Уважаемые братья мусульмане, Ислам – это великая и сильная религия, посланная для того, чтобы ее повеления и запреты, являющиеся заповедями Господа миров, воплощались людьми в жизнь. Мусульманин, являясь представителем религии Всевышнего Аллаха на земле и избранником, которого Всевышний Аллах удостоил чести уверовать и последовать Его религии, в случае реализации всех предписаний этой религии имеет шанс снискать счастья как жизни земной, так и жизни вечной. То, что требуется от него, – это поминать Всевышнего Аллаха во всех случаях жизни, следовать Его повелениям и избегать того, что Он запретил. Один из величайших недостатков сегодняшних мусульман – это следование лишь некоторым предписаниям Ислама и пренебрежение другими. И по этой самой причине они никак не могут избавиться от всяческих бед и неприятностей. Да и тех, кто обратил бы на это внимание и взял бы это за назидание, не так уж много. Следует ли говорить о том, что общество, в котором пышным цветом расцветает грех и злодеяния, не является мусульманским обществом? Есть ли в нас самих, в словах наших, делах, поступках, на наших улицах, в наших домах хоть запах Ислама? Разумно ли искать в таком обществе счастья?
Поэтому, если мы желаем жить в обществе счастья и благоденствия, нам необходимо услышать голос Ислама, устремиться к благому и, не жалея сил, избавляться от пагубных качеств.
На хутбе прошлой раз я говорил о тех нравственных качествах, которые Ислам называет дурными и пагубными, и которые не могут быть присущи мусульманину. На этой раз я решил продолжить эту тему.
Уважаемые братья мусульмане,
— одним из качеств, которые наша религия называет дурными и пагубными, является враждебность и мстительность. Враждебность и мстительность – это болезни сердца. Это зло, которое изнутри разрушает человека, семьи и целые общества, уничтожая любовь и сострадательность. В сердце истинного мусульманина не может быть места таким чувствам, как враждебность и мстительность. Ведь если сердца, которые должны гореть любовью к Аллаху и Его посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), загорятся огнем вражды и мести, в обществе не будет мира и радости. Поэтому Ислам запрещает разжигание вражды и мести. Мусульманину полагается прощать, ведь мусульманин – это не тот, кто таит злобу, а тот, кто умеет прощать.
В аяте, который я привел в начале своей хутбы, Всевышний Аллах повелевает нам:
«Неужели те, чьи сердца ущербны, полагают, что Аллах не выведет на свет их злобу?»[1]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«На того, кто умеет сдерживать свой гнев, не будет в гневе и Сам Аллах»[2].
Значит мусульманин, который страшится расчета и наказания, не будет и не сможет питать вражды по отношению к другим.
— Другим качеством, которое наша религия называет греховным и пагубным являются плохое мнение о людях и клевета. Быть плохого мнения о людях и клеветать является посягательством на внутреннюю жизнь другого человека. Никто не имет права иметь о людях плохое мнение и клеветать на них. Мусульманин должен сторониться всего, что является источником споров, раздоров и смут. О том, что следует избегать предубеждений, подозрений и клеветы, которые нарушают покой не только отдельных людей, но и целых обществ, говорится во многих аятах Священного Корана и хадисах Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Вот некоторые из них:
«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны»[3].
«А те, которые злословят о верующих, мужчинах и женщинах, безо всякой на то причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха»[4].
«Воистину, те, которые обвиняют в неверности целомудренных, не ведающих [греха], верующих женщин, да будут прокляты в этом мире и будущем! Им уготовано великое наказание»[5].
«Сторонитесь низких домыслов, так как это худшие из мыслей»[6].
Поэтому мусульманин не будет говорить о том, о чем у него нет достоверного знания, и занимать этим свои мысли и время.
Уважаемые братья мусульмане,
— другим качеством, которое наша религия называет пагубным и греховным, является неискренность, показуха. Показуха – это желание показать людям свои поклонения, благодеяния и набожность ради их похвалы, уважения, почета и славы. Такое поведение не может быть поведением мусульманина. Ведь поклонение и благодеяние, которое совершается не ради довольства Аллаха, а ради чего-то другого, является пустым и бесполезным действием. Ведь Всевышний Аллах принимает только те поклонения, которые совершаются от чистого сердца и только ради Него Одного. Поклоняться ради похвалы от людей – это многобожие и притворство.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Больше всего меня беспокоит в отношении вас то, что вы снова начнете придавать Аллаху равных»[7].
Значит, показуха – это ничто иное, как многобожие, то есть придание Аллаху равных, а всякое деяние, в котором присутствуют элементы многобожия, является пустым. Следует знать, что место многобожия и притворства – огонь.
Всевышний Аллах в Священном Коране повелевает:
«Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово, которые лицемерят»[8].
Поэтому мусульманин не приблизится ни к чему из того, что может поставить его веру и благие дела под сомнение и угрозу, например, неискренность и показуха.
— Другим качеством, которое наша религия называет пагубным и греховным, является сквернословие. Мусульманин – это тот, кто всегда и во всех ситуациях является хозяином своим рукам, языку и телу. Поэтому мусульманин не может произносить грязные, циничные слова. Те, кто сквернословит и учит этому других, может удостовериться, что это ведет к духовному падению уже в этой жизни. Наша религия запрещает ругаться не только на людей, но и на животных.
В одном из своих хадисов Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
«Сквернословие в адрес мусульманина является нечестием, убийство его является куфром»[9].
Это значит, что мусульманин будет избегать тех слов, которые заставят его сожалеть как в этой жизни, так и в жизни будущей.
— Другим качеством, которое наша религия называет дурным, пагубным и греховным, является раздор и нечестие. Раздор и нечестие – это настраивание людей против друг друга. Это пренебрежение повелениями и запретами Всевышнего Аллаха. Смута и нечестие не могут быть занятиями и качествами мусульман, так как эти занятия и качества свойственны лишь неверным, лицемерам и нечестивцам. Мусульманин не может быть источником раздора и вражды. Аллах в Священном Коране ставит смутьянов ниже человекоубийц[10], поэтому не может любить их.
Поэтому мусульманин будет избегать всего, что может поставить под угрозу как его собственное, так и всеобщее спокойствие, а, в первую очередь, смуты и нечестия. Это повеление Аллаха. В Священном Коране об этом говорится:
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней установлена была праведность»[11].
Поэтому, уважаемые братья мусульмане,
если мы желаем достичь в нашей вере и религии зрелости и совершенства, снискать довольства Всевышнего Аллаха и заслужить счастья жизни мирской и жизни вечной, будем стараться избавляться от всех дурных, пагубных, а посему греховных качеств, о которых шла речь выше. Следует оберегать как себя, так и других, от таких пагубных качеств, как высокомерие, гордыня, воровство, лицемерие и ложь. Следует знать, что все эти пагубные и дурные качества не присущи мусульманину. Мусульманин – это человек, прекрасный во всех проявлениях. Да снизойдет милость Аллаха и мир на тех, кто смог украсить свою жизнь нравственностью Ислама!
[1] Мухаммад, 47/29.
[4] Аль-Ахзаб, 33/58.
[5] Ан-Нур: 23.
[6] Бухари, Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. 3:155 № 1604.
[7] Тирмизи Худуд: 24; Ахмад «Селамет йоллары» том 4: 358 № 1512.
[8] Аль-Ма’ун, 107/4-6.
[9] Бухари, Муслим, «Селамет йоллары», том 4: 390 № 1515.
[10] Аль-Бакара, 2/191.
[11] Аль-А’раф, 7/56.
Источник: fondihlas.ru