Истихара ((араб.) – испрашивание благословения Аллаhа в выборе наиболее полезного) – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь.
НАМАЗ (Молитва) «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения. Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость, просит руководства Всевышнего и наставления в делах своих.
Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Кур`ан, 109), во втором -»аль-Ихляс» (Св. Кур`ан, 112).
Джабир иба ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Всевышнему: «Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль- ‘азыйм. Фа иннякя такдир ва ля акдир, ва та’лям ва ля а’лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та’ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва ма’аши ва ‘аакыбати амри, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь. Ва ин кунта та’лям анна хаазэль-амра шаррун лии фии диинии ва ма’ашии ва ‘аакыбати амрии, фа-срифху ‘аннии, васрифнии ‘анху, вакдур лиль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь»
(Хадис приведен во всех сводах Хадисов, кроме свода Муслима).
Перевод:
«О Аллаh, я прошу у Тебя блага на основе Всезнания Твоего. Прошу проявления Силы Твоей на основе Всемогущества Твоего. Прошу проявления великой Милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако, я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное!
О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (…) является благом для, меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословеиие (баракят) в нем.
Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им «.
Желательно начать и завершить это ду’а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для Пророка Мухаммада (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и рода его: » Альхамду лиллях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина Мухаммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма’ийн».
Вопрос. Нужно ли повторять этот намаз и ду’а-обращение?
Ответ. Известный богослов аль-’Иракы считал, что намаз (молитву) «Истихара» желательно повторять. В Хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите истихару семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце» (св. х. Ибн Синийя). Однако многие ученые указывают на недостаточную достоверность данного Хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение Хадиса не исключается.
В тоже время, достоверно известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду’а) трижды.
В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий истихару должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием благого у Господа, а не у самого себя».
ТАСБИХ-НАМАЗ
Посланник Аллаhа (солляллаhу алейhи ва саллям) сказал: «Намаз-тасбих является величайшим подарком Аллаhа, и наградой за этот намаз является прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, сделаны они тайно или явно, по незнанию или сознательно. Так что старайтесь выполнять намаз-тасбих ежедневно, если не можете, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам) или раз в месяц. Если не можете и это, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае, хотя бы раз в жизни».
(передали Абу Дауд, ибн Маджа и Байхакы)
Время выполнения: любое (днем или ночью)
Количество ракаатов: 4 ракаата.
В намазе-тасбих надо повторить формулу 300 (триста) раз:
“Cyбxaнa ллaхи вaль-xaмдyли-лляхи вa ляя иляяхa илля ллaхy вa ллaхy Акбap”
Последовательность выполнения:
1. Ният (намерение);
2. Начинать как обычный намаз, т.е. «Аллаhу Акбар» и «субханакя…»
3. Прочитать формулу-тасбих 15 раз;
4. Прочитать суру «аль-Фатиха»;
5. Прочитать формулу-тасбих 10 раз после чтения суры «аль-Фатиха» и суры, следующей после нее, т.е. до того, как согнуться в руку (поясной поклон);
6. согнуться в руку и после произносимых как в каждом намазе трех раз «Субхана Раббияль-Азым» повторить формулу-тасбих 10 раз, все еще находясь в поясном поклоне;
7. Находясь в позиции каума (т.е. выпрямившись из поясного поклона, стоя перед тем, как опуститься в саджда (земной поклон), прочитать формулу-тасбих 10 раз;
8. опуститься в первый земной поклон, и после произносимых как обычно в намазе трех раз «Субхана Раббияль-?Ааля», прочитать формулу-тасбих 10 раз;
9. Находясь в позиции джалса (т.е. сидя между двумя земными поклонами) снова прочитать формулу-тасбих 10 раз;
10. Опуститься во второй земной поклон, и после произносимых как обычно в намазе трех раз «Субхана Раббияль-?Ааля», прочитать формулу-тасбих 10 раз;
11. После второго земного поклона встать и повторить остальные рака’аты намаза таким же образом. В результате формула-тасбих будет повторена в каждом рака’ате 75 раз, а всего в намазе-тасбих 300 раз.
2-ой метод. Отличительные моменты.
Повторить формулу-тасбих 10 раз в 1-ом и 3-м рака’атах после каждого 2-го земного поклона, т.е. не вставать сразу, а задержаться и сесть. А во 2-ом и в 4-ом рака’атах читать формулу-тасбих 10 раз до ат-тахията сидя и 15 раз после чтения суры «аль-Фатиха» и суры, т.е. до того, как опуститься в каждый из поясных поклонов. Все это читается ВМЕСТО повторения формулы-тасбих 15 раз до чтения суры «аль-Фатиха» и суры, и 10 раз после чтения суры «аль-Фатиха» и суры. В конце намаза-тасбих (перед саламом) желательно читать дуа.
Хотя после суры «аль-Фатиха» в этом намазе можно читать любые суры, все же, по мнению некоторых ученых, предпочтительнее:
После суры «аль-Фатиха» читать:
в первом рака’ате суру «аль-Хакумут-такясур» (суру 102),
во втором рака’ате после суры «аль-Фатиха» читать суру «аль-?Аср» (суру 103),
в третьем рака’ате после суры «аль-Фатиха» читать суру «Куль йя-аюхаль кафирун» (суру 109),
а в четвертом рака’ате после суры «аль-Фатиха» читать суру «аль-Ихлас» (суру 112), т.е. суру «Куль хуваллаху…»
ТАУБА-НАМАЗ (покаяние)
Количество ракаатов: 2 ракаата.
Время выполнения: можно выполнять в любое время, кроме времени восхода и захода солнца и полудня.
Посланник Аллаhа (солляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если совершивший грех покается, после чего сделает омовение (вуду) и совершит намаз, искренне обращаясь к Аллaху о прощении, то Аллаh простит его».
(передал Тирмизи).
НАМАЗ АВВАБИН
Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию.
Время выполнения: Между четвертым и пятым намазами, т.е. после захода солнца и после выполнения четвертого намаза (аль-магриба).
Выполнять в сочетании четырех ракаатов.
Изречения Посланника Аллаhа (солляллаху алейхи ва саллям):
«Кто выполнит 6 ракаатов после четвертого намаза аль-магриб до наступления времени пятого намаза аль-?иша, без злых разговоров, то получит награду как за 12 лет ибадата (поклонения)».
«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане».
(передал Тибрани)
НАМАЗ ДУХА
Количество ракаатов: от 2 до 12. Лучше выполнять по 2 ракаата отдельно.
Время выполнения: После полного восхода солнца, и желательно, чтобы 1/4 дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня.
Изречения Посланника Аллаhа (солляллаху алейхи ва саллям):
«Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа. Кто выполняет 2 ракаата намаза-духа, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата – тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллаh создаст в Раю дворец из золота.»
(передали Ибн Маджа, Тирмизи).
Жена Пророка Мухаммада (соллаллаху алейхи ва саллям) ?Аиша (рады Аллаhу анхаа) в связи со значимостью намаза-духа сказала следующее:
«Даже если мои родители восстанут из могилы, я не брошу этот намаз для того, чтобы их встретить.»
Из этих слов хорошо видна важность намаза-духа!!!
НАМАЗ ИШРАК
Количество ракаатов: от 2 до 4.
Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца.
Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за 1 хадж и 1 умру. (передал Тирмизи).
В Хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю.
А в Хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллаh станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.
Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых Хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет намного меньше.
Великий исламский ученый Султан Баху (рахматуллах ?алейх) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение – в моменты распространения первых солнечных лучей духовность возрастает в тех, кто читает намаз-ишрак.
ТАХАДЖУТ НАМАЗ (ночной)
Количество ракаатов: от 2 (лучше 4) до 12 ракаатов по желанию.
Время выполнения: Желательно выполнять в последнюю треть ночи до наступления времени утреннего намаза (аль-фаджр).
Выполнять в сочетании двух или четырех ракаатов, а нията достаточно одного.Но если кто-то сомневается, что встанет ночью, то может сделать намаз-тахаджуд поздно вечером после пятого намаза (аль-?иша). Но вознаграждение в этом случае конечно будет меньше.
Изречения Посланника Аллаhа (солляллаху алейхи ва саллям):
«Лучший намаз из дополнительных намазов – это намаз, выполняемый глубокой ночью – намаз-тахаджуд». (передал Ахмад)
«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаhу, защитит от зла и очистит от болезней».
«Дуа принимаются (лучше) в середине ночи».
«Здоровайся (т.е. говори ас-саляму алейкум) с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят – и ты войдешь в Рай с миром».
«В каждой ночи есть такой момент, когда все то, о чем попросит человек в дуа, Аллаh выполнит это». (передал Муслим)
«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаhу». (передал Тирмизи)
«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы». (передал ибн Маджа)
«Намаз-тахаджуд равен 4 ракаатам, выполненным в Лейлятуль-Кадр».(передал Табрани)
Если встаешь ночью, зная, что есть кто-то еще, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбуди его. Намерение (ният) лучше сделать перед сном и потом, даже если проспишь (неумышленно), то все равно получишь вознаграждение, инша-Аллаh.
ТАХИЯТУЛЬ-ВУДУ (после омовения)
Время выполнения: после вуду (омовения)