25.04.2024

ИСЛАМ — ЭТО ВОСКРЕШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Сутью и целью любой идеологии является возведение человека и человеческих взаимоотношений на определенный уровень. Однако, ни одна система, выдуманная человеком, не смогла приблизиться к тем результатам, каких удалось достичь Исламу. И причина в том, что все эти системы опирались только на человеческий разум, имеющий ограниченные возможности. Ислам, представляя собой изъявление Воли Всевышнего Аллаха, устанавливает совершенную гармонию и порядок в отношениях человека и окружающей его вселенной. И нет ничего более естественного, чем это. Сын человеческий, в силу своих слабых ограниченных возможностей, в попытке привести в порядок свою жизнь, познать других и отрегулировать отношения между людьми, оказался несостоятельным перед Мощью своего Создателя. Поэтому, ставшие ведущими для человечества идеологии и религии, изобретенные людьми, служили ложным целям и вели по ошибочному пути. И этот путь привел человечество вместо обещанного счастья к падению.

Действительно, с точки зрения общепринятых норм, Фрейд привел общество к безнравственности, программа Маркса, предлагающая путь экономического процветания, как и многие другие теории, пришла к результату, противоположному изначальной цели. И в итоге, все подобные идеи были развенчаны, осуждены и послужили толчком к развалу общественных систем.

С другой стороны, является историческим фактом, что Господин обоих миров, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) одарил человечество, потонувшее в пороке и беззаконии, самым дорогим плодом веры – милосердием и состраданием. Он, преумножая милость и любовь своими поступками, следуя четкому порядку во всех делах, стал вечным светочем и руководством для человечества. До его пророчества люди с самых малых лет привыкли жить в распрях, насилии, мучениях, междоусобицах. Однако, под благословенным влиянием Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) они освобождались от негативных качеств и становились, «подобно звездам на небе», яркими, выдающимися личностями. Жизненные пути тех, кто вошел в это благородное созвездие, называемое «избранные сахабы», привели их к самым вершинам нравственности, благодаря немеркнущему примеру Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). Существует множество примеров такого духовного преображения, и одна из историй – о Мус’абе бин Умайре (радыйаллаху анху) – полна мудрости и назидания.

Как-то Мус’аб бин ‘Умайр вместе с Ас’адом бин Зурара (радыйаллаху анхума) отправились в Медину, где проживали кланы Абди Ашхаля и Зафара. Тогда их старейшинами были Са’д бин Муаз и Усайд бин Худайр, которые оба были многобожниками. Са’д услышав, что Мус’аб бин ‘Умайр в Медине, сказал Усайду:

«Чего же ты стоишь? Не хочешь ли ты, чтобы эти двое сбили с толку слабый и неразумный наш народ? Ступай и выпроводи их отсюда!»

Усайд, приблизившись к Мус’абу бин ‘Умайру и Ас’аду бин Зурара (радыйаллаху анхума) начал ругаться. Затем, направив на них копье, произнес:

– Немедленно убирайтесь отсюда, если хотите жить!

Но Мус’аб (радыйаллаху анху), сохраняя полное спокойствие, приветливо предложил:

– Если ты присядешь и выслушаешь, то у нас есть кое-что тебе сказать. Ты умный, проницательный человек. Если понравится – примешь, не понравится – останешься при своем…

Немного подумав, Усайд сказал:

– Да, ты прав, – и, воткнув копье в землю, приготовился слушать.

Он узнал из рассказа Мус’аба (радыйаллаху анху) о Величии Аллаха, и пораженный красотой истины, принял Ислам. Он ушел от них счастливым. Вернувшись к Са’ду, он сказал:

– Я выслушал их и не нашел ничего опасного в том, что они говорят.

Разгневанный Са’д на этот раз сам направился к Мус’абу. Он был так зол, что наполовину обнажил свой меч, приблизившись к Мус’абу. Но тот с тем же спокойствием встретил и его. Усадил. И дал услышать слова Божественной Истины, погрузив Са’да, как чуть раньше Усайда, в райский источник веры.

Это, несомненно, показывает, насколько зрелыми и мудрыми становились люди, получившие духовное воспитание Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). То, что говорили эти счастливцы о благодатной силе Ислама, как пути воскрешения человека, золотыми буквами вписано на страницы истории: «Пришедший убить тебя, пусть в тебе возродится!».

Скольких грешников, на счету которых были человеческие жизни, простил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Так, он проявил мягкость в отношении Вахши, убившего его любимого дядю, и простил его. В душе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и в его жизни милость и сострадание всегда предшествовали гневу. Сколько огня беспечности и заблуждений, сжигающего человечество, потухло в его вечном источнике истины, распустившись потом прекрасными садами. Жившие по принципу: «Если у человека нет зубов – быть ему съеденным братьями!», но избавившиеся от этой вековой дикости и невежества, они, раненные в бою за истину, уступали воду братьям по вере со словами: «Отдайте ему!» и покидали этот мир преображенными, жертвующими собой ради других.

Ведущий человечество к таким недосягаемым духовным вершинам, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда шествовал во главе божественного каравана, снаряженного им. А вот в середине прошлого века известные общественные и научные деятели собрались на совет в голландском городе Лахей, чтобы выбрать сто самых великих людей мира. И, несмотря на то, что все они были христианами, в соответствие с теми нравственными критериями, по которым осуществлялся отбор, они вынуждены были признать самым лучшим человеком Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Обращает внимание то, что девяносто процентов благородных сахабов последовали за Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и отдали предпочтение Исламу, глубоко впечатленные высокой нравственностью и превосходными качествами Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). И даже самые злейшие враги никогда не говорили о нем «лжец», или «угнетатель», или что-то подобное, а когда хотели показать его с негативной стороны, не могли выразить ничего, кроме похвалы.

¯

Тот, кто желает посвятить себя служению Исламу, должен прекрасно сознавать, что это священное дело, прежде всего, направлено на возрождение человека и требует относиться к каждому человеку, как к самому благородному из творений. А суть Ислама состоит в том, чтобы сделать человека обладателем почетного звания лучшего из созданий. Это подразумевает освобождение человека от негативных свойств, затемняющих его природную одаренность, и возрождение его. Достижение такого уровеня возможно лишь когда человек оживляет и развивает достойные качества своей души.

С самого момента своего зарождения Ислам взял за основу воспитание людей и достижение ими духовной зрелости, в такой степени, что перерождение приверженцев его в яркие личности приводило в изумление все человечество. Они, прежде жившие подобно животным, следующие за своими страстями, пребывающие в невежестве, благодаря пути Ислама достигли критерия ангелов. Например, похоронивший свою дочь заживо, ’Умар ибн аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) в дальнейшем стал высоко духовным человеком, не смевшим обидеть даже муравья.

Поэтому, Ислам, с этой точки зрения, символизирует некий дух, который нисходит к людям с любовью. То зерно милосердия, которое Ислам роняет в сердца, прорастает чувством ответственности, через которое человек достигает совершенства и счастья в обоих мирах.

Ислам – возрождение человека. И все чувства, которые положены в великую основу Ислама, являются самыми человечными чувствами. Так об этом сказал поэт Йунус:

Приходите — будем знакомы,

Устроим все дела свои,

Будем любить, будем любимы,

И этот мир никому не останется! 

Эти чувства были так свойственны нашим предкам, что после одного из сражений один пленный сказал, обращаясь к полководцу, пленившему его:

«Как же несправедливо ты, милосердие человеческое, что заставляешь меня любить даже врага своего!..»

Сегодня некоторые несчастные невежды ставят рядом с безграничной милостью и глубиной сострадания Ислама такое понятие, как «террор». Это все равно, что пытаться измазать грязью солнце. Так они хотят влиять на ход мировых событий, и для этого приносят в жертву жизни невинных людей, провоцируют всеобщую панику, нагнетают мнимый страх. Ислам же повелевает даже провинившихся и заблуждающихся исправлять, объяв их прощением и милосердием. А раз так, то можно ли хоть на миг предположить, что Ислам руководит движением запугивания невинных людей?

Со времени своего зарождения Ислам брал под крыло справедливости и милосердия каждого, кто соприкасался с ним, будь то верующий или неверный. Все действия, которые могли нанести вред чьему бы то ни было имуществу, жизни или окружающей среде, категорически запрещались. Государство, построенное на основе законов Ислама, делало обязанностью каждого защиту личного имущества, жизни, чести, семьи, чистоты души, общественного порядка и гармонии. То, что такая форма жизнеустройства ничего общего не имеет с террором, а напротив, способствует устранению любого действия хоть как-то схожего с ним, невозможно отрицать.

Дошло предание от Муслима бин Хариса (радыйаллаху анху):

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил нас в газават (на битву). Однако, когда мы приближались к месту битвы, я прибавил ходу моей лошади и достиг селения, жители которого должны были сразиться с нами, намного раньше своих спутников. Собрав обитателей селения, я наставил их на путь Истины. Таким образом, сражения не было, и жертв удалось избежать. Однако же, некоторые мои товарищи, не понимая сути происходящего, стали упрекать меня:

«Ты лишил нас трофеев!» – и довели это до Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако, Господин миров (саллаллаху алейхи ва саллям) позвал меня к себе и сказал:

«Знай, что за каждого из тех, кого ты спас, Аллах записал тебе много блага».

Затем продолжил:

«Я напишу тем, кто будет править верующими после меня, рекомендательное письмо о тебе!» Затем ему приготовили письмо, и он, поставив на нем свою печать, передал его мне (Ибн Сâд, Табакат, VII, 419-420).

Вот еще один назидательный пример:

После того, как в трагических событиях в Би’р-и Ма’уне было убито 70 распространителей знаний по Исламу, и впоследствии подобные преступления стали повторяться, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) начал направлять вместе с учителями Ислама небольшую группу воинов. Этим солдатам категорически запрещено было использовать оружие, если жизни учителей ничего не угрожало. Однако, однажды Халид бин Валид применил свое оружие без достаточных оснований на это. Когда известие об этом дошло до Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он печально сказал, повернувшись в сторону Каабы:

«О Господь, я не причастен к тому, что сделал Халид; и я не рад этому». И так повторил трижды.

Затем он послал туда благородного Али (радыйаллаху анху) и выплатил компенсацию не только за кровь людей, но и животных, и даже собак (Бухари, Ахкам, 35; Ибн Касир, аль-Бидайа ва ан-Нихайа, IV, 304-305).

Взяв за руководство эту высокую мораль, Османы на тех землях, где они правили, никого не принуждали принимать Ислам, никогда не допускали возникновения этнических чисток или насаждения культурных традиций. Немусульман, находящихся на их территории, они рассматривали как аманат, вверенный им Аллахом, и относились к ним в соответствие с этим. И кто знает, может быть, именно это благое обхождение породило эту фразу среди жителей Польши:

«Пока кони Османов не попьют воды из реки Вислы, эта страна не получит ни свободы, ни независимости!..», которая впоследствии стала крылатой.

Поэтому Османы, в свое время, пользовались большим предпочтением перед другими нациями. Так, во время осады солдатами Фатиха стен византийцев, которые обратились за помощью к Папе Римскому, знатный византиец-христианин Грандюк Нотарас в своем письме к кардиналу, наоборот, писал:

«Я предпочитаю вместо шапки кардинала видеть тюрбаны тюрков в Стамбуле!..»

Поэтому, сегодня нам необходимо почерпнуть из проявлений Милости и Милосердия нашего Господа и стать сострадательными к Его творениям. И это один из самых верных способов приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Следующий поучительный пример раскрывает красоту внутреннего мира мусульманина:

В одном из своих путешествий Баязид Бистами (рахматуллахи алейхи) остановился под деревом, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы. Затем он продолжил путь. Но, спустя некоторое время, увидел муравья, ползающего на своей котомке.

«Я лишил этого бедного муравья его родины!» – воскликнул он.

И, вернувшись обратно, он оставил муравья на том месте, где до этого отдыхал. Это потому, что Баязид Бистами (рахматуллахи алейхи) понимал важность соблюдения прав даже самых маленьких созданий и необходимость проявления милосердия и к ним.

Поэтому, Ислам, дающий возможность проявлять нежность и чуткость даже к животным, расценивает человека как самое одаренное создание и повелевает этот дар беречь, направляя его не к низменным страстям, а к высоким целям. Если верно понимать, что означает выражение в аяте «ахсани таквим» (наилучшее творение), характеризующее человека, то можно лучше понять, как следует относиться к самому человеку. В Исламе, в каждом установлении, касающемся человека, прослеживается тот же настрой, те же критерии. Вместо того, чтобы дать волю желаниям и низменным наклонностям, что неминуемо заведет его в пропасть, Ислам отводит человеку место, которому позавидовали бы даже ангелы, давая ему пространство для роста и совершенствования.

Сегодня во всем мире господствуют угнетение и анархия, что стало возможным оттого, что человек последовал за своими страстями, стал порочным и отдалился от божественной любви и вдохновения. То есть, это закономерный итог существования вне красоты Ислама. Ведь правильное понимание Ислама, восприятие всей душой и сердцем его божественного призыва, дает человеку понимание бренности этой жизни со всеми ее декорациями и помогает ему найти путь к спасению от падения, в котором он пребывает. Иначе говоря, постичь всеобъемлющую суть Ислама и упорядочить свою жизнь в соответствие с ним – есть то, что более всего необходимо человечеству. Животворящий и благословенный дух, который он вдыхает, – это неиссякаемый источник, в котором нуждаются люди, и который будет существовать вплоть до конца света. И разве это не спасательный круг для любого человека, удалившегося от Истины, независимо от того, в каком месте земного шара он находится, брошенный ему для спасения в жизни мирской и вечной:

«Относись терпимо к созданным, ради Создателя!»

– выраженная в словах благородного Йунуса Эмре истинная любовь ко всем созданным. И выполнение этой задачи лежит на нас, мусульманах. Ведь сегодня, в век фантастических технических возможностей, когда можно самым блистательным образом довести Ислам до всего человечества и развеять оставшиеся пережитки гнусной пропаганды, актуальность этого еще больше возрастает. Это дело не может решиться усилиями лишь одного человека, а требует соответствующих действий уже целого общества, придавая ему всемирный масштаб. Поясним это на примере одной истории, произошедшей не так давно:

В Америке один доктор встал на истинный путь, и по этому поводу в одной из мечетей собрался меджлис (собрание). Там присутствовало множество людей из далеких и близких мест, желающих услышать рассказ о том, как доктор принял Ислам. Прежде, чем начать говорить о себе, он сказал:

– У меня есть вопрос к вам, мусульманам. Я хочу получить на него ответ прежде, чем начну свою речь.

Затем задал свой вопрос:

– Мои мать и отец умерли христианами. Я хочу спросить: каким будет их положение после смерти?!..

Присутствующие заволновались. «Что, если это повлияет на его решение следовать Исламу, и выйдет какая-нибудь неприятность?» – думал каждый.

– Если призыв Ислама не дошел до них, то они не ответственны. Они пребывают в ожидании в мире берзах14. Все станет известно на махшаре, после взвешивания деяний на весах, – ответили ему.

Доктор продолжил:

«Слушайте, мусульмане! Мои мать и отец были более образованными, добропорядочными и милосердными людьми, чем я. Но общество, в котором они жили, его традиции заставили их жить христианами. Так они и умерли. Непорочного пророка Ису (алейхиссалям) обожествляли наравне с Всевышним Аллахом. Об Исламе же они ничего не знали, может быть, только слышали название такой религии.

Пусть будет доволен Аллах всеми вами, что вы пришли сюда и открыли эту мечеть. Нашли меня, объяснили мне Ислам и стали причиной моего прихода ни истинный путь. Я благодарен вам. Но мои родители дожили до преклонного возраста. Почему же никто из вас не пришел к ним и не объяснил то, что вы объяснили мне? Если бы вы сделали это, я не сомневаюсь, они приняли бы Ислам с еще большим желанием.

Да, я знаю, что вера – это вопрос предопределения, судьбы. Но этот мир устроен по закону причинно-следственных связей. Почему же вы не использовали эти причины и не исполнили эту обязанность? Я верю, что в том, что они не получили возможности наслаждаться благами Ислама и перешли в мир иной, виноваты ваше пренебрежение и беспечность. Они будут в судный день спрашивать с вас… И я тоже… Я тоже…»

Он закончил говорить и, не в силах сдержать себя, зарыдал. Затем, постепенно успокоившись, начал рассказывать о необходимости пребывания в Исламе.

Этот случай, конечно, должен потрясти нас и заставить глубоко-глубоко задуматься. Призыв к Исламу, в меру возможностей, является обязанностью каждого мусульманина. Но сегодня, когда расширились технические возможности для исламского призыва (аудио-, видео-, Интернет), ответственность за его осуществление неизмеримо выросла. Но здесь, в первую очередь, надо думать не о тех, кто живет в отдаленных точках земного шара и ничего не знает об Исламе, речь идет о тех, кто живет рядом с нами. Те, кого мы не направляем, не поправляем и не наставляем сейчас, в следующей жизни возьмут нас за ворот и спросят за все, что они терпели, находясь в неведении об Исламе, и что еще будут терпеть.

¯

Следует заметить, что религия не должна быть орудием в чьих-то политических играх. Также, как религиозные истины должны быть отделены от политики. Например, «Хариджиты» проводили свои акции под знаменем Ислама, хотя, на самом деле, это было политическое анархическое движение, не имеющее ничего общего с Исламом. Впрочем, на протяжении истории всегда находились группы людей и целые государства, которые, пускаясь на политических авантюры ради собственной выгоды, готовы были принести в жертву чужое благополучие. Преподнося бесправие как справедливость, они прибегали к разнообразным методам, чтобы привлечь на свою сторону законодательные и исполнительные органы, в частности, религиозных деятелей, вовлекая в свои грязные игры и их. Посмотрите, что говорил смутьян Ибн Саба во время Происшествия с Верблюдицей, чтобы добиться своих целей в общей драке:

«Народ мой! Ваша жизнь и честь теперь зависит от того, начнется ли столкновение между этими людьми. Сделайте же так, чтобы они подняли друг на друга руку. Завтра, когда они сойдутся, стравливайте их. Не давайте им отвлекаться ни на что другое. Пусть те, кто рядом с вами, думают, что примирения можно добиться, если Али, Зубайр, Тальха и им подобные будут сражаться друг с другом…» (И.Джанан, Энциклопедия хадисов, XIII, 334).

Эти слова дают ключ к пониманию многих исторических событий, происходящих сейчас и произошедших в прошлом. Прошлый век показал, что Ислам, в условиях отсутствия руководителя и единства между мусульманами, пребывает в разногласиях и легкомыслии. Чтобы понять истинную причину такого положения, нужно постараться вникнуть в смысл приведенного выше высказывания и сопоставить его с тем, что происходит сегодня в мире.

Как прекрасно сказал Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи):

«О тот, кто сажает в землю семена колючек! Приди в себя. Не вздумай искать посаженную тобой колючку в розовых садах, где поют соловьи. Не вноси свои недостатки в цветущий сад…» 

«Каков же разум твой — пытаешься увидеть пятна и изъяны на луне, колючки пробуешь собрать в раю. О тот, который ищет не розу, а шипы! Если даже и войдешь ты в рай, то не найдешь колючки там, кроме себя!..»

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи), осуждая таких злонамеренных людей, говорил:

«Есть некоторые, подобные хищным людоедам. И «салям», что они говорят, и слова из их уст «ля хауля» – все неискренне. Ведь душа их – лежбище шайтана. Да и сами они – шайтаны в облике человека».

«Другие подобны мясникам, готовым содрать шкуру даже со своего приятеля. В лицо говорит: «сердечный друг мой», а сам готовит для тебя нож свой. Чтобы содрать шкуру твою, улыбается тебе, обманывает тебя, сладкими, ласковыми речами вводит в заблуждение. Если дела обстоят так, не вкушай этой опасной отравы, которые преподносят тебе твои враги».

Те, о которых здесь идет речь, ничего не ведают о великом, не познали божественной любви и обделены милосердием, а потому, используют человеколюбие как маску, прикрывающую их истинное лицо. Такие, если будут мыслить, – умертвят истину, если начнут писать стихи, – загубят души, а если не будет тех, кто оберегает нравственность, – разрушат и нравственность. Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:

«В руках таких даже розы для других обернутся шипами. Если пойдет к другу, непременно ужалит его, как змея».

Всевышний Аллах относительно таких, находящихся в неведении, предписывает:

«Когда же им говорят: «Не творите нечестия на земле!» – они отвечают: «Мы творим только добрые дела». Да будет тебе известно, что они-то и есть нечестивцы, но сами не ведают [того]» (Аль-Бакара, 11-12)

В таком случае, важны не личные убеждения, мнения, желания и стремления человека, а воля Аллаха и Его желание. Те, кто хочет удовлетворить свои отвратительные стремления, используя религиозные мотивы и принципы, на самом деле теряют довольство Аллаха. Ведь о всех тех, кто сеял нечестие на земле, о тех, кто убивал даже посланников божьих, Всевышний Аллах повелевает:

«И вот потому-то Мы предписали сынам Исраиля: «Если кто-либо убьет человека не в отместку за [убийство] другого человека и [не в отместку] за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей. Если кто-либо оживил покойника, то это приравнивается к тому, что он оживил всех людей». И, несомненно, к ним приходили Наши посланники с ясными знамениями. Однако и после этого многие из них [по неведению] излишествовали [в грехах]» (Аль-Маида, 32)

Ибо, убивший человека не по праву посягнул на неприкосновенность человеческой души, не признал права на жизнь за другим человеком и подал этим дурной пример другим. Значит, тот, кто убил одного человека, все равно, что убил все человечество, и заслуживает за это величайшее наказание – гнев Всевышнего Аллаха. А тот, кто сохраняет жизнь другому, прощая ему преступление или спасая от смерти, тем самым, давая возможность продолжать жить дальше, подобен тому, кто оживил все человечество.

Поэтому, сравнивая Ислам с живой водой, Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:

«На берегу источника с живой водой никто не умирает», отмечая особенность этой божественной религии.

Можно сказать, что все принципы и основы Ислама собраны вокруг таких особенностей. Поэтому, Ислам всеми доступными средствами доносит до человека правильное понимание веры, затем – красивое поведение, и вместе с этим – милосердие, служение, знание, утонченность, уважение прав, высокую нравственность. И, таким образом, по-настоящему возрождает его.

¯

Милосердие – это то, что сегодня способно оживить у мусульманина чувство веры, избавить его от власти нафса, обогатить духовность, обострить чувства. Плодами милосердия являются щедрость, скромность, служение, прощение и избавление от зависти. Источником всего этого является вера.

Всякое искренне служение, не обремененное беспокойством о личной выгоде, то есть преодолевшее желания нафса и достигшее людей и всех созданных, приближает раба к Аллаху. Только через служение созданиям Аллаха мы можем приоткрыть в сердцах своих врата надежды и познать Его. В противном случае, поступки и низменные влечения нашей плоти могут затмить собой главную цель нашего появления на этот свет.

Итак, вера и, являющиеся ее результатом, прекрасные поступки – это основные принципы успеха и счастья по Исламу. Поэтому, праведные мусульмане, свои разум и сердце устремляя к Истине, а тело используя для благого и полезного труда, должны вести жизнь, наполненную прекрасными делами. В заключение приведем слова Мавляны Джалалетдина Руми (рахматуллахи алейхи):

«Как счастлив имеющий не красивую внешность, но способный оценить прекраснейшее из прекрасного. И горе тому, кто лицом подобен розе, а сам стал другом тому, кто холоден как зима».

О Аллах, укрась обе наши жизни красотой Ислама! Обереги отечество наше, наш народ, мир Ислама и все человечество от всяких смут и бедствий!

Аминь!..

Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *