославление Аллаха (тасбих) – это садака; каждое восхваление Аллаха (хамд) – это садака; каждое произнесение слов «Ля иляха илляллах» (тахлиль) – это садака; каждое возвеличивание Аллаха (такбир) – это садака; призывать к добрым делам – это садака, удерживать от порицаемого – это садака. А два раката намаза (духа), который раб Аллаха совершает в утренние часы, включает в себя все это». (Муслим, Мусафирин, 84; Закят, 56. Отдельно см. Бухари, Сулх, 11; Джихад, 72; Абу Дауд, Татавву’, 12; Адаб 160).

٢٤٠. عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَغْرِسُ غَرْسًا إِلَّا كَانَ مَا أُكِلَ مِنْهُ لَهُ صَدَقَةً وَمَا سُرِقَ مِنْهُ لَهُ صَدَقَةٌ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ مِنْهُ فَهُوَ لَهُ صَدَقَةٌ وَمَا أَكَلَتِ الطَّيْرُ فَهُوَ لَهُ صَدَقَةٌ وَلَا يَرْزَؤُهُ أَحَدٌ إِلَّا كَانَ لَهُ صَدَقَةٌ».

 

5. Джабир (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если мусульманин посадит какое-нибудь дерево или росток, то его плоды, которыми (люди) будут питаться, будут считаться садака для этого мусульманина. Если кто-то украдет, и это будет садака. Что съедят дикие животные, и это будет садака. Что склюют птицы, и это будет садака. Если какой-то человек возьмет хоть что-нибудь (с этого дерева), и это будет садака». (Муслим, Мусакат, 7).

٢٤١. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «بَيْنَمَا رَجُلٌ يَمْشِي بِطَرِيقٍ وَجَدَ غُصْنَ شَوْكٍ عَلَى الطَّرِيقِ فَأَخَّرَهُ فَشَكَرَ اللّٰهُ لَهُ فَغَفَرَ لَهُ».

 

6. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Человек, идя по дороге, увидел на пути колючую ветку и убрал ее. По причине этого поступка Аллах явил ему Свое благоволение, даровал награды и простил грехи». (Бухари, Азан, 32; Мазалим, 28; Муслим, Бирр, 127; Имара, 164).

٢٤٢. عَنْ أَبِي مُوسَى الْأَشْعَرِيِّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ صَدَقَةٌ» فَقَالُوا:

«يَا نَبِيَّ اللّٰهِ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ» قَالَ: «يَعْمَلُ بِيَدِهِ فَيَنْفَعُ نَفْسَهُ وَيَتَصَدَّقُ» قَالُوا: «فَإِنْ لَمْ يَجِدْ» قَالَ: «يُعِينُ ذَا الْحَاجَةِ الْمَلْهُوفَ» قَالُوا:

«فَإِنْ لَمْ يَجِدْ» قَالَ: «فَلْيَعْمَلْ بِالْمَعْرُوفِ وَلْيُمْسِكْ عَنِ الشَّرِّ فَإِنَّهَا لَهُ صَدَقَةٌ».

 

7. От Абу Мусы аль-Аш’ари (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Каждый мусульманин должен давать садака и совершать добрые дела.

Сподвижники Пророка спросили:

— О Посланник Аллаха! А что делать тому, у кого нет ничего для садака?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Он должен работать, в этом будет польза и для него самого, и он сможет выделить (часть заработанного) для садака.

— А что делать тем, у кого нет сил для этого?

— Он должен помогать обделенным и неимущим.

— А если у человека нет сил и для этого?

— Он должен делать добро и быть далеким от дурного. И это для него будет садака! (Бухари, Закят, 30; Адаб, 33; Муслим, Закят, 55)

٢٤٣. عَنْ أَبِي ذَرٍّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ لِيَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا تَحْقِرَنَّ مِنَ الْمَعْرُوفِ شَيْئًا وَلَوْ أَنْ تَلْقَى أَخَاكَ بِوَجْهٍ طَلْقٍ».

8. Абу Зарр (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Не пренебрегай ни одним добрым делом, пусть это даже улыбка при встрече с братом по вере!» (Муслим, Бирр, 144. Отдельно см. Абу Дауд, Либас, 24; Тирмизи, Ат’има, 30). 

Комментарии хадисам

Всевышний Аллах, чтобы Его рабы смогли обрести вечное счастье, повелел им всегда совершать добрые дела, малы они или велики. И как одно из проявлений Его бесконечного милосердия, Он сделал им в высшей степени легкими пути совершения добрых дел и обретения наград. Как мы видим из первого хадиса, существует великое множество видов благодеяний от самого великого до самого малого. В каком бы положении ни находился человек, обязательно есть такое доброе дело, которое он мог бы совершить. Даже такой простой поступок, которому люди и не придают значение, как убрать с дороги камень, мешающий прохожим, является добрым делом, приносящим вознаграждение (саваб).

С другой стороны, любые благие дела в большей или меньшей степени связаны с верой. Без веры в Аллаха и без желания обретения Его награды невозможно полноценно совершить ни одно доброе дело. Когда человек руководствуется именно такими намерениями, то эмоции, слова и поступки человека, которые, казалось бы, совершенно не связаны с ибадатом, становятся благими деяниями. А постоянство добрых чувств связано с верой в Аллаха и Судный день. Ибо если человек верит в Аллаха и Судный день, он получает удовольствие от совершаемых им добрых дел и благодеяний и стремится совершать их еще.

Когда у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили: «Что такое вера?», он ответил:

«Ты – верующий, если радуешься, когда совершаешь доброе дело, и огорчаешься, когда совершаешь порицаемое!» (Ахмад, V, 252, 255; Хайсами, I, 86).

Этих слов нашего досточтимого Пророка достаточно, чтобы показать, насколько прочный и всеобъемлющий идеал добра в Исламе.

Во втором хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что надо стараться совершать добрые дела, не пренебрегая ни одним из них. В этом хадисе он сопровождает свои слова примером: мусульмане не должны отказываться ни от одного доброго дела, пусть даже дать соседу овечью ножку. В первую очередь, женщины, а также все мусульмане, оставив лень, скупость и лицемерие, должны стараться совершать те благие дела, которые в их силах. Ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Не считайте незначительным даже самое малое доброе дело! Даже если вы ничего не сможете сделать, то хотя бы улыбнитесь при встрече со своим братом по вере! Если вы купили мясо или приготовили пищу, то наливайте воды побольше, чтобы  выделить что-то и соседу!» (Тирмизи, Ат’има, 30/1833).

В третьем хадисе говорится, что человек должен совершать добрые дела, выражая таким образом благодарность за все блага, дарованные ему Аллахом. Человек должен каждый день благодарить Аллаха за здоровье своих суставов и костей. И выражать эту благодарность он должен, давая садака и делая добрые дела. Потому что каждое дарованное нам Аллахом благо предполагает какую-то трудность и за каждое такое благо надо благодарить. Здоровье же – это начало начал и великое счастье. А исполнять долг благодарности за дарованное человеку совсем не трудно. Ведь Всевышний Аллах принимает как доброе дело и садака такие действия, как помочь другому сесть верхом, помочь поднят поклажу, указать дорогу, а также и доброе слово, и каждый шаг, который делает человек, направляясь в мечеть на молитву.

В других вариантах этого хадиса также говорится «справедливо рассудить между двумя людьми» и «устранение с пути того, что мешает людям». (Бухари, Сульх, 11; Джихад, 72, 128; Муслим, Закят, 56).

В ведь все это очень легкие дела, которые может совершить каждый. Но если они выполняются от чистого сердца, то приводят человека к благоволению (рида) Аллаха.

В четвертом хадисе показываются и другие, еще более легкие пути обретения довольства Аллаха. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщает, что каждый зикр, каждое произнесение поминаний «Субханаллахи», «Альхамдулиллахи», «Ля иляха илляллах» и «Аллаху Акбар» – это садака. Т.е. для садака и благодеяния не обязательно жертвовать каким-то имуществом. Неимущие, не владеющие свободным имуществом, могут руками, словами и улыбкой совершить очень много благодеяний. Но люди, владеющие достаточным имуществом и имеющие соответствующие возможности, не должны довольствоваться только этим. Ибо каждый человек будет спрошен в меру благ, дарованных ему Аллахом.

Вместе с этим, призыв людей к добрым делам и удерживание их от порицаемого тоже принимается как садака. Обязательные и дополнительные ибадаты, пятничный намаз, внимание к проповеди (хутба), почтение к месяцу Рамадан – все это есть благие дела. Все эти дела возносят верующего на более высокую духовную ступень и служат искуплением за совершенные им малые грехи.

В пятом хадисе говорится о том, что благословенными вратами щедрых наград (саваб) является самое малое доброе дело, совершенное искренне. Если мусульманин посадил дерево или посеял хлеб, то все от этого, съеденное людьми, птицами, насекомыми и сорванное детьми, все, что было срезано или отломано при сборе урожая, считается отдельной садака этого мусульманина. Если семена с этого дерева или зерно будут посеяны и созреет новый урожай, то все сказанное будет относиться и к этому урожаю. И сколько это будет продолжается, столько будет продолжаться и садака.

Т.е. верующему, совершающему благодеяния, не о чем беспокоиться. Если Аллах наделяет благословением то, чем он владеет, и его богатства преумножаться, то он делает пожертвования со своего имущества, обретая вознаграждение (саваб) за это. Если он потеряет все то, чем владеет, то и это будет считаться садака от его имени, приносящее ему саваб. Значит, мусульманин должен делать добро, сколько в его силах. И, делая это добро, он должен от чистого сердца верить, что оно никогда не пропадет.

Пока Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не сообщил об этом, люди не знали, что они могут делать добрые дела и в отношении животных. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), также как научил человечество всему самому лучшему, также научил совершать благие дела в отношении других живых созданий, растений и даже неодушевленных предметов.

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал:

«Один человек, шедший (своей дорогой), стал чувствовать сильную жажду. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался, вдруг увидел перед собой собаку, которая высунула язык и лизала от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила  меня”, он опять спустился в колодец, наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку. Аллах вознаградил его за это, простив ему (его грехи)».

 Сподвижники Пророка удивленно спросили:

— О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда за животных?

На это он ответил:

— Награда полагается за все живое! (Бухари, Мусакат, 9; Мазалим, 23; Адаб, 27; Муслим, Салям, 153; Абу Дауд, Джихад, 44; Ибн Маджа, Адаб, 8).

В шестом хадисе сообщается, какие большие награды (саваб) полагаются даже за такое, казалось бы, незначительное доброе дело, как убрать колючки с дороги. А самая большая награда – это удостоиться благоволения (рида) Аллаха. Всевышний бывает очень доволен, когда человек убирает с дороги то, что мешает людям. Об этом говорится в следующем хадисе.

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Один человек увидел лежащую на дороге ветку и сказал себе:

«Клянусь Аллахом, я уберу ее, чтобы она не причиняла неудобства мусульманам».

(Он убрал ветку) и по этой причине обрел Рай». (Муслим, Бирр, 128).

Из седьмого хадиса мы видим, что не существует ни одной причины, по которой человек мог мы отказаться от совершения добрых дел. Если у него нет ничего, что бы он мог пожертвовать, то, подобно сподвижникам Пророка, он может переносить камни; раздобыв две горсти съестного, одну оставить семье, другую пожертвовать как садака. Если человек не в силах делать это, то он может помогать тем, кто оказался в стесненных обстоятельствах, своим умом, словом и знанием. Если не в силах делать и это, то может проявлять доброе отношение к людям и отдаляться от дурного. Если человек старается не обижать никого из мусульман, то и это для него является добрым делом.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советует людям, которые не имеют возможности совершать никаких благодеяний, делать добро, хотя бы улыбаясь людям. Т.е. нет ни одного оправдания для отказа от благодеяний. Ведь пока душа не покинет тело, человек может улыбнуться другому. Нет человека, который не мог бы сделать этого. Поэтому мусульмане, если не найдут никаких других возможностей, могут делать добро, встречая улыбкой своих братьев по вере.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в другом хадисе говорит:

«Каждое благое дело – это садака. Даже встречать улыбкой своего брата по вере и отлить воды из своего в его ведро считается добрым делом». (Тирмизи, Бирр, 45/1970).

Значит, пока верующий имеет благие намерения и поступает искренне, каждое его слово и действие – садака и доброе дело. Это одна из милостей Всевышнего.

В таком случае, подобно тому, как мусульманин не должен считать незначительным всякий грех, он так же не должен считать незначительным любое доброе дело. Ибо добрые дела и благодеяния, если человек пренебрегает ими, ввиду их кажущейся незначительности, в конечном итоге приводят к огромным потерям. Мусульманин, поступая от чистого сердца, должен обращать в доброе дело и благодеяние все свои слова и поступки.

Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий