04.10.2024

 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЛЮБВИ»
(часть 1)

 Введение
Проблема любви мало исследована в психологических трудах — до определенных пор эта тема попросту игнорировалась. Однако как бы психологи не «отмахивались», факт остается фактом — в человеческой психике «любовь» значится не на последнем месте и во многом определяет внутреннюю позицию и поведение человека.
С одной стороны, любовь — это нечто мистическое, неуловимое, а с другой — имеет реальную связь с материальным миром вплоть до отражения ее индикаторами физического здоровья человека.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) даже внесла любовь в реестр заболеваний под номером F63.9
Проводятся массы исследований, не уступающих друг другу по достоверности совершаемых открытий, но в то же время не раскрывающих самой сути этого явления.
Так как цель каждого научного исследования — поиск истины, нам хотелось бы рассмотреть данное явление именно с той позиции, которая по нашему мнению и является истинной, а именно — рассмотреть его в рамках исламской психологии, опираясь на тексты толкования Корана и жизнеописание Пророка Мухьаммада (мир ему и благословение Аллаhа).
Основная цель данной работы —  попытка достичь всестороннего понимания сущности любви в рамках исламской психологии.
1. Место любви на пьедестале чувств

Любите все созданное Господом —
все целиком и каждую песчинку
Его творения. Любите каждый листок,
каждый лучик господнего света.
Если вы будете любить все —
вам откроется Божественная тайна вещей.
Ф. И. Достоевский
В мире наших чувственных представлений мы привыкли всегда ставить чувство любви на первое место, определять ее как самое важное, главное, что есть  в нашем сердце, в нашем сознании. Нам навязали эту привычку: романтические фильмы, поэзия, проза, театр, жизненные сценарии и т. д.
Думаем, что есть несколько объяснений такому ажиотажу вокруг любви:
1. любовь большинству представляется сильным чувством, красочным шоу, которое становится причиной трагедий, вершителем судеб, полновластным  хозяином охваченных душ ? показывать такое гораздо интересней, это впечатляет и зрителя, и читателя;
2. любовь легко «подделать». Но дело в том, что сами люди и подделывают его, считая совершенно  иные, самостоятельные чувства (страсть, симпатия, ревность, влечение, интерес)  признаками любви и называя это вкупе любовью, когда на самом деле это противоречит реальности и при первом же аналитическом исследовании эта иллюзия рухнет;
3. актуальность (распространенность). Всегда удобней заняться тем, что вызывает интерес широких масс, нежели то, что не имеет популярности, но гораздо значимей и важнее для людей.
   Таким образом, любовь, как некое отношение к другому человеку, подавляющему большинству представляется наиважнейшим в жизни.

   Но! Правильна ли такая расстановка приоритетов?
   С чего должны начинаться воспитание чувств в душе и порядок чувств в сознании человека?
С веры в Бога. С любви к Богу.
В достоверном хадисе передается, что каждый ребенок рождается на свет с чистой и искренней верой во Всевышнего. Неслучайно вера — это именно то чувство, с которым человек знакомится с самого начала жизни. Более того, в Коране приводится аят, где Аллаh открывает нам (смысл) «Поистине, Мы ближе к вам, чем ваша сонная артерия».
Невозможно строить прочные и зрелые отношения с людьми, не укрепив отношений с самим Всевышним, Который ближе к нам, чем остальные люди, Который ближе к нам, чем мы сами к себе.
Всевышний Аллаh говорит (смысл): «О сын Адама! Если улучшится ваша вера, то улучшатся ваши деяния, плоть и кровь; если ваша вера станет негодной, то испортятся ваши деяния, плоть и кровь».
То есть Всевышний Аллаh Сам определил для нас веру — как основополагающее чувство, как фундамент, на котором зиждется и остальное наше благополучие.
Искренняя вера в Бога не есть ограниченное временем, пространством или иными ограничениями явление: его свет озаряет все стороны жизни верующего, начиная с состояния его души и кончая материальным благополучием и успехом как в этом мире, так и в мире ином.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа)   сказал, что вера имеет более 60 (а другие передатчики говорили и о более 70) ответвлений.
Подразумеваются признаки истинного верующего: определенные качества характера, как он поступает и как не поступает.
Среди них мы обнаруживаем и любовь. «Поистине, вы не уверуете, пока не полюбите друг друга». То есть невозможно быть верующим, не являясь при этом любящим, как и невозможно стать любящим, не став перед тем верующим и любящим Бога. Другое дело, осознается ли эта любовь к Богу или нет?
Ислам призывает к высокой нравственности, очищению души, сознания от бесполезного, вредного. А любовь предполагает близость любящих душ (заметьте, что влюбленные обычно страдают по причине того, что эта их близость не поддерживается любимым). В связи с этим приводим слова Всевышнего, Который говорит (смысл): «?так и себя вы выставляете перед людьми в лучшем свете и побуждаете любить себя своими слащавыми речами и красивыми поступками, и вы же отдаляетесь от них черствостью ваших сердец и отвратительными состояниями души». То есть безнравственность, противоречащая основам Ислама, становится причиной отдаления людских душ друг от друга, причиной их нелюбви друг к другу. Здесь опять прослеживается зависимость любви от состояния веры?

2 Любовь — как потребность.
Известна классификация потребностей Маслоу, на вершине которой располагается потребность в самоактуализации. Самоактуализация предполагает наиболее полное раскрытие возможностей, потенциала человека.
«Голод неудовлетворенных потребностей» всегда дает о себе знать различными проявлениями в психике: зажимы, комплексы, недовольство собой, жизнью, депрессии. Даже если удовлетворены все остальные потребности, кроме высшей, что-то будет назойливо тянуть  за рукав, уговаривая пойти по пути саморазвития, самораскрытия. Если же подавить этот естественный и необходимый каждому импульс, он, как было сказано выше, отразится не в самом лучшем облике на психике человека.
Откуда явились эти потребности? Потребности — естественное проявление нужды, необходимости в чем-либо. Они естественны в силу того, что заложены в программе жизни каждого человека самим Создателем, и удовлетворение их жизненно важно. Они не внушены и не навязаны социумом или какими-либо иными внешними силами (хотя часто люди обременяют себя надуманными потребностями), они встроены в организм, психику человека для того, чтоб человек «не отвлекался» и обрел благо в обоих мирах. Потребности подобны путеводителям.
Любовь относится к числу таких же естественных потребностей. Она входит в группу высших потребностей, в группу потребностей самоактуализации (если брать за основу классификацию Маслоу). Так как любовь способствует тому, чтоб человек, его душа, раскрывалась и источала запах довольства и счастья, подобно цветку, распространяющему вокруг аромат.
Всевышний Аллаh говорит, что сотворил нас «не для игр и забав», а, истинно, лишь  для поклонения Ему. Если Аллаh предписывает что-либо, Он дает и ориентир, и легкость в совершении предписанного. Так как поклонение  — это не только религиозная практика (совершение молитв, обрядов, пост, закят и свидетельство), но еще и духовное осмысление, преданность и объединенность братских душ, скрепленных единым вероисповеданием и милосердие в отношениях с другими мирными творениями Аллаhа, то можно с уверенностью утверждать, что любовь, как отросток веры, как часть поклонения Всевышнему, поистине, является одной из главнейших потребностей души человека.

P. S. Нужно отметить, что потребность эта являет собой нужду испытывать любовь самому, а не просто быть любимым. Данный тезис может быть подтвержден результатом исследований, которые свидетельствуют о том, что для  человека  важнее тот, по отношению к которому он испытывает чувство любви (даже если это не взаимно), чем тот, кто испытывает любовь по отношению к нему. Почему? Потому что первый способствует удовлетворению потребности любви, а второй — нет.
Даже если у человека имеются врожденные потребности, навязанные окружающим, так называемые надуманные потребности, подобные потребностям в признании и престиже, его природное начало всегда будет влечь его к тому, кто удовлетворяет его потребность любить, а не к тому, кто позволяет ему быть любимым (т.е. удовлетворяет надуманную потребность).

3 Предназначение любви
Мы исходим из позиции, что любовь  — это прекрасное чувство, дар Всевышнего Своим избранным созданиям. И нелепо утверждать, что самоубийства, трагедии, мучительные метания и  обжигающие страдания — все то, что ведет к отдалению от Всевышнего, разрушая человека изнутри — есть следствие/породие  любви.
Любовь можно узнать по ее плодам. Ощущение счастья, покоя, светлая грусть и тихая радость, свет души, озаряющий окружающее, желание жить и работать на благо, благодарность и прощение, искренность и волнительный восторг, стремление к Богу и подъем духа, позволяющий преодолевать любые преграды и совершать невозможное.
Это — признаки любви. Все остальное — признаки нелюбви и недоверия, неблагодарности и слабости духа, не позволяющего простить. Простить любимого, простить себя, простить жизнь.
Всевышний Аллаh желает Своим творениям блага. И любовь, как испытание, как дар, является еще одним шансом приобрести эти блага, стать на уровень выше, сильнее, мудрее, ближе к Самому Всевышнему Аллаhу.
В китайском языке слово «кризис» выражается двумя иероглифами «опасность» и «возможность». Любовь — своеобразный кризис духа. С одной стороны, опасность потери самоконтроля, опасность поддаться неразумным импульсам, сильным эмоциям, ведущим к разрушениям и трагедиям, а с другой стороны, возможность преодолеть дьявольские склонности и тем самым стать выше, актуализироваться, в большей мере реализовать себя. Только в этом случае можно сказать, что миссия любви выполнена.
Продолжение следует, инша Аллаh.
Автор:  Гагиева Ася

7 thoughts on “ЛЮБОВЬ МОЖНО УЗНАТЬ ПО ЕЕ ПЛОДАМ..

  1. АсСаляму алайкум ва рахматуллахи ва баракатуху!!!!! Алия опа, очень не хватает после каждой статьи значков соц сетей, что бы можно было нажимать класс или нравится, что бы потом и наши друзья в соц сетях могли сюда по ссылке проходить или видеть на моей странице, скажем, эту ссылку!!!! Если можно сделайте так!!!!! БаракАллах фикум! Джума муборак!))))))

    1. Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh, дорогая сестра Диляра! )) Ва фики баракаллаh! И вас с Благословенной Пятницей поздравляем!! …
      Хорошо, сестра, вашу просьбу передам Знающим людям, инша Аллаh…Может сделают))

    1. Ва фики баракаллаh, дорогая Диляра!!! )) Это ВАМ бмк зур рахмят за то, что написали нам об этом! Пусть будет доволен вами Аллаh, пусть примет ваши старания на Его Пути! Аминь

Добавить комментарий