05.11.2024

Тот, кто читает Коран и стремится к довольству Всевышнего Аллаха, достигает великой победы, а тот, кто читает его и ищет иные цели, терпит явное поражение.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن أول الناس يقضى يوم القيامة عليه رجل استشهد فأتي به فعرفه نعمته فعرفها قال: فما عملت فيها ؟ قال: قاتلت فيك حتى استشهدت . قال: كذبت ! ولكنك قاتلت لأن يقال هو جريء فقد قيل ثم أمر به فسحب على وجهه حتى ألقي في النار . ورجل تعلم العلم وعلمه وقرأ القرآن فأتي به فعرفه نعمه فعرفها قال: فما عملت فيها ؟ قال: تعلمت العلم وعلمته وقرأت فيك القرآن . قال: كذبت ! ولكنك تعلمت ليقال عالم وقرأت القرآن ليقال هو قارىء فقد قيل ثم أمر به فسحب على وجهه حتى ألقي في النار . ورجل وسع الله عليه وأعطاه من أصناف المال فأتي به فعرفه نعمه فعرفها قال: فما عملت فيها ؟ قال: ما تركت من سبيل تحب أن ينفق فيها إلا أنفقت فيها لك . قال: كذبت ! ولكنك فعلت ليقال هو جواد فقد قيل ثم أمر به فسحب على وجهه حتى ألقي في النار

Первым, над кем свершится суд в День Воскрешения, будет человек, павший мученической смертью. Его приведут и напомнят о милостях Аллаха, и он признает их. Аллах спросит: “И как ты поступил с этими благами?” Он ответит: “Я сражался ради Тебя и пал шахидом”. Аллах скажет: “Ты солгал, ведь ты сражался, чтобы тебя назвали храбрецом, и это действительно было сказано о тебе”. Затем будет отдан приказ, и его повлекут вниз лицом и бросят в Ад.

Затем суд (свершится над) человеком, который получил и распространял знания, а также выучил Коран. Его приведут и напомнят о милостях Аллаха, и он признает их. Аллах спросит: “И как ты поступил с этими благами?” Он ответит: “Я получил знания и обучал других, а также читал ради Тебя Коран”. Аллах скажет: “Ты солгал, ведь ты обучался для того, чтобы люди называли тебя ученым. Ты выучил Коран, чтобы люди называли тебя чтецом, и это действительно было сказано о тебе”. Затем будет отдан приказ, и его повлекут вниз лицом и бросят в Ад.

Затем суд (свершится над) человеком, которого Аллах наделил достатком и различными видами материальных ценностей. Его приведут и напомнят о милостях Аллаха, и он признает их. Аллах спросит: “И как ты поступил с этими благами?” Он ответит: “Я тратил имущество на все, что могло вызвать Твое довольство”. Аллах скажет: “Ты солгал, ведь ты расходовал для того, чтобы тебя называли щедрым, и это действительно было сказано о тебе”. Затем будет отдан приказ, и его повлекут вниз лицом и бросят в Ад»[1].

В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул три категории людей, которыми будут разжигать огонь Ада. Да защитит нас Аллах от этого!

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) пишет:

واعلم أنَّ العمل لغيرِ الله أقسامٌ: فتارةً يكونُ رياءً محضاً، بحيثُ لا يُرادُ به سوى مراآت المخلوقين لغرضٍ دُنيويٍّ، كحالِ المنافِقين في صلاتهم، كما قال الله – عز وجل -: {وَإِذَا قَامُوا إِلَى الصَّلاةِ قَامُوا كُسَالَى يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلا يَذْكُرُونَ اللهَ إلاَّ قَلِيلاً} وقال تعالى: {فَوَيْلٌ لِلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَنْ صَلاتِهِمْ سَاهُونَ الَّذِينَ هُمْ يُرَاؤُونَ} الآية وكذلك وصف الله تعالى الكفار بالرِّياء في قوله: {وَلا تَكُونُوا كَالَّذِينَ خَرَجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ بَطَراً وَرِئَاءَ النَّاسِ وَيَصُدُّونَ عَنْ سَبِيلِ الله} وهذا الرِّياءُ المحضُ لا يكاد يصدُرُ من مُؤمنٍ في فرض الصَّلاةِ والصِّيامِ، وقد يصدُرُ في الصَّدقةِ الواجبةِ أو الحجِّ، وغيرهما من الأعمال الظاهرةِ، أو التي يتعدَّى نفعُها، فإنَّ الإخلاص فيها عزيزٌ، وهذا العملُ لا يشكُّ مسلمٌ أنَّه حابِطٌ، وأنَّ صاحبه يستحقُّ المقتَ مِنَ اللهِ والعُقوبة. وتارةً يكونُ العملُ للهِ، ويُشارِكُه الرِّياءُ، فإنْ شارَكَهُ مِنْ أصله، فالنُّصوص الصَّحيحة تدلُّ على بُطلانِهِ وحبوطه أيضاً. وفي ” صحيح مسلم ” عن أبي هريرة – رضي الله عنه -، عن النَّبيِّ – صلى الله عليه وسلم – قال: «يقولُ الله تبارك وتعالى: أنا أغنى الشُّركاءِ عن الشِّرك، مَنْ عَمِل عملاً أشركَ فيه معي غيري، تركته وشريكَه»، وخرَّجه ابنُ ماجه ، ولفظه: «فأنا منه بريءٌ، وهوَ للَّذي أشركَ»

«Знай, что деяния, совершенные не ради Аллаха, бывают нескольких видов:

1. Иногда они совершаются только напоказ, ради каких-нибудь мирских целей, как, например, то, как поступают лицемеры в своих намазах. Как сказал Всевышний Аллах: “Вставая на намаз, они делают это лениво (неохотно), напоказ перед людьми. Они поминают Аллаха совсем немного”[2]“Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые совершают (намаз) напоказ”[3]. Также Всевышний Аллах описал неверующих показухой в Своих словах: “Не будьте (о мусульмане) подобны тем (неблагодарным людям), кто выходит из дома надменно и (делая все) напоказ и кто сталкивает (людей) с пути Аллаха”[4]

Это чистая показуха, и подобное не исходит от верующего человека в обязательных намазах или в посте, однако может исходить от него при обязательной милостыне или паломничестве, а также при совершении других публичных действий или деяний, которыми он приносит пользу. И, поистине, искренность в подобных делах очень редка!

У мусульманина не возникает сомнений, что выставление напоказ губит деяние, и что поступающий таким образом заслуживает гнев Аллаха и Его наказание.

2. Порой вместе с тем, что дело совершается ради Аллаха, в него может вкрасться показуха: и если она была с самого начала этого действия, то достоверные контексты указывают на его полную ложность и непригодность. Имам Муслим со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сказал Аллах (Свят Он и Велик): “Я — самый богатый из тех, кому поклоняются, поэтому если кто-то будет приобщать ко Мне в сотоварищи кого-то в своем поклонении, то Я оставлю и его, и его сотоварища””»[5].

Со слов Абу Малика аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

والقُرْآنُ حُجَّةٌ لَكَ أوْ عَلَيْكَ

«А Коран — аргумент за тебя или против тебя»[6].

Коран станет аргументом за или против человека в зависимости от того, будет ли он следовать велениям Аллаха, которые заключает в себе Коран, или же не будет. Если тот, кто читает Коран, извлекает пользу и следует прочитанному, то Коран будет свидетельствовать в его пользу, а в противном случае — ему во вред.

Имам ибн Аллян ас-Сиддики аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:

حجة لك إن امتثلث أوامره واجتنبت نواهيه فتحتج به في المواقف التي تسأل فيها عنه كمسائل الملكين في القبر وكالمسألة عند الميزان وعند الصراط (أو) حجة (عليك) إن لم تمتثل أوامره ولم تجتنب نواهيه، وقيل: حجة لك في الدنيا وعلى المطالب الشرعية والأحكام، أو حجة عليك لخصمك المحق، فالمرجع إليه عند التنازع، وهو دال على اتباع السنة وهي على حجية القياس والكتاب والسنة دالان على حجية الإجماع فصار القرآن مرجع جميع الأحكام لكن بواسطة تارة، وبغيرها أخرى. قال الفاكهاني: والأول أظهر. وقال العلائي: والآثار شاهدة به، ثم ساق أحاديث: منها للبيهقي بسند غريب عن جابر مرفوعاً «القرآن شافع مشفع، وماحل مصدق، فمن جعله أمامه قاده إلى الجنة، ومن جعلة خلفه ساقه إلى النار» ومنها عن أبي أمامة مرفوعاً «أقرءوا القرآن فإنه يأتي شفيعاً لصاحبه يوم القيامة. قال العلائي بعد إيراده حملة من الأحاديث: ورجح الزملكاني القول بذلك لهذه الآثار/ والحمل على مقتضى القولين أولى تكثيراً للفائد

«(Коран будет) аргументом за тебя в том случае, если ты следовал его повелениям и избегал запретов; (в таком случае) ты сможешь ссылаться на него в ситуациях, когда будут задаваться вопросы, как, например, вопросы двух ангелах в могиле или вопросы на весах и на мосту.

Или же Коран будет аргументом против тебя, если ты не следовал его повелениям и не избегал запретов.

Некоторые ученые сказали: “Это будет аргументом в твою пользу в этом мире и в вопросах шариатских постановлений или же аргументом против твоего правого оппонента. Коран является ссылкой в случае спора и указывает на следование Сунне, которая подтверждает законность аналогии (кыяс); Коран и Сунна также подтверждают законность иджма, так что Коран стал источником всех постановлений, иногда косвенно, а иногда напрямую”.

Сказал аль-Факихани, что первое более очевидно. Аль-Аляи отметил, что предания (асары) указывают на это, а затем привел хадисы, среди которых хадис от аль-Байхаки с неизвестной цепочкой (гариб) передачи от Джабира, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Коран — это заступник, чье заступничество не отвергается. И того, кто поставит Коран впереди себя (живя по нему), того он введет в Рай. А того, кто оставит его позади себя, он введет Ад!

Также есть хадис от Абу Умамы, в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Читайте Коран, ибо, поистине, он придет в Судный День в качестве заступника за своих приверженцев”.

Сказал аль-Аляи после упоминания ряда хадисов, что аз-Замалякани[7] подтвердил это мнение из-за этих свидетельств, и применение обеих точек зрения более желательно для увеличения пользы»[8].

 

[1] Муслим.

[2] Коран, 4:32.

[3] Коран, 107:4-6.

[4] Коран, 8:47.

[5] Джами аль-улюм валь-хикам (1/79).

[6] Муслим.

[7] Имам Мухаммад ибн Али ибн Абдуль-Вахид аль-Ансари, более известный как Камалуддин ибн аз-Замалякани (667–727 гг. х.) —– шафиитский факих из Дамаска.

[8] «Далиль аль-фалихин» (1/151).
Источник: darulfikr.ru