24.04.2024

Мы часто слышим о том, что можно молиться с ребёнком на руках. Чтобы малыш не плакал, мама иногда берёт его на руки во время намаза. Часто дети, только научившись ходить, забираются на одного из родителей, пока тот молится. Это невероятно трогательно! Но, чтобы такая молитва была действительной, нужно соблюсти определённые условия (которые различаются по мазхабам). Это очень важный момент, и надо подойти со всей серьёзностью. Итак, начнём.

Наджаса и очищение от неё

Сначала надо разобраться, что именно считается наджасой. Мама маленького ребёнка постоянно сталкивается с тремя видами наджасы: испражнения ребёнка, его моча и его срыгивания. Кстати, не стоит сильно волноваться, если малыш много срыгивает. Допустимо, если ребёнок срыгивает примерно две столовых ложки (или меньше) каждый раз и даже если он один раз в день срыгивает фонтаном! Это всё — от незрелости нервной системы, со временем пройдёт. В норме срыгивания сохраняются где то до шести месяцев.

По мазхабу имама Абу Ханифы прощаемое количество человеческой мочи и испражнений на одежде для намаза — это размер дирхама (примерно с пятирублевую монету). Измерять точно не нужно. Если не удалить такое количество наджасы перед намазом, намаз будет действителен, однако удалять рекомендуется. Рано или поздно всё равно нужно смыть, чтобы избежать распространения нечистот.

В мазхабе имама аш-Шафии количество наджасы значения не имеет: в любом случае её необходимо смыть, иначе намаз не будет действителен.

Что касается мочи, то нужно иметь в виду, что, по мазхабу имама аш-Шафии, моча мальчика, находящегося на исключительно грудном вскармливании (то есть он пьёт только молоко мамы, никакой взрослой пищи; лекарства не в счёт), очищается простым брызганием воды поверх испачканного места. Как только ребёнку вводят прикорм — это правило перестаёт действовать.

Что касается срыгивания, то по шафиитскому мазхабу любое срыгивание считается наджасой — следовательно, молиться в одежде, испачканной срыгнутым молоком,
нельзя, и нельзя в намазе держать на руках ребёнка, на котором (или на одежде которого) есть этот вид наджасы. Однако если грудной ребёнок срыгнёт и дотронется ртом
до груди матери, то это прощается.

По ханафитскому мазхабу в этом вопросе есть теоретическое облегчение, которое на практике малоприменимо: срыгиваемое молоко считается наджасой, если количество срыгиваемого больше количества, которое ребёнок (который срыгнул) может без чрезмерного напряжения удержать во рту, но при этом надо подсчитывать объём всего срыгиваемого по одной причине. Поскольку ребёнок срыгивает часто, а причина одна — незрелость нервной системы, это облегчение здесь мало что облегчает. Тем не менее, как я указала выше, малое количество такой наджасы (размер дирхама) прощается на одежде для намаза. Впрочем, в любом случае срыгивания рекомендуется смывать.

Итак, в общем виде правило обычное: необходимо, чтобы на одежде для намаза не было наджасы (или, по мазхабу имама Абу Ханифы, допустимо, чтобы было прощаемое её количество). Если мы молимся, держа ребёнка на руках, то к одежде и телу ребёнка применяется такое же правило.

А если на ребёнке подгузник? Фетва Наили Акбарали по ханафитскому мазхабу

Ассаламу алейкум уа рахматуллах! Я молюсь, что мой ответ застанет вас в добром здравии и расположении духа.

Наджаса и её отношение к молитве: одним из условий действительности намаза является то, что молящийся должен быть чист от наджасы, количество которой превышает прощаемое количество, и под этим имеется в виду чистота тела, одежды и места молитвы («Маракиль-Фалях», 291). Прощаемое количество для человеческих испражнений и мочи не превышает то, что может уместиться во «внутренней» ладони. («Маракиль-Фалях», 222)

Хукм с разъяснением: если во время молитвы человек держит ребёнка, который не приучен к горшку, и на теле или одежде ребёнка находится наджаса в количестве, превышающем прощаемое, то намаз нарушается. <…> («Хашият» ат-Тахтави, 291)

Если ребёнок приучен к горшку, это не нарушает намаз, поскольку наджаса в этом случае приписывается ребёнку, а не молящемуся. («Радд аль-Мухтар», 1:269-270)

«Игровые» действия, такие, как суджда над ребёнком или когда ребёнок хлопает по молящемуся, не нарушают молитвы.

Советы: лучше стараться совершать намаз, пока ребёнок спит, если действия малыша вас отвлекают. Также можно посадить его в манеж или дать ему игрушку, чтобы он отвлёкся от ваших действий. Можно попросить вашего супруга, старших детей или друзей последить за ребёнком, пока вы молитесь.

Если ребёнок уже относительно большой, можно попробовать превратить это в игру. Многие дети копируют, как их родители молятся, особенно земной поклон. Очень важно помочь ребёнку понять, что поклонение требует спокойствия и сосредоточенности. Следует обучить его этому, повторяя, сочувствуя и проявляя терпение к особенностям этого возраста. И лишь Аллах даёт успех.

Фетва шейха Хамзы Карамали по шафиитскому мазхабу

Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим — на том.

Ассаламу алейкум уа рахматуллах! АльхамдулиЛлях, материнство — это великое благо. Но, как и с любым благом этого мира, с ним связано много испытаний. Одно из них — это исполнение действительной молитвы.

Самое полезное правило, о котором следует помнить, имея дело с наджасой и испачканными вещами, — это «уверенность не отменяется сомнением». Если вы уверены, что ваш ребёнок чист (потому что, например, вы только что его искупали, вымыли его интимные части спереди и сзади водой), и не уверены, что он после этого справил малую или большую нужду в подгузник, то вы можете полагать, что он чист, и вы не обязаны проверять его подгузник. Если в дальнейшем вы проверите подгузник и обнаружите, что он грязный, вы можете считать, что он стал грязным в самый последний момент перед тем, как вы проверили.

Если, тем не менее, вы уверены, что подгузник грязный (потому что, например, вы можете определить это по запаху даже в противоположной части дома), то намаз нарушается, если считается, что вы держите (хамиль) вашего ребёнка (например, он сидит у вас на коленях или опирается на вас), или если ребёнок схватил вас напрямую или за одежду. Но если ребёнок просто касается вашего тела или одежды «чистой частью» своего тела или одежды, и вы не поддерживаете его никаким образом, и он не хватается за вас или за вашу одежду, то молитва не нарушается (взято из «Хашият аль-Джамаль ‘аля Фатхуль-Уаххаб»; отметим, что речь идёт о «чистой части»; если же ребёнок касается вашего тела или одежды частью своего тела или одежды, которая испачкана наджасой, то намаз нарушается, даже если вы не держите ребёнка). Надеюсь, всё понятно. И Всевышний Аллах знает лучше.

А что с лишними движениями в намазе? Фетва Мустафы Элькаббани по шафиитскому мазхабу

Три движения любой частью тела (кроме следующих шести: губы, уши, язык, пенис, ресницы и пальцы), следующих друг за другом, нарушают намаз. Одно или два таких движения намаз не нарушают. «Следующий друг за другом» здесь значит то, что обычно под этим понимается. Некоторые учёные указали, что это значит, что между этими действиями прошло время, меньшее, чем требуется для прочтения суры «Аль-Ихляс».

В качестве исключения вытягивание руки и отведение её обратно без перерыва считается за одно движение. Это не относится к другим частям тела. Надеемся, дальнейшие разъяснения помогут понять это правило: Вытягивание обеих рук, чтобы взять ребёнка, и моментальное отведение их обратно будет считаться за два движения (одно за каждую руку) и, следовательно, намаз не будет нарушен. Наклон и выпрямление, чтобы взять ребёнка, вызовут затруднение, так как наклон и выпрямление считаются за два движения и ещё потребуется как минимум одно дополнительное движение, чтобы взять ребёнка.

Есть ещё одно соображение: человек, держащий ребёнка, должен следить за тем, чтобы были выполнены все обязательные части намаза. Например, необходимо, чтобы часть внутренней стороны ладони (это может быть внутренняя сторона всего одного пальца каждой руки) коснулась пола во время земного поклона. Также необходимо, чтобы человек совершал поклоны только с одной целью — совершить поклон (то есть нельзя нагнуться, чтобы поднять ребёнка, а затем решить, что, раз движение уже совершено, можно продолжить поклон).

И в этом нет разницы между обязательными и желательными намазами и также между намазом в одиночестве и намазом джамаатом. А Всевышний Аллах знает лучше (конец фетвы шейха Мустафы Элькаббани).

По ханафитскому мазхабу намаз нарушает не конкретное количество движений, а лишь такое их число и такой их характер, при котором постороннему человеку покажется, что молящийся не в намазе.

Можно ли пропустить намаз, перенеся его на то время, когда ребёнок уснёт? Фетва шейха Фараза Раббани по ханафитскому мазхабу

Вопрос: А что делать мамам, которым никто не помогает? Можно ли отложить намаз на то время, когда ребёнок уснёт?

Ответ: В фикхе есть правило (если есть только два варианта) — «меньшее зло допускается, чтобы избежать большего зла». Откладывание намаза до той поры, когда его время уже выйдет, — это большой грех. Молитва с несколько отвлечённым вниманием ли с небольшими дополнительными движениями порицается. Однако небольшие дополнительные движения, у которых есть уважительная причина, прощаются и не порицаются.

Следует стараться быть в хузуре во время намаза. Однако матерям нет необходимости восполнять молитвы, совершённые с некоторой рассеянностью или с дополнительными движениями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верой лучше и более любим Аллахом, чем слабый верой, хотя в обоих есть благое. Полагайтесь на Аллаха и не будьте неспособны». Одно из значений словосочетания «сильный верой» в этом хадисе — это тот верующий, который использует лучшие и наиболее эффективные внешние средства и внутренне полагается на Аллаха. Следовательно, матери должны организовать свой день так, чтобы молиться (и исполнять другие религиозные обязанности) наилучшим образом: в начале времени, со всеми суннами, с хузуром (спокойствием). И лишь Аллах даёт успех. (конец фетвы шейха Фараза Раббани).

В шафиитском мазхабе также нельзя исполнять намаз позже положенного времени по причине ухода за ребёнком.

Автор: Устаза Малика Умм Яхья аль-Ханафи
Из книги: «Малыши в Исламе», стр. 160-168
Источник: islamdinr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *