29.03.2024

СЛАБОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

В Коране подробно раскрыта тема слабостей человеческих. Аяты ясно повествуют о том, насколько человек невежественен, нетерпе­лив, корыстолюбив, неблагодарен, скуп, за­вистлив. Мусульманину необходимо освобо­дить поле своей души от этих сорняков, что­бы развести цветущий и обильный плодами сад, который являлся бы земным отражением райских кущ.

Человек — существо загадочное, таинственное и непознан­ное даже самим собой. Земная жизнь — это место познания себя. Всевышний открывает для этого многие возможности. Два рост­ка в человеке: один — благоухающий цветок, другой — сорняк-колючка. Одно в нём — праведность, совесть, богобоязненность, другое — порочность, склонность ко греху, бунт, жадность. Все­вышний даёт людям выбор взрастить и то, и другое, открывая способность как к нравственному совершенству, так и к позорно­му духовному падению. Дабы заранее верующий знал уловки не­воспитанного нафса, своей гордыни, в Коране подробно раскры­та тема слабостей человеческих. Аяты ясно повествуют о том, насколько человек невежественен, нетерпелив, корыстолюбив, неблагодарен, скуп, завистлив. Мусульманину необходимо осво­бодить поле своей души от этих сорняков, чтобы развести цвету­щий и обильный плодами сад, который являлся бы земным отра­жением райских кущ. А для этого человеку важно знать саму суть слабостей, подробно их изучить. Итак, почитаем вместе Коран.

 

Человек слаб по природе своей

Сказано в Коране: «…человек создан слабым по приро­де» (Сура «ан-Ниса», 4 / 28).

Всевышний создал Своего раба беспомощным, нуждаю­щимся в опеке и защите. В аяте сказано: «Аллах Тот, Кто со­творил вас немощными, потом сделал вас сильными, а по­сле этого (вновь) слабыми и старыми. Творит Он, как по­желает, ибо Всеведущий Он, Всемогущий» (Сура «ар-Рум», 30 / 54).

Сила молодости обманчива. Человек должен помнить об этом и не полагаться на своё состояние вершителя великих дел, когда кипит в нём нерастраченная, свежая энергия юности. Ко­ран предупреждает, что период цветения и здоровья сменится временем увядания, слабости и немощи. Ощущение своей силы человеку необходимо осторожно перевести в благодарность, чтобы не впасть в неповиновение Всевышнему, бунтарство и за­знайство. Позднее раскаяние никому ещё не помогло: молодость нужно использовать по назначению. Упущенное время и возмож­ности не вернутся. Таковы суровые условия земного бытия. Ста­рость, если суждено её испытать, — вот что ожидает человека. Коран призывает к размышлению: «Того, кто удостоен Нами жизни долгой, делаем мы (с годами) немощным и разум его ухудшаем. Неужели же не понимают (этого грешники)» (Сура «Йа Син», 36 / 68).

На примере Адама (алейхиссалям) Всевышний Аллах рас­крывает некоторые особенности людских слабостей: «Прежде заключили Мы Завет с Адамом, но забыл он (об этом), и убе­дились Мы в нестойкости его» (Сура «Та Ха», 20 / 115).

Нужно заметить, что слово «инсан» (человек) состоит из двух корней. Первый корень «нисьян» означает «забывчивость, забывчивый». Вышеприведённый аят доказательство тому: Адам (алейхиссалям) забыл об уговоре со Всевышним. Второй корень — «унсият», его значение — «привязанность», «привыка­ющий». Человек быстро принимает условия, в которых находит­ся, и в итоге проникается духом той или иной обстановки.

Во многих аятах Аллах Тааля указывает на высокомерие и надменность человека. Люди впадают в эти состояния несмотря на свою ущербность и бессилие. Всевышний наставляет Своё создание: «И не ходи по земле горделиво, ведь не пройдёшь ты сквозь землю и не сравняешься с горами высотой (сво­ей)!» (Сура «аль-Исра», 17 / 37).

Стремление кому-либо или чему-либо подчиняться, служить заложено в человеке. В этом понимании он либо раб своего нафса (животного начала), страстей, желаний, то есть мирского, либо слуга своего Создателя. Чтобы достичь положения истинного раба Всевышнего, человеку нужно преодолеть барьеры нафса. Мусульманин должен стремиться прожить жизнь согласно договору, состоявшемуся между Аллахом и человеческой душой, который был закреплён следующими словами: «Да, Ты наш Господин!» (Сура «аль-А’раф», 71 / 72).

Душа во время заключения договора со Всевышним была чиста и могла видеть ангелов, была способна созерцать Величие Создателя. Но, дав клятву, душа, согласно хадису Пророка (сал­ляллаху алейхи ва саллям), в течение 120 дней стала в лоне ма­тери заложницей пяти чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса). Она встретилась с таким явлением как нафс. Чистота и прозрачность стали замутнены животным началом. Но в то же время ей был указан путь освобождения от непристойного и гре­ховного при помощи нравственных задатков, которыми наделил Всевышний Аллах человеческую душу. Таким образом, мусуль­манин может победить своё порочное начало путём очищения сердца и воспитания нафса. Тогда чистое станет преобладать и душа сможет воспринимать истину. Всевышний Аллах в аятах го­ворит: «Преуспел тот, кто очистился (благодаря Вере), поми­нал имя Господа своего и совершал намаз» (Сура «аль-Аля», 87 / 14—15).

«Клянусь Я солнцем и сиянием его! Клянусь луной, ког­да движется она вслед за ним, клянусь днём, когда освеща­ет он мир, клянусь ночью, когда застилает она мир, клянусь небом и Тем, Кто воздвиг его, клянусь землёй и Тем, Кто про­стёр её! Клянусь душой (человеческой) и Тем, Кто сотворил её и придал ей соразмерность, Кто внушил ей и грехи её, и благочестие её. Преуспел тот, кто душой очистился. Понёс урон тот, кто (злое в душе сокрыл)» (Сура «аш-Шамс», 91 / 1—10).

Цель религии — воспитать чуткого, тонкого, истинного, способного достойно служить Всевышнему человека. В Коране говорится: «Верующие — только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, приумножается у которых Вера, когда произносят им аяты Его; уповают которые на Господа своего» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 2); «Сердца коих трепещут от страха при упоминании имени Всевышнего, терпеливы которые к тому, что постигает их, совершают намаз и расходуют (во имя Аллаха) из того, что даровали Мы в удел им» (Сура «аль-Хадж», 22 / 35).

В аяте сказано: «…Горе тем, сердца чьи чёрствы к нази­даниям Аллаха! В заблуждении они явном» (Сура «аз-Зумар», 39 / 22). Если человку не воспитывать духовное начало, тогда он бу­дет угнетён своим же нафсом. В другом аяте говорится: «Видел ли ты того, кто избрал себе идола предметом поклонения? Разве ответчик ты за него (т.е. за язычника этого)?» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 43). В этих строках указывается на тех людей, которые избрали приоритетом в жизни не божественное указание, а соб­ственные желания.

Ещё в одном аяте сказано: «…А если будешь (ты) следо­вать прихотям их, после того как явилось тебе Знание (ис­тинное), то, воистину, окажешься ты в числе нечестивцев» (Сура «аль-Бакара», 2 / 145). В Коране подчёркнута причина невеже­ства: она исходит от принятия человеком только желаемого и по­клонения желаемому. Истинно, подчинился зову нафса тот, кто отдаляется от пути Аллаха, кто следует своим прихотям и поэто­му старается внести изменения в религию.

 

Человек жесток и невежественен

В Коране сказано: «Воистину, предложили Мы исполне­ние предписаний (Наших) небесам, земле и горам (и обеща­ли даровать им при сём способность к разумению и речи), но побоялись они, (что не смогут исполнить предписаний этих,) и отказались взяться (за выполнение их). (Тогда предложи­ ли Мы это человеку (т.е. Адаму,) и возложил он на себя (ношу исполнения предписаний этих). А был он тогда во мраке не­вежества (относительно обязательств своих). (И возложил Аллах на человека предписания эти)» (Сура «аль-Азхаб», 33 / 72).

Упомянутое в аяте слово «предписание» (вверенное на по­печение — аманат) обозначает возложение обязательств по­клонения и выполнение повелений Всевышнего Аллаха. Разум и воля — помощники людей в этом. И эти два качества, даро­ванные мусульманину, отличают его от всех остальных созданий. Вверенные Всевышним воля и разум являются причинами испы­таний, через которые проходит человек.

Упомянутое в аяте предложение «взять ответственность за выполнение предписания земле, небу и горам, и их отказ от по­добной ответственности» говорит о том, что даже создания, ко­торых мы считаем бездушными, смогли понять и осознать, на­сколько была непосильна предлагаемая Всевышним ответствен­ность.

«Если бы Мы ниспослали Коран на гору какую-либо, то увидел бы ты, как смиренно разверзлась бы она от страха перед Аллахом. Притчи эти приводим Мы людям, дабы (дать им возможность) образумиться» (Сура «аль-Хашр», 59 / 21). Из этого аята мы видим, что даже горы, которые не имеют души, почувствовали всю тяжесть и непосильность выполнения пред­писаний Всевышнего. Аллах Тааля поведал, что человек бес­страшно взвалил ответственность за выполнение предписания из-за своей невежественности.

Знание есть противоположность невежеству. Кроме того, оно может быть видимым и скрытым. Имам Газали писал: «На­стоящим знанием обладают те, кто являются наследниками про­роков, кому даны знания явные и сокровенные». Всевышний Ал­лах говорит: «Неужели тот, кто на протяжении всей ночи по­клоняется (Аллаху), падая ниц и стоя, страшится жизни бу­ дущей и возлагает надежды на милость Господа своего [, ра­вен ослушнику в неверии его]? Спроси, [Мухаммад]: «Неу­жели равны те, кто знают, и те, которые не знают (пути Исти­ны)?» Воистину, внемлют наставлениям только разумом об­ладающие» (Сура «аз-Зумар», 39 / 9).

Замахшари даёт тафсир этого аята следующим образом: «Всевышний Аллах словом «знающие» характеризует тех, кто покорен и поклоняется Ему, невежественные же — это те, кто не знают Всевышнего, или, зная, не выполняют Его повелений. Алим — это тот, кто смиренно покорился Всевышнему и покло­няется Ему. В аяте указывается на то, что не подтверждающие свои знания поступками не могут быть алимами (знающими). Из аята мы понимаем, какой стыд для малознающих и не поклоня­ющихся, для впавших в смуты и раздоры в мире из-за заблужде­ний в знаниях своих. Поэтому такие люди перед Аллахом явля­ются невежественными» (Кашшаф, V, 156). Кроме того, в вышеука­занном аяте Всевышний оповещает нас и о том, что человек, жи­вущий без божественного руководства, в итоге станет неудовлет­ворённым и несчастным…

По мнению праведников, незнание является сущностью че­ловека. Упомянутое в аяте слово «невежественный» (джахиль) подтверждение этому. Совершенное знание принадлежит Все­вышнему Аллаху, который говорит: «…Вам же мало что дано знать» (Сура «аль-Исра», 17 / 85).

Подобны капле в море знания людей пред знаниями аулия, знания аулия пред знаниями пророков, знания пророков пред знанием Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям, знания Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пред знаниями Всевышнего Аллаха. Но если человек, воспользовавшись данными ему познаниями, сможет достичь богобоязненности, тогда по Воле и Милости Аллаха раб достигнет и должного уровня знаний. Так у человека проснётся возможность постижения Всевышнего Аллаха и откроются божественные тайны. В аяте сказано: «…Страшитесь же Аллаха — учит Он вас (добру), ведая обо всём сущем» (Сура «аль-Бакара», 2 / 282).

В хадисе говорится: «Того, кто руководствуется в делах знаниями, которые смог приобрести, Аллах обучит тому, чего он не знал» (Абу Нуайм, «Хуляйту-ль Аулия», X, 15).

 

Человек нетерпелив и во всём проявляет поспешность

Аллах Тааля раскрывает эту особенность поведения Своего раба: «(По природе) создан человек нетерпеливым. Покажу Я вам (в срок) знамения Свои, так не торопите же Меня (с на­казанием нечестивцев)» (Сура «аль-Анбия», 21 / 37). «[Случается,] молит человек (во гневе или досаде) о зле (для себя и близ­ких). А ведь тороплив человек (по природе)» (Сура «аль-Исра», 17 / 11).

Раб Аллаха по мере того как просит о желаемом, может на­влечь на себя как благо, так и зло. Причиной этому является за­ложенная в нём особенность — поспешность и нетерпение. По­скольку ему трудно быть терпеливым, он хочет, чтобы все его же­лания исполнились немедленно. Ещё одна причина нетерпели­вости человека — стремление получить результат простым и лёг­ким способом и пережить счастье вечной жизни на земле. И поэ­тому он должен направить все усилия для обустройства мирской жизни. Так мусульманин постепенно забывает о важности вечной жизни и увлекается сиюминутным. В одном из аятов сказано: «Но нет, любите вы (жизнь) преходящую и пренебрегаете буду­щей» (Сура «аль-Кыйама», 75 / 20—21).

Терпение необходимо при столкновении с трудностями. Когда человек попадает в чёрную полосу, нетерпение так и диктует ему произнести мольбу ко Всевышнему: «О, Аллах! Забери мою душу и избавь меня от страданий». Такие помыслы не одобряются Исламом. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал:

«Когда кто-либо из вас окажется в беде, пусть не просит у Аллаха смерти для себя. Если же человек вынужден сделать это, то пусть обратится ко Всевышнему с такой мольбой: «О, мой Аллах! Не лишай меня жизни до тех пор, пока она будет для меня полезной и благословенной, а когда для меня будет благом смерть, то забери мою душу!» (Бухари, «Марда», 19; «Дават», 30; Муслим, «Зикр», 10, 13).

Поэтому верующие люди (му’мины) должны просить Аллаха даровать им терпение, дать им возможность прожить до старости, должны стремиться совершать в своей жизни благие дела и придерживаться дуа, которое дано в Коране: «Но есть среди них и такие, кто говорят: “Господи наш! Даруй нам благо в мире этом и в будущем и спаси нас от мук огня”» (Сура «аль-Бакара», 2 / 201).
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *