22.07.2024

У многих людей бывает депрессия, многие люди подвержены стрессу. Этот мир есть пристанище недугов, тягостей и страданий. Сущность пребывания в этом мире такова, что мы должны мириться со страданиями и тяготами нашей жизни, так как Всевышний Аллах говорит:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي كَبَدٍ

«Поистине, Мы создали человека (чтобы он жил) в трудностях (так, что он от рождения и до смерти испытывает и преодолевает различные тяготы)». (Коран, 90:4)

وَجَعَلْنَا بَعْضَكُمْ لِبَعْضٍ فِتْنَةً أَتَصْبِرُونَ وَكَانَ رَبُّكَ بَصِيرًا

«Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь — Видящий». (Коран, 25:20)

Не стоит переживать по любому поводу, многие давно поняли, что все болезни от «нервов». Врачи доказали, что нервное напряжение, переживания и стрессы разрушают нервную систему, а негативные эмоции подрывают наше здоровье. Человеку, который живет в постоянной тревоге, трудно быть счастливым.

Бывают такие люди, которые постоянно думают о происходящем в мире, а начавшийся в тысячах километров от них военный конфликт, повышение цен или повышение курса местной валюты становятся причиной депрессии и беспокойства.

Как действовали наши праведные предшественники при повышении цен?

В «Хильят уль-авлия» (3/239) передается, что однажды люди пришли к Абу Хазиму Саляме ибн Динару (да смилуется над ним Аллах) и спросили:

يا أبا حازم أما ترى قد غلا السعر

«О Абу Хазим, разве ты не видишь, как возросли цены?!»

На что он ответил им:

وما يغمكم من ذلك؟ إن الذي يرزقنا في الرخص هو الذي يرزقنا في الغلاء

«Почему это должно вас тревожить?! Воистину, Тот, Кто наделяет нас уделом в период дешевизны, Он же наделяет нас уделом и в период дороговизны!»

Когда человек уповает на Аллаха, он надеется на Его щедрость и то что Он защитит его от печалей, тревог, а также других душевных болезней:

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (Коран, 65:3)

Давайте рассмотрим некоторые средства для борьбы с депрессией.

1. Благие деяния

Сказал Всевышний Аллах:

مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Верующим мужчинам и женщинам, которые совершали праведные поступки, Мы обязательно дадим прекрасную жизнь (на земле, в могиле и в Раю). Мы вознаградим их лучшей наградой за их поступки». (Коран, 16:97)

2. Дуа и зикры — это важнейший элемент в жизни мусульманина

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды, войдя в мечеть, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидел там одного человека из числа ансаров, которого звали Абу Умама. Пророк спросил его: “О Абу Умама, почему я вижу тебя сидящим в мечети вне времени молитвы?” Абу Умама ответил: “Заботы и долги одолели меня, о Посланник Аллаха!” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Не научить ли тебя словам? Если ты скажешь их, Аллах прогонит прочь твои печали и избавит тебя от твоих долгов?” Абу Умама сказал: “Конечно, о Посланник Аллаха!”  Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Говори по утрам и вечерам:

اللَّهُمَّ إِني أعُوذُ بِكَ مِنَ الهَمّ والحُزن وأعُوذُ بِكَ مِنَ العَجْزِ والكَسَلِ، وأعُوذُ بِكَ مِنَ الجُبْنِ والبُخلِ، وأعوذُ بِكَ مِنْ غَلَبَةِ الدَّيْنِ وَقَهْرِ الرّجالِ

“О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от тревог и печалей, и я прошу у Тебя защиты от слабости и лени, и я прошу у Тебя защиты от трусости и скупости, и я прошу у Тебя защиты от тягот долга и притеснения со стороны людей”.

Абу Умама сказал: “Я так и сделал, и Аллах избавил меня и от печалей, и от долгов”». (Абу Давуд)

Сообщается со слов ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом) о том, что когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) постигала скорбь, он говорил следующие слова:

لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ العَظِيمُ الحَليمُ، لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ رَبُّ العَرْشِ العَظيمِ، لاَ إلهَ إِلاَّ اللَّهُ رَبُّ السَّمَاواتِ، وَرَبُّ الأَرْضِ، وَرَبُّ العَرْشِ الكَرِيمِ

«Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха Великого, Выдержанного; нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона; нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли и Господа благородного Трона!» (аль-Бухари, Муслим)

Сообщается со слов Асмы бинт Умайс (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха ‎(да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Не научить ли мне тебя словам, которые ты будешь произносить когда тебя постигает скорбь? Говори:

اللهُ اللهُ رَبِّ لا أُشْـرِكُ بِهِ شَيْـئاً

“Аллах, Аллах! Господь мой, никому не поклоняюсь я наряду с Ним!”». (Абу Давуд, ибн Маджа)

Сообщается со слов Абу Бакраты (да будет доволен им Аллах), что Пророк ‎(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Удрученному (следует обращаться к Аллаху с такими) мольбами:

اللَّهُمَّ رَحْمَتَكَ أَرْجُو، فَلَا تَكِلْنِي إِلَى نَفْسِي طَرْفَةَ عَيْنٍ، وَأَصْلِحْ لِي شَأْنِي كُلَّهُ، لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ

“О Аллах, я прошу Твоего милосердия, не доверяй же меня моец душе ни на миг и приведи в порядок все дела мои; нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя!”» (Абу Давуд)

Сообщается со слов ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ‎(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет:

أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِيَ حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِيَ قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي

“О Аллах, поистине, я — Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью».

Люди сказали: «О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить». (Ахмад)

Если человек будет взывать этими мольбами, размышляя над их смыслом, выполняя то, на что эти мольбы указывают и требуют, то не останется в его сердце тревоги даже размером с мельчайшее зернышко.

А также поминание Аллаха (зикр) имеет превосходное влияние на успокоение души и избавление от стресса и депрессии. Всевышний Аллах говорит:

أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

«Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Коран, 13:28)

3. Размышление над тем как мусульманин может заслужить искупление грехов, когда он поражен печалью и беспокойством в этом мире

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его и приветствует) сказал:

مَا يُصِيبُ الْمُسْلِمَ مِنْ نَصَبٍ وَلاَ وَصَبٍ وَلاَ هَمٍّ وَلاَ حُزْنٍ وَلاَ أَذًى وَلاَ غَمٍّ حَتَّى الشَّوْكَةِ يُشَاكُهَا، إِلاَّ كَفَّرَ اللَّهُ بِهَا مِنْ خَطَايَاهُ

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов». (аль-Бухари)

4. Осознание сущности земной жизни

Мусульман знает, что этот мир лишь временный, эти боль, трудности и отчаяние, поэтому верующий чувствует облегчение, когда расстается с ним. Жизнь очень коротка, и не следует отвлекать себя тревогой и депрессиями.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الدُّنْيَا سِجْنُ الْمُؤْمِنِ وَجَنَّةُ الْكَافِرِ

«Мир этот — тюрьма для верующего и Рай для неверного». (Муслим)

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Шарх Сахих Муслим» (18/93):

مَعْنَاهُ أَنَّ كُلَّ مُؤْمِنٍ مَسْجُونٌ مَمْنُوعٌ فِي الدُّنْيَا مِنَ الشَّهَوَاتِ الْمُحَرَّمَةِ وَالْمَكْرُوهَةِ ، مُكَلَّفٌ بِفِعْلِ الطَّاعَاتِ الشَّاقَّةِ ، فَإِذَا مَاتَ اسْتَرَاحَ مِنْ هَذَا ، وَانْقَلَبَ إِلَى مَا أَعَدَّ اللَّهُ تَعَالَى لَهُ مِنَ النَّعِيمِ الدَّائِمِ ، وَالرَّاحَةُ الْخَالِصَةُ مِنَ النُّقْصَانِ . وَأَمَّا الْكَافِرُ فَإِنَّمَا لَهُ مِنْ ذَلِكَ مَا حَصَّلَ فِي الدُّنْيَا مَعَ قِلَّتِهِ وَتَكْدِيرِهِ بِالْمُنَغِّصَاتِ ، فَإِذَا مَاتَ صَارَ إِلَى الْعَذَابِ الدَّائِمِ ، وَشَقَاءِ الْأَبَدِ .

«Каждый верующий является заключенным в мире этом, на которого возложены различные запреты и непростые обязанности. А когда он умирает, то избавляется и отдыхает от всего этого и возвращается к тому, что уготовил ему Всевышний Аллах из числа вечного блаженства, лишенного недостатка. Ну а что касается неверного, то для него лишь то, что уготовано ему в мире этом, несмотря на то, что его может постичь убийство или горесть мира этого. А когда он умрет, то будет возвращен к вечному наказанию».

5. Поминание смерти

Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أكثروا ذكرَ هاذمِ اللَّذاتِ : الموتِ ؛ فإنَّه لَم يذْكُرْه أحدٌ في ضيقٍ مِن العَيشِ إلَّا وسَّعَه علَيهِ ، و لا ذَكرَه في سَعةٍ إلَّا ضيَّقَها عليهِ

«Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений — смерть! Поистине, если кто-нибудь вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о ней в легком положении, оно покажется ему трудным!» (аль-Байхаки)

6. Постоянство в мольбах о прощении грехов

Сообщается со слов ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом):

من أكثر الاستغفار جعل الله له من كل هم فرجا ومن كل ضيق مخرجا ورزقه من حيث لا يحتسب

«Тому, кто много кается, Аллах поможет в заботах, выведет из трудностей и наделит уделом с той стороны, с которой он не ожидал». (аль-Хаким)

7. Хорошее мнение об Аллахе

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за три дня до смерти сказал:

لَا يَمُوتَنَّ أَحَدُكُمْ إِلَّا وَهُوَ يُحْسِنُ الظَّنَّ بِاللهِ عَزَّ وَجَل

«Пусть никто из вас не умирает, иначе как хорошо думая об Аллахе». (Муслим)

Всевышний Аллах сказал:

وَذَلِكُمْ ظَنُّكُمُ الَّذِي ظَنَنتُم بِرَبِّكُمْ أَرْدَاكُمْ فَأَصْبَحْتُم مِّنَ الْخَاسِرِينَ

«Предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас. И вы понесли урон». (Коран, 41:23)

Это все указывает на то, какое великое положение занимает хорошее мнение об Аллахе. Чем крепче в человеке хорошее мнение об Аллахе, тем более великие, достохвальные и благие плоды получает человек в этом мире и в мире вечном.

В «Хильят уль-авлия» (9/123) передается, что у имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) спросили:

كيف يكون سوء الظن بالله ؟

«В чем проявляется плохое мнение об Аллахе?»

Он ответил:

الوسوسة، والخوف الدائم من وقوع مُصِيبَة، وترقب زوال النعمة، كلها من سوء الظن بالرحمن الرحيم

«Навязчивые мысли, постоянный страх, что случится беда, ожидание, что ты лишишься блага, которое у тебя есть, — все это по причине плохого мнения о Милостивом, Милующем».

8. Благодарность Аллаху

Всевышний Аллах наделил нас бесчисленными благами. Аллах говорит:

وَإِن تَعُدُّوا نِعْمَةَ اللَّهِ لَا تُحْصُوهَا

«Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!» (Коран, 16:18).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

انظروا إلى من هو أسفل منكم، ولا تنظروا إلى من هو فوقكم، فهو أجدر أن لا تَزْدَرُوا نعمة الله عليكم

«Смотрите на тех, кто ниже вас по положению, и не смотрите на того, кто выше вас по положению, и это поможет вам не считать никакую из милостей Аллаха незначительной». (Муслим)

В хадисе содержится полезное наставление, краткое, но касающееся разных видов блага и разъясняющее, как правильно жить мусульманину. Если бы люди следовали этому наставлению, то они жили бы терпеливыми, благодарными и довольными.

9. Прибегание за убежищем к Аллаху

Многие наши отрицательные эмоции — это наущения от шайтана, который хочет, чтобы мы чувствовали себя подавленными и забывали о милостях Аллаха. Когда вы ощущаете в себе подобные чувства, остановите их, произнося:

أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

«Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана».
Абдуль-Азиз Абу Ибрахим
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *