22.07.2024
speech therapy exercises with tongue for kid

В России каждый пятый ребёнок имеет нарушения в развитии речи, и с каждым годом таких детей становится больше.

Речь является важнейшим средством связи ребёнка с окружающим миром, основой получения информации для его развития.

В последнее время общение между детьми и родителями ввиду занятости и усталости взрослых заменяется временем, проведённым перед экраном гаджета, что становится главной причиной роста речевых нарушений. По данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей 3–5 лет проводят 28 часов в неделю перед экраном, то есть около четырёх часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. К сожалению, отставание в развитии речи – это последствие влияния гаджетов. Речь, которую слышит ребёнок с экрана телевизора, не помогает ему в речевом развитии, так как не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет дляних никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. И, как следствие, дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Логопед-практик высшей категории Людмила Казанцева объясняет: «Дети должны понимать лексическое значение слов. Мы показываем малышу яблоко и говорим, что это яблоко, какого оно цвета. Так формируется правильное понимание слов. А в телефонах же никто ничего не объясняет: ребёнок слушает, у него где-то что-то откладывается, но в каком виде и значении… В итоге это сказывается в будущем на развитии речи – дети не могут грамотно формулировать фразы, так как их речь и мышление очень сильно засоряются. И в дальнейшем они становятся нервными, раздражительными, происходит задержка психического развития».

Речь у ребёнка формируется постепенно: в первый год это гуление, лепет, произнесение отдельных звуков и слогов; далее складывание из звуков слов, произнесение связных фраз, формирование ассоциации между словами, действиями и предметами. Нарушение развития речи может появиться в любом возрасте, иметь разные проявления. Выявлением и устранением данных особенностей занимается наука – логопедия.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранение средствами специального обучения и воспитания.

 

Причины

Нарушения в развитии речи (при здоровом слухе и нормальных интеллектуальных способностях) могут возникнуть по следующим причинам:

 

• наследственный фактор, хронические заболевания родителей;

• врождённая патология мозга или речевого аппарата;

• недоношенность, осложнения во время беременности и родов;

• бесконтрольное использование гаджетов;

• дефицит общения с близкими людьми;

• перенесённые в младенческом возрасте инфекционные заболевания;

• серьёзные травмы ребёнка в первые годы жизни.

Поведение родителей, такое как излишняя опека, регулярное использование памперсов, родительская тревога и использование соски, недостаток общения, чрезмерные требования и постоянные запреты тоже могут вызвать речевые нарушения у детей.

 

Симптомы

Основные симптомы нарушений развития речи:

 

• Нарушение звукопроизношения: неправильное произношение звуков, пропуски, замена звуков.

• Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове.

• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов.

• Неправильное грамматическое оформление высказывания.

• Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания.

К сожалению, часто педиатры говорят родителям, что до пяти лет не нужно беспокоиться о речи ребёнка. Ранняя диагностика и выявление нарушений развития речи способствует устранению их до школы.

«В России около 60 % школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым добавляются проблемы с письмом и чтением», – отмечает ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Маргарита Русецкая.

 

Лечение

Нарушения речи не могут пройти самостоятельно, для их устранения важно обратиться к специально организованной логопедической помощи. В большинстве случаев нарушения речи обратимы, целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет справиться с отставаниями в речевом развитии. Для этого необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (дефектологов, неврологов, детских врачей-психиатров, психологов, логопедов, педагогов), а также активное участие родителей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребёнку и его семье, а также медикаментозное лечение.

 

Профилактика

Для профилактики нарушений и общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было.

Рекомендации по профилактике нарушений развития речи:

 

• Совместное чтение книг, ежедневно по 15–20 минут, обсуждение прочитанного, иллюстраций и рисунков.

• Не давать детям до трёх лет смотреть мультики, в дальнейшем не более 30 минут в день, и один полнометражный мультфильм по выходным. В это ограничение входят игры, гаджеты и т. д.

• Общаться с детьми, говорить с ними как можно больше, поддерживать тёплый эмоциональный контакт, задавать вопросы и вести диалог. Спрашивать мнение ребёнка, отвечать на его вопросы и учить слушать собеседника.

• Проводить время с детьми за творческими занятиями. Конструктор, пластилин, карандаши. Специалисты утверждают, что речь ребёнка находится на кончиках его пальцев.

• Исправлять детские ошибки в произношении слов и звуков, взрослым не рекомендуется сюсюкать и коверкать слова, красивая и правильная речь взрослого – пример для подражания ребёнку.

• Слушать аудиосказки, это развивает фонематический слух, слуховую внимательность, фантазию.

• Проходить плановые осмотры у врачей-специалистов.

Речь – один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребёнка. Если у вашего ребёнка наблюдаются явные признаки нарушения речи, но вы не можете понять, в чём причины и что делать дальше, обратитесь за помощью к специалистам.

Наида Алиева/ г. Санкт-Петербург
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *